«Азат Киямович, это будет решаться в сторону государства, а не в сторону бизнеса!» — такой возглас раздался на коллегии минземимущества РТ в минувшую пятницу, когда министр Азат Хамаев победительно рассуждал о передаче функций кадастровой оценки от частных фирм к создаваемому в республике ГБУ. О том, как вице-премьер РТ и экс-мэр Набережных Челнов учил глав бороться с недоимками и к чему приводят убытки 40% МУПов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Азат Хамаев на отчетной коллегии ведомства заявил, что за 2016 год по этой статье доходов поступило около 4,8 млрд. рублей, тогда как в 2014 году было 5,5 млрд. рублей, в 2015-м — 5 млрд. рублей
СНИЗИЛИСЬ КАК ДОХОДЫ В БЮДЖЕТ, ТАК И ДОЛГИ ЗА АРЕНДУ
Доходы консолидированного бюджета от использования муниципальной собственности снижаются. Как заявил глава минземимущества РТ Азат Хамаев на отчетной коллегии ведомства, за 2016 год по этой статье доходов поступило около 4,8 млрд. рублей, тогда как в 2014 году было 5,5 млрд. рублей, в 2015-м — 5 млрд. рублей. Большинство муниципальных районов имеет резервы для роста поступлений, считает министр. Один из них — взыскание недоимки с должников за аренду. Здесь наметился прогресс: долги уменьшились на 26% до 486 млн. рублей и практически сравнялись с показателями докризисного 2014 года. «Я прошу эту работу держать на постоянном контроле», — обратился к Хамаеву заместитель премьер-министра РТ Василь Шайхразиев. Несмотря на то что цифра «играющая» и в большинстве районов есть уменьшение, постоянный остаток является очень существенным, отметил он. «Как только предприятие начинает уходить от вопроса налоговых платежей, это практически первый звоночек для того, чтобы его пригласить, — заметил вице-премьер, обращаясь в том числе и к главам муниципалитетов, принимающим участие в конференции по видеосвязи. — Я в данном случае в большей степени говорю для того, чтобы его поддержать, а не постараться у него отобрать. Поддержать, помочь развитию — в конечном итоге он и рабочие места сохранит, и будет платить налоги, и пополнять бюджет».
В числе других резервов пополнения бюджета Хамаев назвал вовлечение в оборот неиспользуемых сельхозземель. За последние пять лет их площадь сократилась почти в три раза до 35 тыс. га, но проблема остается актуальной, отметил министр. Не расслабляться и «держать руку на пульсе» призвал и Шайхразиев, советуя обратить внимание на эффективность использования выявленных участков. «Да, мы сократили в три раза. И что? А какова эффективность? — засомневался он. — Поэтому я прошу во всех направлениях глубоко это изучать... Азат Киямович, ваши ближайшие помощники — это муниципалитеты. Чуть ли не в ежедневном режиме с них требовать, спрашивать, показывать самых лучших, и, если у кого-то вопросы появляются — вплоть до приглашения сюда на закрытые коллегии, чтобы уже не отставать».
Азат Хамаев
КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГБУ
Далее Хамаев заострил внимание на революционных изменениях в сфере кадастровой оценки. Поясним, что раньше оценку проводили частные подрядчики, которых минзеимущества отбирало по конкурсу. Но с 1 января 2017 года вступил в силу новый закон о государственной кадастровой оценке, который передает эти функции на безальтернативной основе в специально создаваемые в каждом регионе госорганизации. «Постановление о создании ГБУ „Центр государственной кадастровой оценки“ утверждено кабинетом министров», — сообщил глава минземимущества. Отметим, что в Татарстане и раньше всегда стремились отдать проведение кадастровой оценки в руки не чужой для власти организации РКЦ «Земля». В 2015 году фирма на аукционе уронила цену работы в 37,5 раз, лишь бы стратегически важный подряд достался ей, как и в 2010 году, когда проводилась предыдущая оценка. Ответом бизнеса стал вал исков на несправедливость оценки, исходя из которой начисляются налоги и арендные платежи. Не утихают споры и сегодня.
«В 98 процентов случаев кадастровая стоимость оспаривается в судебном порядке, путем установления рыночной стоимости объекта. Однако представляемые [истцами] отчеты об оценке низкого качества, поэтому мы вынуждены инициировать проведение судебных экспертиз, большинство из которых судом поручаются коммерческим организациям», — рассказал министр. Сами заявители не несут затрат на экспертизы, заказанные по требованию ответчика, — только за 2016 год на их оплату было потрачено 8 млн. рублей. «При несогласии с требованием заявителя на министерство возлагаются и другие судебные расходы», — посетовал Хамаев, предложив выйти с законодательной инициативой, предусматривающей отнесение расходов на самих заявителей.
Говоря о факторах, приводящих к ошибке в оценках, председатель правления общества оценщиков РТ Дмитрий Захматов упомянул проблему демпинга, когда на конкурс заявляются «случайные» люди, которые потом выигрывают тендер и на выходе демонстрируют слабое качество. Случаи демпинга необходимо жестко пресекать, а о подобных фактах заявлять публично, отреагировал Шайхразиев. Работа над ошибками уже запущена, отметил Хамаев, но до кондиции она будет доведена только с окончательным созданием ГБУ по кадастровой оценке. «Будут конкретные оценщики кадастровой стоимости — государственные бюджетные учреждения, вот тогда проблема будет более-менее решаться», — начал было он. Но договорить министру не дали.
«Азат Киямович, это будет решаться в сторону государства, а не в сторону бизнеса! Это вопрос объективный», — неожиданно воззвал кто-то из сидящих в зале предпринимателей. Министр, впрочем, отреагировал спокойно. «Давайте сначала ГБУ начнет работу, потом посмотрим, в какую сторону», — призвал он. Вопрос действительно очень сложный и поднимался неоднократно, в том числе и на совете предпринимателей с участием президента РТ, отметил министр. «Поэтому работой по поиску механизма правильной рыночной оценки будем заниматься все вместе, сообща», — пообещал он.
Председатель правления общества оценщиков РТ Дмитрий Захматов упомянул проблему демпинга, когда на конкурс заявляются «случайные» люди, которые потом выигрывают тендер и на выходе демонстрируют слабое качество
«ДАЖЕ КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ЧТО ЭТО ПРИВЕДЕТ К РАЗВИТИЮ, МЫ СТАВИМ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПОД РИСК»
Во исполнение поручения Рустама Минниханова в 2017 году началась работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности МУПов — многие из них на грани краха. «По итогам текущего года убыточно около 40 процентов и более 30 процентов закредитовано, то есть заемные средства составляют более половины активов», — рассказал министр. В качестве примера он привел Азнакаевский и Новошешминский районы РТ, где выявлены просрочки платежей по кредитам третьих лиц на сумму более 10 млн. рублей. При этом в залоге по этим кредитам находится муниципальное имущество. «Идут судебные процессы, существуют реальные риски потери этого имущества», — обратил внимание он. Ответственнее относиться к займам коллег призвал и Шайхразиев. «Даже когда мы говорим, что этот бизнес приведет к развитию того и другого, и хотим через бюджет района или города дать гарантии по кредитам, мы при любой ситуации ставим исполнение бюджета в части доходно-расходной части под риск», — пояснил он. Каждый такой вопрос должен быть общеизвестным, а министерство должно разработать механизм публичного получения информации о заемщике, подчеркнул вице-премьер.
Еще одной проблемой, на которой акцентировал внимание Хамаев, стала нехватка во многих районах квалифицированных кадров. «Причем по мере усложнения законодательства и возрастания требований к управлению имуществом эта проблема только возрастает», — с тревогой отметил он. В числе наболевших проблем министр назвал и вопрос территориального планирования при изменении категории земель. «Основная проблема заключается в том, что большинство решений представительских органов поселения по утверждению генеральных планов приняты без согласования с кабинетом министров, что противоречит федеральному законодательству», — разъяснил министр. Всего из 223 рассмотренных министерством проектов оказались согласованы только 20%.
Последним, но не по значимости, вопросом, поднятом на коллегии, стало предоставление земли многодетным семьям. Проблема нехватки земель по-прежнему остается актуальной, вынужден был констатировать министр. Дефицит по Казани вырос до 6 тыс. участков (с 5 тыс. в 2015 году), по Челнам сохранился на уровне 2,5 тысяч. Резерв, позволяющий покрыть часть дефицита, снова нашелся в Высокогорском районе (7 массивов общей площадью 500 га) и в Константиновке — 117 гектаров. «Сейчас начато предоставление участков семьям с четырьмя и более детьми в черте Казани в поселке Большие Дербышки и Константиновка», — рассказал Хамаев.
Уделить внимание этому вопросу Шайхразиев призвал и глав остальных муниципалитетов. «Я прошу все муниципалитеты еще раз вернуться к этому вопросу. Просто так прийти и сказать „Дайте деньги, мы купим и потом обеспечим“ не принимается. Денег не будет, ищите резервы у себя», — заметил он, слегка перефразировав знаменитый афоризм Дмитрия Медведева о пенсиях. Вопрос семейной политики поднимался и на коллегии минздрава, напомнил вице-премьер. «Буквально вчера на коллегии минздрава наш президент сказал, что наличие троих детей должно быть общепринятой нормой. И поэтому если мы говорим уже о таком количестве, то должны иметь запас и должны заложить это в стратегию нашего развития», — заключил вице-премьер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.