Рузаль Асадуллин, последний «осколок» гремевшей в 90-е ОПГ «29 комплекс», вновь ушел от пожизненного Рузаль Асадуллин (справа), последний «осколок» гремевшей в 90-е ОПГ «29 комплекс», вновь ушел от пожизненного Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ МНЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫЛИ РАСКРЫТЫ»

Накануне Верховный суд РТ зачитал приговор одному из лидеров ОПГ «29-й комплекс» Рузалю Асадуллину по кличке Рузалик. Гремевшую в 90-х и начале нулевых банду называли самой многочисленной в Татарстане, в лучшие годы она насчитывала 500 бойцов. «Двадцатьдевятники» контролировали КАМАЗ, а также банки, рынки и рестораны Казани. Перебравшиеся в Москву лидеры ОПГ Адыган Саляхов, Юрий Еременко и Александр Власов ежемесячно получали из челнинкого общака порядка $2 млн. и отмывали заработанный на рэкете, сутенерстве и наркоторговле капитал приобретением гостиниц, ресторанов и заводов не только в Татарстане, но и в Подмосковье, Самарской и Оренбургской областях, а также в Удмуртии. К концу 90-х совокупное состояние группы по оценкам следователей достигло $80 млн., а один из основателей группы Саляхов приступил к строительству дома на Рублевке. Выходцы из Челнов создали фирму «Ак барс», где среди соучредителей фигурировал Василий Якеменко, впоследствии — глава Росмолодежи, который потом отрицал свое участие в каком-либо совместном бизнесе с «двадцатьдевятниками». Надзор за операцией по ликвидации группировки лично осуществлял Илдус Нафиков — тогда еще прокурор Челнов.

Вчера второй за последние два года приговор получил последний «осколок» гремевшей когда-то группировки. И если процесс по делу 33 подсудимых «двадцатьдевятников» в 2006 году рассматривался под пристальным вниманием прессы, то новое дело со старыми грешками рассматривалось практически в условиях медиабезмолвия: за редкими исключениями заседания почти не посещали журналисты, почтившие своим вниманием Рузалика только на вынесении приговора.

Подсудимый был, как обычно, немногословен, отказался от участия в прениях, но выступил с последней речью перед приговором. «Прошу извинения у потерпевших и сожалею о произошедшем», — сказал он. Асадуллин, как и его защитник, напомнил судье Ильфиру Салихову о том, что он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием. «27 марта 2013 года сообщил факты — только благодаря мне преступления были раскрыты», — заметил Асадуллин. После убийства Гурьева и Бондарева, по словам самого подсудимого, на свободе он решил «завязать». «Мне и в голову не приходило причинять кому-то вред. Я социально не опасен», — заверил присутствующих челнинец. Снова прозвучали слова «деятельное раскаяние».

Характерно, что на протяжении всего заседания Рузалик предпочитал стоять к журналистам спиной. В завершение своей речи, к которой подсудимый явно подготовился (он держал в руках несколько листов бумаги), Рузалик попросил судью назначить наказание по правилам заключения досудебного соглашения. Салихов удалился в совещательную комнату и пробыл там в раздумьях 4,5 часа.

Ильфир Салихов в совещательной комнате пробыл в длительных раздумьях 4,5 часа Ильфир Салихов пробыл в длительных раздумьях в совещательной комнате 4,5 часа Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним одну деталь: за день до приговора суд приобщил к материалам дела постановление о прекращении уголовного преследования Асадуллина по факту еще одного убийства — Вадима Лищука в 1994 году. Соответствующее ходатайство заявил его адвокат Алевтин Захаров. Преступление было совершено на почве личной неприязни. Потерпевший Лищук, как пояснил «БИЗНЕС Online» адвокат, также состоял в ОПС, но не в «29-м комплексе». Этим ходатайством защитник попытался сказать, что избирательность при принятии судом решения недопустима, ведь если было прекращено одно дело, то и другие должны быть также закрыты.

СРОКИ ДАВНОСТИ — СПАСЕНИЕ ОТ ПОЖИЗНЕННОГО

Оглашение приговора проходило в отсутствие родственников подсудимых или потерпевших, в зале были только журналисты. «В мае 1993 года Асадуллин добровольно вошел в состав ОПС „29-й комплекс“, возглавил его, после чего преступная группа получила название «бригада Рузалика». Ранее Асадуллин судим за руководство бандой и преступления, совершенные внутри нее», — начал судья и припомнил все вменяемые подсудимому в вину преступления.

Салихов рассказал о событиях августа 1993 года, когда Марат Латыпов и Асадуллин ликвидировали другого «двадцатьдевятника» Алексея Флегонтова. Тот, на свое несчастье, в состоянии алкогольного опьянения не раз рассказывал о заказанном Маратом Сафиным Ефремове. В результате Сафин поручил Латыпову убить разговорчивого Флегонтова, а тот в напарники себе выбрал Асадуллина. Поскольку группировка строилась на подчинении лидерам, отказать вышестоящему Латыпову Рузалик не мог и стал соучастником убийства в лесу у трассы М-7.

И адвокат Асадуллина, и он сам вторили друг другу, заверяя суд в том, что Рузалик стрелял в уже убитого Флегонтова. Отметим, что заказчик убийства Сафин и исполнитель Латыпов до сегодняшнего дня не дожили. Последний повесился в тюремной камере во время следствия 2001 года. Тело пропавшего в начале 90-х Флегонтова так и не нашли. Однако «необнаружение трупа Флегонтова» не говорит о том, что убийства не было, заявил председательствующий. Тем не менее по этому эпизоду Асадуллин ответственности избежал. «Данных, опровергающих показания Асадуллина о том, что стрелял он уже в убитого Флегонтова, не имеется, — читал Салихов. — Согласно закону, любые сомнения трактуются в пользу подсудимых. Установлено, что он не принимал участия в убийстве Флегонтова и был только пособником. Действовал он не в составе банды и не в ее интересах».

После этого объявления сразу стало понятно, что пожизненное наказание, которого повторно требовала для него прокуратура, опять минует Рузалика. «По преступлениям, вменяемым подсудимому, не может быть назначено пожизненное лишение свободы», — наверняка обрадовал лидера «29 комплекса» Салихов. С момента совершения убийств прошло более 15 лет — истекли сроки давности.

«ВТОРОГО КИЛЛЕРА В КОМНАТЕ ЗАСТРЕЛИЛИ ВО СНЕ»

Однако за этим последовали неприятные для Рузалика новости: председательствующий заявил, что ответственности по убийству Гурьева и Бондарева Асадуллин не избежит. Причем по этому преступлению досудебное соглашение не заключалось, а об убийстве следствию было известно и до показаний Рузалика. Напомним, что Гурьев и Бондарев — граждане Украины и Беларуси — приехали в Москву, чтобы ликвидировать Асадуллина по приказу самого Саляхова в разгар войны внутри «двадцатьдевятников» за власть. Заказал Рузалик их убийство Александру Беленко. Иностранцев застрелили на съемной московской квартире выстрелами в голову. Второй киллер Бондарев безропотно принял смерть во сне. Особую жестокость заказного убийства подчеркивает фирменный почерк «двадцатьдевятников»: оба тела были найдены обезглавленными.

Третье и последнее преступление, в котором обвиняется Рузалик, — убийство по найму Айдара Исрафилова, главы ОПС «Айдароновские», ставшего депутатом Елабуги. Существуют разные версии причин появления этого заказа. Кто-то из свидетелей говорит о конфликтах бандитов с администрацией города, кто-то считает, что прямым интересантом устранения депутата был некий Шакиров из «Айдароновских». Примечательно, что за два-три месяца до своей смерти Исрафилов уже подвергался покушению. Тем не менее он почему-то доверился Шакирову, с которым в последнее время был не в ладах, и отправился в Москву на придуманную встречу со СМИ. За передачу вознаграждения за убийство в размере $100 тыс. отвечал Асадуллин. В итоге киллер Олесик застрелил народного избранника из пистолета «Байкал» неподалеку от торговых рядов у стадиона ЦСК.

Салихов исключил из ч. 2 ст. 105 УК РФ, инкриминируемой подсудимому, признак «из корыстных побуждений», поскольку убийство по найму и так это предполагает, но признал подсудимого виновным.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОПАСЕН, ВООРУЖЕН И ПРИГОВОРЕН

Переходя к развязке судебного процесса, председательствующий судья перечислил обстоятельства, смягчающие и отягчающие положение Асадуллина. К первым относятся наличие престарелой и тяжело больной матери, признание вины и активное содействие следствию. К последним — оружие и боеприпасы, с помощью которых совершались преступления.

«Асадуллин совершил дерзкие преступления против общественной безопасности людей. Характер его действий носит асоциальный характер, поэтому отбывать наказание подсудимый должен в тюрьме», — сделал вывод суд, назвав Асадуллина исключительно опасным. Кроме того, родственники Гурьева и Бондарева предъявили иски к Рузалику на 1,5 млн. рублей, но их Салихов оставил без рассмотрения. Не потому, что об этом попросил бывший член ОПГ, а потому что сами истцы в суд для подтверждения своих требований не явились. Однако за ними остается право заново предъявить свои требование в рамках гражданского делопроизводства.

В итоге суд постановил признать Асадуллина виновным по ст. 103 УК РСФСР («Умышленное убийство»), но освободить от наказания в связи с истечением срока давности. «Признать виновным в совершении преступлений по п. „а“, „ж“, „з“. ч.2 ст. 105 УК РФ („Убийство“) и назначить наказание в виде 15 лет лишения свободы. Путем частичного сложения наказания по приговору Верховного суда Татарстана от 23 апреля 2015 года назначить окончательное наказание в виде 24 лет 11 месяцев с отбыванием первых 14 лет в тюрьме, а оставшейся части срока в исправительной колонии строгого режима», — устами судьи решилась судьба Рузалика.

Одетый в темный спортивный костюм Асадуллин так и не повернулся, лишь утвердительно ответив судье, что приговор ему понятен. Напомним, что судья Андрей Кормильцев два года назад приговорил Асадуллина к 24,5 годам заключения. Таким образом, срок Асадуллина увеличился на полгода. Тогда, как и сейчас, судья учел сотрудничество Рузалика с органами следствия.

Оценить, насколько удовлетворена исходом судебного процесса защита, не удалось. Захаров растерянно покинул зал, только и сказав: «Я не понимаю, какого вы комментария от меня хотите».

«ДВАДЦАТЬДЕВЯТНИКИ» В СУДЕ

Масштабный процесс по делу «29-го комплекса», которое рассматривал ВС РТ, обернулся обвинительным приговором 33 участникам «29-го комплекса» 17 июля 2006 года. Тогда бывший лидер челнинской ячейки Саляхов получил 25 лет лишения свободы, остальные отправились в тюрьму на срок от 6 до 20 лет. В общей сложности преступники получили около 500 лет заключения на всех. Подсудимых признали виновными в совершении 21 убийства, 7 похищений людей, мошенничествах, торговле наркотиками и других тяжких и особо тяжких преступлениях, всего они обвинялись по 56 эпизодам преступной деятельности. Впрочем, по признаниям бывшего соратника Асадуллина Дмитрия Бульбы, давшего показания, за все время существования члены ОПГ убили 50 - 60 коммерсантов. Об арсенале ОПГ красноречиво говорит тот факт, что только один из боевиков группы Алексей Гриценко сдал в полицию несколько мешков с оружием.

Судебные заседания проходили в спортивном зале УВД Советского района Казани, так много было участников процесса. Сам Асадуллин в это время скрывался на территории Украины.

История «двадцатьдевятников» получила продолжение в 2013 году, когда Верховный суд РТ отправил за решетку еще двоих группировщиков — 42-летнего Беленко и 45-летнего Валерия Слободина. С января 2003 года Слободин находился в международном розыске и скрывался на Украине. Суд приговорил Слободина к 16 годам лишения свободы, а Беленко — к 25.

Рузалик стал последним из «двадцатидевятников», на которых МВД вело охоту. На тот момент он уже около 9 лет находился в международном розыске, скрываясь на Украине по поддельным документам на имя Яниса, уроженца Греции, имел свой бизнес на берегу моря (гостиницы, рестораны). В январе 2013 года состоялась экстрадиция Асадуллина в Россию, которой он всячески пытался воспрепятствовать: писал кассационные жалобы в высшие судебные инстанции, заявления в миграционную службу Украины о признании его беженцем, мотивируя тем, что в России его преследуют за политические убеждения. Однако все его обращения в судебные и правоохранительные органы были оставлены без удовлетворения. В феврале прошлого года Рузалик оказался в казанском СИЗО, куда его доставили для проведения следственных мероприятий.

На процессе по делу Рузалика раскрылся коммерческий масштаб ОПС: в автограде «29-й комплекс» контролировал Автозаводский рынок, крышевал КАМАЗ, а в Елабуге распоряжался мясокомбинатом «Модуль». В довесок ко всему «двадцатьдевятники» осуществляли махинации с векселями «АК БАРС» Банка, взяли под контроль Баженихинский ликеро-водочный завод в Удмуртии и т. д.