...

КАЗАНСКИЙ АВТОСАЛОН: БЕЗ КОГОГИНА И ШИРИНОВА, ЗАТО С НИКОЛЯ МОРОМ

Не очень помпезно, зато с участием международных гостей открылся сегодня форум автомобилестроения TIAF-2017. «Столько ярких гостей мы принимаем впервые», — отметил в своем приветственном слове возглавлявший татарстанскую делегацию премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Целый павильон «Казанской ярмарки» был отдан под национальную экспозицию китайских производителей автокомпонентов. Замдиректора департамента коммерции провинции Чжацзян на церемонии открытия выставки Цао Цань презентовала свой родной край — провинция расположена на юго-востоке Китая вдоль береговой линии на границе с Шанхаем. По словам Цао Цань, Россия уже стала источником роста внешней торговли для провинции. Так, в прошлом году торговый оборот Чжацзян с нашей страной составил 54,27 млрд. юаней (около 450 млрд. рублей). Казанская выставка должна стать очередным мостиком между Россией и Китаем в автомобильной отрасли.

Место для развития отношений выбрано осознанно: по словам начальника отдела экономического анализа и мониторинга рынков министерства промышленности и торговли РФ Владимира Костюченкова, Татарстан — один из ведущих регионов в области автомобилестроения. «В этом году мы продолжим уже хорошо зарекомендовавшие себя действующие меры поддержки автомобильной промышленности, а по результатам мониторинга будет приниматься решение о запуске новых адресных социальных мер господдержки. И я надеюсь, что в этом году мы впервые за три года выйдем на рост производства», — сказал чиновник.

Особым вниманием форум удостоил президент АвтоВАЗа Николя Мор — он скомпенсировал обещанный, но так и не состоявшийся приезд своего предшественника Бу Андерссона в прошлом году. Продукцию АвтоВАЗа — LADA Vesta, X-Ray и Urban («Нива Урбан») — Мор представил Халикову лично. Ни гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, ни особенно активного в прошлом году первого вице-президента Ford-Sollers Адиля Ширинова встретить на выставке так и не удалось. На стендах их заменяли подчиненные. В отличие от местных автогигантов не приехать на выставку Мор не мог, ведь буквально сегодня утром он в Доме правительства РТ встречался с президентом республики Рустамом Миннихановым. О чем именно говорили VIP'ы, осталось загадкой. «Стороны обсудили вопросы развития отечественного автомобилестроения, продвижения продукции АвтоВАЗа и другие актуальные для отрасли машиностроения вопросы», — кратко описала встречу пресс-служба правительства РТ.

...

На этот раз АвтоВАЗ отошел от прошлогодних кислотных красок — три российские машины утонченно сияли на выставке в белом цвете. По словам Мора, X-Ray уже успел полюбиться россиянам, но особенно в АвтоВАЗе гордятся выпуском автомобилей LADA Niva. «Мы отмечаем 40-летнюю годовщину с начала их производства, и мы очень горды до сих пор выпускать их. К сожалению, ведущий конструктор автомобиля Петр Прусов скончался две недели назад. Это был замечательный дизайн, узнаваемый многими людьми, включая немцев, например. Это самая продаваемая LADA в Германии сегодня, с очень хорошими возможностями движения по бездорожью», — заявил президент компании на английском языке. «Любимый автомобиль президента Татарстана. Он так сказал сегодня», — подчеркнул Халиков, проходя мимо обновленной «Нивы».

Остальные стенды с компаниями — будь то производство шин, салонных сидений или кондиционеров — Халиков обходил на пару с Мором, постоянно спрашивая выступавших: «А вы сотрудничаете с АвтоВАЗом?» Если ответ был отрицательным, то к производителю подходил сотрудник АвтоВАЗа с визиткой. Когда делегация добралась до Ford-Sollers, директор завода Алексей Спирин рассказал, что локализация компонентов компании превышает 50% и идет запланированными темпами. А главный конструктор КАМАЗа Андрей Савинков сообщил, что завод проводит серьезную модернизацию производства и выводит на рынок новый модельный ряд.

«О МНОГИХ ТУРЕЦКИХ ИЛИ КИТАЙСКИХ АВТОКОМПОНЕНТАХ ВЫ, КРОМЕ МАТА, НИЧЕГО НЕ УСЛЫШИТЕ»

Второй павильон, полностью посвященный китайским производителям автокомпонентов, делегация обошла быстро, зато плодотворно. «Они заинтересованы в локализации бизнеса в России, в том числе в расширении своей позиции на российском рынке», — сразу обозначила девушка, представляющая все стенды компаний из Китая. «В России впервые такое количество компаний из Китая, производящих автокомпоненты. Это хорошая возможность воспитывать существующих поставщиков по качеству и цене. Самое главное — не допускать монополизма», — заметил Халиков, оказавшийся посередине павильона в деловом круге с гостями. «Нам было бы интересно обсудить с вами возможность по локализации компонентов и тех технологий, которые сегодня существуют», — обратился к Цао Цань переводчик господина Мора. В завершение беседы премьер-министр республики заметил, что если бы среди китайских производителей была компания, поставляющая компоненты на Renault или Nissan, то он «с ней сразу готов сегодня садиться за переговоры».

Зампредседателя правления ТПП РТ Владимир Жуйков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что речь идет о высокотехнологичных производствах, поэтому приход китайских компаний создаст конкуренцию на татарстанском рынке: «Но эта конкуренция здоровая, она во благо. И поэтому продвижение автокомпонентов на новый уровень для республики — очень положительная тенденция». С ним соглашается и председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев: «С одной стороны, это, безусловно, угроза, но с другой — это отличный стимул для развития. Безусловно, если конкуренция на рынке автокомпонентов будет усиливаться, то цены будут снижаться, потому что производителям нужно будет сбывать свою продукцию». Так что, по мнению Зубарева, приход любого производства будет способствовать развитию экономики страны. А независимый автоэксперт Сергей Чернов уверяет, что зачастую технические параметры китайских автодеталей не соответствуют запросам потребителей. «Зайдите в любой кузовной цех. О многих турецких или китайских автокомпонентах вы, кроме мата, ничего не услышите, потому что технические параметры и характеристики таких деталей, включая посадочные размеры и качество, зачастую очень редко соответствуют тому, что рекомендует производитель», — выразил он свою позицию в беседе с «БИЗНЕС Online».



«ДЕНЬ ПРИДЕТ, КОГДА ЛЮДИ ПЕРЕСТАНУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АВТОМОБИЛЯМИ»

Российский рынок автопрома переживает сейчас не лучшие времена, но именно 2017 год может стать переломным моментом, когда спрос на машины наконец-то начнет расти. Такую надежду высказывали гости на пленарном заседании TIAF. «2016 год был одним из непростых периодов для всей отрасли, как показывает наша статистика по автомобильному рынку России. Рынок в прошлом году снизился еще на 11 процентов, а если мы посмотрим за период последних двух-трех лет, то объем рынка снизился на 50 процентов. Сокращение было довольно сильное. Мы надеемся, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить период падения и вернуться к умеренному росту. Мы ожидаем, что автомобильные продажи в 2017 году будут на 4 процента больше, чем в 2016-м», — рассказал аудитории гендиректор ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Москве Франк Шауфф. Согласно статистике АЕБ, в 2016 году в России продано 1,4 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. «2017 год будет разворотным для российского автомобильного сектора, рост ожидается, по нашим данным, от 4 до 10 процентов», — согласился с ним министр экономики, труда и технологий Свободной земли Тюрингия Вольфганг Тифензее.

«Я вспоминаю 1998 год — это дефолт, это падение рубля, президент Российской Федерации подписал указ №135 (буквально на одной страничке был) о мерах поддержки автомобильной промышленности. Этот указ послужил началом знаменитой промышленной сборки, которая дала толчок тому автопрому, который мы видим на сегодняшний день. Почему я хотел вспомнить о 98-м годе? Какие бы экономические трудности страна ни переживала, всегда есть куда двигаться и куда развиваться», — размышлял модератор встречи, управляющий партнер петербургского офиса Baker McKenzie Максим Калинин. «Раз уж вы вспомнили 98-й год, у меня есть любимая поговорка для автомобилестроителей: если кому-то кажется, что 2016 год был плохой, он не работал в 98-м», — вставил шутку Халиков. Кому, как не ему, не знать об этом — тогда нынешний премьер работал замгендиректора КАМАЗа.

«Мы находимся в не самых простых условиях в связи с развитием цифровых технологий», — поднял еще одну ключевую тему TIAF Тифензее. Еще 15 лет назад ни в одном автомобиле не было IТ-начинки, а теперь это важнейшие потребительские требования. Это сильно влияет и на рынок поставщиков автокомпонентов. «Необходимо менять подход ко всей индустрии, необходимо менять модели бизнеса, — признает министр экономики, труда и технологий. — Необходимо помогать нашему малому и среднему бизнесу, потому что это те компании, которые рискуют быть смытыми волной цифровой революции в автомобильной промышленности». Автомобиль Google, беспилотный Apple и другие механизмы уже начинать давить на рынок, так что в будущем классическое автомобилестроение должно будет интегрироваться с IТ-системами. «Это применимо ко всем рынкам в России, США и Германии», — предупредил он.

Даже самые малые IТ-стартапы сейчас способны выйти в классический автопром и серьезно его изменить. В Тюрингии таких предпринимателей пестуют — для них придуманы специальные цифровые платформы, где они могут подавать заявки на тендеры и работать вместе с госкомпаниями. «Чтобы не только классические игроки получали преимущество, но и были созданы возможности для маленьких компаний», — с гордостью объявил немецкий гость.

«День придет, когда люди перестанут пользоваться автомобилями, и мы должны быть к этому готовы, потому что так или иначе такой момент в истории человечества наступит», — неожиданно закончил свое выступление гость, так и не пояснив, имел ли он в виду то, что исчезнет классический автомобиль, уступив место новому навороченному, или то, что люди перейдут на другие способы передвижения.



«В РОССИИ ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ НЕ САМЫМИ ХОРОШИМИ»

О ближайших планах АвтоВАЗа и своем видении цифровизации отрасли довольно открыто рассказал Мор. «Я в Казани по двум основным причинам. Прежде всего Татарстан — это третий по величине автомобильный рынок в Российской Федерации, более чем 5 процентов общих продаж происходит здесь, в РТ. Мы здесь очень хорошо представлены — более полумиллиона LADA путешествует по дорогам Татарстана, сегодня в регионе мы занимаем 26 процентов этого рынка, немного поменьше — в Казани, что немного меня огорчает. И вторая причина — здесь есть поставщики на наши конвейеры», — рассказал гость.

АвтоВАЗ обновляет линейку автомобилей — 12 новых моделей запланировано к выходу с 2017 по 2026 год, также в планах 11 рестайлингов, пообещал Мор. «В долгосрочной перспективе будем расширять линейку полноприводных машин. В России дорожные условия будут оставаться не самыми хорошими, потому к этому нужно будет приспосабливаться», — на полном серьезе заявил глава АвтоВАЗа.

В 2016 году был презентован LADA Connect — проект, который соединит автомобиль с компьютером. Это «облачное решение», которое будет внедряться совместно с IТ-компаниями — например, с «Яндексом» такое соглашение было подписано две недели назад. «Будущее поколение, молодежь — они ждут, чтобы автомобиль с легкостью подключался к интернету, как смартфон», — признает Мор.

Есть чем похвастаться перед новыми вызовами и КАМАЗу. Как рассказал аудитории, а после совещания — и отдельно журналистам главный конструктор КАМАЗа Андрей Савинков, челнинский автогигант планомерно продвигает два инновационных проекта — разработку и производство беспилотных грузовиков и электробусов. По электробусам есть подвижки — в мае первая модель пойдет по дорогам Казани. Правда, пока неизвестен маршрут — к примеру, будет ли электробус возить гостей Кубка конфедераций, который стартует в Казани в июне. «Первые четыре штуки уже ездят, в разной степени эксплуатации больше года — в Москве, Санкт-Петербурге, в мае будет в Казани, а с четверга (с 30 марта) начинает эксплуатироваться в Иннополисе», — рассказал он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». В 2017 году КАМАЗ произведет еще 10 электробусов. Один электробус стоит 25 - 27 млн. рублей в зависимости от комплектации. Для сравнения: троллейбус стоит 14 - 17 млн. рублей.

Помимо самих электробусов нужно еще создавать и инфраструктуру — зарядные станции. «У нас применяется система батарей, работающая с быстрыми зарядными станциями. Большой электробус до 85 процентов сможет зарядить примерно за 10 минут», — объяснил Савинков.

Что касается беспилотников, то КАМАЗ продолжает испытания и производство первых грузовиков, но пока до промышленной сборки неблизко. Для стимулирования развития подобных проектов нужно, чтобы федералы дали возможность опробовать такую технику вживую, на улицах, сказал на заседании Каримов. «Безусловно, мы ожидаем поддержки развития инновационной части — беспилотной техники. Важное здесь начинание — законодательное регулирование. Необходимо поменять законодательство таким образом, чтобы в пилотном режиме начинать использовать эту технику сегодня уже на дорогах. Без апробирования мы не сможем быстро достичь результатов — на сегодня мы уже отстаем от Соединенных Штатов в части этого движения», — рассказал он, отвечая на вопрос модератора о том, каких мер поддержки от федералов ждет автопром.

Автомобильный форум продлится еще два дня — производителям автотехники и компонентов сегодня рассказали о мерах господдержки, а завтра обсуждение продолжится уже на b2b-площадках.