.

«ОЙ, Я НЕ БУДУ ЭТО ПОДПИСЫВАТЬ, МНЕ РЕАЛЬНО СТРАШНО»

Обычно спокойный парк Петрова в полдень был сегодня больше похож хоть и на скромный, но все же пчелиный улей. На небольшом пятачке запланированный пикет проводила инициативная группа обманутых дольщиков Татфондбанка и ИнтехБанка. Подавали они свое заявление на проведение мероприятия в мэрию еще в день отзыва лицензий у банков, 3 марта, и получили согласование в тот же день. Однако, по словам Тимура Джамбарова, одного из организаторов пикета и члена инициативной группы, тогда никто не знал, что к ним захотят присоединиться и другие граждане, «обиженные властью». Хотя чему тут удивляться, если на сайте «погорельцев» сразу же после отзыва лицензии ТФБ появился призыв в стиле «Всем, всем, всем!».

К слову, неформарльного лидера союза пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка Александры Юмановой, прославившейся «походом на кабмин» в минувшую субботу, у парка Петрова не было. По телефону активистка объяснила свое отсутствие проблемами с самочувствием. В итоге протестный выхлоп получился весьма и весьма скромным. Хотя к митингу присоединились и обманутые дольщики, и те, кто против строительства в Татарстане мусороперерабатывающего комплекса. Был даже плакат «Нет сносу домов в Салмачах, выносите трубы „Газпрома“ за город». Были и те, кто готов всегда поучаствовать в любом народном недовольстве, — был бы повод. Однако организаторы пикета просили свернуть те плакаты, которые разворачивались «не по теме», дабы не нарушать закон. Но вместо ожидаемой 1 тыс. человек в самый пик можно было насчитать сотни две участников. По официальным данным МВД, их и вовсе набралось пордяка 90. А вот то, что пикет проводится перед «женским» днем, чувствовалось. Некоторые дамы были с букетами.

«Погорельцы» продолжили свою «ультимативную» линию. На пикете развернули сбор обращений к депутатам Госсовета с просьбой выразить вотум недоверия Рустаму Минниханову. Мол, если наберется три четверти парламентариев, то эта инициатива могла бы увенчаться успехом. Специально для этого на огромном стенде вывесили фамилии ста парламентариев и приготовили уже листы с готовым текстом, где протестующим предлагалось вписать свой домашний адрес и расписаться. Впрочем, поверить в то, что кто-то из депутатов-единороссов, составляющих в Госсовете подавляющее большинство, на это пойдет, трудно. Не поддерживают радикальных лозунгов и многие из «погорельцев».

«Ой, я не буду это подписывать, мне реально страшно за такие слова», — возмутилась одна их пенсионерок, взяв один из листков. Оказывается, обращения были подготовлены на разную целевую аудиторию в зависимости от степени возмущения подписанта. «Выбирайте по своему настроению», — предлагали организаторы. Самое гневное воззвание начиналось со слов «Ни у меня, ни у других соратников не осталось ни капли вежливости, ведь вы тоже обращаетесь с нами как с... собаками!» И дальше все в такой же стилистике.


На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», не опасаются ли соратники Джамбарова, что власть может принять жесткие меры, организатор пикета ответил: «Мы думаем, что возможны какие-нибудь действия со стороны властей, но в то же время надеемся, что общественность нас защитит. Мы же не только в отношении себя действуем, тысячи пострадавших». Однако, подумав, потом добавил: «Искренне мы не хотим менять наше правительство и президента. Это просто элемент давления на местную власть, чтобы она принимала меры по возврату денег».

На вопрос, что пикетчики собираются делать с собранными и упакованными в конверт обращениями, Джамбаров ответил, что лично он никуда их нести не собирается. «Это не раскол внутри инициативной группы, просто каждый занимается своим направлением», — сказал он и указал на Марселя Шамсутдинова, лидера регионального «Парнаса». Он в этот момент стоял с плакатом «Президент Минниханов, мы потянем вас с собой на дно!», однако тоже открестился от бумажек. Отнести коробки из-под ксерокса в приемную кабмина вызвался его соратник, Илья Новиков. «Если мы ничего не будем делать, мы свои деньги так и не получим», — отметил он. Не было у организаторов пикета единства и в том, сколько членов находится в инициативной группе вкладчиков. Один заявлял, что не больше 6 - 7 человек, другой — около 20, а в мессенджере «Телеграм» так вообще 850...


«ПРИХОДИТСЯ ИСКАТЬ ПОМОЩИ ДАЖЕ У ОППОЗИЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ, ПУСКАЙ ОНИ НАМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ»

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», не боятся ли вкладчики стать игрушкой в чужой политической предвыборной игре, памятуя недавнюю их встречу с Алексеем Навальным, Джамбаров ответил: «Вы понимаете, когда в середине декабря возникла такая ситуация, тысяча людей обращалась в разные органы власти — как татарстанские, так и федеральные. Все просили помощи. Результат мы увидели 3 марта, когда у ТФБ отозвали лицензию. Так наша власть поступила по отношению к нам. Приходится искать помощи даже у оппозиционных движений, которые готовы помогать. Пускай в своих целях...»

Несмотря на то, что пикетчики с помощью депутатов Госсовеа пытались выразить вотум недоверия президенту, одним из следующих их действий будет написание письма ему же. Они хотят попросить главу республики надавить на судебные органы, чтобы те, в свою очередь, выписали арест на все имущество подозреваемых в хищении из ТФБ, чтобы они не успели разбазарить свое богатство и данное имущество могло пойти в будущем в счет обеспечения должникам ТФБ. Также они собираются писать письмо президенту России Владимиру Путину с описанием сложившейся ситуации. Ну а на следующий неделе, в субботу, 18 марта, собираются устроить не пикет, а митинг, хотя разрешение на него пока еще не получено.

БЕРДНИКОВ ОСАЖДАЕТ ТАИФ

В этот же день активист-общественник Дмитрий Бердников провел свою акцию. Для начала он встал в пикет на площади Свободы. Развернув российский триколор, Бердников обернулся к улице Большой Красной и выставил перед проезжающими автомобилями плакат-штендер с надписью «ТАИФ! Выдели 100 млрд. рублей для реанимации Татфонд-Интех-Тимер-банков!». Некоторые водители машин жали на клаксоны: то ли одобряя, то ли освистывая идею.

Пообщавшись немного с представителями расположенных в этом районе города спецслужб, судя по всему, хорошо знавших народного трибуна, Бердников переместился к офису компании «ТАИФ» на улице Щапова.

А по пути объяснил сопровождавшим его журналистам свою тактику: «Я считаю, что даже после последней встречи с властями мы не проиграли. Мы все равно добьемся своего и вернем деньги вкладчикам в размере 100 процентов да еще плюс моральный вред!»

На Щапова таифовцы никак не мешали Бердникову в пикете выражать свои взгляды. Если они и высказали как-то свое раздражение, так это разве что тем, что многократно сфотографировали общественного деятеля и сопровождавших его журналистов в придачу.