«Тимер Банк» реализует 9 непроданных квартир в достроенном доме №5 ЖК «Акварель». Начальная цена лота — 22 млн. 259 тыс. рублей
Фото: Лилиана Набиуллина

КВАРТИРЫ ПО ЦЕНЕ В ДВА РАЗА НИЖЕ РЫНКА

Сегодня в 12:00 на площадке b2b-center.ru должны состояться торги, на которых «Тимер Банк» реализует имущество — речь о 9 непроданных квартирах в доме №5 ЖК «Акварель». Средства на строительство данного жилого комплекса фактически выделил «Тимер Банк» через подконтрольную себе компанию «Новатор-71». Застройщиком выступала печально известная фирма «Свей». Строительство дома завершено, идет процесс оформления документов для ввода в эксплуатацию. В объявлении на сайте банка сообщается, что срок сдачи дома — первый квартал 2017 года.

На торги квартиры выставляются единым лотом общей площадью 652,9 кв. метров. Предлагается приобрести 3 однокомнатные, 5 двухкомнатных и 1 трехкомнатную квартиру. Все — с черновой отделкой. Формально реализуется имущество проходящего процедуру банкротства ООО «Новатор-71», не находящееся в залоге.

Начальная цена лота за 9 квартир — 22 млн. 259 тыс. рублей. И дольщики, пристально следящие за судьбой свеевских долгостроев и также получившие сообщение о продаже, этой стоимости очень сильно удивились. Простой подсчет показывает, что банк готов продать квартиры в практически сданном доме по цене около 34 тыс. рублей за квадратный метр. Сегодня на рынке жилья стоимость «квадрата» составляет около 60 тыс. рублей, то есть цена занижена относительно рынка в 2 раза. Тем более что на сайте банка объявление о продаже квартир в «Акварели» соседствует с продажей квартир в ЖК «Столичный» и ЖК «Золотая подкова», где стоимость «квадрата» указана более рыночная — в 60 - 70 - 80 тыс. рублей.

Дольщики возмутились, тем более что ранее им заявляли, что средства от продажи имущества в сданных свеевских домах пойдут на достройку либо этого дома, либо других расположенных рядом домов. И сейчас, когда можно выручить больше, банк выставляет цену в 2 раза ниже рынка, заставляя дольщиков предполагать — кредитная организация либо хочет продать квартиры очень быстро, либо тому, кому надо?

Отметим, у «Тимер Банка», да и вообще всей банковской группы, некогда подконтрольной Роберту Мусину, есть еще достаточно имущества. С конца февраля «Тимером» управляет временная администрация АСВ. Означают ли сегодняшние торги, что и дальше распродажа будет вестись по бросовым ценам?

Если сегодня на торгах не будет определен победитель, например, из-за отсутствия заявок, то торги будут назначаться повторно (следующие, например, 26 апреля), причем цена будет снижаться. Так, на десятые торги начальная цена лота без НДС будет составлять...10 млн. рублей. Практически по миллиону за квартиру, если, конечно, до этих торгов дойдет.

Компания «Новатор-71» была признана банкротом весной прошлого года, конкурсным управляющим утвержден Марат Шарипов из НП «ОАУ «Авангард».

. Средства на строительство данного жилого комплекса фактически выделил «Тимер Банк» через подконтрольную себе компанию «Новатор-71» Фото: «БИЗНЕС Online

«КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ «СВЕЯ» ДОЛЖЕН ТАК ЖЕ ВЫСТАВЛЯТЬ НА ТОРГИ НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ»

Отметим, что вокруг дом №5 ЖК «Акварель» совсем недавно вспыхнул новый судебный спор. «Свей» решил через суд расторгнуть инвестиционное соглашение о строительстве данного дома, причем в суд он обратился фактически сразу после того, как дом физически практически был достроен.

В конце декабря в Арбитражный суд РТ поступило заявление от конкурсного управляющего фирмы «Свей» Сергея Лашкина о признании недействительным инвестиционного договора, заключенного между «Свеем» и «Тимер Банком». Суть соглашения состояла в том, что «Свей» предоставляет землю для строительства, а банк — точнее, его структура «Новатор-71», являющаяся генподрядчиком, — строит дом. Строительство дома началось еще в 2012 году, однако процесс то и дело стопорился. Осенью 2015-го, во время задержания Рашида Аитова, стройка и вовсе встала — и уже ближе к зиме, когда были достигнуты все договоренности между «Свеем» и банком, работы возобновились. Сейчас дом завершен и проходит приемку инспекции Госстройнадзора, причем, по некоторым источникам «БИЗНЕС Online», сдать его должны со дня на день. Но что самое интересное — уведомление о завершении строительства было подано Лашкиным 5 декабря 2016 года, а уже 15 числа он предпринял попытку признать договор между банком и «Свеем» недействительным.

Еще до того, как в «Тимер Банке» была введена временная администрация, председатель правления кредитной организации Айрат Камалов так комментировал «БИЗНЕС Online» спор: «Хотя на протяжении последних полутора лет, пока банк занимался стройкой и инвестированием, Сергей Лашкин постоянно на совещаниях подтверждал, что „да, в соответствии с инвестиционным договором банк финансирует, строит и так далее“. Но в итоге у нас есть иск, который сейчас рассматривается в Арбитражном суде. Мы склонны думать, что Лашкин транслирует позицию Аитова». По словам Камалова, сложившаяся ситуация вызывает у «Тимер Банка» серьезное беспокойство. «Тем не менее мы не сомневаемся, что суд примет правильное, законное решение», — говорит он.

В середине февраля Камалов говорил, что недоумение вызывает тот факт, что Лашкин на протяжении многих лет не предпринимает никаких попыток достраивать дома «Свея». «Конкурсный управляющий „Свея“ должен так же выставлять на торги нереализованные жилые помещения, а также коммерческую часть во всех домах. Это является единственным источником для завершения строительства. Но Лашкин на протяжении нескольких лет не формирует конкурсную массу, и не совсем понятно, где он планирует брать деньги на достройку домов», — говорил тогда Камалов. По его словам, в ближайшее время банк планировал взять этот процесс на контроль. Если до последнего времени большинство кредиторов «Свея» контролировалось компаниями, близкими к Аитову, то сейчас ситуация начнет меняться — «Тимер Банк», добиваясь банкротства кредиторов «Свея», сможет влиять на процедуру и требовать соблюдения установленных законом правил. В первую очередь это реализация квартир и формирование на эти средства конкурсной массы. Вроде бы у остальных долгостроев «Свея», а также у юридических лиц, которые купили коммерческие площади на первом-втором этажах, должен был появится шанс. Но реализация квартир в два раза ниже стоимости вызывает вопросы.

Еще в середине февраля Айрат Камалов говорил, что недоумение вызывает тот факт, что Лашкин на протяжении многих лет не предпринимает никаких попыток достраивать дома «Свея»Фото: «БИЗНЕС Online

«УЖЕ ДВАЖДЫ ДОМ НЕ ПРИНИМАЮТ ПО НЕПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ»

Что касается дома №5 в ЖК «Акварель», осенью 2016 года на совещаниях штаба говорили о том, что до начала 2017 года дом будет сдан. Он действительно полностью готов, его строительство завершилось еще в декабре прошлого года, но последних документов почему-то нет.

В связи с этим в редакцию «БИЗНЕС Online» продолжают обращаться дольщики, уставшие от постоянного переноса сроков, — они напоминают, что изначально дом обещали сдать в сентябре, потом моментом икс стал считаться декабрь. «С ноября осуществлялась проверка ГАСН, но уже дважды дом не принимают по непонятно каким причинам», — рассказала «БИЗНЕС Online» дольщица «Акварели» Елена Салимзянова.

По словам дольщиков, по-прежнему не решенным остается и вопрос с землей, на которой стоит ЖК «Акварель». Срок аренды земельного участка «Свеем» истек еще в августе 2016-го — после этого на совещаниях неоднократно заходила речь о необходимости ее продления. В исполкоме отмечали, что город ищет решение — тогда казалось, что многого времени этот процесс не займет, однако прошло полгода, а воз и ныне там. Возможно, это связано с тем, что «Свей» в свое время накопил долги за аренду участка. При этом вопрос с продлением аренды принципиальный — по закону, на момент сдачи дома земля должна находиться в распоряжении застройщика, а после заселения участок переходит в долевую собственность жильцов. «Если эта проблема не решится, наше заселение опять может затянуться на неопределенный срок», — опасаются дольщики. Впрочем, участники рынка считают, что при желании дом можно заселить и без договора аренды, напоминая, что Госжилфонд и заселил соципотечный дом и вовсе без сдачи его в эксплуатацию.