Первый глава правительства Татарской республики Саид-Галеев Первый глава правительства Татарской Республики Саид-Галеев

«КОНЕЧНАЯ, САИД-ГАЛИЕВА»

Парадокс, но этот политик и государственный деятель может быть с большой долей вероятности причислен к наиболее упоминаемым именно в Казани. И не потому, что в историю Татарской Республики он вошел как руководитель первого ее правительства, которое в том далеком 1920 году называлось советом народных комиссаров, или потому, что он свершил нечто сверхнеординарное, находясь на этом посту в течение чуть более года. Дело в том, что, даже не зная, кем был и что сделал этот человек, любой, даже совершенно далекий от советской эпохи и вообще от истории и политических перипетий, житель столицы Татарстана слушал, выучил и знает эту фамилию. Все просто: уже несколько десятилетий ее носит не только улица в центре города, но и расположенная на ней узловая остановка общественного транспорта у центрального вокзала Казани. И отправляясь на поезд или электричку, каждый пассажир автобуса, трамвая, троллейбуса в течение всей своей сознательной жизни слышит неизменное: «Конечная, Саид-Галиева». Значит, пора подхватывать вещички и спешить на перрон. А в родной Уфе, где это имя чтят наряду с другими национальными героями, например с Салаватом Юлаевым, он больше известен «лишь» по бульвару в Октябрьском районе столицы Башкортостана.

На этом своеобразное дерби по поводу Саид-Галиева между двумя поволжскими республиками не заканчивается, переходя в более серьезную — политическую — плоскость. От некоторых казанских историков, в особенности от аксакалов в деле научного исследования образования нашей республики, чувствовалось, так скажем, настороженное, если вообще не скептическое отношение к этой фигуре. Сегодня они отдают предпочтение другим деятелям тех времен. Почему? «Ну начнем с того, что они считают его все-таки пришлым, из соседней Башкирии, — в беседе на эту тему с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ кандидат наук, представитель более молодого поколения казанских историков Дмитрий Люкшин старается быть максимально объективным. — Так что Саид-Галиев — вроде как проводник вроде как „башкирской“ концепции, „башкирских“ идей, отчасти продиктованных ему покровителями из центра. Хотя национальные политики тех лет, то есть 1920-х годов, когда делались первые шаги в образовании того, что сегодня мы называем Республикой Татарстан, вектор их активности, направленность их усилий были, в общем-то, схожи. А разнились предлагаемые пути и методы их реализации. Да и патронат со стороны центра был неоднозначен». «Так или иначе, но Саид-Галиев был первым руководителем нашего республиканского правительства и внес, таким образом, свою лепту в становление нашей государственности», — подчеркнул в беседе с автором этих строк академик АН Республики Татарстан Индус Тагиров.

РАЗНОЧТЕНИЯ ПО ЕГО ПОВОДУ НАЧИНАЮТСЯ С ИМЕНИ И ФАМИЛИИ

Перед тем как приступить к рассказу о Сахибгарее Саид-Галиеве, необходима следующая ремарка. Разночтения в отношении этой политической фигуры начинаются с его имени и фамилии. В буквальном смысле. Так, «Википедия» утверждает, что «хотя правильное написание фамилии Сахиб-Гарея — Саид-Галиев, улица в Казани, названная в его честь, именуется улицей Саид-Галеева». И действительно, достаточно убедиться в этом, обратившись к «действующей» компьютерной карте Казани системы «2ГИС». В нашем же повествовании постараемся придерживаться орфографии Татарской энциклопедии, которая признает правоту «Википедии», а именно — Саид-Галиев. Подобные разночтения, точнее разнонаписания, наблюдаются и в имени первого республиканского предсовнаркома: во многих документах его именуют Сахиб-Гареем, но встречается и слитное написание этого имени. И, приводя эти документы, будем сохранять их авторский вариант.

Итак, что за неоднозначный человек стал коллегой самого Ильича — председателем Совнаркома, но только не на российском, затем — союзном, а на республиканском уровне?

Наиболее законченный вариант описания жизненного пути Саид-Галиева можно найти в очерке М. Сайдашевой из книги «Борцы за счастье народное», изданной в 1967 году специально к полувековому юбилею советской власти. Понятно, что оценки, акценты и тональность этого издания выдержаны в духе того времени. Но в Госархиве историко-политической документации Республики Татарстан (бывший архив обкома партии) госкомитета РТ по архивному делу удалось найти отчасти рукописный, отчасти исполненный на машинке оригинал этой публикации. В нем, как и в других документах, есть масса любопытных подробностей, которые не вошли в официальную версию жизнеописания первого республиканского предсовнаркома.

Актовая запись о рождении Актовая запись о рождении

«НА ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ ОГРАНИЧИЛИСЬ ЖАНДАРМСКИМИ ПЛЕТЬМИ»

«Сахибгарей Саид-Галиев родился 6 февраля 1894 года в Уфе в семье чернорабочего. По окончании трех классов вынужден был навсегда оставить школу и поступить в киоск на станции Уфа», — сообщает официальная печатная версия книги про борцов. А в оригинале М. Сайдашевой читаем: «Детства у него по существу не было. С 8 лет Сахибгарея отдали в школу. Однако ему часто приходилось пропускать уроки. Рано утром, выпив чашку чая с куском черного хлеба, он шел на пристань подсобить отцу. Вскоре из-за тяжелых материальных условий он навсегда оставляет школу и поступает мальчиком в киоске на станции Уфа контрагентства Ефимова. Так 10-летний Сахибгарей начинает свою трудовую жизнь.

Это были годы Первой русской революции. Работая в киоске, он впервые встречается с социал-демократами, по их заданию хранит и распространяет запрещенные листовки и брошюры. После поражения революции начались аресты ее активных участников. Был арестован и Сахибгарей. Только возраст спас его от жесткой репрессии, на первый случай ограничились «отеческим увещеванием» с помощью жандармской плети и изгнанием с работы.

С этого времени начинаются его бесконечные скитания по городам России в поисках куска хлеба. Где и кем только ни приходилось ему работать: самоварщиком на станции Шумиха Сибирской железной дороги, чернорабочим в Челябинске, Омске, кубовщиком на пароходе Тупицына, рассыльным в актерской труппе, сборщиком подписки издательства «Брокгауз-Ефрон» в Саратове, Оренбурге, в других городах и снова в Уфе — укладчиком лесопилки и чернорабочим малярной артели... Все свободное время, порой и ночи напролет, он проводит за книгами; научился читать по-русски. Общительный и любознательный, всюду быстро находил себе друзей, доставал через них запрещенную литературу.

Оригинал очерка Сайдашевой из книги Борцы за счастье народное

ТАНЦОР И ДЕКЛАМАТОР ПО ИМЕНИ СЕРЖИК

В 1911 - 1912 годах, работая рассыльным в труппе Моисеева, жизнерадостный и способный Сахибгарей ощутил неудержимое желание попробовать свои силы на сцене. Охотно и быстро выполняя все поручения администрации, он успевал побывать на репетициях, подглядеть секреты актерского мастерства. Молодая цепкая память и природный талант сделали свое дело, вскоре на сцене появляется Серж — танцор и декламатор (в других воспоминаниях есть вариант и другого его сценического имени — Сержик — прим. ред.). «Я и сейчас помню, с каким чувством, захватывающим душу человека, он читал отрывки из некрасовского «Кому на Руси жить хорошо», — вспоминает С. Касимов, слушавший его в те годы.

Александра Каримовна Саид-Галиева, первая супруга Сержика: «Встретились мы в январе 1912 года в Оренбурге. Ему тогда было 19 лет». Сашенька тоже служила в этой труппе. Она восхищалась не только его природным талантом рассказчика, в особенности исполнением юмористических рассказов. Он играл на пианино, скрипке и других различных музыкальных инструментах. Настолько различных, что в его арсенал вошли арфа и... двуручная пила. Саид-Галиева упоминает о том, что он, как и некоторые другие участники труппы, «часть выручки давал в подпольные организации».

Его сценические способности очень даже пригодились впоследствии на политическом поприще — по свидетельствам и оценкам многих его современников, Саид-Галиев использовал эти способности и стал приличным политическим трибуном и оратором. Так, журналист и «по совместительству» первый по счету первый секретарь Татарского обкома партии Александр Таняев в своей статье о Саид-Галиеве в 1920 году поделился впечатлениями, которые на него произвело использование в речи на партийном съезде Плетневского района (современный Приволжский район Казани — прим. ред.) стихотворения Лермонтова «Спор», в котором поэт, излагая спор Шат-Горы с Казбеком, приписывает последнему, олицетворяющему старый мир, слова:

Не боюсь я Востока,

Род людской там спит глубоко

уже девятый век,

Все, что здесь доступно оку,

спит, храня покой.

Нет, дряхлому Востоку

не покорить меня.

«Теперь этих слов, — сказал тогда Саид-Галиев, — не может повторить старый капиталистический мир. Восток более не спит. Наоборот, теперь более чем когда-либо имеют силу слова, которые Лермонтов приписывает Шат-Горе: «Берегись, многолюдный и могуч Восток... Стал считать Казбек угрюмый и не счел врагов».

«Мастерски продекламировав эти строки из „Спора“, — продолжает свой очерк Таняев, — Саид-Галиев сказал, что сегодня капиталистический мир, как „Казбек угрюмый“, не сможет счесть поднявшихся против него порабощенных народов Востока. В союзе с пролетариатом России и Западной Европы они несомненно добиваются своего освобождения от мирового империализма... Доклад был... вознавгражден дружными аплодисментами. Саид-Галиев был единогласно избран делегатом на 1-ю областную [партиийную] конференцию».

Статья Александра Таняева, Казань, 1920 год

«ЕГО СТРАСТНЫЕ БЕСЕДЫ ЛЕГКО ДОХОДЯТ ДО СОЛДАТ»

В августе 1915 года в Екатеринбурге Саид-Галиев был призван в царскую армию, почти два года участвовал в жестоких боях Первой мировой войны. За воинские заслуги ему присваивается звание унтер-офицера. Он становится инструктором по саперному делу 126-го запасного пехотного полка. К этому времени новоиспеченный унтер сочувствует большевикам. С мая 1916 года активно включается в революционную работу. По поручению Екатеринбургской партийной организации среди солдат ведет агитационно-пропагандистскую работу, умело используя любую благоприятную обстановку — часы занятий и отдыха, караульной службы и боевых учений. Его страстные беседы легко доходят до солдат.

Сразу же после Февральской революции 1917 года он избирается в совет полка, позднее — членом президиума полкового комитета, а затем и членом Екатеринбургского совета рабочих и солдатских депутатов, председателем гарнизонного комитета воинов-мусульман.

В марте 1917 года вступает в ряды РСДРП(б), ведет активную пропаганду за выход России из войны. Его усилия в это время были направлены и на солдат-татар и башкир, чтобы вывести их из-под влияния националистически настроенного офицерства и настроить на осуществление ленинского плана социалистической революции. По его инициативе в июле 1917 года в Екатеринбурге созывается I съезд воинов-мусульман с участием рабочих уральских заводов, фабрик и рудников. Съезд избирает Уральский областной мусульманский военный совет и обязывает его усилить большевистскую пропаганду, взяв курс на подготовку вооруженного восстания. Председателем совета избирается Саид-Галиев.

Продолжение следует.