Число обращений в приемную уполномоченного по правам человека в РТ за год выросло на 18% — в 2016 году за помощью к татарстанскому омбудсмену «постучались» более 3,5 тыс. человек. За тем, как Сария Сабурская требовала для инвалидов собак-поводырей, бывшим зэкам — работу, больным — УЗИ, а всем соципотечникам — квартиры без плесени, наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Татарстанский омбудсмен Сария Сабурская накануне подвела итоги работы в 2016 году
ВВЕДЕНЫ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ...
Татарстанский омбудсмен Сария Сабурская накануне подвела итоги работы в 2016 году. Для встречи был избран формат заседания экспертного совета, для участников подготовили именные таблички, однако все они оказались лишь молчаливыми свидетелями происходящего.
Для начала Сабурская сообщила, что за 2016 год к ней поступило более 3,5 тыс. обращений, что на 18% больше, чем в 2015-м. Несмотря на снижение объемов невыплаченной заплаты, проблема в республике до сих пор не побеждена. На 1 января 2017 года 893 татарстанца не получили от своих работодателей более 12,6 млн. рублей. «Плачевное состояние предприятий, как правило, считается основной причиной проблемы, но следственными органами выявляются факты, когда причина невыплата зарплаты — корыстная или личная заинтересованность руководителя организации», — заявила Сабурская. Против таких начальников в РТ возбуждались уголовные дела. И, что интересно, грозящее наказание в большинстве случаев приводило к тому, что деньги волшебным образом тут же находились.
«Однако когда такой инициативы нет, вопрос о выплате может и не решаться», — отметила Сабурская. Как пример она привела директора ООО «Агрызское МСО», который был признан виновным по статье «Невыплата зарплаты». Так вот, до судебных приставов дошли исполнительные листы лишь для возврата денег двум работникам, а 14 человек, которые не стали обращаться ни в прокуратуру, ни в суд, остались за бортом. «Нежелание самих работников получить зарплату — дело хозяйское, другой вопрос, если они введены в заблуждение своим работодателем или не предъявляют требований в связи с состоянием здоровья», — рассуждала Сабурская. Она подчеркнула, что куда важнее до суда предпринять меры по выплате зарплаты, а не наказание нерадивых работодателей.
Другая распространенная проблема в сфере занятости — отказ в приеме на работу. Чаще всего с ней сталкиваются люди предпенсионного возраста и бывшие осужденные, которым отказывают даже в работе уборщиком, дворником, грузчиком. «О какой ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы может идти речь, если их права нарушаются, а нарушитель остается безнаказанным!» — возмущалась Сабурская. Она призвала активнее сообщать о таких нарушителях в надзорные органы.
...И ПЛЕСЕНЬ В ДОМАХ ГЖФ
Нередко нарушаются жилищные права граждан. Впрочем, Сабурская лишь констатировала наличие проблем: это и обманутые дольщики, и ситуация в казанских поселках Салмачи и Осиново, где перед жителями встал вопрос о сносе их домов как находящихся в пределах охранных зон магистральных трубопроводов. «Примечательно, что жилые дома, подлежащие сносу, не являлись самовольными постройками, отвод земельных участков осуществлялся органами местного самоуправления», — вступилась за жителей поселков Сабурская. Однако она не дала рецепта, как людям сохранить свое жилье, а только призвала чиновников сделать все возможное, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем.
Распространенная проблема в сфере занятости — отказ в приеме на работу. Чаще всего с ней сталкиваются люди предпенсионного возраста и бывшие осужденные, которым отказывают даже в работе уборщиком, дворником, грузчиком
Жалобы к Сабурской поступали и от так называемых «аварийщиков». Жителям приговоренных к сносу домов любезно предлагают вступить в соципотеку, но не все в состоянии потянуть такую ношу. «К нам поступают обращения граждан с просьбой посодействовать в отсрочке или уменьшении размера ежемесячных платежей ввиду тяжелого материального положения», — рассказала омбудсмен. Она обратилась к премьер-министру РТ Ильдару Халикову с просьбой расширить перечень тех граждан, которым разрешено проживать в соципотечных домах на условиях соцнайма без ограничения по времени, но с сохранением права выкупа в дальнейшем. Позже премьер отреагировал на эту реплику. Он заметил, что таких случаев по РТ единицы, и, разумеется, их нужно рассмотреть отдельно. Значит ли это, что для «аварийщиков» забрезжил свет надежды?
Подняли и вопрос о дефектах в новых домах, прежде всего о плесени. Как известно, ее появление говорит о серьезных ошибках при строительстве дома (промерзание стен, отсутствие вентиляции и проч.), а проживание в таких домах грозит заболеваниями дыхательной системы вплоть до астмы. Сабурская обратилась к главе ГЖФ Талгату Абдуллину с просьбой не привлекать на строительство соципотечного жилья подрядчиков, которые не выполняют гарантийные работы. Премьер тоже не оставил эти замечания без внимания, он напомнил, что по правилам контрольные органы должны проводить проверку новых домов через месяц после их сдачи (заметим, что плесень — специфическое явление, которое проявляется не сразу, так что неплохо было бы проводить такие проверки, например, через год после сдачи дома).
СКОЛЬКО ЖЕ ЖДАТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ У ВРАЧА?
Следующим блоком стала проблема качества оказания медицинских услуг. «Случаи приобретения родственниками больных лекарственных препаратов ввиду их отсутствия в стационарных отделениях не искоренены. Нами зафиксированы такие факты в Азнакаевском, Аксубаевском, Елабужском, Зеленодольском, Мамадышском, Нурлатском районах и в Набережных Челнах», — констатировала Сабурская. Часто из-за поломки техники пациентам отказывают в проведении обследования: «Отдельные факты выглядят вопиющими. Так, в Альметьевске период ожидания ультразвукового исследования брюшной полости составил более 8 месяцев, и исследования проведено только после обращения пациента в „Народный контроль“». Не хватает маммографов, аппаратов флюорографии, томографов... Простои оборудования составляют от 34 до 102 дней, ужасалась докладчица.
Тут Халиков отметил, что если речь идет о высокотехнологичной помощи, нет смысла «размазывать» ее тонким слоем по всей республике, чтобы не получалось так, что дорогостоящий прибор МРТ (магниторезонансная томография) используется 3,5 раза в день. За такой помощью татарстанцы вынуждены ехать в крупные города. А вот элементарные вещи типа УЗИ, разумеется, должны быть повсюду. «Это наш вопрос, проблема серьезная, мы не имеем неснижаемого запаса запасных частей», — объяснил премьер. Получается так: прибор сломался — и начинается длительная процедура объявления конкурса на его ремонт или поставку запчастей, а больным приходится ждать — от 6 до 9 месяцев. Чтобы не забылось, Халиков с ходу дал представителям минздрава поручение подумать, как решить проблему: «Бюджет ничего не теряет и не получает, он все равно тратит эти, условно говоря, 32 тысячи рублей за перегоревшую лампу. Просто их нужно потратить в феврале, чтобы, если прибор сломается в марте, можно было сразу в течение суток сломавшуюся лампу заменить».
Сабурская призвала руководителя фонда соцстраха РТ Рамиля Гайзатуллина (в центре) отладить, наконец, работу с поставщиками и отработать варианты доставки средств реабилитации до дверей инвалидов
Далее речь зашла об обеспечении инвалидов средствами реабилитации фонда соцстраха РТ. Сабурская призвала руководителя фонда соцстраха РТ Рамиля Гайзатуллина отладить, наконец, работу с поставщиками и отработать варианты доставки средств реабилитации до дверей инвалидов. Из рук вон плохо обстоит снабжение инвалидов по зрению собаками-поводырями. «Госконтракты на их приобретение заключаются достаточно редко, а необходимость есть», — заявила Сабурская. И это уже не говоря о проблемах доступности среды. «Порой видишь абсурдные ситуации: у ТЦ „Франт“ на парковочном месте для людей с ограниченными возможностями здоровья складировался снег!» — возмущалась защитница прав человека. Говорит, что снег убрали только после ее вмешательства.
«ЕСЛИ СМЕРТЬ УТАИТЬ НЕВОЗМОЖНО...»
Руководитель госинспекции труда Евгений Костюшин рассказал, что в его ведомство за 2016 год поступило 6283 обращений граждан, среди которых чаще всего встречаются жалобы на несвоевременную выплату зарплаты и на «серое» трудоустройство. Инспекцией было возбуждено 4,4 тыс. дел, наложено штрафов на 82 млн. рублей. 37 должностных лиц получили административные взыскания.
Руководитель госинспекции труда Евгений Костюшин рассказал, что в его ведомство за 2016 год поступило 6283 обращений граждан. Чаще всего встречаются жалобы на несвоевременную выплату зарплаты и на «серое» трудоустройство
«В 2016 году был установлен самый низкий за последние 20 лет уровень смертности на производстве, при этом, в отличие от других регионов, индекс промышленного производства и объемы работ в РТ растут год от года», — подчеркнул Костюшин. При этом «трудовик» отметил наличие латентного травматизма, когда факт увечья на производстве скрывается, чтобы не «налететь» на проверки и прочие санкции. Так, за 2016 год было возбуждено 89 уголовных дел. «Если смерть утаить невозможно, то тяжелые случаи, во избежание жестких мер со стороны контрольных ведомств, пытаются скрыть», — заявил Костюшин. Чтобы избежать этого, медиков обязали тут же сообщать о подобных случаях. Также он пожаловался, что введенные изменения в КоАП РФ «фактически лишили возможности оперативно решать вопрос о приостановлении деятельности нарушителей, хотя это была самая эффективная санкция». В 2014 году, например, было приостановлено 14 объектов. Позже задание разобраться с проблемой было дано присутствовавшему на совете депутату Госдумы РФ Ильдару Гильмутдинову.
Наконец, Костюшин признал, что проводить свою работу с «армией» из 17 инспекторов непросто: «Мы как солдаты, если нам дадут винтовку, мы будем воевать с винтовкой, если штык, то будем воевать со штыком. Но у нас XXI век, хотелось бы иметь в руках автомат. Не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы защищать право граждан на безопасный труд».
Задание разобраться с вопросом возможности приостановления деятельности нарушителей как средства снижения травматизма на производстве было дано депутату Госдумы РФ Ильдару Гильмутдинову (справа)
СКРЫТЫЙ ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЛИ АРМИЯ РЕЦИДИВИСТОВ?
Тему социальной реабилитации и адаптации бывших заключенных поднял директор центра социальной реабилитации и адаптации бывших заключенных Азат Гайнутдинов. Он рассказал, что центр работает с 2014 года, а помощь в нем получили более 100 человек: «Большинство из них уверенно стоит на ногах, среди подопечных центра есть такие, кто за короткий срок превратился в успешных бизнесменов, теперь они сами трудоустраивают ранее судимых. Всего три наших подопечных совершили рецидивы». Гайнутдинов пояснил «БИЗНЕС Online», что за два года до окончания срока заключения заключенный может подать на ИР — исправительные работы. Это выгодно всем: работодатель получает дешевую рабочую силу, государству не нужно тратить ежемесячно по 30 тыс. рублей на содержание зэка, пострадавшая сторона получает компенсацию, ну а сам «исправленец» начинает получать зарплату. Кроме того, после освобождения ему гораздо легче будет найти работу.
«В местах лишения свободы находится целая армия потенциально экономически активного населения, все они находится на иждивении государства», — считает Гайнутдинов. По его словам, трудоустройство осужденных прямо влияет и на количество совершающихся повторных поступлений. Ежегодно в столицу РТ из тюрем возвращаются более 1300 человек, из них рецидив совершают 47%, это ниже, чем в среднем по РТ на 28%. Гайнутдинов объяснил это тем, что столице нужна рабочая сила, и те, кто хотят, все же могут найти рабочее место.
Однако есть нюанс: исправительные работы назначают только тем, у кого есть прописка. «Если нет прописки, то по ИР ты не можешь освободиться. А где ты будешь прописан после освобождения, никого не волнует», — говорит руководитель центра. Для решения этой проблемы в Казани необходимо открыть общежитие для участников ИР примерно на 100 человек. «Мы надеемся, что наше предложение найдет понимание», — высказал пожелание Гайнутдинов.
«НАСТОЯЩЕЕ БЕЗОБРАЗИЕ ТВОРИМ!»
В финале Халиков высказал много теплых слов в адрес Сабурской. «Это не формально, не для галочки структура», — хвалил он. Премьер признал, что опыт по передаче под крыло уполномоченного по правам человека «Народного контроля» оказался удачным, хотя изначально были некоторые сомнения.
Ильдар Халиков признал, что опыт по передаче под крыло уполномоченного по правам человека «Народного контроля» оказался удачным, хотя изначально были некоторые сомнения
Он еще раз обозначил свое поручение по улучшению качества жилья по соципотеке: «Лариса Николаевна Яковлева (омбудсмен Марий Эл, гость совета — прим. ред.), наверное, наши проблемы не очень понимает. Говорит: мало того что вы 400 тысяч квадратных метров жилья под 7 процентов на 25 лет даете, еще показываете, что где-то там в углу плесень появилась! Но это нормально. Потребности живого человека все время должны возрастать. Не важно, одна квартира или десять тысяч, они должны быть в одинаково идеальном состоянии».
Врачей Халиков попросил не воспринимать критику в штыки. Он высказался в том смысле, что если есть проблема — решайте, а если есть что возразить — не копить обиду.
А вот перемирия в деле предоставления средств реабилитации инвалидам быть не может. «Уважаемые коллеги, мы этот вопрос тянуть не можем», — отрезал премьер и дал ровно месяц на решение задачи. «По-настоящему безобразие мы творим. Как и в случае с запчастями для медицинского оборудования: денег меньше не тратим, больше не тратим, мы просто вынуждаем длительное время людей ждать, а самое главное — допускаем аморальную ситуацию, когда люди получают не те средства, неисправные средства», — возмутился Халиков и рекомендовал призвать на помощь прокуратуру РТ и Роспотребнадзор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.