Сегодня отмечает юбилей советник гендиректора по архитектуре ГУП «Татинвестгражданпроект», заслуженный архитектор РТ, почетный архитектор РФ Ильдус Асадуллин. Он рассказал «БИЗНЕС Online», каким был первый вариант фасада Академии тенниса, в чем Казани можно взять пример с Парижа, где в городе пройдет вторая очередь метро и о чем надо спорить с защитниками памятников и комаров…
Ильдус Асадуллин
«ПРИШЕЛ КО МНЕ АЙДАРОВ И НАЧАЛ ЧИХВОСТИТЬ: ГДЕ ТВОЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ?»
- Ильдус Шавкатович, по вашим проектам построено много интереснейших объектов. Какие для вас самые запомнившиеся?
- Универсиадские и к 1000-летию Казани. В 2003-м, поработав 6 лет в своей мастерской, я вернулся «Татинвестгражданпроект» главным архитектором. Меня на это дело 8 месяцев уговаривал и уговорил-таки Ирек Энварович Файзуллин, который тогда был гендиректором. Пришел я как раз перед тысячелетием Казани. Тогда самой сложной была реконструкция Центрального стадиона. Цель была – максимально не воздействовать на Казанский кремль. Посмотрел эскизы, а они уже были согласованы, на них стояла подпись президента Шаймиева. Но там такое понарисовали… Напыщенный проект, который слишком много на себя брал. И было очень непросто убедить Минтимера Шариповича, чтобы сделать стадион таким, какой он сегодня. Хорошо, что Шаймиев умеет слушать… Помню, тогда ко мне пришел известный архитектор Сайяр Ситдикович Айдаров и начал чехвостить: где твоя национальная гордость, где в твоем проекте национальный колорит? Я его подвел тогда к стадиону – а там в стеклянной стене отражается кремль: вот, смотрите! Для него это был аргумент…
- А какие объекты вы и ваш институт проектировали к Универсиаде?
- Огромный объем работ! Я 10 лет в отпуске не был. Дневали и ночевали в институте. И скажу, слава богу, что не было никаких конкурсов и тендеров, если бы мы с ними связались, то за такой короткий срок ничего бы не успели. Считаю, Универсиада для Казани была подарком. Сколько спортивных объектов появилось! А транспорт как выиграл? 12 развязок сделать — это же адская работа! Раньше по улице Павлюхина нельзя было проехать, а сейчас это пустая улица. Все успели, все! Самый интересный объект был – это, на мой взгляд, Академия тенниса. На закладку камня сюда Шамиль Тарпищев приезжал, президент федерации тенниса. Причем это еще тогда, когда про Универсиаду никто и не слышал. По фасаду академии была сделана куча вариантов, но ни один не подходил. Я пригласил архитектора Игоря Беляева, и с ним мы доработали.
- Получилось великолепно, все признают.
«Я его подвел тогда к стадиону – а там в стеклянной стене отражается кремль: вот, смотрите!»
ЧЕГО КОМАРОВ ЗАЩИЩАТЬ?
- Еще интересные моменты были. Скажем, Деревня Универсиады поменялась кардинально, я считаю, то, что мы сегодня имеем, функционально и четко сделано. Или стадион «Казань Арена», его должны были построить в Кировском районе. Представляете, там же частный сектор, людей надо отселять… И ладно нам, архитектору Евгению Сергеевичу Евсееву и мне, удалось переубедить тех, кто наверху – мы подняли старый генплан Казани, по нему стадион сидел именно там, где мы его потом посадили.
- В связи с этим, как вы относитесь к охране памятников и защитникам природы?
- Я считаю, слишком много мы натворили этих памятников. Надо выделить по-настоящему самое ценное. И по экологии – то же самое. Чего комаров защищать? Я сам родился в Кизической слободе, была там улица Саратовская, последняя, дальше шли Савиновские луга. У нас был частный дом. Когда сделали дамбу и подняли Волгу, нас каждую весну затапливало, по пояс вода была в доме. Мы на это время уходили к родственникам жить, потом возвращались и ремонт делали… Так что я уверен, что от экологов часто перегибы идут. Надо мозги приложить, подумать – что действительно ценно и что надо сохранять и охранять. Наша Казань, слава богу, водой не обижена. На Волге стоит, хотя на Волге раньше не стояла, пока она не разлилась. У нас единственный волжский город, который на левом берегу, все остальные на крутом правом. И потом, мы имеем столько воды и не имеем нормальных набережных.
- Ну теперь уже набережная в Казани есть. Процесс пошел!
- Мы начинали, проект планировки делали. Набережная должна быть общедоступным местом. Пока она под кремлем и до НКЦ «Казань», но надо завершить, протянуть, с одной стороны, вверх по Казанке, с другой – до речного порта. Обязательно сделать нормальный выход к Волге. Еще все озера Кабан надо благоустраивать, там набережную сделать. И мы сейчас на правую сторону Казанки смотрим – там же намыв остался, от центра семьи «Казан» до «Ривьеры», там парк должен быть. Мы давно предлагали именно там поставить концертный зал-трехтысячник и заодно все благоустроить.
- Не в Адмиралтейской слободе?
- Нет-нет. Там мы занимаемся музеем воды.
«Самый интересный объект к Универсиаде был – это, на мой взгляд, Академия тенниса»
ПАРИЖ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ В КАЗАНИ
- Ильдус Шавкатович, вы ведь и в программе ликвидации ветхого жилья участвовали?
- Я тогда работал председателем Госстроя. К слову, в нашем правительстве появился как первый бородач. Я бороду на спор отпустил после окончания института – и до сих пор ношу… Так вот, как председателю Госстроя мне пришлось готовить указ президента о ликвидации ветхого жилья.
- Эпохальное событие для Казани…
- Не только для Казани – такое было впервые в России. В проекте указа уже вторым пунктом написано: и реконструкция исторического центра Казани! В то время я много раз встречался с тогдашним мэром Казани Исхаковым Камилем Шамильевичем, убеждал его, что надо найти небольшие деньги и сделать проект планировки исторической части города, прописать сервитуты – что можно и что нельзя. Но этого сделано не было. А вот если бы сделали, не пришлось бы президенту РТ со своим помощником Олесей Балтусовой гулять чуть не каждую неделю по исторической части города и выправлять то, что еще можно выправить… Да, сейчас город красивый. Но в центре много ляпов. Вот меня иногда в непонятку вводят ограничения по высоте зданий. Жизнь ведь не стоит на месте, какие-то изменения все равно происходят. Так что по высоткам в каждом конкретном случае надо отдельно смотреть. Один пример приведу – Париж. Там сделали большую променаду в сторону Дефанса, шикарный проспект с высотками. И король это согласовал. Я всегда считал и считаю, что не дело архитекторов принимать решения, задача архитектора – предлагать грамотные варианты решения проблем. А принимают решение те, кто заказывает музыку.
«Сейчас мы вовсю занимаемся собором Казанской иконы Божией матери»
БОЛГАР И СВИЯЖСК – РАНЬШЕ ТАМ БЫЛО ЗАХОЛУСТЬЕ ЗАХОЛУСТЬЕМ
- Сегодня какие у вас проекты в работе?
- Сейчас мы вовсю занимаемся собором Казанской иконы Божией матери. Там уже фундамент сделали, колонны начали поднимать. Но здесь, опасаюсь, появятся проблемы с ЮНЕСКО… У собора высота приличная, будет оказывать влияние на силуэт кремля.
- Но в Казанском кремле мечеть «Кул Шариф» удалось согласовать с ЮНЕСКО…
- А вы в курсе, что мечеть изначально планировали не в кремле поставить, а там, где сейчас «Леруа Мерлен», где деревянная мечеть «Казан Нуры»? Там был запланирован целый мусульманский комплекс, мы с Муниром Хасановичем Агишевым (главный архитектор Казани в 1971 - 1990 годах – прим. ред.) уже начали им заниматься. Мало того, под соборную мечеть уже было 3 тысячи свай забито. А потом Шаймиев принял решение все это сделать в Кремле. А представьте себе, каково новый грандиозный объект в исторической части построить! Столько вариантов предлагали… Я тогда был в составе жюри конкурса. И все-таки нам удалось и построить «Кул Шариф», и пройти ЮНЕСКО с новым объектом. Прошли, потому что вписано все было грамотно в территорию кремля.
Считаю, республике очень повезло, что Шаймиев взялся за возрождение Болгара и Свияжска. Мы там проектировали. Раньше это было захолустье захолустьем. Я на втором курсе два месяца сидел в Свияжске, мы там практику проходили. Тогда на острове было два трактора, и они столкнулись… Сегодня и Свияжск, и Болгар – гордость Татарстана. Белая мечеть великолепная, Исламский университет начали строить. Водный вокзал в сочетании с музеем – тоже мы делали. А начинали мы с Памятного Знака в честь принятия ислама булгарами, красивый купол сегодня издалека видно. И Свияжск – тоже наша работа от и до. Градостроительная часть на острове приведена в порядок, там сейчас есть и улицы, и променады, и главная площадь. Про храмы уж не говорю – люди любуются…
Что касается храмов, я недавно ездил во Владивосток, там на градсовете представлял подарок Татарстана Дальнему Востоку – соборную мечеть где-то на 500 молящихся. Финансировать ее строительство будет Татарстан. Уже заканчиваем «рабочку» – рабочий проект. Красивая будет мечеть. Еще одну мечеть проектируем для Астрахани.
- А метро тоже занимаетесь?
- Да, московским метро начали заниматься, проектируем. А в Казани сейчас заканчиваем станцию «Дубравная». На стадии согласования – вторая очередь казанского метрополитена, которая пойдет по Южке на Компрессорный. Закольцеваться она должна в районе улицы Чистопольской.
Белая мечеть в Болгаре
«Я ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН СВОЕЙ СУДЬБОЙ»
- Расскажите немного о себе, Ильдус Шавкатович. Почему вы пошли в архитекторы?
- Отец и мать у меня были простые рабочие. Но мать очень хотела, чтобы я стал художником, отдала меня в художественную школу. В итоге после 8 класса я поступил в художественное училище, проучился там год и сбежал в 131-ю физико-математическую школу, у меня с математикой всегда было неплохо. После школы пошел на физфак университета, но чуть-чуть не хватило баллов. Год ходил на университетские подготовительные курсы, а весной услышал, что в КИСИ открылся архитектурный факультет. Туда и поступил.
После КИСИ хотел уехать в Сарапул, приглашали туда главным архитектором, обещали квартиру, а я жениться собрался. Но отговорил Агишев, отправил в Татпроект, и там тоже дали двухкомнатную квартиру. Тогда не было специалистов-архитекторов вообще, нас ценили. Дослужился я до главного специалиста, в Москве проучился год в МАРХИ, на переподготовке. Немного поработал в Елабуге, когда там начали строить Камский тракторный завод, вплотную занимался новым генпланом города. К сожалению, КамТЗ клюкнулся, стало неинтересно, и я вернулся обратно в Казань. Работал замом главного архитектора Казани в конце 80-х, а в 90-х – председателем Госстроя РТ, председателем Госкомархитектуры РТ. И в 2003-м вернулся в свой «Татинвестгражданпроект». Я очень доволен своей судьбой: с интереснейшими людьми работал, интереснейшие объекты делал.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Уважаемый Ильдус Шавкатович! Поздравляю вас со знаменательной датой – вашим юбилеем!
Вы много лет служили родной республике на ответственных постах и всегда привносили в свою работу творческий подход и высокий профессионализм. Большой вклад вы внесли в проектирование и реконструкцию объектов к 1000-летию Казани и к Универсиаде, в возрождение Болгара и Свияжска.
Уважаемый Ильдус Шавкатович! Вы встречаете юбилей в расцвете сил, у вас много новых проектов и творческих планов. Желаю вам их исполнения! Крепкого здоровья вам и вашим близким!
Ирек Файзуллин,
министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан
Уважаемый Ильдус Шавкатович! От себя лично и от всего нашего коллектива, всех ваших коллег тепло поздравляю с вашим юбилеем! Мы гордимся тем, что в «Татинвестгражданпроекте» трудится такой, как вы, специалист высочайшего уровня! Молодым архитекторам есть чему поучиться на ваших архитектурных объектах, которые находятся не только в столице Татарстана, но и в Болгаре, на острове-граде Свияжск, в Альметьевске, в Москве. Сегодня вы успешно ведете новые значимые проекты, в числе которых собор Казанской иконы Божией матери, соборная мечеть Владивостока, метрополитен Казани и Москвы, комплекс Kazan Expo WorldSkills Arena.
В день вашего рождения хочу выразить огромную благодарность и признательность за ваш творческий, вдохновенный труд! От всего сердца желаю вам неиссякаемой энергии и дальнейших успехов на поприще служения нашей прекрасной профессии! Пусть работа открывается для вас все новыми интересными гранями! Крепкого вам здоровья, семейного благополучия! Так держать!
Адель Хуснутдинов,
директор ГУП «Татинвестгражданпроект»
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.