Сегодня о своем закрытии объявил легендарный газетный бренд автограда с 23-летней историей — «Челны ЛТД». В прощальной публикации редакция заявила, что виновником кончины стал Татфондбанк. Однако, по мнению экспертов и источников «БИЗНЕС Online», сгоревшие деньги могли выступить лишь катализатором проблем издания: тут и неурядицы среди учредителей, и суды за здание, и общий кризис на рынке печатной прессы.
Сегодня, после 23 лет работы, о своем закрытии объявила некогда одна из самых успешных газет автограда «Челны ЛТД»
«ЗАКРЫВАЕМСЯ ИЗ-ЗА ТФБ, НО ЭТО КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА...»
«Прощайте. Мы уходим», — с таким заголовком на первой полосе вышел сегодня последний бумажный номер газеты «Челны ЛТД», одного из старейших изданий автограда, в свое время державшего пальму первенства среди городских СМИ. Редакция объявила о своем закрытии и о том, что через некоторое время будет отключен и сайт «Челны ЛТД».
Виновным в своей кончине редакция объявила Татфондбанк. «Увы, топ-менеджеры этого банка отдали их [средства] кому-то в виде кредитов, которые не были возвращены, — говорится в опубликованной заметке. — Не помогла и система страхования — мы добивались возврата наших денег несколько месяцев, но безуспешно. Это были резервы на период выхода нашего сайта на окупаемость. Бумажная пресса давно уже убыточна по всему миру. Сейчас мы не в состоянии платить сотрудникам редакции достойные зарплаты. К тому же мы обязаны полностью рассчитаться со своими поставщиками и рекламодателями». При этом собственники газеты сообщили о готовности продать бизнес любому желающему.
По горячему телефону газеты нам ответили, что редакция закрывается в пятницу. И. о. главреда Андрей Шевцов, с которым связался корреспондент «БИЗНЕС Online», не стал раскрывать сумму, пропавшую у собственников газеты в ТФБ, назвав эту информацию «коммерческой тайной», при этом рентабельность издания в последнее время якобы оставалась «вполне». Он подчеркнул, что рекламодатели в любом случае получат внесенную предоплату: «Один рекламодатель нам тут сказал, что какая-то газета закрылась, а деньги назад он так и не смог получить. Мы, в отличие от этой газеты, всех рекламодателей предупреждаем и возвращаем деньги», — заверил и. о. главреда.
Относительно состава учредителей газеты полной ясности нет. У ООО «Челны ЛТД» с 2011 года четверо собственников в равных долях: Валерий Мокеев, Сергей Храмов, Ольга Охотникова и Сергей Антипин. Однако в выходных данных газеты значится только один учредитель и издатель — Антипин, на его же имя, судя по данным сайта Роскомнадзора, оформлена и лицензия СМИ.
Через некоторое время будет отключен и сайт «Челны ЛТД»
Главным редактором в выходных данных по-прежнему значится Мокеев. Однако, по словам наших источников,он уже много лет живет в Европе, а работой редакции руководил дистанционно и во время регулярных наездов в Челны. Причем по характеристике тех, кто с ним общался, стал «до крайности недоверчивым». Известно также, что одно время команда собственников жила в Болгарии, где у них был некий эффективный бизнес, но с тех пор прошли годы, и нынешнее место своего ПМЖ Мокеев тщательно скрывает даже от друзей. На месте всем до поры до времени редакцией руководила его бессменный заместитель Ольга Колесникова, которая, однако, в 2013 году перешла на работу в «Челнинские известия». С тех пор за старшего остается Шевцов, который до этого трудился в газете верстальщиком бумажной версии, а также делал рекламные баннеры. Сам этот факт, по мнению бывших сотрудников редакции, говорил о внутреннем кризисе в издании — финансовом и, как следствие, кадровом.
Храмов, сегодня находившийся в Москве, в кратком разговоре успел лишь подтвердить, что он и другие учредители ООО по-прежнему входят в число фактических собственников газеты. Подтвердил он и причину закрытия — крах ТФБ, однако сумму, зависшую в банке, не назвал, сославшись на ту же коммерческую тайну. По словам Храмова, на месте сейчас газетой «рулит» Охотникова, но она прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online» отказалась.
ПРИБЫЛЬ ЗА 2016 ГОД РАВНА СТРАХОВОЙ СУММЕ АСВ
По некоторым деталям можно также предположить, что деньги в ТФБ или их часть кто-то из учредителей мог держать под видом «физика», на свое имя. По крайней мере, по словом одного из наших собеседников, сотрудникам по итогам 2016 года было заявлено, что прибыль газеты составила 1,4 млн. рублей. Напрашивается параллель с суммой застрахованных вкладов, возвращенных агентами АСВ, — хотя, конечно, это может быть и совпадением.
Но только ли проблемы с ТФБ похоронили газету? Например, на благосостоянии издания могла сказаться многолетняя тяжба учредителей за тогда еще строящееся здание в 45-м микрорайоне автограда, по большому счету проигранная ими владельцу ООО «Реклама-Центр» Фанису Харисову. Компания Харисова и учредители «Челны ЛТД» (традиционно от их лица в этом споре выступала ИП Охотникова) начинали строительный проект вместе в 2007 году, но по его завершению не поделили активы. Когда же «Челны ЛТД» начал сдавать позиции в судах, Охотникова вышла из состава учредителей, чтобы не подставлять редакцию, говорит наш источник. Он же утверждает, что и Храмов в последнее время к делам газеты отношение имел весьма косвенное. С тех пор, как «Челны ЛТД» проиграла битву за здание, Храмов якобы утратил ценность для компании и даже выводился из состава ее собственников, однако со временем, видимо, вновь получил долю, как и Охотникова.
Фанис Харисов и учредители «Челны ЛТД» начинали строить здание вместе в 2007 году, но по его завершению не поделили активы
В одной из точек продаж прессы продавец рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в последнее время газета, несмотря на значительное «похудение», пользовалась устойчивым спросом у покупателей. «Челны ЛТД у нас брали в основном из-за хорошей ТV-программы практически на все каналы, — рассказала женщина. — Но и новости городские люди, конечно же, оттуда узнавали. Та же самая „Телесемь“ стоит значительно дороже, а в „Челнинских известиях“ программа не очень хорошая... В зимнее время нам привозили по 200 экземпляров ЛТД, а те же „Челнинские известия“ — только по 50. Все из-за программы. Последнего номера ЛТД привезли только 150 штук».
Источники «БИЗНЕС Online» в сфере газетных продаж отметили, что «Челны ЛТД» ушли вовремя, перед самым мертвым сезоном, когда и стабильно продающиеся СМИ показывают снижение продаж. При этом они уточняют, что газета «как-то потерялась среди конкурентов», сократив количество полос примерно вдвое. Тираж тоже в последнее время якобы упал до 10 тыс. экземпляров (указанные в выходных данных последнего номера 25,1 тыс. действительности не соответствует, уверяют источники). Оптовикам газета продавалась по предоплате, причем продавцов заранее даже не предупредили о том, что сегодняшний номер будет последним.
В одной из точек продаж прессы продавец рассказала, что в последнее время газета, несмотря на значительное «похудение», пользовалась устойчивым спросом у покупателей
Впрочем, и сама редакция признает, что выпуск печатной версии был убыточным. Что же касается сайта, то абсолютно не похоже, что он шел к самоокупаемости. Среднесуточное количество посетителей за последние три месяца, если брать в расчет данные liveinternet, составляло около 4,5 тыс., а количество просмотров — 12,8 тысячи. Однако в графике кривая просмотров за последние два года неуклонно ползет вниз — с 19 тыс. в феврале 2015-го до 11,8 тыс. в апреле 2017-го.
Журналисты издания были предупреждены о закрытии заблаговременно — все они в течение последних месяцев интересовались вакансиями в других газетах. По словам ветерана челнинской прессы Сергея Исичко, который оставался с «Челны ЛТД» до конца, к настоящему моменту в редакции осталось лишь трое профессиональных журналистов, причем один из них уже трудоустроился на «удаленку» в Казани.
«Ищем работу, — сообщил Исичко. — Фактически журналистов в последнее время работало трое, плюс Айрат Гаянов — он мониторил интернет-новости и соцсети. Пожалуй, единственный в Челнах профессиональный карикатурист. Остальные — это я, Сергей Родачев и Ленар Батыршин. Из нас троих работу пока нашел только Родачев — устроился писать рекламные материалы в казанский глянцевый журнал. О выходном пособии все узнаем 28-го числа. Никто из нас не настаивает на соблюдении кодекса, что выплатят, то и выплатят. Зарплата-то в последнее время была копеечная. При этом Шевцов на просьбу уточнить, соответствуют ли условия увольнения сотрудников Трудовому кодексу, ответил утвердительно: они уходят с выходным пособием, «все по закону».
У «Челны ЛТД» с 2011 года четверо собственников: Валерий Мокеев (на фото), Сергей Храмов, Ольга Охотникова и Сергей Антипин. Однако в выходных данных газеты значится только один учредитель и издатель — Сергей Антипин, на его же имя оформлена и лицензия СМИ
КОРНИ УХОДЯТ В БУХАРИНСКИЙ КЛУБ
Газета «Челны ЛТД» издавалась в автограде с ноября 1993 года. Выходила еженедельно по средам и была самым популярным городским изданием в Набережных Челнах, распространяясь также в городах Закамья. На пике популярности издание находилось в годы, когда его возглавлял Артур Самигуллин — с 2000 по 2010 год. Однако в 2011-м редактор скончался на 44-м году жизни от продолжительной болезни. «Город лишился яркого, талантливого журналиста, а коллектив редакции — хорошего товарища, оптимиста, каких мало... Гусар, барин, красавец, любимец женщин, эрудит, всегда с цитатой из Иртеньева или Губермана на языке, Артур очень любил жизнь. А его любили все», — писали коллеги Самигуллина.
Любопытная деталь: один из учредителей издания Мокеев был выходцем из так называемого «Бухаринского клуба». Мало кто знает, но он существовал в Набережных Челнах с 1982 года, а с 1987-го носил имя Николая Бухарина. Организовал эту дискуссионную площадку вместе с группой единомышленников-комсомольцев челнинец Валерий Писигин. Ныне это известный историк и писатель, а тогда — электрослесарь КАМАЗа и студент-заочник КГУ. Это были времена, когда еще был жив Леонид Брежнев и ни о какой перестройке никто не заикался. Тем более удивительно, что в клубе изучали труды расстрелянного при Сталине Бухарина и даже отыскали в Москве его сына Юрия Ларина. Председателем клуба, что вообще поражает, учитывая порядки 1980-х, был... первый секретарь горкома комсомола Ринат Каримов. «По сути, своей должностью он прикрывал политклуб от нападок со стороны партийных и комсомольских бюрократов, — пишет Писигин в своей книге „Политические беседы. Польша 1989“. — Не исключено, что дискуссионный политический клуб смог состояться только в условиях не совсем обычной социальной среды, а именно — в огромном новом городе при гигантском современном производстве. Таковыми и являлись Набережные Челны, представлявшие собой средоточие съехавшейся отовсюду разноплеменной и разношерстной молодежи, как рабочей так и инженерной, с концентрацией множества частных и общих проблем, требующих немедленного их решения, иначе предприятие-гигант попросту не состоится. Ради последнего местные партийные власти были вынуждены терпеть многое, в том числе и молодежный дискуссионный клуб с дежурным слесарем во главе».
В последние годы с республиканского рынка ушло уже множество изданий — только в 2015 году в Татарстане закрылись 140 СМИ, сообщал руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникация Айрат Зарипов (справа)
КРИЗИС И ИНТЕРНЕТ КОСЯТ ПЕЧАТНЫЕ СМИ
Напомним, что в последние годы с республиканского рынка ушло уже множество изданий — только в 2015 году в Татарстане закрылись 140 СМИ, сообщал руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Айрат Зарипов. Для сравнения, в 2014 году было ликвидировано втрое меньше изданий — 42. В первую очередь закрываются именно печатные СМИ как самые дорогие в выпуске. В их расходы входят затраты на бумагу, услуги типографии, логистику распространения.
Сегодняшнее прощание с читателем одного из конкурентов сыграет на руку холдингу Галеева, нарастив его долю на рынке рекламы
В автограде «Челны ЛТД» тоже стало далеко не первым бумажным изданием, закрывшимся за кризисные периоды. В этом отношении стоит обратить внимание на медиахолдинг «Единство» Рамиля Галеева: в кризисном 2009 году был закрыт его глянцевый журнал «Интерклуб», в 2015-м прекратила свое существование бумажная локализованная версия франшизы «Из рук в руки». В том же году был ликвидирован и «Олигарх», бизнес-приложение к газете «Вечерние Челны». Как пояснял нашему изданию сам Галеев, «Из рук в руки» была закрыта из-за управленческих проблем, другие издания — под давлением экономических обстоятельств. В конце 2016 года один из флагманов его империи «Вечерка» в поисках новых форм заработка перешла на бесплатное распространение, что эксперты оценили как первый шаг на выход с рынка. Впрочем, сам Галеев утверждает, что газету ни в коем случае не закроют. Вероятно, сегодняшнее прощание с читателем одного из конкурентов сыграет на руку холдингу Галеева, нарастив его долю на рынке рекламы.
Кроме того, в кризис 2009 года в Челнах закрылась газета «Час» — подразделение холдинга «СТВ-Медиа» Абдулхака Батюшова. В июле 2013 года о своей ликвидации объявила «Новая неделя. Итоги» — преемница «Челнинской недели», созданной в 2006 году под крылом ООО «ЖилЭнергоСервис» (компании из структуры «Татэнерго» Ильшата Фардиева). Кстати, проданный сайт газеты до сих пор работает, хотя и незаметно для города.
Летом 2015-го перестала выходить убыточная «Челнинская газета» Разина Кашапова. Пик кризиса не пережила и «Полезная газета», правда ее история не обошлась без привкуса авантюры. По версии коллектива «Полезной», конкуренты обзванивали ее рекламодателей и говорили о скором ее закрытии, что привело к фатальному сокращению рекламного потока.
В мае прошлого года перестало выходить еще одно издание с многолетней историей — «Авто Сity». И. о. главного редактора Анатолий Гедминас на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» объяснил это «особой экономической ситуацией», в которой решение было принято непосредственно редакцией, а не учредителем Ильгизом Шамсиевым. «Авто Сity» не дожила до 15-летнего юбилея всего несколько месяцев.
Эксперты медиарынка считают, что Татфондбанк стал лишь катализатором, усилившим процесс распада газеты «Челны ЛТД»
«СКОРО У НАС ВООБЩЕ ПЛАТНОЙ ПРЕССЫ НЕ БУДЕТ...»
Эксперты медиарынка считают, что Татфондбанк стал лишь катализатором, усилившим процесс распада газеты «Челны ЛТД», а истинные причины лежат в разногласиях учредителей газеты, консервативном контенте и сильных интернет-конкурентах.
Рамиль Галеев — владелец медиахолдинга «Единство»:
— Это издание было очень консервативным в своем контенте и сохраняло его таким с самого своего основания. Это, безусловно, делает издание очень устойчивым на рынке. У ЛТД всегда были постоянные читатели. Но я не могу сейчас говорить о Татфондбанке как причине закрытия. В целом издание было эффективным и в рекламе, и достойным конкурентом для нас. Для меня неожиданностью было узнать, что оно закрывается, и причины другой я не знаю. Я бы на их месте модернизировал контент и менялся. Меняется время, меняется читатель, потребитель рекламы. Нужно постоянно быть на волне изменений информационного поля. И, думаю, если бы они менялись, позицию их на рынке даже Татфондбанк бы не смог пошатнуть.
Я не думаю, что кому-то в ближайшем будущем грозит участь ЛТД. Наоборот, рынок печатных изданий растет. В нашем холдинге есть проект нового СМИ. И есть еще одно новое печатное издание, которое выходит на рынок. Я не буду их называть, чтобы не рекламировать. Все, кто работает, устойчиво стоят на ногах и пережили не один тяжелый кризис.
Ринат Билалов — экс-шеф-редактор газеты «БИЗНЕС Online», заместитель генерального директора АО «Татспиртпром» по информационной политике:
— Мне, честно говоря, немного странным было услышать сегодня о закрытии газеты «Челны ЛТД». Понятно, что потеряны какие-то деньги, но ведь бренд-то не потерян! Безусловно, газета сегодня уже не имела такого большого влияния, которое было, скажем, в 90-е годы, но все равно платежеспособный спрос был, и реклама в газете тоже была. Редакция пыталась сделать интернет-версию газеты, но такого успеха, как печатная версия, она в силу разных обстоятельств получить не смогла. Не исключаю, что и сами издатели уже устали от этого бизнеса. Они уже больше 20 лет занимались этой газетой, и было видно, что проект идет потихоньку на спад, а они, по всей видимости, не видели, как дальше этот бизнес можно развивать. А ситуация с ТФБ, полагаю, только ускорила этот процесс. Но, возможно, что мы чего-то можем и не знать, у газеты ведь были разные сложные ситуации, тот же самый конфликт за здание «Челны ЛТД», может быть, были и другие факторы, о которых широкой публике ничего не известно.
Но в целом я с сожалением воспринял эту новость, потому что «Челны ЛТД» на самом деле хорошая газета и в Челнах многие на нее равнялись. Хотя следует отметить и тот факт, что рынок печатных СМИ в целом имеет тенденцию к сжатию. И в данном случае это выглядит как одна из потерь, хотя долгие годы эта газета была безусловным лидером на рынке и основным источником информации для многих горожан.
Секрет успеха газеты заключался, на мой взгляд, в том, что они вовремя поймали несколько потребностей людей. Это было издание, скажем так, нового типа, до него местные газеты публиковали в основном официоз, а второе — это то, что они нашли своего рекламодатели. В то время было много людей, занимающихся разного рода бизнесами, в том числе запасными частями к автомобилям «КАМАЗ», и именно они и создали впоследствии очень серьезную базу рекламодателей для газеты. И третий фактор успеха состоял в том, что они поймали потребность людей зарабатывать пусть и небольшие, но деньги на распространении своего издания, наладив в период безработицы в Челнах продажу газеты через «ручников». На тот момент это была очень эффективная система продвижения издания. Эти факторы и сделали эту газету по-своему уникальной.
Зульфия Султанова — руководитель филиалов АО «Татмедиа» — ТРК «Чаллы-ТВ» и газеты «Челнинские известия»:
— Мне кажется, потенциал у газеты, чтобы существовать дальше, был. Я имею в виду и интерес читательской аудитории, и рекламодателей. Так что хоронить их было рано на данном этапе. Возможно, дело тут не столько в Татфондбанке, сколько в каких-то внутренних разногласиях между учредителями. Я знаю, что их было несколько. Но утверждать это я тоже не могу, потому что изнутри ситуацию не знаю.
Их интернет-аудитория в два раза меньше, чем у «Челнинских известий». Но наша аудитория постоянно растет. Думаю, что у ЛТД потенциал для роста был. Поэтому мне удивительно, что они закрывают и интернет-газету тоже. Так что еще раз склоняюсь к версии внутренней непростой ситуации в газете из-за какой-то несогласованности в действиях. Безусловно, трудности и экономического плана тоже существовали, ведь расходы на печать постоянно растут. Но «Челны ЛТД» не распространялись по подписке и могли поднимать цену вслед за печатными услугами.
Раис Фархутдинов — экс-главный редактор «Чаллы-ТВ»:
— Конкуренция на рынке СМИ серьезная, и мне кажется, что печатные издания люди стали читать меньше. Многим проще и удобнее зайти в интернет и всю информацию получить там. «БИЗНЕС Online», Chelny-biz я тоже каждый день читаю, хотя печатную прессу очень люблю.
Еще год назад или даже раньше шаг, который должны были сделать «Челны ЛТД», на мой взгляд, — это перейти в нишу бесплатных газет. Здесь перспектив больше, определенный спрос есть, который обеспечивается ее распространением, плюс интернет версию продвигать. С другой стороны, и контент издания должен соответствовать запросам, у людей должно возникать желание читать данный продукт, т. к. среди бесплатных изданий конкуренция достаточно высокая. Одни приходят, другие уходят, «Единство» очень хорошо себя чувствует в этой нише, «Вечерние Челны» переформатировались в прошлом году в бесплатный вариант, но это те СМИ, которые уже достаточно долго и прочно занимают свои позиции и имеют большой кредит доверия у рекламодателей. То, что касается платной прессы, думаю, количество ее будет и дальше сокращаться. Современный человек стремится к мобильности, и эту мобильность нам дает интернет, телевидение и радио, но я не согласен с теми высказываниями, что мы приближаемся к состоянию, которое принято называть смертью бумажной прессы, сокращение — да, смерти — нет, не думаю. Считаю, что специализированные издания по-прежнему останутся востребованными еще не один десяток лет. Газеты, проигрывая в оперативности, выигрывают в аналитике. Интернет-издания обычно дальше сообщения не идут, они гонятся за следующей новостью. А печатные издания раскрывают значимость, глубину события, последствия — иными словами, анализируют ситуацию. Интернет — это горячие новости, бумага — глубокие аналитические материалы. Вот и судите сами, кто уйдет, а кто останется. Будут и те, и другие, поменяется процентное отношение. Но качественные печатные издания, думаю, жить будут. Уходят слабые.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.