Вчера в Арбитражном суде РТ состоялось заседание по банкротному делу застройщика ЖК «Симфония» и «Солнечный город» Вчера в Арбитражном суде РТ состоялось заседание по банкротному делу застройщика ЖК «Симфония» и «Солнечный город» Фото: Лилиана Набиуллина

ЗА БАНКРОТСТВО ТОЛЬКО БАНКИ

Похоже, у компании «Фон-Ривьера» (ГК «Фон») есть шанс отбиться от признания ее банкротом. Неожиданная надежда появилась вчера на очередном заседании в Арбитражном суде РТ.

Поясним кратко юридическую специфику. В прошлом году «Тимер Банк» из-за долга 69 млн. рублей подал иск о признании «Фон-Ривьера» банкротом. На структуры «Фона» регулярно подают иски о банкротстве, но, как правило, стороны либо договариваются миром, либо, как признавался «БИЗНЕС Online» Анатолий Ливада, они отбиваются. Тогда он давал понять, что статус банкрота по сути не выгоден сторонам, поскольку тогда бы контроль над активами был бы утерян. Если кратко — их бы распродали, а вырученные деньги поделили бы между дольщиками, банками, сотрудниками компании. Речи о достройке домов тогда бы уже не шло. Однако в октябре суд ввел в отношении «Фон-Ривьеры» процедуру наблюдения. Это начальная стадия банкротного процесса, в ходе которого становится ясно: все-таки признавать компанию банкротом или же ее можно спасти. Однако судебная практика говорит о том, что чаще всего такие дела заканчиваются, по сути, ликвидацией компании. Дольщики в разговоре с «БИЗНЕС Online» тогда выразили тревогу: неужели ситуация выходит из под контроля?..

Вчера временный управляющий, член НП ОАУ «Авангард» Марат Шарипов отчитался о финансовом состоянии компании. Так, стало известно, что в реестр кредиторов вслед за «Тимер Банком» стали вступать и другие компании, заявляющие о долгах «Фон-Ривьеры». И с первоначального долга перед банком реестр разбух до... 1,9 млрд. рублей общего долга. Но при этом, по словам Шарипова, в процессе финансового анализа состояния «Фон-Ривьеры» было выявлено имущество на общую сумму 4,2 млрд. рублей, из них 2,1 млрд. — необоротные активы, то есть средства, необходимые для завершения строительства трех домов. О каких домах идет речь, на суде не уточнялось, но у «Фон-Ривьеры» остаются несданными три дома в ЖК «Симфония» (№1, 3, 4) и подъезд в доме в ЖК «Солнечный город».

У «Фон-Ривьеры» остаются несданными три дома в ЖК «Симфония» (№ 1, 3, 4) и подъезд в доме в ЖК «Солнечный город» У «Фон-Ривьеры» остаются несданными три дома в ЖК «Симфония» (№1, 3, 4) и подъезд в доме в ЖК «Солнечный город» Фото: Сергей Елагин

«В ходе анализа были сделаны выводы, что восстановить платежеспособность не представляется возможным, целесообразно утвердить процедуру конкурсного производства...» — отчитался на суде Шарипов. Все шло как по накатанной — уже и сами дольщики, казалось, не удивятся, если суд объявит о признании компании банкротом. Однако дело приобрело новый поворот: временный управляющий рассказал, что 21 февраля состоялось собрание кредиторов, и 81% голосов был отдан за введение в компании не конкурсного производства, а внешнего управления — сроком на 18 месяцев. За то, чтобы признать «Фон-Ривьеру» банкротом, высказалось меньшинство — 18,5%. Среди них — представители «Тимер Банка» и банка «Открытие». В качестве арбитражного управляющего собрание предложило утвердить «Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих Северо-Запада». При этом на собрании присутствовали кредиторы, на которых пришлось 95% всех голосов, то есть абсолютное большинство, отметил Шарипов. Высказался за введение внешнего наблюдения и представитель «Фон-Ривьеры». На вопрос судьи, чем это поможет компании, он пояснил: в рамках внешнего управления гораздо проще передать дома новому застройщику, который сможет достроить их, чтобы передать дольщикам. Сами дольщики пошептались, что речь идет о компании «Бриз», которая уже взяла достраивать три дома в ЖК «Симфония», вовсю развернув стройку.

Надежда на решение замаячила с новой силой, но затем выяснилось, что в ходе собрания не были учтены требования дольщиков ЖК «Солнечный город», также вступивших в реестр кредиторов. Несмотря на заверение представителей «Фона» о том, что требования по «Солнечному городу» составляют 40 - 50 млн. рублей и уже никак не смогут повлиять на общую картину, суд счел нужным отложить процесс до 16 марта. К этому времени управляющему предстоит подготовить обоснованный ответ: могло ли повлиять отсутствие на собрание кого-то из кредиторов на принятие итогового решения?

Требования на 553 млн. рублей к компании было предъявлено от ЖК «Молодежный», и еще на 115,8 млн. рублей — от Дианы Ахметзяновой, директора «Фон-Ривьера» Требования на 553 млн. рублей к компании были предъявлены от ЖК «Молодежный» и еще на 115,8 млн. рублей — от Дианы Ахметзяновой, директора «Фон-Ривьера» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВНЕШКА» — ЭТО ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ»

Тем не менее отложение процесса при таком серьезном перевесе в цифрах говорит само за себя: процедура банкротства в компании введена, судя по всему, не будет, что в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» рискнул подтвердить и сам временный управляющий. И это при том, что банкам из 1,9 млрд. рублей общего долга принадлежат требования почти на миллиард. Так, на 268 млн. претендует банк «Открытие», на 250,5 млн. — банк «Спурт», московская компания «Профиль Финанс» заявилась на 336 миллионов. Но, например, требования на 553 млн. рублей к компании были предъявлены от ЖК «Молодежный» и еще на 115,8 млн. рублей — от Дианы Ахметзяновой, директора «Фон-Ривьера».

После заседания дольщики эмоционально обсуждали, что делать дальше, вспоминая аналогичные примеры с другими застройщиками. «Защита» — банкрот. Там ничего не добились. В итоге Госжилфонд взыскивает с дольщиков по 22 тысячи за квадратный метр», — вспоминали они историю с ЗАО «Защита», ставшим по договору с ГЖФ инвестором стройки. «Внешка» — это, в принципе, восстановление платежеспособности. Поэтому мы за нее так бьемся. Хотя понимаем: какая тут может быть платежеспособность?» — заметил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» дольщик дома №1 в ЖК «Симфония». «Конкурс — это продажа всего имущества и долгое погашение. Но это ничего не даст. Кто купит это имущество?» — рассуждал мужчина.

После заседания дольщики эмоционально обсуждали, что делать дальше, вспоминая аналогичные примеры с другими застройщиками После заседания дольщики эмоционально обсуждали, что делать дальше, вспоминая аналогичные примеры с другими застройщиками Фото: Лилиана Набиуллина

Напомним, «БИЗНЕС Online» ранее писал о еще одном аспекте проблемы. Дольщикам домов №3 и №4 ЖК «Симфония», согласившимся наконец на доплаты с переходом к новому застройщику, теперь не так просто это осуществить. «По закону наши квартиры вовсе не наши, а входят в состав имущества „Фон-Ривьеры“ и подлежат реализации на аукционе при банкротстве. Так получилось, потому что у нас нет ДДУ», — рассказывала представитель инициативной группы Элина Криушкина. По словам дольщиков, на введение процедуры внешнего наблюдения рассчитывают и татарстанские власти. «Эта процедура позволит передать оставшиеся дома „Симфонии“ новому застройщику — „Бризу“ — без затягивания сроков», — отмечают они, ссылаясь на первого заместителя премьер-министра РТ Алексея Песошина. Под его началом создана рабочая группа, которая сейчас разрабатывает механизм передачи домов компании «Бриз».

«Застройщики — это отдельная категория банкротства. Как правило, крайних мер стараются избегать, пытаются ввести финансовое оздоровление», — пояснил «БИЗНЕС Online» представитель юридического АН «Домино» Айдар Замалиев. В качестве примера, когда компанию все-таки признали несостоятельной, юрист назвал пример компании «Химстрой»: решение о банкротстве было принято в 2011 году, а растянулся процесс на долгие годы. «При этом квартиры получили далеко не все дольщики», — отмечает наш собеседник. Введение же аналогичной процедуры (банкротства) в «Фон-Ривьере» будет означать, что дольщики, скорее всего, не получат ничего, отмечает он, поэтому внешнее управление является оптимальным выходом. Сейчас, в случае согласия с мнением управляющего, суду предстоит утвердить план внешнего управления.