Как и предсказывали эксперты «БИЗНЕС Online», в уголовном деле Роберта Мусина появился второй эпизод. Громкое заявление о выводе в момент разгорающегося в банке кризиса имущества на сумму 1,7 млрд. рублей сегодня прозвучало из уст главного экономического полицейского РТ Ильдара Сафиуллина. Тем временем два расследования — следственного комитета с пострадавшим в виде Центробанка РФ и ГСУ МВД по РТ с пострадавшими вкладчиками — медленно, но верно объединяются в одно.
Предварительный список принадлежащих Мусину активов уже составлен – это большое количество... Земельные участки, и дома, и машины
ДЕЛО МУСИНА ПОПОЛНИТСЯ НОВЫМ ЭПИЗОДОМ?
Новый эпизод в уголовном деле задержанного в начале марта председателя правления ПАО «Татфондбанк» (ТФБ) Роберта Мусина анонсировал сегодня глава управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ильдар Сафиуллин. Оперативники нашли очередную дыру в балансе банка, в которую провалилось недвижимое имущество на сумму 1,7 млрд. рублей. Сафиуллин сделал это заявление на пресс-конференции в приподнятом настроении — завтра управление празднует свой 80-летний юбилей.
«Этот эпизод существует, но по нему не принято процессуальное решение, он дорабатывается и направляется для принятия процессуального решения», — отметил начальник УЭБ и ПК МВД по РТ. Он добавил, что это еще не окончательный размер ущерба по делу Мусина, но итоговые потери пока назвать затруднился. «Мы двигаемся поэтапно. На данный момент мои сотрудники выявили вот такую сумму ущерба. Дальнейшая работа покажет. Пока сумма до конца не определена», — сказал Сафиуллин, отметив, что точное число пострадавших также неизвестно. «Пока не могу сказать, сколько пострадавших, поскольку на сегодняшний день этот сектор [эпизод] связан с выводом имущества. Мы выявляем то имущество, которое выводилось или выводится из всеобщего», — сказал глава управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ, подчеркнув, что имущество представляет собой недвижимость, принадлежавшую банку. Какие конкретно активы имеются в виду, пока неясно. Напомним, в сентябре 2016 года стало известно о том, что власти Татарстана на правах крупного акционера банка передали в ТФБ земельные участки в пригороде Казани — Лаишевском, Пестречинском, Зеленодольском районах — стоимостью в 40 млрд. рублей. Правда, позднее в интервью «БИЗНЕС Online» сам Мусин заявлял, что эти земли еще не включены в баланс банка, а процесс их перевода в категорию земель, пригодных для застройки, только запущен. Не на часть ли этого земельного пирога наткнулись следователи?
Оперативники нашли очередную дыру в балансе Татфондбанка, в которую провалилось недвижимое имущество на сумму 1,7 млрд. рублей
Что касается самого Мусина, то предварительный список принадлежащих ему активов уже составлен. «Перечень имущества сегодня определен и установлен, это большое количество... Земельные участки, и дома, и машины. Мы дополнительно проводим мероприятия по установлению иного имущества, в том числе и за территорией Российской Федерации», — ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Сафиуллин.
Отметим, что подконтрольное главному экономическому полицейскому Татарстана управление ведет оперативное сопровождение сразу по двум уголовным делам. Первое возбуждено ГСУ МВД по РТ по факту мошенничества в особо крупном размере, допущенном «ТФБ Финанс». Второе было возбуждено следственным управлением СКР по РТ 3 марта, и главный подозреваемый здесь — задержанный Мусин.
Уголовное преследование руководителя Татфондбанка не ослабило работу следствия в отношении рядовых сотрудников империи ТФБ. Начальник управления отметил, что по делу «ТФБ Финанс» продолжается работа с операционистами. «Показаниями подтверждается, что ряд операционистов действительно вводил в заблуждение [клиентов], — отметил Сафиуллин. — Оценку будет давать следствие... Скорее всего, операционистам тоже кто-то давал установку. Пока говорить о том, что конкретно в отношении каких-то операционистов возбуждено уголовное дело, не можем, мы к этому пока не идем. Нам в целом нужно пока понять картину, определить юрлицо должностное, которое давало эту установку, и в дальнейшем уже следствие будет принимать свое решение. Наша задача — найти это лицо».
Начальник управления отметил, что по делу «ТФБ Финанс» продолжается работа с операционистами
«МНЕ ТОЖЕ ПРИХОДИТ РАССЫЛКА ОТ ЗНАКОМЫХ, ГОВОРЯТ, ЧТО ВОТ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ»
Продолжая тему банковского кризиса, руководитель УЭБ и ПК МВД по РТ коснулся СМС-атак и рассылок в мессенджерах и соцсетях, которые были направлены против «АК БАРС» Банка и Спурт Банка. Сафиуллин отметил, что в его ведомство как раз обратились два региональных банка с жалобами на попытку дестабилизировать работу учреждения с целью обрушить банк. Названия заявителей он не уточнил, но добавил, что свои обращения они продублировали в Нацбанк РТ и в прокуратуру. «Такие сообщения от банковского сообщества к нам поступают, они действительно обращаются к нам с заявлениями. Не только ко мне в частности, но и в другие подразделения, — поделился с журналистами Сафиуллин. — Понятно, что выявить конечный источник распространения данной информации достаточно сложно. Заявления есть, мы проводим комплекс мероприятий, конкретных лиц пока, которые целенаправленно распустили данную информацию, не установили».
Общаясь с журналистами, сотрудник полиции привел пример, как работает вирусная рассылка подобных сообщений и как сложно выявить ее источник. «Например, вам пришла эта информация, вы тоже ее получили: „Ах, неужели такой факт произошел? Дай-ка я дальше отправлю“, — пояснил он. — То есть это можно тогда любого из вас начать привлекать к уголовной ответственности. Мне, например, прислали, допустим, не зная, что это телефон начальника УБЭПа республики. Мне тоже приходит рассылка от знакомых, говорят, что вот такая ситуация складывается в банковском секторе, хотя забирать в принципе нечего и неоткуда».
В целом же предыдущий год Сафиуллин охарактеризовал как продуктивный. «Нами было раскрыто и выявлено порядка 3,5 тысяч преступлений, достаточно серьезные ущербы, в целом порядка 3 миллиардов рублей — это ущерб Республики Татарстан» — заметил глава управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Возмещенный ущерб, по его словам, также составил почти 3 млрд. рублей. Углубляясь в детали, докладчик рассказал, что в финансово-кредитной сфере было выявлено 554 преступления с суммой ущерба в 2,738 млрд. рублей, еще 635 выявленных преступлений его подчиненные зафиксировали в сфере операций с недвижимостью — на сумму 868 млн. рублей. «К сожалению, все объять невозможно. Где-то и у нас есть свои недоработки, свои недосмотры. Но мы стараемся своевременно на это реагировать и предпринимать те меры, чтобы граждане, коммерческое сообщество чувствовали себя комфортно», — заключил Сафиуллин.
ДЕЛО МУСИНА И «ТФБ ФИНАНС» СЛИВАЮТСЯ?
Напомним, Мусин был задержан и арестован 3 марта — следователи СК ожидали его у трапа самолета, севшего в аэропорту «Казань». Вечером он был допрошен и доставлен в зал Советского райсуда, который отправил бывшего председателя правления Татфондбанка под арест до 17 апреля. В обвинении, предъявленном Мусину следователями по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), была сформулирована фабула, представленная СКР по РТ: «28 сентября неустановленные сотрудники ПАО „ТФБ“ в целях незаконного привлечения кредита Банка России и последующего хищения денежных средств предоставили ЦБ РФ заведомо ложные и не соответствующие действительности сведения о наличии высоколиквидного актива, обеспеченного кредитными договорами с ПАО „Нижнекамскнефтехим“ от 16 июня 2016 года». Сумма ущерба по данному эпизоду составляет порядка 3,1 млрд. рублей. Вчера же в Верховном суде РТ проходило апелляционное заседание, на котором защита Мусина оспаривала избранную меру пресечения, впрочем, безуспешно.
Вторая ветвь этого уголовного дела — по факту мошенничества в особо крупном размере в доверительном управлении «ТФБ Финанс» — дала ростки 3 февраля под контролем ГСУ МВД по РТ. На данный момент в деле более 100 пострадавших, а сумма ущерба — более 90 млн. рублей. Сотрудники полиции задержали 5 фигурантов дела: это бывший зампредправления Татфондбанка, ныне вице-президент Промсвязьбанка Сергей Мещанов, его коллега, зам Мусина Вадим Мерзляков, гендиректор ДУ Тимур Вальшин, его заместитель по работе с клиентами Рустем Тимербаев и специалист, отвечавший за торговлю ценными бумагами, Илнар Абдульманов. Все они арестованы и будут находиться в СИЗО до 2 апреля.
Судя по тому, что оперативники УЭБ и ПК сопровождают оба расследования, а по делу Мусина активно участвуют в обнаружении имущества и выявляют новые эпизоды, две ветви дела пошли на сближение и, возможно, скоро будут объединены в одну.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.