... Критику Медведева вызвало то обстоятельство, что «при формировании своих бюджетов добрая половина регионов закладывает под будущие расходы неисполнимый объем доходов, то есть доходы с явным превышением»
Фото: premier.gov.ru

«ДЛЯ СРОЧНОГО ЛАТАНИЯ ДЫР СЛЕДУЮТ ПРОСЬБЫ О ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА»

Скандальный госдолг российских регионов величиной в 3 трлн. 350 млрд. рублей заставил участников российского инвестиционного форума еще раз собраться для обсуждения межбюджетных отношений. Причем если вчера по этому поводу пикировались в основном экс-министр финансов Алексей Кудрин со своим действующим коллегой Антоном Силуановым, то сегодня разговор возобновился под патронатом самого премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Заседание, которое проходило совместно с главами субъектов РФ, называлось «Доходы регионов, обеспеченность и их налоговая база». Назвать это дискуссией язык не поворачивается: слушали молча, соблюдали регламент, сыпали статистикой, но некоторый полемический задор в происходящем все же прослеживался.

На встречу в числе прочих региональных лидеров позвали и президента РТ Рустама Минниханова вместе с главой Калужской области Анатолием Артамоновым. Именно эти имена начиная с конца прошлого года прочно ассоциируются с «бунтом губернаторов», причиной для которого послужили как раз «межбюджетные отношения». Как известно, еще в декабре прошлого года, выступая в республиканском Госсовете, Минниханов вдруг бросился в атаку, обвинив в «раскулачивании» регионов-доноров. По словам татарстанского президента, это касается небольшого количества регионов — 10 - 12, а в серьезных масштабах — 5 - 6. В Татарстане, как заявил Минниханов, минус по сравнению с 2016 годом составил 8 млрд. рублей. «То есть весь заработок за следующий год, если мы хорошо поработаем, уйдет на покрытие того, что у нас изъяли», — резюмировал хозяин казанского Кремля.

В январе к Минниханову под знамена уверенно шагнул калужский губернатор Артамонов. Он обвинил минфин РФ в «дестимулирующей политике», подчеркнув, что чем выше темпы развития экономики, а значит, и роста бюджетных поступлений, тем хуже для региона. Громкие слова прозвучали на Гайдаровском форуме в Москве, где позицию губернаторской фронды поддержал и глава Ульяновской области Сергей Морозов. Тогда же Артамонов дал негодующие интервью «Российской газете» и «БИЗНЕС Online». Поэтому логично было ожидать, что на сочинском форуме, который традиционно считается всероссийским слетом губернаторов, неприятный разговор будет продолжен.

И он действительно продолжился, но без главных инициаторов: Минниханов 27 февраля в бывшую олимпийскую столицу прибыть просто не успел, а Артамонов в одиночестве растерял весь свой прежний пыл и всячески демонстрировал готовность к конструктивному диалогу с Москвой. Собственно, когда 28 февраля все участники наконец-то были в сборе, этот самый «конструктивный диалог» и произошел. Несмотря на то, что Минниханов, Артамонов и Морозов должны были присутствовать в зале, выступить им не дали. На трибуну поднимались лидеры других регионов: Башкортостана, Московской и Томской областей. Заметим, что из этого списка только Московская область по итогам прошлого года вошла в число регионов-доноров, а Башкортостан за тот же период, напротив, умудрился войти в десятку наиболее дотационных субъектов.

...
Фото: premier.gov.ru

Впрочем, первым слово взял, разумеется, Медведев. На сцене он сидел в окружении небольшого президиума: новоиспеченного министра экономического развития Максима Орешкина, министра финансов Силуанова, председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой и вице-премьера Дмитрия Козака. Партер — по крайней мере в первых рядах — составляли региональные лидеры. На этот раз они больше слушали, нежели говорили.

Для начала Медведев объявил, что ситуация остается сложной. Но есть и отрадные факты: так, дефицит региональных бюджетов уменьшился практически на порядок — со 170 млрд. рублей до 12,5 млрд. рублей. «Сокращается и количество проблемных регионов, где государственный долг значительно превышает доходы», — сообщил глава кабмина.

Тем не менее многие регионы по-прежнему сильно зависят от помощи федерального бюджета, признал премьер-министр. Для них предназначены дотации, которые на это раз составят 600 млрд. рублей (это на 100 млрд. больше, чем в прошлом году). «На 100 миллиардов рублей увеличен и общий объем субсидий региональным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, — проинформировал Медведев. — Обсуждается вопрос об уровне софинансирования из федерального бюджета начиная с 2018 года».

Практика бюджетных кредитов, введенная некогда Кудриным, будет продолжена: в нынешнем году на эти цели обещают выделить 200 млрд. рублей. Для того, чтобы получить эти деньги, регионам придется выполнить жесткие обязательства по снижению дефицитов бюджета и объема рыночных заимствований. Вместе с тем, как обещает глава правительства, регионам и субъектам дадут возможность зарабатывать самим — к примеру, за счет изменения порядка переноса убытков между налоговыми периодами в целях исчисления налога на прибыль (с этого увеличение доходов должно составить примерно 160 млрд. рублей). Еще 25 млрд. рублей может дать увеличение на 10% норматива зачисления доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию. Кроме этого, в региональные бюджеты станет зачисляться прирост налога на прибыль. Тех, кто добьется успехов на этом пути, планируют поощрить грантами из специально созданной под эти цели копилки, где уже лежит 20 млрд. рублей. Впрочем, премьер не стал подчеркивать, что большая часть этих «пряников» сформирована как раз за счет метода Робин Гуда — перераспределения средств от богатых регионов к бедным.

Критику Медведева вызвало то обстоятельство, что «при формировании своих бюджетов добрая половина регионов закладывает под будущие расходы неисполнимый объем доходов, то есть доходы с явным превышением». «В дальнейшем, естественно, возникает ситуация, когда ничего с этим не получается и для срочного латания дыр (все средства хороши) следуют просьбы о финансовой помощи из федерального центра», — разъяснил нехитрый механизм выдаивания субсидий премьер-министр. Еще один негативный тренд выражается в невыполнении регионами своих полномочий, которые возложены на них в соответствии с федеральными законами, и в то же время принятии на себя дополнительных региональных обязательств. «Их, что называется, с удовольствием финансируют, — прокомментировал глава кабмина. — Это тоже неправильная, негодная практика. Ее нужно завершать».

Самый же вопиющий факт состоит, пожалуй, в том, что в общем объеме расходных обязательств региональных и местных органов власти (в 10 трлн. рублей) доля зарегулированных с федерального уровня полномочий превышает 95%. «Это в целом по стране. Для малообеспеченных регионов, по сути, это превышает объем собственных доходов», — констатировал Медведев.

...
Фото: premier.gov.ru

«МЫ ПОДОШЛИ К ПРЕДЕЛУ, ДАЛЬШЕ ЛЬГОТЫ ТРОГАТЬ НЕЛЬЗЯ»

Выступивший следом за главой российского правительства министр финансов Силуанов проявил себя «радостным вестником», поскольку говорил преимущественно о хорошем. По его словам, «доходы бюджетов регионов по-прежнему продолжают расти достаточно высокими темпами». Более того, общий объем налоговых и неналоговых доходов за период с января по 20 февраля вырос более чем на 20% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

По данным минфина, дефицит региональных бюджетов, свойственный началу года, существенно меньше, чем в предыдущий период: 89 млрд. рублей в 2017 году против прошлогодних 235 млрд. рублей. «Меры, которые правительство предпринимает по взаимодействию с субъектами РФ и в рамках межбюджетных отношений, и в рамках регулирования, дают результат», — оценил Силуанов.

Также глава минфина поделился с губернаторским корпусом новейшей методикой по установлению предельных уровней софинансирования из федерального бюджета расходов регионов. Для этого предлагается выделить две категории регионов исходя из уровня бюджетной обеспеченности. В отношении тех, которые не дотягивают до среднего уровня бюджетной обеспеченности, доля софинансирования из Москвы будет колебаться в диапазоне от 70% до 95%. Для регионов с уровнем обеспеченности выше среднего доля софинансирования может варьироваться в пределах от 5% до 70%. «То есть 5 процентов — доля РФ для самых высокообеспеченных субъектов РФ. На наш взгляд, это правильный, справедливый подход для распределения трансфертов», — заключил Силуанов, пообещав в ближайшее время внести соответствующие предложения в правительство. Напомним, это как раз та мера, из-за которой больше всего возмущался Минниханов: чем больше регион зарабатывает, тем меньше денег он получает из центра.

Кстати, один из следующих докладчиков, губернатор Московской области Андрей Воробьев, с радостью подтвердил слова Силуанова о росте доходной части бюджета: в подотчетном ему субъекте эта часть выросла на 21,5% за два месяца. «Надеюсь, в 2017 году правила перераспределения не будут больше применены к регионам-донорам, и мы сможем реализовывать свои амбициозные программы», — осторожно намекнул Воробьев сиятельному президиуму, который слушал его достаточно благосклонно.

Долгим получилось выступление главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который скрупулезно отчитался об успехах своей республики («Не чемпионские цифры, но все-таки солидные», — охарактеризовал он.) и поделился некоторыми ноу-хау в части наполнения бюджета. «10 процентов — это налоги с малого и среднего бизнеса (так почти в каждом субъекте РФ), и это те доходы, которыми мы можем управлять, — рассказал Хамитов. — Наш МСБ — это 30 процентов, занятых в экономике, 20 процентов ВРП, но только 10 процентов налогов. Реально ли поднять долю налогов с МСБ до 15 - 20 - 25 процентов — вопрос риторический. Но эту работу нужно выполнять».

По словам башкирского лидера, льготы в республике сократились за последнее время в два раза — с 6 млрд. до 3 млрд. рублей. «Дальнейшее сокращение будет уже затруднительно, честно говоря, — признался Хамитов. — Мы подошли к пределу, понимаем, что дальше льготы трогать нельзя. Если государство не будет помогать инвалидам и социально неимущим, то кто им поможет?»

Оптимизация бюджета достигается не за счет инвалидов, а благодаря сфере ЖКХ. «Модернизация этой сферы позволила сократить с 2013 года объем выпадающих доходов предприятий коммунальной отрасли ровно в 2 раза: с 3 миллиардов до 1,5 миллиардов рублей, — заявил лидер соседнего по отношению к РТ региона. — А к 2020 году мы хотим полностью ликвидировать выпадающие доходы в этой части». Еще одна надежда на строительство, где местные власти ориентируется на типовые проекты. «Давно эту работу начали — еще 5 - 7 лет назад: школы, детские сады, поликлиники. От всяких излишеств отказались, от всяких помпезных строений отказались. В конечном итоге это дает миллиарды рублей экономии», — доложил Хамитов.

Кроме этого, власти Башкортостана предприняли интересный эксперимент: они собираются передать на аутсорсинг вспомогательные услуги в бюджетных организациях, в частности, функции уборки и охраны.«На аутсорсинг мы выводим такие интересные вещи, как социальное обслуживание на дому, — поведал Хамитов. — Мы передали в республике некоммерческим организациям эту функцию. В эти структуры переведены 2 тысячи социальных работников. В результате повысилось качество услуг, расширился их спектр, экономический эффект за 2 года достиг полумиллиарда рублей.Теперь передаем в негосударственные организации вспомогательные функции учреждений бюджетной сферы: уборка, охрана, столовые. У нас 45 тыс.яч таких рабочих мест. Планы этого года: 20 тысяч рабочих мест вывести на аутсорсинг. Мы понимаем, что для нас это приличная экономия будет», — похвастался глава Башкортостана.

В том же духе были выступления и остальных докладчиков. К примеру, губернатор Томской области Сергей Жвачкин посоветовал правительству поменять методику распределения бюджетных кредитов, предоставляемых минфином российским регионам с минимальной процентной ставкой. Причина — ущемление прав субъектов, которые проводят осторожную долговую политику.

... Президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Московской области Андрей Воробьев Фото: ©Александр Астафьев, РИА «Новости»

«МЫ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ЖДЕМ, ЧТО ЕСЛИ БЫ СЛОЖИЛОСЬ — ВОПРОС САНАЦИИ ОЧЕНЬ ВАЖЕН»

Пар из губернаторской «кастрюли», содержимое которой варилось в присутствии Медведева в полном и единодушном молчании, начал выходить лишь после окончания совещания. Так, глава Чувашии Михаил Игнатьев, как сообщают чувашские СМИ, в беседе с журналисткой ТАСС обронил такую фразу: «Сегодня я не услышал, насколько правильно финансируются переданные в регионы федеральные полномочия. Когда мы исполняем федеральные полномочия, не получая необходимых средств, то вынуждены финансировать их из республиканского бюджета. Я считаю, что все федеральные полномочия должны финансироваться на 100 процентов из федерального бюджета». «Перегрелся в Сочи», — характеризует выпад Игнатьева одна из поволжских газет.

Разговорился и Минниханов, который на дискуссии не проронил ни слова, а вот с журналистами оказался более словоохотлив. Правда, на тему несколько далекую от межбюджетных отношений. Глава республики рассказал РИА «Новости» о том, что власти Татарстана ждут и надеются на санацию Татфондбанка. «Мы представили одну нашу группу — ТАИФ и его партнеры. Сейчас ЦБ вопрос рассматривает», — поделился президент вчерашней новостью. Он признал, что у вкладчиков есть «ощутимый негатив». «Есть люди, которые держали там (в Татфондбанке прим. ред.) все сбережения, и предприятия», — поделился Минниханов. Он добавил, что власти Татарстана выделили 1 млрд. рублей, чтобы предприятия, которые оказались в сложной ситуации в связи с проблемами банка, могли перекредитоваться. «Но это не решает всю проблему, — подчеркнул Минниханов — Мы очень-очень ждем, что если бы сложилось — вопрос санации очень важен».

Президент РТ впервые официально подтвердил то, о чем неоднократно писал «БИЗНЕС Online»: помимо ТАИФа на санацию банка претендовали еще ряд компаний, которые не прошли «фейс-контроль». «Были и другие структуры, которые заявлялись, но ЦБ их не воспринял — это было связано с их кредитной историей и с качеством активов, поскольку санатор должен вложить определенное количество средств. Сейчас идет обсуждение», — добавил Минниханов.

Поскольку сейчас в правительстве РФ обсуждаются параметры налоговой системы России с 2018 года, журналисты поинтересовались у Минниханова его взглядом на необходимые перемены в этой сфере. Глава Татарстана заявил, что сегодня требует обсуждения вопрос перераспределения налогов между федеральным центром и регионами.

«Мы понимаем, что регионы хотят больше, и у федерального бюджета тоже большие задачи — оборона, безопасность, социальные обязательства. Здесь нужно очень взвешенное решение. Я бы не увлекался экспериментами, очень аккуратно в этом вопросе надо подходить», — не менее аккуратно призвал Минниханов.

Он отметил, что власти не имеют права ухудшать жизнь людей, которые живут в регионах-донорах. «Есть такая татарская пословица: „Знает не тот, кто ест, а тот, кто готовит “. Поэтому все должно быть сделано очень разумно», — считает президент Татарстана.

Также президент поделился «секретом привлекательности» Татарстана для инвесторов — вероятно, в связи с тем, что РТ в 2016 году во второй раз возглавила национальный рейтинг инвестклимата в регионах России. По версии Минниханова, он заключается в терпении и ежедневной работе. «Я считаю, что надо очень активно работать с инвесторами, создавать инфраструктуру для развития бизнеса, убирать административные препоны, изучать опыт ведущих стран, которые этот путь прошли, изучать опыт наших соседей-регионов», — поделился Минниханов на полях российского инвестиционного форума.

Он рассказал, что за последние два года посетил около 50 стран, где были презентованы инвестиционные возможности РТ, и признался, что не ждет сиюминутного эффекта, но верит в лучшее. «Понятно, что не все „выстреливает“. Ты даже не чувствуешь, когда к тебе приходит успех, нельзя ожидать от каждой поездки какого-то результата. Меня спрашивают: „Зачем вам столько поездок?“ Но я уверен, что все равно от этого будет толк, не обязательно с первого или второго раза. Терпение и настойчивость дадут свои плоды», — считает глава РТ.