ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ РЕКТОРА КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЛЬШАТА ГАФУРОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 3-Я

Сегодня мы публикуем заключительную часть стенограммы интернет-конференции ректора Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшата Гафурова. В ней он рассказывает о своем отношении к утечке мозгов, о том, что в КФУ будут изучать исламские финансовые институты и возможности их использования в российском бизнесе, о профессиях, которые будут востребованы через 10 лет.

СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ, А НЕ ДИКТАТ "СТАРШЕГО БРАТА"

- Сабаев Марсель спрашивает: "Уважаемый Ильшат Рафкатович, почему в КФУ до сих пор нет MBA? Среди ваших выпускников столько лидеров республики, коммерческих структур, такое образование им явно не помешает… Дело в том, что это большая утечка денежных средств на Запад. Планируете ли вы открыть такое направление? Если да, то я с удовольствием поступлю к вам".

- Сразу скажу, что МВА в Казанском университете будет. Сегодня Master of Business Administration хорошо представлен в казанском финансово-экономическом институте. После его присоединения к КФУ, думаю, будет усиление. Более того, у нас будет специальный прототип МВА – это высшая школа по IT-технологиям, мы ее зарегистрируем уже до нового года. Это будет отдельная структура внутри университета.

- Она как-то будет связана с IT-парком?

- Не напрямую, не как структурное подразделение IT-парка. Но, конечно, мы бы попросили руководство IT-парка, а также вице-премьера - министра информатизации и связи Татарстана Никифорова Николая Анатольевича согласовывать учебные проекты данной школы.

- Вопрос Масловой Инги Владимировны - доцента елабужского педуниверситета: "В свете реформ высшего профессионального образования, какова, по вашему мнению, роль педагогических вузов? Какие надежды вы возлагаете на елабужский педуниверситет, который тоже войдет в состав КФУ?".

- Да, Елабужский педагогический тоже войдет в состав Казанского университета. Это будет филиал федерального университета. Никаких особых сокращений там пока не предполагается. Вообще, если говорить, что будет создано на базе присоединяемых вузов, я бы с этим не торопился. Мы договорились, что вырабатывать решения по присоединяемым вузам будем совместно с учеными советами этих вузов, которые сегодня являются независимыми. Я думаю – это правильное решение, а не диктат "старшего брата", к которому вас присоединяют. И вот все эти дискуссии давайте оставим на конец первого квартала следующего года, когда выйдет решение о присоединении, и когда мы совместно выработаем план действий. Потому что любое сказанное ректором слово подхватывается, обрастает, как снежный ком, многими домыслами. Как, скажем, по музеям. В университете уже чуть ли забастовку начали устраивать: вы куда нас выбрасываете, что вы с нами делаете, вы хотите нас продать... Если я когда-то занимался бизнесом, это не говорит о том, что в КФУ пришел продавец имущественного комплекса университета.

КАКИЕ ПРОФЕССИИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ?

- У вас работает филиал в Набережных Челнах, скоро будет филиал в Елабуге… Нет ощущения, что диплом университета как-то девальвируется, когда очень много структур в провинциальных городах?

- Все зависит от того, какие специальности будут выбраны в качестве приоритетных в данных филиалах, какое там будет качество образования. Давать там хорошее образование по физике и по химии вряд ли удастся. Скорее всего, это будут гуманитарные специальности, а еще все, что связано с IT-технологиями. Сегодня мы обсуждали вопрос о дистанционном образовании. Вот буквально в начале следующего года у нас все поточные лекции, которые читаются на юрфаке, автоматом будут транслироваться на наши филиалы. Есть филиал юридического факультета в Набережных Челнах. Конечно, уровень образования в центре всегда лучше, это надо признать. Но наш челнинский филиал дает юридическое образование намного выше, чем любые вузы, которые даже находятся в Казани, но не являются профильными. То есть, для которых юрфак не является профильным. Точно так же обстоят дела с экономическими факультетами.

- Вроде бы скоро вообще запретят давать юридическое образование в непрофильных вузах…

- Мы этого ждем. Но тут есть очень много хитростей. Ранее все было ясно: есть авиационный институт, есть технологический, есть сельскохозяйственный… А сейчас говорят: да, у нас технический вуз, но мы должны иметь и свой юрфак, поскольку у нас определенная специфика, конкретно направленная на нашу отрасль, на машиностроение, на авиацию, на что-то там еще. Все это от лукавого.

- Вадим Ложкин спрашивает: "Ильшат Рафкатович, ваше мнение, - какая профессия будет востребована лет через десять?".

- Могу сразу сказать, что медики будут востребованы и через десять лет, и через двадцать лет. IT-шники будут востребованы, юристы будут востребованы. Поскольку нам как-то еще очень далеко до того, чтобы иметь для каждой семьи своего личного адвоката…

- Как это оцениваете - на глазок или исследуете рынок?

- Так развивается мир, и какие нужны профессии, уже видно по развитым странам…

БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

- Вопрос от Анвара Айнутдинова: "Как выпускник физического факультета КГУ, считаете ли вы достаточным финансирование этого факультета? Планируется ли закупка нового оборудования? Спасибо за ответы!".

- Закупка оборудования - она не то, что планируется, а это уже дело решенное. Физфак, по-моему, заказал более чем на 200 миллионов рублей оборудования. Вообще физфак, химфак, биофак и медицинское направление будут выбраны в КФУ в качестве точек роста.

Что касается гуманитарных факультетов, могу дополнить свой ответ на вопрос Усмановой. Она, видимо, не слышала моего выступления, когда к нам приезжал посол Кореи. Тогда как раз разговор шел о том, что институт востоковедения получает новый импульс для развития. Сегодня там уже создается новая экономическая кафедра. Ее возглавляет Ренат Беккин, очень молодой профессор, ему 34 года. Он из МГИМО, доктор экономических наук. Кафедра будет заниматься изучением исламских финансовых институтов и возможностями их использования в российском бизнесе.

-Он в Казань переезжает?

- Он уже переехал и уже читает курс лекций. Более того, для привлечения ученых и для закрепления их в КФУ, мы уже в этом году получаем 50 квартир по социальной ипотеке, чего раньше никогда не было. И ежегодно будет еще по 100 квартир. И будет несколько служебных квартир для привлеченных коллег со стороны. И зарплата у них будет по контракту.

- По контракту имеете возможность больше платить, да?

-Да.

- Но откуда деньги? Университет - не коммерческая структура, поэтому в лоб и спрашиваем.

- У нас коммерческая деятельность разрешена. И мы платим за счет централизованных средств, заработанных самим университетом.

- И сколько вы можете платить ученому, чтобы он приехал в Казань, допустим, из Москвы?

- По каждому отдельно. Мы договариваемся. Это как на рынке: спрос формирует предложения.

- Тысячу долларов? Две? Пять?

- Платим и тысячу долларов, и полторы тысячи, можем рассмотреть иные варианты. Все зависит от того, насколько специалист на данный момент университетом востребован.

- И много таких вы привлекли?

- На сегодняшний день троих. Но двое пока не приехали, только дали добро. У нас с ними будет собеседование до нового года. Планируем сформировать кафедру технической физики и энергетики и кафедру промышленной химии.

УЧЕНЫЕ МИРОВОГО УРОВНЯ И УТЕЧКА МОЗГОВ

- Вы можете назвать средний возраст докторов наук, кандидатов наук в КФУ?

- К сожалению, средний возраст на сегодняшний день высокий.

- А в Казанском университете ученые, конкурентоспособные на мировом уровне?

- Есть.

-Назовите фамилии.

- Боюсь кого-то обидеть. Это будет не очень корректно, если я назову сегодня какого-то профессора, а другой скажет: я такой же, а вы меня не назвали. К тому же я человек в университете достаточно новый, на это мне тоже надо какую-то скидку дать. Но я скажу, что у нас есть конкурентоспособные и химики, и физики, и математики, и биологи. Они конкурентоспособны, они востребованы, эти научные школы востребованы. Молодые ребята, которых готовят работающие здесь профессора, уезжают за границу и остаются там. Их просто перекупают.

Когда разговор заходит о такой вот мобильности наших аспирантов, некоторые предлагают: а вы не разрешайте выезд! Мы не запрещаем выезд, но мы особо и не мотивируем этот процесс. Прежде всего, мы должны создать такие же условия, которые созданы для молодых ученых за рубежом. Они туда не только за знаниями едут. Они видят, какая там жизнь, видят, насколько больше им там платят, вот и остаются. Ничего в этом плохого нет, они самореализуются. Но мы их теряем.

- За границей, наверное, есть еще и спрос на их работу. А у нас в стране нет такого спроса на ученых, на науку...

-  Это не совсем правильно - у нас спрос есть. Но мы не научены коммерциализировать свои разработки. За границей есть специальные структуры, которые занимаются коммерциализацией. Вот в Стэнфорде 53 процента дохода от всех грантов платит университет. У нас же и 20 процентов нет. А если у нас 20-25 процентов, значит, университет дает софинансирование в такой же сумме. Поэтому у университета ничего не остается. Но это тоже не очень правильно.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА

- Известный университетский преподаватель Сочнева Валентина Алексеевна спрашивает: "Не думаете ли вы, что в рамках "Пятилетки здоровья" университет должен поддерживать своих сотрудников, желающих заниматься физкультурой, укреплять свое здоровье, подавать тем самым пример студентам, а не требовать с них плату за посещение университетского спортзала?".

- Такая проблема с оплатой университетского спортзала, действительно, возникла, и, я думаю, мы ее решим (уже решили - ред.). И вообще, многие вещи мы будем решать в пользу наших сотрудников. Я не могу сказать, что с завтрашнего дня все для них в университете будет бесплатно. Все-таки раньше у нас не было никаких спортивных сооружений, кроме УНИКСа. Но, слава Богу, нам повезло - руководство республики приняло решение о передаче нам двух спортивных объектов - бассейна и спортзала. Это замечательно. И на территории универсиадской деревни студенты получат возможность заниматься на спортивных сооружениях. По крайней мере, предварительный разговор об этом был. Конечно, для университета очень важно здоровье и его сотрудников, и его студентов…

БЕЗ ПРЕЦЕДЕНТОВ: УНИВЕРСИТЕТ ВОЗГЛАВИЛ МЭР ГОРОДА

- На интернет-конференцию пришло немало вопросов о вашем назначении ректором. Это у многих вызвало удивление - кажется, у нас еще не было такого, чтобы вуз возглавил человек, занимавший пост мэра города.

- И в целом по России не было прецедента, чтобы университет возглавил мэр города.

- Поэтому хотелось бы узнать, от кого прозвучало это предложение? Долго ли вы думали? И что для вас сыграло ключевую роль в принятии решения? Все-таки такой резкий поворот совершили...

- Вообще-то, по жизни мне неоднократно приходилось совершать резкие повороты. Когда я поступил на физфак, то думал, что всю жизнь буду заниматься физикой. В 27 лет защитил кандидатскую. Но в стране произошли изменения, она стала разваливаться. Я к тому времени уже был семейным человеком, и тут мне предложили переехать в Елабугу, где предоставляли жилье, как и сегодня мы в КФУ - молодым. Ну, а заниматься физикой в Елабуге… Вот, вы засмеялись. Я стал заниматься бизнесом.

В 1995 году меня избрали депутатом Госсовета Татарстана. Тем не менее, работу с научными учреждениями никогда не прекращал. В принципе мы очень много различных новаторских вещей делали в те годы в стенах Госсовета с Маратом Рашидовичем Сафиуллиным. Мы с ним знакомы с 1995 года. Нами были реализованы многие инновационные законопроекты, этими законами и сегодня пользуются.

Далее, когда создалась Особая экономическая зона "Алабуга", президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев предложил мне возглавить Елабугу и сконцентрироваться на этом проекте. Что я и сделал. По многим вещам мы шли впереди. И я защитил докторскую диссертацию уже по экономике. Если посмотреть по моим публикациям, которые тогда были сделаны, они, думаю, соизмеримы с теми, авторами которых были ученые, работавшие непосредственно в университете. Эти публикации, они есть в Интернете, их можно прочитать…

Постепенно у меня накопился опыт по антикризисному управлению теми или иными проектами. Это, думаю, и было учтено, когда мне сделали предложение возглавить федеральный университет.

Конечно, это было достаточно неожиданно. Дело в том, что мне до этого предлагали неоднократно различные должности, причем достаточно высокие, как внутри республики, так и за ее пределами. Но проект федерального университета - совершенно новый проект. Интересный для меня.

Вообще, я по натуре человек стартующий. Не скажу, что в этом случае, в КФУ, начал с нуля, но, во всяком случае, почти с самого старта, с самого начала образования федерального университета. Проект очень интересный, и, самое главное, очень нужный республике, очень нужный коллективу университета. И очень нужный стране.

- Это и заставило вас согласиться? Тем более, тут открылась возможность выйти с районного на всероссийский и даже мировой уровень...

- Должен сказать, что, работая в Елабуге и имея на своей территории особую экономическую зону, а их всего-то две в России, мы уже давно вышли на мировой уровень. И там контактов с заграницей было не меньше, чем здесь. Просто здесь контакты несколько другие.

Для меня в КФУ работа, с одной стороны, – новая, с другой стороны, это, так сказать, давно забытое старое. Но, еще раз повторю, работа очень интересная, очень нелегкая. Ведь в университете каждый - специалист в своей области, высокий профессионал своего дела, будь то журналист, юрист, химик, физик... И с этими профессионалами надо говорить на одном языке. И понимать суть их проблемы, и принимать правильное решение…

- Нобелевских лауреатов будете привлекать?

-Вы знаете, до этого нам достаточно далеко. Нобелевские лауреаты, возможно, будут приезжать к нам читать публичные лекции, участвовать в разного рода наших конференциях. Нам нужно сегодня привлекать людей, которые днем и ночью могут работать, круглые сутки работать. Это, чаще всего, те люди, которое только что защитились… А остальные - это уже мэтры, которым надо открывать свои научные школы...

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

- Интересно, вы, Ильшат Рафкатович, читаете газету «БИЗНЕС Online»?

- Читаю с некоторых пор.

- С каких? С тех самых, когда про вас начали писать?

- Как стали писать, кто будет ректором, кто он и так далее. Во-первых, могу сказать, что ваша газета быстро развивается, это очень хорошо. Во-вторых, вы пишете не так тенденциозно, как некоторые СМИ. А то бывает, что человек пишет об автомобилестроении и знает только, что у автомобиля четыре колеса. И дает оценку, какая модель лучше или хуже. Не очень удобно бывает за такого журналиста. Вы же все-таки пытаетесь, как мне кажется, объективно давать информацию. Это моя чисто субъективная точка зрения. Ваши журналисты пишут тоже на многие темы. Наверное, это не очень легко, поскольку нельзя быть профессионалом во всех сферах…

- Нам и ваш казанский федеральный университет очень интересен, потому что это основа основ - и бизнеса, и экономики, и политики.

- Когда у меня не так давно собирались главные редактора республиканских газет, я не случайно сказал, что мы открыты. Вот сейчас у себя формируем телевидение. Уже договорились с кабельщиками, нас будут транслировать. Договорились с ТНВ, с Ильшатом Аминовым. Хотим, чтобы студенты журфака КФУ составили основу редакции университетского телевидения. И дальше мы будем замыкать на него некоторые наши издания. Это первый этап. А второй – хотели бы, чтобы это телевидение стало не только нашим университетским, но и межвузовским.

На экранах ТВ, к сожалению, жизнь студентов наших вузов не представлена. Вот когда наш университет посещает председатель правительства, или крупные какие-то руководители, тогда, да, нас показывают: федеральный университет посетил такой-то. И все. А что делают студенты, как они живут, чем занимаются и, вообще, чем университет живет, - это нигде не показывается, ни на каких ТВ-каналах. Конечно, не надо показывать совещания, которые ректор проводит, это никому не интересно. Но у нас бывает очень много интересных встреч. Поэтому хотим, чтобы у нас был свой молодежный или университетский канал. Возможно, по нему наши профессора будут вести занятия для школьников, особенно по сложным предметам, помогать готовиться к ЕГЭ. Раскрывать сложные темы по математике, по физике, по химии, по русскому языку... Как в советское время - были же тогда учебные программы. Они и сегодня есть, но они не системны. А можно сделать, чтобы, например, каждую среду или каждое воскресенье такой-то преподаватель университета вел занятия, тема такая то. Это заранее анонсируется, и дети готовятся. В МГУ подобные вещи практикуют. Почему мы у себя не можем это же сделать?

- Когда появится это телевидение?

- Телевизионное оборудование уже закупили. У нас есть человек, который сейчас делает первый проект. Думаю, в первом квартале 2011-го будем готовы его запустить. Вообще-то, это телевидение уже сейчас появилось, но оно пока на раскрутке. Мы же не можем выпустить в эфир проект, который завтра же раскритикуют, сначала надо хорошо его подготовить.

-Неужели университетское телевидение будет работать 24 часа в сутки?

- Нет, с этого не будем начинать. Внутри общежитий, может быть, будем показывать и сутки. Но сначала надо хотя бы новостные программы научиться делать - на час, на полчаса, на 15 минут о жизни университета. На ТНВ, кажется, есть проект по молодежной программе.

- Ну, ТНВ университету много времени не даст.

- А нам много и не надо. Нам и 15 минут хватит пока. Мы же сегодня и пятью минутами не представлены.

- Сделайте интернет-телевидение - за ним будущее.

- Мы и это параллельно делаем. Но бабушки пока интернет телевидение не смотрят, а мы хотим, чтобы наше телевидение и бабушки смотрели. Вот есть же канал здоровья в "кабельке", почему не сделать и университетский канал?

-Но в Интернете и технически дешевле будет. Через i-pade зашел - и смотри.

- Есть сложившаяся культура смотреть фильм. Садишься с семьей перед экраном, кто-то яблоко жует, кто-то чай пьет, все вместе смотрят, обсуждают. А на маленьком экране как смотреть всей семьей? Сбоку уже ничего не видно... Телевизор все-таки - не только средство доставки информации, но еще и определенная культура, традиции. Это тоже важно.

- Спасибо за участие в интернет-конференции. Успехов вам и Казанскому университету!

Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко

 

1-я часть стенограммы:  Ильшат Гафуров: «Удивило, что в университете долго принимаются решения»  

2-я часть стенограммы: «Говорят, что КФУ превращается в корпорацию по зарабатыванию денег. До этого нам еще очень далеко»