Сразу два кадровых решения за закрытыми дверями коллегии ГИБДД принял глава МВД по РТ Артем Хохорин Сразу два кадровых решения за закрытыми дверями коллегии ГИБДД принял глава МВД по РТ Артем Хохорин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРИ АСГАТЕ САФАРОВЕ ТАКОГО НЕ БЫВАЛО»

Структуры МВД традиционно закрыты в последние годы, поэтому о том, что происходит там, можно судить только по редким утечкам и осторожным комментариям собеседников. Тем менее напрашивается вывод, что, похоже, Артем Хохорин окончательно покончил с относительной свободой ГИБДД РТ, сложившейся по понятным причинам в эпоху Рифката Минниханова, — таков итог закрытой коллегии ведомства, которая была проведена накануне.

В первой части совещания была озвучена статистическая информация, содержащая сведения о росте числа ДТП. К примеру, в 2016 году на территории Татарстана было зарегистрировано более 5 тыс. ДТП, в которых погибли 450 человек. В то же время в 2015 году в республике произошло меньше ДТП — 4,95 тыс., но жертв в них было больше — 492 человека. «Мы добились снижения числа погибших на дорогах на 42 человека, но цифра остается большой, будем работать по ней, — заметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ один из сотрудников ГИБДД. — В самой Казани 52 погибших за минувший год — это один из самых низких показателей в городах-миллионниках».

После доклада Ленара Габдурахманова перед присутствующими уже в должности руководителя ГБУ «Безопасность дорожного движения» итоги года озвучил бывший глава республиканской ГИБДД Минниханов. Помимо него на коллегии также присутствовали министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин, заместитель руководителя следственного комитета РФ по РТ Ильяс Масаллимов, заместитель председателя Верховного суда РТ Роман Гафаров, заместитель прокурора РТ Сергей Старостин, руководитель УФССП по РТ Радик Ильясов, депутат Государственного Совета РТ пятого созыва Рафил Нугуманов, главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов.

Но гораздо более значимые события произошли на второй части коллегии, которая была проведена в узком кругу руководителей подразделений. Там, как нам рассказали сразу несколько собеседников, Хохорин объявил об увольнении командира полка ДПС Казани Алексея Устюгова и начальника отдела ГИБДД по Арскому району Ильдара Нотфуллина. Причем последнего министр удалил из зала в самом начале совещания. «За 20 лет службы я впервые сталкиваюсь с тем, что министр удалил руководителя из зала. При Асгате Сафарове такого не бывало, это беспрецедентный случай», — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими впечатлениями один из участников коллегии.

Ильдар Нотфуллин Ильдара Нотфуллина министр удалил из зала в самом начале совещания Фото: arsk.tatarstan.ru

Кстати, из-за недостатка информации картина сложилась противоречивая. Так, ряд СМИ поспешил высказать версию о том, что в отношении руководителя арской ГИБДД была проведена служебная проверка, которая установила, что Нотфуллин передал подчиненным пароли от приборов видеонаблюдения «Армата», что якобы позволяло им удалять видеозаписи с нарушениями. Таким образом, он создал почву, способствующую коррупционным проявлениям. «Я читал информацию о том, что переданы пароли, но не понял, что там написано, — прокомментировал это предположение Габдурахманов в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Якобы он отдал пароли. Но какие пароли? У нас есть приборы, мы осуществляем их контроль, за приборами закреплены инспекторы. А по поводу того, что он [Нотфуллин] какие-то пароли дал, я ничего сказать не могу. У него и без того есть взыскания, которые в совокупности послужили поводом для увольнения». По словам Габдурахманова, к Нотфуллину возникали многочисленные вопросы по итогам 2015 и первого полугодия 2016 года. «Это рост аварийности по всем показателям, увеличение числа погибших в ДТП и ДТП, совершенных в нетрезвом состоянии, — перечислил Габдурахманов. — Были проведены служебные проверки по многим фактам, после чего принято решение».

По сведениям источника «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах, в арском управлении ГИБДД история завершилась служебной проверкой, до возбуждения уголовного дела не дошло, тогда как у кадрового решения в отношении Устюгова есть ощутимый уголовный подтекст. «Министр на совещании высказался о том, что есть зашкаливающее количество уголовных дел, возбужденных в этом месяце управлениями следственного комитета по Вахитовскому и Советскому районам в отношении сотрудников ДПС, — добавил присутствовавший на коллегии собеседник издания. — Поэтому решение по Устюгову было принято с учетом данного обстоятельства, а остальным сотрудникам министр порекомендовал сделать выводы. Однако в отношении начальника полка ДПС Хохорин поступил гораздо мягче. Он просто освободил его от занимаемой должности с формулировкой „посмотреть себя в другом качестве в ГИБДД, поскольку руководство полком не очень получилось“».

АЛЕКСЕЙ УСТЮГОВ ПОПАЛ ПОД КОЛЕСА АВТОЛИХАЧА КАЗАНСКОГО АЭРОПОРТА?

По сведениям «БИЗНЕС Online», следственный комитет РФ по РТ действительно возбудил два уголовных дела. Расследование первого было начато около месяца назад в отношении четырех сотрудников казанского полка ДПС. Фигурантом второго является еще один, пятый по счету подчиненный Устюгова.

Впрочем, другие источники «БИЗНЕС Online» указывают на то, что отставка Устюгова связана с серией факторов, которые накапливались в течение всего 2016 года, когда Хохорин пристально к нему приглядывался. В их числе неудовлетворительные отношения с казанскими байкерами, а также прогремевший на всю страну эпизод с гонщиком, который прорвался на территорию казанского аэропорта. В конце декабря прошлого года двое сотрудников ДПС, включая командира 2-го взвода 2-го батальона полка ДПС ГИБДД, были уволены. Всего «под колеса» автолихача попали 15 сотрудников автоинспекции, получивших дисциплинарные взыскания за непрофессиональные действия и ненадлежащее исполнение обязанностей. Не исключено, что наказание спустя месяц настигло и их командира...

Отметим, что начальник полка ДПС — должность отнюдь не рядовая в системе ГИБДД РТ и даже в республиканском МВД. В Татарстане всего один полк ДПС, созданный в 1998 году. Дислоцируется он в управлении ГИБДД по РТ на Оренбургском тракте, 8. Командиром полка может стать человек в звании не ниже подполковника. Устюгов, к примеру, носил полковничьи погоны, очередное звание он получил в феврале 2014 года, хотя возглавил полк еще в 2012 году. Примечательно, что на этом посту он сменил нынешнего заместителя руководителя ГИБДД РТ Рустема Ибрагимова, командовавшего казанскими дэпээсниками с 2007 по 2012 год. Помимо полка ДПС в состав ГИБДД входит особый батальон ДПС, которым, в свою очередь, с 2004 по 2015 год командовал Габдурахманов. Учитывая, что через год он сел в кресло руководителя республиканской ГАИ, по статусу на эту позицию мог претендовать и Устюгов. Однако предпочтение отдано все же Габдурахманову.

«По уровню полномочий и должности Устюгов практически равен начальнику управления УМВД по Казани Алексею Соколову, — отмечает собеседник „БИЗНЕС Online“, знакомый с работой республиканской ГИБДД. — Хотя в подчинении у Соколова, конечно же, больше сотрудников, он прямой руководитель начальника полка ДПС».

«Устюгов закончил танковое училище, он кадровый военный, с дисциплиной у него все в порядке, вредных привычек нет, у него есть более 30 наград, в том числе на 80-летие ГИБДД он получил государственную награду из рук президента РТ Рустама Минниханова, — вспомнил один из сослуживцев теперь уже бывшего командира полка ДПС Казани. — Это один из немногих руководителей, который находится на своем месте в ГИБДД. Его подчиненные каждую ночь совершают маленький подвиг, задерживая нетрезвых водителей, преследуя тех, кто не останавливается по требованию. Это выматывающая ночная работа, которую обыватель не видит. Да, был эпизод с аэропортом, но принимать такое решение через два месяца не совсем своевременно и несоразмерно. Впрочем, не исключено, что руководство видит и другие прорехи в работе».

. Рифкат Минниханов кадровые решения проводил без лишнего шума, внутри «своей кухни» Фото: tatarstan.ru

Отнюдь не рядовое, но далеко не самое громкое кадровое решение Хохорина получило едва ли не сенсационный окрас в первую очередь в связи с историческим контекстом татарстанского управления ГИБДД. В эпоху 19-летнего правления УГИБДД по РТ Рифката Минниханова представить что-то подобное было сложно. Во-первых, благодаря авторитету самого Минниханова, который в рядах автоинспекции провел почти четверть века, то есть МВД осторожно вмешивалось в эту епархию, «государство в государстве». Даже при всесильном Сафарове. Во-вторых, благодаря управленческим способностям самого главного автоинспектора республики. Как отмечает один из собеседников «БИЗНЕС Online», Минниханов кадровые решения проводил без лишнего шума, внутри «своей кухни». Впрочем, его «дозор» на посту руководителя ведомства 8 августа был окончен, когда он объявил о собственном решении покинуть органы. Правда, далеко бессменный экс-руководитель ГИБДД РТ все же не ушел, остановившись на посту начальника ГБУ «Безопасность дорожного движения».

«Ушла эпоха», — обобщают последние кадровые изменения в рядах высокопоставленных автоинспекторов собеседники «БИЗНЕС Online». Таким образом, ГИБДД РТ возвращается в статус рядового управления республиканского министерства внутренних дел, а Хохорин в новой ситуации вынужден в «ручном режиме» реагировать на происходящее в этом особом «государстве в государстве».

«В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ МВД В ПРОШЛОМ ГОДУ ЗАВЕЛИ ПОД 90 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», выразили свое отношение к последним кадровым решениям Хохорина.

Рафил Нугуманов — депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, общественный уполномоченный по реализации экономической амнистии в РТ:

— Не порадовало в ходе совещания, конечно, незначительное увеличение количества ДТП. А вот количество погибших и раненых, напротив, снизилось, причем неплохо. Тем не менее по итогам прошлого года, к сожалению, на дорогах погибли 450 человек. Снижение погибших должно быть нормой. Побольше, правда, стало появляться на дорогах пьяных водителей. В кадровый вопрос я не вникал, потому что был только на официальной части. Я не могу прокомментировать, потому что не знаю, гадать не буду. Есть масса вопросов, над которыми еще надо работать, возбуждаются уголовные дела в отношении сотрудников ГИБДД. Отдельно насчет ГИБДД не знаю, но в целом в отношении сотрудников МВД в прошлом году завели под 90 уголовных дел! Конечно, если совершено серьезное преступление, была взятка, то такие сотрудники должны идти под суд. Нужно изживать грубость. При всей строгости штрафы должны быть законными, а когда гражданин понимает свою вину, то и зла не держит на сотрудников. Госавтоинспекция вплотную работает с народом, отношение к МВД напрямую зависит от отношения населения к ГИБДД. Инспекции министр всегда уделял особое внимание. С учетом того, что ушел человек с огромным опытом работы, а пришел молодой, министру, даже если бы он не хотел, пришлось бы еще больше внимания уделять службе ГИБДД. Конечно, я считаю, что внимания уделяется больше.

Дмитрий Золотов — представитель ФАР в Казани:

— Напрямую с Устюговым мы не сталкивались, не разговаривали с ним. В основном мы работали с Ибрагимовым, когда он был начальником полка ДПС и когда он стал заместителем начальника УГИБДД МВД по РТ. А Устюгову мы писали письма по нарушениям водителей VIP'ов и крупных чиновников, и нам приходили ответы. Таких водителей наказывали. В плане этой работы у нас к нему претензий не было, все было в порядке. Но у нас было много вопросов по дорожным знакам — несуществующим, неправильно установленным. И эти вопросы никуда не делись, они остались. Я не знаю, вина ли это Устюгова или кого-нибудь другого. Скорее всего, именно его.