Из опубликованной на днях бухотчетности следует, что выручка ПАО «КАМАЗ» выросла на 38%: с 86,7 млрд. рублей в 2015 году до рекордных 119,8 млрд. рублей в 2016 году Выручка ПАО «КАМАЗ» выросла на 38%: с 86,7 млрд. рублей в 2015 году до рекордных 119,8 млрд. рублей в 2016 году Фото: president.tatarstan.ru

ВЫРУЧКА РЕКОРДНАЯ: ВЫЕХАЛИ НА 6520 И 5490

Выручка ПАО «КАМАЗ» выросла на 38%: с 86,7 млрд. рублей в 2015 году до рекордных 119,8 млрд. рублей в 2016 году, следует из опубликованной на днях бухотчетности общества по стандартам РСБУ. По итогам 2016 года КАМАЗ заработал 1,2 млрд. рублей чистой прибыли против 3,3 млрд. рублей чистого убытка по итогам 2015 года. Скажем сразу, что, в отличие от выручки, чистая прибыль далека от рекорда 2012 года, когда завод заработал 4,15 млрд. рублей.

Возвращаясь к успехам КАМАЗа с увеличением оборота, скажем пару слов по общей картине в отрасли. В прошлом году перед грузовиками снова загорелся зеленый: по данным агентства «Автостат», количество регистраций новых грузовых авто (HCV) в России увеличилось на 2169 единиц, или 4,2%, до 53329 машин. Более того, рынок, весьма чутко реагирующий на состояние экономики, вырос впервые за последние 5 лет. Если посмотреть на главный итог экономической деятельности, то в первом квартале российский ВВП терял 1,2%, во втором — 0,6%, в третьем — 0,4%, в четвертом — 0,2%. То есть российская экономика во второй половине года нащупала пресловутое дно.


Показательно, что и спрос на грузовики как точный барометр инвестиционных настроений достиг дна в середине года. Впрочем, отдавая должное макроэкономике, не стоит списывать со счетов и чисто технические факторы. Это, конечно же, низкая база предыдущего года: сегодня мы наблюдаем рост продаж грузовых авто всего на 4,2% после нескольких лет падения двузначными темпами. Плюс отложенный спрос шокового 2015-го, который реализовался при малейших признаках прояснения экономической погоды. Восстановлению рынка не помешало даже внедрение системы «Платон», которая, по замыслу властей, должна была способствовать переориентации части перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт. Но не тут-то было.


Незыблемый лидер российского рынка КАМАЗ увеличил регистрацию новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу, до 20187 авто (хотя на заводе предпочитают оперировать собственными данными по продажам). И вновь данный прирост стал первым за последнюю пятилетку. При этом доля новых «КАМАЗов» на внутреннем рынке, согласно «Автостату», выросла на 3,5 п. п. до 37,8%. Напомним, впрочем, что по итогам 2015 года регистрации новых «КАМАЗов» сократились на треть (8,9 тыс. грузовиков), годом ранее потери составили 21% (7,1 тыс. машин). Так что челнинцам еще многое предстоит отыграть.

Незыблемый лидер российского рынка КАМАЗ увеличил регистрации новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу, до 20187 авто Незыблемый лидер российского рынка КАМАЗ увеличил регистрации новых машин в России на 15,1%, или 2651 единицу, до 20187 авто Фото: prav.tatarstan.ru

По данным самой компании, в прошлом году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-м. Внутренние продажи выросли на 25% до 28,3 тыс. авто, экспорт увеличился на 6% до 6,2 тыс. грузовиков. Доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков полной массой свыше 14 т (напомним, отсюда и большая часть разночтений с «Автостатом», который берет на карандаш и более легкие автомобили) выросла на 5 п. п. до 56%.

Отметим, что пока эталонным остается 2012 год, за который КАМАЗ реализовал 48 тыс. машин и комплектов. Тем не менее в натуральном выражении продажи выросли на 21%, а в стоимостном — на 38%. Значит, увеличилась доля более дорогих машин.


На отечественных производителей грузовиков работают и правила госзаказа, оставившие вне игры «иностранцев», а это стабильный и весьма немаленький кусок пирога. К примеру, 10 октября «Газпром трансгаз Югорск» приобрел технику на 305 млн. рублей, а месяц спустя «Газпром трансгаз Урал» закупился на 110 млн. рублей. 9 декабря 2016 года КАМАЗ выиграл тендер объемом 240 млн. рублей на поставку техники уральскому управлению МВД РФ. Всего за прошлый год челнинцы заключили 78 госконтрактов на 5,5 млрд. рублей. К слову, на самом КАМАЗе не скрывают, что очередного падения рынку удалось избежать во многом благодаря протекционистским мерам.


Какие же модели тащили КАМАЗ в гору? Самую большую прибавку — 1391 авто с ростом в 2,6 раза до 2277 зарегистрированных единиц — обеспечил магистральный тягач 5490. Он укомплектован задним мостом, кабиной и двигателем Daimler, коробкой передач ZF и камазовскими передним мостом и рамой. На самом КАМАЗе популярность тягача в массах объясняют щадящими ценами за приличную комплектацию. И хотя владельцам нередко приходится «протягивать» машину или делать другой апгрейд, 4 - 4,2 млн. рублей за новый магистральный тягач на середину 2016 года — сильное предложение в сравнении даже с трехлетними подержанными европейскими аналогами.

==table1519==


На втором месте по абсолютному приросту спроса среди челнинских грузовиков — семейство самосвалов нового поколения 6520. Спрос на него вырос более чем на треть — на 1136 штук до 3260 регистраций. «Бронзу» по абсолютной динамике взял полноприводный трехосный «вездеход» 4311, добравший 578 до 4694 авто. Что ж, постоянным клиентам челнинцев, нефтяникам и газовикам, всегда нужны «проходимцы» для освоения труднодоступных районов (не зря же в прошлом году Россия обновляла рекорды по добыче нефти), да и лелеемым властью силовикам не помешает спецтехника, которая «грязи не боится».

Можно сказать пару слов и о факторе слабого рубля, который защищает местных производителей от подорожавших импортных автомобилей. Напомним, что курс доллара США в среднем подрос на 9,6%: с 61,3 рубля в 2015 году до 67,2 рубля за зеленый в 2016 году, что должно было как минимум первые три квартала сдерживать энтузиазм конкурентов КАМАЗа. Впрочем, у дешевого рубля есть и свои минусы, в частности, в виде повышенных расходов на импортные комплектующие, о чем мы поговорим ниже. Напомним, что в 2012 году в руководстве завода мечтали об ослаблении курса до 36 рублей за доллар.

В 2017 году КАМАЗ запланировал произвести 36 тыс. автомобилей и продолжить модернизацию производства. По словам гендиректора и одного из совладельцев КАМАЗа Сергея Когогина, приоритетными направлениями развития остаются организация производства нового семейства 6-цилиндровых рядных двигателей и новый завод по производству каркасов кабин. «В 2017 году компания планирует направить на развитие почти 20 миллиардов рублей: мы продолжим выводить модели нового поколения — транспортного, тяжелого семейства, обновленный магистральный тягач „КАМАЗ-5490“; будем работать над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей нового модельного ряда», — отметил Когогин.

Пока Сергей Когогин только ставит целью замещение импортных комплектующих, себестоимость уже выросла как на дрожжах: на 37% до 126,8 млрд. рублейФото: kremlin.ru

СЕБЕСТОИМОСТЬ ОБОГНАЛА ВЫРУЧКУ, ИЛИ ПРОДАЖИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Пока Когогин только ставит целью замещение импортных комплектующих, себестоимость уже выросла как на дрожжах: на 37% до 126,8 млрд. рублей. То есть себестоимость на 7 млрд. рублей выше, чем выручка, но этим уже не удивить, так как превышение основных издержек над выручкой мы наблюдали и в 2015 году. Настораживает то, что разрыв вырос на 1,3 млрд. рублей.

Здесь еще раз отметим фактор слабого рубля, который ведет не только к удешевлению рабочей силы внутри страны, но и к удорожанию импортных комплектующих, которые пока превалируют в том же тягаче 5490, на который делает упор КАМАЗ.

Несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовой автотехники в РФ увеличилась на 6,9 млрд. рублей до 10,9 млрд. рублей. Возникает вопрос: откуда же рост прибыли? Спасибо госсубсидиям. Во-первых, на 7,2 млрд. рублей, или 74%, до 17 млрд. рублей выросли субсидии, относящиеся к себестоимости. Уточним, что по утилизационному сбору расходы КАМАЗа должны были составить 10,8 млрд. рублей против 7,7 млрд. рублей в 2015 году. Впрочем, тут еще можно добавить выплату бонусов, судя по всему, сбытовых, которые выросли на 1,4 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей: вот так недешево обходится КАМАЗу продвижение новинок. Итого утильсбор и бонусы нам дают расход 15 млрд. рублей. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн. рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было отмечено годом ранее. Подобьем и остальные субсидии: выплаты, относящиеся к коммерческим расходам, составили 298 млн. рублей (их не было годом ранее), а относящиеся к управленческим расходам снизились на 289 млн. рублей до 90 млн. рублей. Кроме субсидий КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода», в объеме 3,3 млрд. рублей, что на 1,6 млрд. рублей больше, чем в 2015 году. Итого, объем госпомощи вырос на 9,8 млрд. рублей, или 82%, до 21,7 млрд. рублей.


Заметим, что составители отчета насчитали госпомощи только 18,2 млрд. рублей — на 6,4 млрд. рублей, или на 54%, больше, чем в 2015 году. На предприятии объяснили причины: «Рост государственных субсидий в 2016 году в основном обусловлен увеличением объемов реализации автомобильной техники, а также компенсацией правительством РФ недополученных доходов у производителей газомоторной техники с целью стимулирования спроса на газомоторную технику и организаций автомобилестроения в целях компенсации части затрат на транспортировку и подтверждение соответствия продукции международным стандартам», — уточнил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

Будут ли у руководства завода успехи в замещении импортных деталей — вопрос открытый. Пока же можем констатировать, что расходы на НИОКР по магистральным моделям выросли в 65 раз до 383 млн. рублей. Однако расходы по направлению двигателей внутреннего сгорания обнулились, хотя в 2015 году на эти цели было потрачено 336 млн. рублей. Затраты по незаконченным исследованиям и разработкам выросли на 0,4 млрд. рублей до 4,3 млрд. рублей.

ФОНД РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ ВЗЯЛ В ЗАЛОГ КИП «МАСТЕР»

Плюс менеджменту автогиганта можно поставить за то, что темп прироста коммерческих (транспортировка, хранение, сбыт) расходов был слабее темпа прироста выручки — только 25% до 4,1 млрд. рублей. От основной деятельности КАМАЗ получил 1,66 млрд. рублей операционной прибыли за 2016 год против 4,18 млрд. рублей операционного убытка за 2015 год. Из достижений руководства можно отметить сдержанный рост управленческих расходов — всего на 5% до 5,55 млрд. рублей, что может быть связано с уменьшением расхода на обслуживание ряда административных зданий, которые ушли с баланса КАМАЗа. Дело в том, что имущество головной компании плавно тает. Так, за 2016 год из владений завода выбыло участков на 215 млн. рублей, а в 2015 году — на 1,88 млрд. рублей. В запасе остается земли на 8,2 млрд. рублей. Похожая ситуация и со зданиями, которых выбыло в прошлом году на 180 млн. рублей, а в 2015 году — на целых 5 млрд. рублей. В запасе остается зданий еще на 8,5 млрд. рублей.

В свою очередь, КАМАЗ стал арендатором основных фондов (здания, сооружения, участки, оборудование) на сумму 16,5 млрд. рублей по итогам 2016 года, 16 млрд. рублей — 2015 года, 10 млрд. рублей — 2014 года.

Кроме того, предприятие в 2016 году сделало вклад в дочерние компании на 320 млн. рублей, а в 2015 году — на 7,7 млрд. рублей. По итогам прошлого года сумма вкладов в «дочки» достигла 25,3 млрд. рублей. Отметим, что такие дочерние компании, как «КАМАЗ-Металлургия», «КАМАЗ-Дизель», КамПРЗ и КИСМ, сумма уставных капиталов которых составляет 6 млрд. рублей, и КИП «Мастер» с капиталом 6,8 млрд. рублей как раз специализируются на сдаче в аренду собственных площадей. Как пояснил Афанасьев, в 2016 году ПАО «КАМАЗ» продолжило развитие КИП «Мастер». Совместно с фондом развития моногородов запущен проект строительства 6-й очереди парка, под который переданы КИП «Мастер» дополнительные площади. До момента высвобождения части этих площадей подразделениями КАМАЗа для возможности их использования были оформлены арендные отношения между АО КИП «Мастер» и ПАО «КАМАЗ».

Кстати, о КИП «Мастер». Сумма финансовых вложений КАМАЗа, находящаяся в залоге, выросла в 3,6 раза до 4,3 млрд. рублей. Кроме уже обремененных минфином РФ акций ОАО «КАМАЗ-Металлургия» — 1,2 млрд. рублей — в залог к фонду развития моногородов попали акции КИП «Мастер» на сумму 2,4 млрд. рублей. Три векселя банка ВТБ на сумму 704 млн. рублей оказались в залоге у данного банка.

В ассоциированные компании завод внес вклад на 1,08 млрд. рублей против символических 749 тыс. рублей в 2015 году. По итогам прошлого года сумма вкладов в такие компании достигла 1,62 млрд. рублей. В компании это объясняют ростом стоимости акций ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «ТЗА», котирующихся на бирже (+375 млн. рублей). Кроме того, по словам Афанасьева, в 2016 году КАМАЗ приобрел у ГК «Ростех» 31,78% ОАО «Тутаевский моторный завод», были сделаны инвестиции в проект по созданию на территории автопроизводства мини-ТЭЦ, а также продолжены инвестиции в индийский проект компании.

В прошлом году автогигант реализовал 34,5 тыс. грузовых автомобилей — на 21% больше, чем в 2015-мФото: «БИЗНЕС Online»

10 МЛН. ЕВРО В «УСТАВНИК» КИПРСКОЙ КОМПАНИИ

Краткосрочная дебиторская задолженность (партнеров перед заводом) выросла на 7,2 млрд. рублей до 27,5 млрд. рублей. Долгосрочная задолженность снизилась на 0,6 млрд. рублей до 1,3 млрд. рублей

Просроченная «дебиторка» (учитываемая по условию договора) увеличилась в 1,6 раза с 1,9 до 3,1 млрд. рублей. Если взять балансовую стоимость просроченной «дебиторки», то она удвоилась с 0,83 млрд. рублей до 1,75 млрд. рублей. Впрочем, на КАМАЗе «просрочку» назвали технической и объяснили крутым ростом продаж в четвертом квартале. «Просроченная дебиторская задолженность на 31 декабря 2016 года по ПАО „КАМАЗ“ составила 1,371 миллиарда рублей. Основной прирост к аналогичному периоду прошлого года произошел за счет значительного увеличения объемов реализации продукции в ноябре — декабре 2016 года. Рост просроченной задолженности зафиксирован по одному стороннему контрагенту, просроченная задолженность является „технической“ в полном объеме погашена контрагентом в январе — феврале 2017 года. По одному контрагенту, входящему в группу компаний ПАО „КАМАЗ“, расчеты регулируются внутри группы, задолженность не является проблемной», — уточнил руководитель пресс-службы автогиганта.

В свою очередь, краткосрочная кредиторская задолженность (завода перед партнерами) увеличилась на 8,2 млрд. рублей до 48,9 млрд. рублей: за счет кредитов — на 3,3 млрд. рублей до 8,8 млрд. рублей, за счет задолженности перед поставщиками — на 3,2 млрд. рублей до 21,2 млрд. рублей. Долгосрочная «кредиторка» увеличилась на 9,5 млрд. рублей до 37,6 млрд. рублей. При этом просроченная задолженность уменьшилась на 0,1 млрд. рублей до 4,8 млрд. рублей.

Долгосрочные займы автогиганта выросли на 11,7 млрд. рублей до 29,3 млрд. рублей. Причина — размещение 15-летних облигаций КАМАЗа в пользу ВЭБа для получения долгосрочных ресурсов финансирования той самой масштабной инвестпрограммы. Напомним, что в 2015 году КАМАЗ разместил в августе выпуск БО-12 с доходностью 11,2%, БО-13 в декабре — 10,4%. В декабре 2016 года компания разместила выпуски БО-14 и БО-15, к сожалению, данных по доходности этих выпусков не отмечается. Но известно, что средняя доходность кредитов и займов снизилась на 0,34 п. п. до 10,34% по итогам 2016 года.

В целом сумма долго- и краткосрочных кредитов и займов выросла на 11 млрд. рублей до 49,5 млрд. рублей по итогам 2016 года. Несмотря на размещение 10 млрд. рублей облигаций только в декабре 2016 года, рост процентов к уплате составил 1,81 млрд. рублей до 4,2 млрд. рублей. Откуда же такой перерасход по процентам, если средняя ставка по долгам снизилась, а сам долг вырос только под занавес 2016 года? Отчасти рост может объясняться тем, что облигационный займ БО-12 КАМАЗ разместил только в августе 2015 года, а БО-13 опять же под занавес 2015 года. Даже если оба займа были размещены в конце года и годовая ставка составила 11%, получим прибавку 1,1 млрд. рублей — на 700 млн. рублей меньше, чем выросли проценты к уплате. Тем временем на автогиганте считают, что рост процентов к уплате в подавляющей сумме вызван размещением в конце 2015 года облигаций на сумму 15 млрд. рублей, а также в связи с инвестициями, направленными на обновление модельного ряда.

Однако, судя по открытым источникам, 15 млрд. рублей именно в конце года никак не набирается. Так, в завершение 2015 года (в декабре) был размещен только 1 крупный — на 5 млрд. рублей — выпуск БО-13. В ноябре был размещен более скромный — на 3 млрд. рублей — выпуск БО-04, но перед его размещением КАМАЗ погасил выпуск БО-03 на 2 млрд. рублей. И собственно, еще в августе был размещен выпуск БО-12 объемом 5 млрд. рублей. Еще ранее — в июне — размещен выпуск БО-05 объемом 2 млрд. рублей.

Что касается аффилированных лиц, в событиях после отчетной даты указано, что дочерняя кипрская компания «Микам Холдинг Лимитед», занятая операциями с ценными бумагами, в январе 2017 года получила от КАМАЗа вливание в уставной капитал на 10,06 млн. евро, или 643 млн. рублей, до вливания «уставник» составлял 12,45 млн. евро.

Среди рыночных кредиторов КАМАЗа по итогам 2016 года отмечены Сбербанк, Промсвязьбанк, «Россия», Акибанк, «АК БАРС» Банк, Росэксимбанк, «Зенит», ВТБ, Запсибкомбанк и «Аверс».

ГДЕ КАМАЗ ХРАНИТ ДЕНЬГИ

Небольшой отдушиной на фоне роста процентных выплат стал рост процентов к получению: на 1,22 млрд. рублей до 2,35 млрд. рублей. При этом общий объем денежных средств, их эквивалентов и депозитов в банках вырос на 6,2 млрд. рублей до 19,9 млрд. рублей.

В отчетности КАМАЗ раскрыл, где именно держит свои средства. Больше всего денег — 1,7 млрд. рублей — завод забрал из Сбербанка, оставив только 1,1 млрд. рублей. Чем не устроил челнинских автомастеров банк, возглавляемый Германом Грефом, не поясняется, причиной могла стать банальная скупость по депозитным ставкам даже в сравнении с другими крупными игроками. Без малого 1 млрд. рублей был выведен со счетов Альфа-Банка. В банке, входящем в империю одного из самых успешных бизнесменов РФ Михаила Фридмана, завод оставил скромные 107 тыс. рублей. При этом в отчетности есть пояснение: «Общество ожидало, что по итогам 2016 года финансовый показатель „Чистый долг/EBITDA“ в АО „Альфа-Банк“ не будет выполнен, проведены переговоры с банком, в результате которых было получено письмо-освобождение о нетестировании данного ковенанта». Проще говоря, Когогина не устроило соотношение долгов и прибыли «Альфы». Составители отчета уточнили, что во всех остальных банках ковенанты были выполнены. Тем не менее еще 0,5 млрд. рублей компания сняла со счетов Кредит Европа Банка, не оставив там ни копейки.

==table1526==

Больше всех свежих денег — 4,08 млрд. рублей — КАМАЗ вложил на счета в Промсвязьбанке. Общая сумма денежных средств компании в банке, подконтрольном известным российским бизнесменам, братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым, достигла 5,08 млрд. рублей.

Следующий счастливчик — ФК «Открытие», куда завод направил 4 млрд. рублей, доведя сумму сбережений до 5 млрд. рублей. Среди бенефициаров «Открытия» такие известные бизнесмены, как Александр Мамут, Вагит Алекперов, Алексей Карахан. Уточним, что в число бенефициаров входит и Банк ВТБ.

Собственно сам ВТБ — главный держатель депозитов КАМАЗа — получил еще 1,4 млрд. рублей. Общая сумма сбережений завода в банке под управлением Андрея Костина достигла 5,7 млрд. рублей. Что ж, наверное, отдельные руководители банков в данном случае завидуют Костину, который и кредитует КАМАЗ, и держит его же депозиты.

Из прочего можно отметить, что камазовцы не стали «выдергивать» деньги из крупнейшего местного банка — «АК БАРСа»: вложения здесь снизились только на 50 млн. рублей до 951 млн. рублей.

==table1527==