На вопрос о том, куда и когда двинется казанский метрополитен дальше, глава «Метроэлектротранса» Асфан Галявов оптимистично заверил: только впередФото: prav.tatarstan.ru

НОВАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО ОЖИДАЕТСЯ К 30 АВГУСТА

Прилично опоздал на вчерашний брифинг в «Татар-информ» гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов. «Наверное, добирался на общественном транспорте», — острили журналисты. Хотя, казалось бы, от офиса МУПа, где обычно проходит ежегодная пресс-конференция хозяина казанской подземки, всего-то три остановки на метро. Впрочем, Галявов, многократно извинившись, пояснил, что на днях транспортников посетит президент РТ Рустам Минниханов — подготовка к визиту президента РТ отнимает много времени.

Напомним, что в казанской подземке, которая по причине отмены федерального финансирования в последние годы растет, увы, черепашьими темпами, ожидаются приятные события. Галявов подтвердил намерение открыть к 30 августа 2017 года новую станцию метро — «Дубравная». «Мы принимаем активное участие в строительстве станции, — говорит Галявов. — Полностью делаем систему безопасности, пожарной сигнализации, громкоговорителей, ставим видеокамеры, слаботочные системы. Эти работы по станции „Дубравной“ выполняет наше предприятие», — рассказал глава МУПа. Общая стоимость этих работ тянет на сумму около 100 млн. рублей.

... Галявов подтвердил намерение открыть к 30 августа 2017 года новую станцию метро — «Дубравная» (фото сделано 10 февраля)
Фото: «БИЗНЕС Online»

На вопрос о том, куда и когда двинется казанский метрополитен дальше, глава «Метроэлектротранса» оптимистично заверил: только вперед. «Строительство никогда не останавливается. Сколько будет жить человечество, столько будет идти строительство метрополитена», — лучился оптимизмом Галявов. Тонеллепроходческие комплексы, по его словам, уйдут на строительство второй линии метро. Ранее Минниханов одобрил маршрут ветки, которая пройдет с Горок до станции «Яшьлек». Начнется строительство линии от «Дубравной», а далее пойдет на «Фучика», «10-й микрорайон», «Ломжинскую» и «Сахарова». Из Азино метро планируется проложить через улицу Космонавтов и территорию близ Компрессорного завода в Ново-Савиновский район. Там метро пойдет по улице Маршала Чуйкова. Стыковка второй линии с первой произойдет на станции «Яшьлек» в Московском районе. Будет ли новая станция возле популярного ТЦ «Мега» — вопрос открытый. «По моей информации, они уже расхотели», — делится информацией транспортник. Напомним, в 2015 году компания IKEA заявляла о своей готовности инвестировать 1 млрд. рублей в строительство станции метро около «Меги». «БИЗНЕС Online» направил запрос о планах компании строить станцию возле ТЦ «Мега» в пресс-службу IKEA в России. На момент публикации ответа не поступило, но редакция готова предоставить компании возможность для ответа.

Казанский метрополитен по-прежнему в числе передовиков по безопасности. Что уж говорить — ФСБ даже сняло в Казани фильм на тему того, как должна быть организована система безопасности в подземке. «Мы стараемся контролировать каждого пассажира, и никто уже не возмущается, — отвечает Галявов на прежние претензии на чересчур въедливых «безопасников». — Раньше ругались: «Зачем вы нас контролируете? Не хотим проходить через рамки, ставить сумки на конвейер». Сейчас — наоборот, если их не проверили, то звонят и сообщают: «Вот, нас сегодня не проверили! Народ уже требует, чтобы их проверили, хотят ездить на безопасном транспорте!»

Интересовало журналистов, будет ли открыт еще один вход в станцию метро «Кремлевская», но, по мнению Галявова, «нет необходимости»: «Мы уже пытались открывать этот вход несколько раз — ну нет там людей, нет пассажиров».

«ТО, ЧТО СДЕЛАНО ЗА ГОД, ПОРАЖАЕТ НЕ ТОЛЬКО НАС...»

В целом Галявов сам себе поставил оценку «очень хорошо» по итогам работы в 2016 году: серьезных сбоев в работе и больших нареканий от пассажиров не поступало. По его словам, транспортники из соседних регионов буквально кусают локти, видя успехи Казани. «То, что сделано у нас за год, поражает не только нас, но и пассажиров из других городов, когда они приезжают к нам и видят, какие у нас трамваи и троллейбусы — новые и красивые, и какой у нас красивый и чистый метрополитен», — говорит Галявов.

Галявов подчеркнул, что во многом это заслуга властей республики и федерального бюджета, которые в последние годы помогли с покупкой нового подвижного состава (по схеме 50% — РФ, 45% — РТ и 5% — Казань). Только в 2015 - 2016 годах купили 85 новых троллейбусов и 22 трамвая. Так что теперь самым стареньким вагончикам 10 лет. Логика здесь простая: чем меньше поломок и простоев — тем лучше работа общественного транспорта. Регулярность движения наземного электротранспорта достигла 93%, хвастался гендиректор. Новенькие салоны трамваев и троллейбусов также приятно радуют глаз пассажиров, добавляя баллов к оценке. «Кроме Москвы и Питера, нет, наверное, ни одного города, в котором закупалось бы столько новых трамваев и троллейбусов», — радовал он. И в 2017 году планируется купить еще 7 новых трамваев и 15 троллейбусов. «Надеюсь, федеральная программа в этом году тоже будет работать», — планирует Галявов.

Без проблем, конечно, не обходится. «Очень много стало столкновений с автомобилями, причем по вине автомобилистов. В результате подвижной состав останавливается, пассажиры жалуются, а мы доходы теряем», — посетовал Галявов. Ущерб от ДТП оценивается в сумму порядка 10 млн. рублей. Водителей МУПа, естественно, стимулируют к соблюдению правил. Разработана шкала поощрений за безаварийную работу: доплаты за работу без аварий 1 год подряд — 10 тыс. рублей, 3 года — 50 тыс. рублей. «Если вы видите побитые трамваи или троллейбусы иногда — это временное явление, пока экспертиза не придет и не оценит наш ущерб, — извинялся Галявов за эстетические неудобства жителей. — Но, конечно, когда в новенькие трамваи и троллейбусы въезжают другие транспортные средства, очень обидно. Они такие красивенькие, новенькие, и тут — повреждение».

«ЕСЛИ СВЕТИЛЬНИК СТОИТ 5 - 6 ТЫСЯЧ, НАМ ОН ОБХОДИТСЯ В 300 - 400 РУБЛЕЙ»

Галявов подробно рассказал, как ему удается выкручиваться в рамках 25-рублевого тарифа, содержать 3 тыс. работников и платить им по 29 тыс. рублей средней зарплаты. Всего бюджет предприятия составляет порядка 1 млрд. рублей, сообщил Галявов в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». Из них только 170 млн. рублей — это дотации из бюджета, на остальное приходится зарабатывать самим.

И вот, что называется, лайфхак от главы «Метроэлектротранса». Первое — это отказ от центрального отопления депо и других зданий МУПа. Создание своих мини-котельных дало компании экономию в 22 млн. рублей. Второе — это открытие собственного стекольного цеха. Зачем ждать поставки с завода, платить втридорога и ездить с разбитыми окнами? Отлил свое стекло — поставил, хорошо и бюджету предприятия, и пассажирам. «Много аварий, столкновений — много разбивается стекол. Люди иногда просто пьяные бьют по стеклам дверей — они трескаются, бьются. И чтобы уйти от больших затрат, нам пришлось создать свой цех, он работает и оправдывает себя», — говорит глава МУПа. Третье — собственное производство светодиодных светильников. Галявов радуется, что смог в прямом смысле осветить своими энергоэффективными лампочками все цеха и станции метрополитена. «Если светильник стоит 5 - 6 тысяч, нам он обходится в 300 - 400 рублей, — делится ноу-хау гендиректор. — Если на замену всех светильников надо было потратить 20 миллионов, мы потратили миллион!». В итоге при ежегодном росте тарифов на электроэнергию затраты предприятия на электричество не растут. Общая экономия на электроэнергии за год составила 13 млн. рублей. «Мы эти цеха открываем не для бизнеса, а для себя, чтобы уменьшить наши расходы. За счет уменьшения наших расходов мы платим достойную зарплату, вовремя платим налоги и за электроэнергию. Вы вспомните, что раньше, случалось, отключали электроэнергию — трамваи стояли на рельсах», — вспоминает Галявов печальные страницы истории.

Еще у «Метроэлектротранса» есть свой цех по изготовлению пластиковых окон, швейный цех. Во всех депо были обновлены мойки подвижного состава, красота — не последнее дело. Сотрудникам без жилья, как в известном фильме, предоставляется общежитие. Есть и прочие «плюшки» вроде билетов на концерты и летний отдых в загородном лагере.

... В 2016 году электротранспортом Казани перевезено свыше 66 млн. пассажиров
Фото: prav.tatarstan.ru

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, приносит ли прибыль работа «Метроэлектротранса»? «Мы с прибылью никогда не работали, и, наверное, в мире нет еще ни одного электротранспортного предприятия, чтобы работало с прибылью. Но мы хотя бы движемся в направлении уменьшения убытков», — говорит Галявов.

Уже после брифинга журналисты добились у Галявова ответа на животрепещущий для многих вопрос: будут ли еще повышать стоимость проезда в электротранспорте в этом году? Глава МУПа заверил, что до конца года поднимать тариф точно не станут.