Новость о том, что директор Белозерской школы своим приказом отменил запрет на ношение платков для учителей, местные власти через официальную прессу уже объявили фейком. Подписавшие документ учительницы не сомневаются в его существовании, но доказать этого не могут, поскольку скопировать документ им не позволили. По мнению их адвоката, данный приказ руководство школы использует как щит против иска родителей в суде, но пламя белозерского конфликта это все равно не погасит.
«КТО-ТО УЗНАЛ, ВСЕ ЭТО ВЫТАЩИЛ НАРУЖУ И ЕЩЕ ТАК РАСПИСАЛ: «СЕНСАЦИЯ...»
«Сенсация в Белозерье. Директор Вера Липатова сегодня, 11.02.2017, объявила учительскому коллективу: „Я отменила все свои принятые решения“, — т. е. приказы о внешнем виде и письменные выговоры учительницам в платках», — написал в эту субботу в своем «Фейсбуке» общественный деятель Ирек Биккинин, в том числе и стараниями которого «дело о платках» в самом крупном татарском селе Мордовии получило широкую огласку.
«БИЗНЕС Online» связался с одним из педагогов Белозерской средней школы — и женщина на условиях анонимности подтвердила наличие нового приказа недавно назначенного минобразом республики директора. «Это приказ об отмене предыдущих приказов, которые как раз запрещали головные уборы, и о дисциплинарных взысканиях. Мы сами еще на нервах, толком не прочли данный приказ, там просто говорится, что эти два приказа отменяются — и все. Директор нам ничего объяснять не стала, просто сказала, что вот есть новый приказ и нужно его подписать. Пообещали дать ксерокопию, потом мы уже свяжемся с адвокатом», — сообщила собеседник нашей газеты.
Однако вместо разрешения конфликта, который взорвал публичное пространство в конце прошлого года, появление нового приказа может означать лишь попытку вооружиться необходимыми документами перед судом. Напомним, предварительные слушания по иску педагогов, потребовавших отмены недавних решений администрации школы, состоятся 20 февраля. «Мы с учителями это обсудили, это определенный тактический ход перед судом, нужно понять, чего они хотят», — сказал «БИЗНЕС Online» адвокат учительниц Марат Ашимов. По его словам, позиция истцов будет уточняться по мере поступления на руки документов, к примеру, полного текста нашумевшего субботнего приказа директора Липатовой он еще не видел. Кроме того, у юристов и общественников, судя по всему, появились различия во взглядах на то, как защищать пострадавших педагогов. «Кто-то узнал, все это вытащил наружу и еще так расписал — „сенсация“ и другими громкими словами. Неправильно, конечно, это сделали. Этим, может быть, еще хуже сделали, еще больше разозлили наших оппонентов. Лишние эмоции не нужны, они просто злят людей», — считает Ашимов.
«Мы от этой огласки уже так страдаем, уже даже своим не доверяем. Раздули какие-то радости, но у нас ничего, кроме настороженности, нет. Мы не хотели бы такие вещи вообще выносить. Эмоционально мы серьезно надорваны», — сетует одна из учительниц Белозерской школы и добавляет, что после целого ряда публикаций и сюжетов в федеральных СМИ, особенно на Первом канале в программе «Воскресное время», где их село было фактически объявлено оплотом религиозного экстремизма, с которым ведут борьбу власти, здесь перестали доверять прессе. «У нас аллергия на журналистов. Это мы изначально были такие наивные и полагали, что это касается только нашей школы — кто-то что-то неправильно понял, недопонимает. А теперь понимаем, что это все очень даже серьезно, поэтому лишний раз кому-то что-то говорить... Вы видели, как с нами поступают средства массовой информации?» — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».
«ПРИКАЗ ЛИПАТОВОЙ НЕ РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»
В ответ на заявление Биккинина накануне в издании «Известия Мордовии», учредителем которого являются правительство и парламент региона, появилась публикация с опровержением информации о новом приказе директора Белозерской школы. «Некоторые СМИ поспешили опубликовать эту новость с кричащими заголовками об отмене введенных запретов», — отмечает автор новости, имея в виду пост в «Фейсбуке» общественника. «Директор Белозерской средней школы Вера Липатова подобных заявлений не делала, запрет на ношение хиджабов в образовательных учреждениях продолжает действовать, — говорится в новости со ссылкой на источники в „официальных структурах“. — Совещание с педагогами образовательного учреждения действительно состоялось в субботу. Однако речь на нем шла вовсе не о мусульманских платках, а об отмене дисциплинарных взысканий, которые ранее были наложены на некоторых педагогов за нарушения внутреннего распорядка школы. Судя по всему, некоторые наблюдатели предпочли интерпретировать эту информацию по-своему».
Несколько студенток уже получили официальный выговор
Аргументируя позицию своих источников, журналисты «Известий Мордовии» указывают на то, что руководитель школы «не могла отменить запрета на ношение мусульманских платков», поскольку «этот вопрос просто-напросто не входит в ее компетенцию». «Требования к школьной форме введены не Липатовой, а постановлением правительства Мордовии. Согласно этому документу, учащимся и преподавателям запрещены мини-юбки, яркий макияж, а также „демонстрация религиозной атрибутики и посещение уроков в головном уборе“. В феврале 2015-го законность этого постановления признал Верховный суд России», — следует из новости.
Между тем в министерстве образования Мордовии корреспонденту «БИЗНЕС Online» за весь сегодняшний день не удалось получить комментарий. Из разговора с секретарем приемной министра образования РМ Евгения Маркачева: «Вы по поводу школы? Министр на совещании правительства. Присылайте официальный запрос, рассмотрим. Только так». В самой школе в ответ на просьбу разъяснить ситуацию корреспонденту издания сообщили: «Директор Вера Павловна сейчас отсутствует, комментировать эту тему она не будет».
Ашимов разъясняет, что директор школы и не замахивалась на решение республиканского правительства, а всего-навсего отменила школьные приказы. Впрочем, юрист утверждает, что «дело о платках» давно выплеснулось за пределы Белозерья, а это значит, что отмена данных распоряжений проблемы не решит. Около 35 студенток Мордовского государственного педагогического института оказались под угрозой исключения по той же причине. Студентки не могут пройти производственную или преддипломную практику, поскольку после заявления замминистра образования Республики Мордовия о недопустимости ношения мусульманских платков учителями директора местных школ не пускают их на практику (и не пускают непосредственно в здание школ). Деканы факультетов, где учатся девушки, говорят, что ничего не могут поделать, ссылаются на министра образования Мордовии. Получается замкнутый круг — институт направляет на практику в определенные школы по приказу, те девушек не принимают, поскольку у них не пройдена практика, соответственно, нет зачета, что грозит исключением из института.
«Приказ Липатовой не решит проблем студенток педагогического института — их это никаким образом не касается», — говорит Аширов. Тем временем несколько студенток уже получили официальный выговор. Как рассказала «БИЗНЕС Online» мама одной из девушек, каждый случай решается индивидуально: кто-то все-таки договорился о прохождении практики, кто-то переходит на домашнее обучение, кто-то рассматривает возможность перевода в педагогические вузы других регионов. «В Белозерье тоже вопрос не решен — этот приказ касается только учителей, не учениц. Но вот будет же суд, надеюсь, все решится в правовом поле», — добавляет она.
Источники «БИЗНЕС Online» в мусульманской среде Мордовии указывают на то, что «дело о платках» и тон его освещения в местных и столичных СМИ не пошли на пользу межнациональному и межрелигиозному миру в регионе. Участились случаи бытовых конфликтов в транспорте и других общественных местах. Последний, по словам собеседников «БИЗНЕС Online», случился буквально вчера вечером: в районе 18 часов в Саранске в маршрутке №15 несколько пассажиров — молодых людей — набросились с угрозами на «ваххабитку с автоматом, которая нас сейчас взорвет», — девушку-татарку в платке. Причем за нее вступились пожилой мужчина и водитель автобуса — едва не случилась серьезная драка. Однако выгнать бузотеров не удалось, в результате девушка была вынуждена выйти из маршрутки...
«СЕГОДНЯ МЫ ОКАЗАЛИСЬ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОГДА ПЛАТОК ЯВЛЯЕТСЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ ЭЛЕМЕНТОМ ЭКСТРЕМИЗМА»
Напомним, скандал в татарском селе Белозерье разгорелся в конце прошлого года. Заместители министра образования Мордовии Галина Явкина и Елена Солдатова в очень жесткой форме, под угрозой увольнения, потребовали, чтобы учителя сняли мусульманские платки. Аудиозапись того собрания вскоре появилась в сети. «Педагоги после праздников выходят все в светской форме без головного убора! Сегодня принимайте решение», — раздается голос на собрании. Все это случилось после заседания в районе республиканской комиссии по борьбе с экстремизмом в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, игры которого пройдут и в Саранске, под руководством главы региона Владимира Волкова, где обсуждалась и тема Белозерья, несколько жителей которого уехали на Ближний Восток, где якобы воюют в рядах экстремистов в Сирии и других странах. К слову, в Белозерье находится 8 мечетей и 90% населения читает пятикратный намаз, при этом татарское село — одно из самых экономически успешных поселений.
Часть учителей под давлением написала заявление об уходе, часть согласилась снять платок. От тех, кто отказался, потребовали написать объяснительные, а после новогодних каникул 9 января объявили им выговор. Между тем ситуация с ношением платков уже всплывала в этом селе три года назад. Тогда была достигнута договоренность о том, что девочки младших классов ходят в школу без платков, а остальные ученицы и учителя перевязывают свои платки назад в виде косынок.
Нынешний скандал вызвал реакцию в российском обществе. Министр образования РФ Ольга Васильева, комментируя «БИЗНЕС Online» ситуацию, поддержала власти Мордовии. «Подобная ситуация была в Ставропольском крае несколько лет назад, — заявила она. — Конституционный суд (на самом деле Верховный суд РФ — прим. ред.) принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не место в школе! Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом. Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных межконфессиональных отношений и не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что говорю».
По мнению Рамзана Кадырова, тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы: наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей...
Тут же к дискуссии подключился глава Чечни Рамзан Кадыров. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» он отметил: «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания <...>, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». И тут же добавляет, что КС РФ данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение.
«Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, свое „личное убеждение“ навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками? В борьбе с врагами России, которая гарантирует права 30 млн. мусульман, я лишился сотен близких и родных мне людей», — добавил Кадыров. По его мнению, тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы: наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей...
В ответ на пафосные речи главы Чечни пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль не будет участвовать в дискуссии между Кадыровым и Васильевой о правомерности ношения платков в школе. «Мы не хотели бы становиться стороной этой дискуссии в настоящий момент. Существовали разные форматы подхода к этой теме. Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии — тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, несудебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса», — сказал Песков, передает ТАСС.
В конце января — начале февраля в некоторых регионах страны прокатилась акция против запрета на ношение хиджаба в школах «Мы любим хиджаб». В свою очередь, глава мусульман Москвы и духовного собрания мусульман России Альбир Крганов обратился в генпрокуратуру РФ с просьбой дать правовую оценку приказу снять платки с учителей в татарском селе Белозерье Мордовии. «Сегодня мы оказались в таком положении, когда эта тема стала излишне политизированной и ее перевели в плоскость чуть ли не того, что платок стал, является элементом экстремизма». Такая позиция, отметил Крганов, приводит к тому, что «мы вынужденно толкаем религиозное сообщество в некую оппозиционность». «Люди не понимают, почему представители органов государства к ним так относятся», — добавил он. Глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин призвал отличать хиджабы от платков: «Это не какая-то религиозная принадлежность, это национальные традиции, которые указывают на ее честь [девушки]», — заявил он. Против запрета выступил также всемирный конгресс татар, «тревожным знаком» назвал заявление Васильевой муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
С 2013 года руководством делались неоднократные попытки снять платки с девочек-мусульманок, учащихся в школах Мордовии
«НАМ ВСЕМ НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ХАРАКТЕРОМ СВЕТСКОСТИ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают последние новости из Белозерья.
Римзиль Валеев — общественный деятель:
— Такой конфликт на почве религии наносит огромный ущерб имиджу России. Владимир Путин, хоть и акцентируя внимание на православии, всегда повторяет, что мы многонациональная страна. Это не случайное решение. Директор школы делает то, что ей говорит руководство муниципального образования и как минимум руководство Мордовии. А кто властям республики советы дает, мы знаем. Я думаю, что это решение было принято не без влияния Кремля. Данные вопросы решаются не силовыми способами. Если суд не решит этот вопрос, будет Конституционный, Европейский суд. Это может стать всемирным скандалом. В то время как перед нашей страной стоит вопрос о урегулировании ситуации в Сирии, с мусульманами-суннитами на пустом месте конфликты надо убирать.
Меня не интересует, каким будет решение суда. Я не могу представить, чтобы закон или решение суда могли предписать, как нужно повязывать платки. Если такие правила введут, то, мне кажется, это будет за рамками правового государства. Это нелогично. Если есть проблема по налогам, в борьбу с нарушениями вступает налоговая служба, а чисто платковой проблемы не существует. Надо отстать от них. Если кто-то видит в этой проблеме экстремизм или фанатизм, то это больше идеологическая проблема, платок тут ни при чем. Решать это нужно путем переговоров.
Рустам хазрат Батров — заместитель председателя ДУМ РТ:
— Наверное, надо исходить из презумпции невиновности. Если директор школы счел правильным устранить то нарушение, которое было, а мы все-таки исходим из того, что антирелигиозный запрет ношения головных уборов — нарушение принципа светскости, значит, наверное, так оно и есть. Важно сохранять равное отношение ко всем религиям. Когда целенаправленно запрещают только мусульманский платок, это нарушение конфессиональной нейтральности. Если директор школы это осознал, то я могу это только приветствовать. А подозревать власти в каких-то предсудебных тактических маневрах у меня нет оснований, я не знаю данную ситуацию глубоко. Но это ход в правильном направлении. Время покажет, что будет дальше.
Но проблему в целом это не решило. У нас нет общепринятого понимания светскости. Отсюда проистекают все конфликты. В мире есть две модели светскости. Первая — французская, которую мы в Советском Союзе реализовывали: там светскость рассматривалась как антирелигиозность. Конфессиональное пространство зачищается от любого проявления религии. Вторя модель — англосаксонская, она более распространена в мире. Тут светскость означает доступность для всех. То есть у всех есть доступ к общественному пространству, образованию, свободе слова. Верующий ты или агностик — неважно. И мы пытаемся исходить из второй модели светскости. Признаем культурное многообразие наших народов, религиозные традиции, даже в законах это прописано. С другой стороны, прилетают такие «приветы» из советского прошлого. Старая ментальность и понимание светскости как антирелигиозности в людях сидит, богоборческий подход из сознания не выветрился. И поэтому периодически возникают такие ситуации, как в Белозерье. И пока мы не найдем консенсус в подходе «что же такое светскость», может быть, даже закрепленный законодательством, решением Конституционного суда, столкновения по этому поводу будут происходить. Если мы пойдем по французскому пути, тогда не только платки надо убрать. Тогда [нужно убрать] и символику других конфессий, в том числе и из кабинетов чиновников. Такие решения должны приниматься исходя из интересов общества, а не исходя из ссылок и догматов той или иной конфессии, тогда проблема с платками пропадет.
Евгений Бобров — заместитель председателя совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
— Я думаю, что здесь требуется правовое регулирование на федеральном уровне. Это нужно прописать в законе об образовании, решить, передавать эти регулирующие полномочия субъектам Федерации или как-то еще. Потому что здесь [в Белозерье] сделали так и пока договорились, потом ситуация будет немножко меняться, получится по-другому. В другой школе совсем по-другому, в третьей — еще как-то.
Здесь требуется правовое регулирование. И мы через три недели где-то соберемся для обсуждения этого вопроса. Сначала нужно поговорить о ценностях, насколько открыто можно демонстрировать религиозную атрибутику — хиджабы, кипы, крестики или еще что-то. Я считаю, что это вообще мировая проблема, но в большинстве случаев она скрытая. Если в Европе запрещают, это не в их традициях, то у нас другое государство, исконно мусульман было немного больше, чем там. Мы по пути запрета не пойдем, потому что есть большая опасность, которая может появиться в период предвыборных баталий, еще каких-то политических вещей.
Доклада по этой ситуации пока нет, и он не готовится, мы хотим на заседании нашей комиссии по миграционной политике обсудить данный вопрос с представителями профильных органов власти, духовенства и специалистов. Возможно, потребуется не одно обсуждение, может быть, несколько. Тут нужно будет плотно поработать, чтобы эту проблему решить. Пока доклад не предполагается, возможно, по результатам обсуждения он будет. Это будет либо доклад, либо готовый законопроект.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.