Потребкооперации приказано встать на новые рельсы, но жить долго. На открывшемся вчера в «Корстоне» форуме потребкооператоров стало известно, что торговая сеть «Пятерочка» готовит экспансию на тысячу российских сельпо, а Рушан Сахбиев обещает раздавать кредиты небольшим хозяйствам вообще без документов. За тем, как Сергей Морозов назвал татарстанский народ родней, а в Йошкар-Оле всех аллергиков готовы накормить мороженым из козьего молока, наблюдали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
«МАХМУТ, ВЫРУЧАЙ!»: КАК ТАТАРЫ ПОМОГЛИ МОСКВЕ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ
«Есть ли будущее у потребкооперации?» — много раз задавался вопросом председатель совета центросоюза РФ Дмитрий Зубов на форуме, который стартовал вчера в Казани. Cказать ему нет никто не решился, так что форум все же прошел, как и планировалось, в присутствии президента РТ Рустама Минниханова, губернатора Ульяновской области Сергея Морозова и представителей 70 регионов страны.
Начался праздник сельской торговли на площадке возле «казанского Версаля» — Дворца земледельцев. Он напоминал традиционные ярмарки, которые шли здесь почти всю зиму. Дежавю способствовал и обильно выпавший ночью снег. Высокие гости прибыли на выставку продукции потребкооперации с утра. Минниханов вместе Зубовым, Морозовым, министром сельского хозяйства и продовольствия РТ Маратом Ахметовым и председателем правления «Татпотребсоюза» Махмутом Фаттаховым начали осмотр со стенда сети татарского фастфуда «Тубетей». Шустрый парень предложил Зубову отведать их продукцию и почему-то особенно напирал на то, что вся она приготовлена по халяль-стандарту. Рядом с чак-чаковым изобилием был выстроен целый торговый павильон, внутри которого продавалось все — от спичек до водки, только без ценников. Как оказалось, это быстровозводимый модульный магазин. Всего по Татарстану в этом году в системе потребкооперации планируют возвести 53 таких объекта — в населенных пунктах с количеством более 100 дворов. В дальнейшем планируется строить такие объекты в деревнях на 50 - 75 домов.
«Мы возвели его здесь за двое суток, на третьи уже можно заниматься торговлей. Торговая площадь — 52 квадратных метров, подведена вода, канализация, отапливается электричеством. У себя в районе будем ставить в селах Левашово и Большие Тиганы», — говорит главный кооператор Алексеевского района Ильнур Хайбуллин. Позже гости немножко отвлеклись от программы, их повели посмотреть авто- и мотошоу, где VIP-компания, нужно сказать, дольше всего останавливалась. Непременный атрибут казанских выставок — кузнец. Он предложил Зубову выковать монетку. Дмитрий Львович, сперва немножко опешив, согласился, но перед тем как взять в руки молот, снял свои часы и предал их татарстанскому коллеге — Фаттахову — как бы не разбить. Все это с удовольствием снимал на свой смартфон президент Татарстана. Но то ли главный кооператор страны, что называется, каши не ел, то ли что-то еще, но все три его удара не принесли ожидаемого результата. Монетка все не выковывалась. И вдруг из толпы раздалось: «Махмут, выручай...» Пришлось Фаттахову, человеку с более мощным телосложением, завершить дело своего шефа. «Татары всегда выручали Москву», — еще раз прозвучало из толпы. После получения долгожданного сувенира начался осмотр выставки.
Всего по Татарстану в этом году в системе потребкооперации планируют возвести 53 модульных магазина — в населенных пунктах с количеством более 100 дворов
В каждой палатке старались нахвалить свою продукцию. Фурор произвело мороженое из Йошкар-Олы, которое производится из козьего молока. Юрий Торопов — дистрибьютор местного хладокомбината — превозносил товар: «Козье молоко гипоаллергенно, детям с аллергией можно спокойно кушать». Сыроделы Сернурского сырзавода мечтают сделать свою ферму самой большой в мире (сейчас там 50 тыс. голов). Но как ни пытались марийские производители накормить своей козьей продукцией Минниханова, уговорить не смогли, а вот Зубов не устоял.
Ульяновский губернатор Морозов лично ознакомил гостей с продукцией со своей родины, а выйдя из палатки, с гордостью показывал российские внедорожники — «УАЗ патриот» и так называемую буханку. «Рустам, посмотри», — обратился он к Минниханову и рассказал о преимуществах чудо-техники ульяновского автопрома. Президент согласился — нужная вещь, особенно для фермеров. В конце программы на правах хозяина глава РТ повел гостей в палатку — то ли на поздний завтрак, то ли на ранний обед.
Ульяновский губернатор Морозов с гордостью показывал российские внедорожники — «УАЗ патриот» и так называемую буханку
«ПОЧЕМУ Я ГОВОРЮ «КОЛЛЕГИ»? ПОТОМУ ЧТО Я ИМЕЛ ЧЕСТЬ 7 ЛЕТ РАБОТАТЬ В СИСТЕМЕ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ»
Подкрепившись, гости двинулись в «Корстон» — на форум потребкооперации. Вышедший из большого бизнеса Зубов заявил гостям, что намеренно снял галстук, дабы придать встрече некую непринужденность. Да и общая обстановка не предполагала скучное отчетное собрание. Президиума как такового тоже не было — все важные гости расселись в первом ряду «партера», а спикеры выходили к трибуне, установленной на фоне огромного телеэкрана. Гости хаотично расселись кто в зале, кто на балкончиках, никто не загонял СМИ в «резервации». А само действо попеременно напоминало то вручение телепремии, то телепередачу «К барьеру». Сам Зубов тоже не походил ни на чиновника, ни на кооператора. И не случайно. В его прошлом — пестрый багаж жизненного опыта: он был замгендиректора всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества, занимал должности гендиректора АОЗТ «Алон», руководящие посты в Мосэксимбанке, ОАО «Ай-Би-Эн-Система», ЗАО «Промхиминвест», АФК «Система» и проч.
Глава центросоюза не стал вдаваться в отчетную цифирь (а зачем, если есть пресс-релиз?), а лишь похвалил хозяев форума, которые заботливо «даже погоду поменяли» к приезду потребкооператоров всея Руси. И вновь задал, свой (фирменный?) вопрос о том, нужна ли потребкоооперация и будет ли она жить и развиваться дальше. Видимо, ему как бизнесмену и банкиру со стажем, пришедшему в систему потребкооперации менее года назад, ответ на него вовсе не был так очевиден, как большинству из присутствовавших в зале.
Чтобы хотя бы пунктиром обрисовать размах явления в масштабах страны, скажем, что система потребкооперации в РФ объединяет около 3 тыс. потребительских обществ и порядка 4 млн. пайщиков. Организации потребкооперации обеспечивают работой более 200 тыс. человек. В системе работает 40 тыс. торговых точек, а также более 25 тыс. автолавок, которые кормят и поят около 40% жителей в малых деревнях и селах матушки-России. Совокупный объем деятельности потребкооперативов в стране — 255 млрд. рублей.
Нужно ли говорить, что самым успешным и самым крупным дивизионом вот уже четыре года подряд остается наш татарстанский «Татпотребсоюз». Разумеется, не случайно. Вот и президент РТ, приветствуя гостей, обратился к ним: «Добрый день, коллеги!» И тут же пояснил: «Почему я говорю „коллеги“? Потому что я имел честь 7 лет работать в системе потребкооперации, заместителем по торговле, председателем райпо!» — рассказал он гостям известные факты из своей биографии. У него-то вопроса вроде зубовского «быть или не быть» не возникало. «Другой иной такой структуры у нас нет, и мы обязаны поддерживать потребкооперацию», — прямо заявил Минниханов.
Он рассказал, что Татарстане работает более 500 мобильных лавок «Татпотребсоюза», в основном в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. А в этом году в татарстанской глубинке будет построено 53 блочно-модульных магазинов — по примеру тех, что с утра можно было лицезреть на выставке. «Мы ставим задачу — обслуживание сельского населения на городском уровне», — заявил президент РТ. По его словам, все это позволяет сохранять сельский уклад жизни.
Важным направлением, по его словам, является заготовка и переработка сельхозпродукции, выращенной на личных подворьях. «За последние 10 лет «Татпотребсоюз» увеличил заготовки в 15 раз, в 2017 году объем заготовок составит 7,2 миллиарда рублей, а к 2020 году поставлена задача довести его до 12 миллиардов рублей», — сообщил президент.
«Татпотребсоюз» сегодня представляет собой 56 тыс. пайщиков, около 3 тыс. человек работают в системе потребкооперации. В республике работает свыше 1 тыс. магазинов, порядка 120 участков по переработки заготсырья, 82 предприятия общепита.
«ПРЕДПРИЯТИЯ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ УШЛИ В СЕБЯ И АМБИЦИОЗНЫХ ЗАДАЧ ПЕРЕД СОБОЙ НЕ СТАВЯТ»
Следом выступил губернатор Ульяновской области Морозов. Уступая ему трибуну, Минниханов лучезарно улыбнулся и пожал руку, словно передал эстафетную палочку. Морозов с ходу заявил, что он однозначно за развитие потребкооперации, как и «наши давние друзья-соседи-родственники из Татарстана». За последние 5 - 7 лет в регионе было создано 70 сельскохозяйственных потребкооперативов, работой обеспечены тысячи человек, более чем вдвое увеличилось поголовье скота... Слышать подобные бравурные отчеты из региона, который традиционно принято считать «младшим братом», было и радостно, и тревожно.
В родном Татарстане ситуация несомненно лучше в абсолютных цифрах — общий оборот деятельности организаций потребкооперации РТ в 2016 году составил 20 млрд. рублей (рост 10%). Но, к примеру, оборот заготовительной деятельности вырос всего на 2%, про создание новых потребкооперативов не слышно, переработка в зачаточном состоянии, многие сельпо сдали свои магазины в аренду более успешным частным предпринимателям. Как так получилось — в перерыве между секциями корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснял у министра сельского хозяйства РТ Ахметова. Он честно признал: «Потребкооперация — это чемодан без ручки», который, как известно, нести тяжело, а бросить жалко. Самые лучшие жирные куски давно приватизированы, а на полках традиционных магазинов — продуктовое изобилие.
«В советское время был дефицит. Сейчас [продуктами] никого не удивишь, все есть, — немного с сожалением констатирует Ахметов, — Во многих районах руководители потребкооперации — главные пайщики, на них повлиять тоже сложно. Они же собственники, обратной национализации быть не может, мы им можем только подсказывать, направлять, стимулировать». Конкурировать с глобальными производителями и торговыми сетями, работая по старинке, на устаревшем оборудовании тяжело и маловыгодно. К тому же тянут на дно традиционно такие убыточные направления, как заготовка.
«Сумма государственной поддержки [потребкооперации] небольшая и в большей степени ориентирована на покрытие убыточной деятельности заготовительного направления, — говорит Ахметов. — К примеру, заготовка шерсти — девать некуда, а бросить жалко. Рыночная цена шерсти — 7 рублей за килограмм». Также из бюджета компенсируют транспортные расходы участникам сельхозярмарок. Субсидируется процентная ставка при покупке технологического оборудования — до 40%.
Глава «Татпотребсоюза» Фаттахов оценил сумму господдержки потребкооперации в 100 млн. рублей в год. «В этом году впервые нам выделено 60 миллионов рублей на поддержку убыточных магазинов, которые находятся в отдаленных деревнях», — радовался Фаттахов.
Однако министр Ахметов мыслит стратегически и говорит, что нужно научить потребкооператоров привлечению долгосрочных инвестиционных проектов. «У них залоговая база есть, все имущество зарегистрировано. Но многие предприятия потребкооперации ушли в себя и амбициозных задач перед собой не ставят», — сетует министр. В прошлом году инвестиции в отрасль не превышали 150 млн. рублей. «Это копейки, каждое потребобщество в год должно столько инвестиций привлекать, у нас есть обычные сельхозпредприятия с 5 - 8 тысячами гектаров земли, которые в год 250 - 300 миллионов рублей инвестиций вкладывают! — говорит министр. — Ну вот толкаем, дергаем, критикуем подсказываем».
Для того чтобы встряхнуть отрасль, недавно был принят план развития потребительской кооперации в РТ на 2017 - 2020 годы. Согласно ему, ежегодный рост объемов торговой и производственной деятельности, деятельности предприятий общепита должен составить не менее 10%, а заготовительной деятельности — 15%. В каждом районе планируется создать самостоятельную заготовительную организацию, а также открыть при них магазины и пункты по забою скота. Также рекомендуется восстановить хранилища для овощей и построить новые, увеличить до 80% загрузку всех имеющихся мощностей потребкооперации, провести реконструкцию производств хлеба и кондитерских изделий, переработки мяса, колбасных изделий, фасовочного оборудования и проч.
Ахметов пояснил, что эта программа не содержит прямого финансирования, но прописывает путь, по которому следует двигаться. А он один — техническое и технологическое перевооружение потребкооперации. Республике нужна переработка овощей, ягод. Та же картошка — население занимается ею порой уже инстинктивно, не задумываясь о спросе. «Нам эту картошку куда-то девать надо, отгружать далеко не выгодно, значит, нужна, переработка — на крахмал например, чтобы было выгодно экспортировать, — рассуждал министр. — Столько овощей выращивается, излишки должны быть кем-то заготовлены и переработаны в добро».
СПАСЕНИЕ ДЛЯ СЕЛЬПО ИЛИ ТРОЯНСКИЙ КОНЬ?
Но что самое интересное, на этот «чемодан без ручки» нашелся расчетливый «носитель». Гендиректор торговой сети «Пятерочка» Ольга Наумова заявила, что у ее компании есть вполне недвусмысленный интерес к потребкооперации. Ссылаясь на соглашение, подписанное 12 апреля торговой сетью с центросоюзом, она сообщила «БИЗНЕС Online», что видит два вектора дальнейшего сотрудничества. Первый — это создание фирменных отделов кооперативной торговли в формате «шоп-ин-шоп» («магазин в магазине»). Это когда на базе магазинов «Пятерочка» будут создаваться точки продажи разнообразной продукции: полуфабрикатов, кулинарии, мяса и т. п., произведенных местными малыми и средними предприятиями, фермерами, потребкооперативами. Она заявила, что по стране планируется открыть до 5 тыс. таких точек. Для справки, всего в РФ открыто около 10 тыс. магазинов сети, то есть «шоп-ин-шоп» может появиться в каждом втором магазине. «Мы хотим много таких точек открыть, нам это интересно, чтобы покупателям предоставить такие продукты, которые востребованы покупателями в локальных точках», — сообщила Наумова.
Второй вариант — это создание за три года до 1 тыс. магазинов типа «КООП-Пятерочка». Открывать их планируется на базе существующих кооперативных магазинов«. «Мы будем создать такие кобрендинговые магазины», — говорит Наумова. При этом кооператив остается собственником своего магазина, но подписывается договор с сетью франчайзинга, согласно которому «Пятерочка» помогает обновить магазины по своим стандартам, поставить оборудование, наладить логистику и проч. Разумеется, это не спонсорская помощь. Оборудование будет поставляться, пусть и на долгосрочных, но все же возвратных условиях, сельпо придется перечислять сети всю выручку, а назад получать лишь агентское вознаграждение. Плюс сеть будет продавать через магазины свою продукцию. Хотя возможен и самый простой третий вариант — сдать площади сельпо в аренду.
Наумова заверила, что компания весьма заинтересована в развитии всех форм бизнеса в Татарстане. «Надеюсь, что потребобщества в РТ станут первыми, где появятся наши первые «пилоты», — пожелала она. Предпринимательница отметила, что варианты магазинов «шоп-ин-шоп» уже начали появляться в некоторых магазинах сети в Казани и в Нижнекамске.
Интересуемся у Ахметова, не получится ли, как с тем Троянским конем: сегодня мы запустим крупную торговую сеть на полки потребкооперации, а завтра напрочь лишимся своей сбытовой сети. Ведь в городах «Пятерочка» уже потеснила многие региональные сети...
Но, видимо, тяжесть «чемодана» перевешивает возможные риски. Министр не стал высказываться резко против сельской экспансии X5 Retail Group. «Пятерочка, по сравнению с другими крупными торговыми сетями, наиболее лояльно работает с региональными поставщиками сырья. С другими находить общий язык очень сложно. Но это и наша проблема, нужно тоже расти, чтобы быть конкурентными, соответствовать уровню продукции, которая продает в торговых сетях», — говорит министр.
Но в целом, что касается торговых сетей, Ахметов в очередной раз высказался за их регулирование на законодательном уровне. «Политические решения принимать надо, чтобы отношения были паритетны, они же не за сырьем к нам пришли, а за рублем. У них логистика, товарная база налажена, зачем они будут за нашими поставщиками ходить? Если только законом загонять их туда, например, прописать, что такая-то доля отечественной продукции должна быть на полках», — говорит он.
Рушан Сахбиев (слева) признал, что неправильно требовать одинаковый пакет документов и с гигантов вроде «Лукойла», и с маленького предпринимателя из глухого аула
«ИНОГДА СКЛАДЫВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО СБЕРБАНК ПЫТАЕТСЯ ВВЕСТИ ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ»
Напротив Наумовой «к барьеру» вышел управляющий отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев. У него были припасены сюрпризы и шутки в рукаве. «Когда мы говорим слово „банк“, то в первую очередь все говорят: дай нам деньги, дешевле, а лучше вообще без возврата», — начал он с сарказма. «Понимая, насколько на разных языках говорят банкиры и руководители потребобществ, какие сложности есть с оформлением документов, с марта мы ввели новый продукт — смарт-кредит», — начал рекламировать банкир. Он признал, что неправильно требовать одинаковый пакет документов и с гигантов вроде «Лукойла», и с маленького предпринимателя из глухого аула.
Суть идеи в том, что заемщику вообще не нужно предоставлять банку никаких документов! Первая мысль о том, а не сошел ли банкир с ума на фоне последних банковский потрясений, постепенно развеивается после его пояснений. Сахбиев говорит, что анализ платежеспособности заемщика ведется с помощью современных информационных систем. «Анализ оборотов по расчетным счетам, налоговая дисциплина, информация от контрагентов. Огромное количество информации стекается о вас», — раскрыл банкир. Далее математический мозг дает ответ — каков максимальный размер кредита для такого-то ЛПХ или фермера. Причем деньги можно забрать в течение одного дня после подписания документов. «Звучит как фантастика, особенно при сочетании со словом «Сбербанк», — подшучивал над обычной «расторопностью» своего банка Сахбиев. Также он рассказал про возможности льготного лизинга при приобретении автолавок.
На вопрос ведущего о том, что главное при работе с потребкооперацией, он ответил, что главное — это доверие и понимание бизнеса клиента. «Иногда складывается ощущение, что Сбербанк пытается ввести левостороннее движение в одностороннем порядке. Мы должны подтягивать бизнес до современного уровня, но и мы должны вставать в тапки наших клиентов», — штамповал шутки банкир.
И тут неожиданно из зала выскочил с вопросом основатель сети татарского фастфуда «Тубетей» Султан Сафин. «Нашу татарскую кулинарию в формате полуфабриката или в формате готовой продукции как можно предоставить в сети «Пятерочка»? — задал он вопрос Наумовой. И сразу поставил задачку перед Сахбиевым: «У нас планы строить промышленный конвейер для изготовления татарской кулинарии, проект у нас разработан. Какие банковские продукты вы можете нам предложить? Причем, поскольку мы занимается халяльной продукцией, финансовые схемы должны быть халяльными».
«Султан провел замечательный мастер-класс, как двух крупных представителей бизнеса вовлечь в свой ареал интересов, но рекламная пауза кончилась», — удивлялся ведущий прыти молодого предпринимателя и все спрашивал, сколько в РТ таких султанов. Но оказался только один. Наумова с ходу предложила ему вариант «шоп-ин-шоп» и заявила, что «мы рады, что вы есть». Сахбиев тоже пригласил Сафина к себе в гости — с проектом.
Завершая встречу, Зубов сменил «гнев на милость», заявив, что потребкооперации «жить еще долго», несмотря на то, что «много лет мы видим звериный оскал сетей». Также он сказал, что кооператоры должны «взять все лучшее из прошлого и перенести это в будущее», «научиться работать в новых реалиях» и «получать взаимовыгоду ы любых ситуациях». «Потребкооперации — жить, но сделать нужно еще много», — заключил он на прощание и пригласил всех на праздничный обед.
Фото: president.tatarstan.ru
«СЕЛЬЧАНИНУ ПРОДАТЬ СВОИ 40 СОТОК КАРТОШКИ НЕВОЗМОЖНО, А ЕСЛИ В СЕЛЕ РАБОТАЮТ 200 ХОЗЯЙСТВ...»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников форума о том, есть ли будущее у потребкооперации:
Айдар Метшин — глава Нижнекамского района:
— Система потребкооперации — одна из мощных систем. Я в начале своей трудовой деятельности работал в Псковском потребсоюзе. Могу сказать, что знаю эту работу изнутри. В силу ряда причин она была отодвинута на периферию в постсоветское время. Но время проходит и подтверждается необходимость этой системы. Понятно, что она должна быть в новых условиях скорректирована. Но сама система жизнеспособна, и в Татарстане она будет продолжать работу, потому что большая территория. Только у нас в Нижнекамском районе протяженность населенных пунктов более 100 километров. 15 сельских поселений, 61 населенный пункт, поэтому система потребкооперации востребована.
Айрат Хайруллин — глава Альметьевского района:
— Мировой опыт показывает, что бизнесменов можно объединить на основе потребкооперации. И наша альметьевская потребкооперация — одна из крупнейших в Татарстане с объемом заготовочной деятельности более 300 миллионов рублей. А в этом году стартовал новый проект — «Овощная долина». Это тоже потребительская кооперации, где фермеры будут работать на готовой инфраструктуре (будет обеспечена система капельного полива, будет механизированная техника и построено овощехранилище). Фермеры, объединившись, будут вместе работать. Это позволит небольшим хозяйствам интенсивно развиваться, и в Альметьевске появится новая отрасль овощного хозяйства. Это и выращивание редьки, тыквы, огурцов, болгарского перца, пекинской капусты и много других овощей.
Александр Тыгин — глава Зеленодольского района:
— Развивать потребкооперацию не только можно, но и нужно, потому что много сел, где по численности населения невозможно организовывать регулярную торговлю. А потребкооперация хороша еще и комплексностью. Там ведь не только торговля, а важнейший элемент — сбыт [излишков производства личных хозяйств]. Одному сельчанину продать свои 40 соток картошки невозможно, а если в селе работает 200 хозяйств, то это уже 40 тонн картошки, это уже контракт с больницей, школой, рестораном. Поэтому у потребкооперации с точки зрения производства гигантское будущее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.