...
Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАМЕРА, ПУСТЬ ДАЖЕ САМАЯ ПРОСТАЯ, СПОСОБНА РАБОТАТЬ 24 ЧАСА 7 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ»

Лидерство Татарстана в рейтинге регионов России, опубликованном на портале «Штрафы ГИБДД», вызвало бурю эмоций и комментариев читателей «БИЗНЕС Online». По данным рейтинга, созданного, к слову, никем иным, как руководителем татарстанского технологического кампуса «Навигатор» Василем Закиевым, республика уверенно лидирует по числу выписанных штрафов на душу населения, опережая даже Москву. Из исследования следует, что среднестатистическому татарстанцу, включая младенцев и стариков, в год выписывается по 1,45 штрафа.

О бизнес-проекте «Штрафы ГИБДД» «БИЗНЕС Online» уже писал. Это веб-сервис и мобильное приложение, уведомляющие пользователя о новых штрафах и позволяющие оплачивать их через сайт или с помощью мобильного устройства. Стартап разрабатывался в бизнес-клубе «Навигатор» и был запущен в 2010 году. На сайте shtrafy-gibdd.ru, где был опубликован рейтинг, указано, что сервис принадлежит ООО «Узнать штрафы.ру», расположенному в Казани на улице Мусина, 61в. По данным «Контур.Фокус», общество было зарегистрировано в 2011 году. Его управляющий — Василь Закиев. Фирма занимается разработкой компьютерного программного обеспечения и оказанием консультационных услуг в данной области. 66% общества принадлежат Ларисе Медковой, 19% — Закиеву, еще 15% — Денису Кислухину. В 2015 году общество заработало 41,6 млн. рублей и показало убыток в 9,8 млн. рублей.

Как сообщают авторы исследования, анализ был проведен с помощью «собственной многомиллионной базы плательщиков по штрафам». Собственно, сам сайт представляет собой сервис, через который можно узнать о наличии штрафа и оплатить его. 

Информация, как подчеркивают владельцы ресурса, берется из официальных источников: «Мы работаем с базой данных о неоплаченных штрафах ГИБДД по договору о присоединении к государственной информационной системе государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Наш партнер — НКО „Монета.ру“ — подключен и передает все данные о платежах в ГИС ГМП».

Авторы рейтинга напрямую связывают число выписанных штрафов с количеством наблюдающих за порядком на дорогах видеокамер: «Технический прогресс превратил сбор долгов по штрафам ГИБДД в форму получения пассивного дохода для субъектов Российской Федерации». Власти передовых регионов, таких как Татарстан, завесили камерами все улицы и перекрестки, а кое-где даже запускают и квадрокоптеры. «Камера, пусть даже самая простая, способна работать 24 часа 7 дней в неделю, без обеда и выходных, беспристрастно „перемалывая“ практически любой автомобильный поток. Сравнить в плане эффективности это прорывное новшество с инспектором, время от времени скрывающимся за кустом с ручным радаром, не представляется возможным», — философски рассуждают авторы исследования.

Всего выявлено Топ-10 «штрафоопасных» регионов страны, в которых у автомобилистов повышенные шансы получить «письмо счастья» от электронного автоинспектора. За лидером рейтинга — Татарстаном — следует Москва с 1,21 штрафа в пересчете на 1 жителя. Далее идут Тверская область (1,2), Кабардино-Балкария (1,17), Рязанская область (1,07), Республика Алтай (1), Нижегородская (0,97), Воронежская (0,93), Калужская (0,84) и Вологодская области (0,82).

Также есть список регионов, где можно ездить совершенно спокойно (или, добавим, оплачивая штраф на месте), — это Чукотка, Чечня, Астраханская область, Ненецкий АО, Тюменская область, Марий Эл, Дагестан, Алтайский край, Ставрополь и Оренбург. В этих субъектах РФ жители получают не чаще одного штрафа в четыре года. То есть ездить по Чукотке, например, оказывается, в 12 раз комфортнее для кошелька, чем по Татарстану, делают вывод исследователи. Но при этом почему-то не делается поправка на плотность населения, а также на наличие и протяженность автодорог.

В чем же причины перекосов? Первое — это неравномерное применение автоматических средств фотовидеофиксации ПДД и разные подходы в работе патрульных служб, считают авторы проекта. В то же время указывается, что отчасти это может быть связано и с развитым транзитным трафиком в регионах-лидерах рейтинга, большим количеством в них современных машин, как бы подталкивающих водителей сильнее давить на газ.

Напротив, низкие показатели числа штрафов в регионах-аутсайдерах объясняются высокой культурой вождения, хорошей пропагандистской работой ГИБДД, климатическими и географическими условиями, отсутствием «палочной системы» и прочими факторами.

 Ленар Габдурахманов: «» Ленар Габдурахманов: «Наш самый главный показатель — это количество людей, попадающих в ДТП, пострадавших и погибших» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГИБДД ВЫПУСКАЕТ НА ДОРОГИ «КОРДОНЫ» И ДИРИЖАБЛИ»

В самом управлении ГИБДД по РТ методику рейтинга называют сомнительной и непоказательной. «Я не понимаю, зачем этот рейтинг был создан и какова его практическая польза, — заявил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов. — Наш самый главный показатель — это количество людей, попадающих в ДТП, пострадавших и погибших. У нас число ДТП в этом году в сравнении с тем же периодом прошлого года сократилось на 200 — до 1054 штук, а также число пострадавших — с 1525 до 1300 человек, на 8 человек меньше погибло. Вот для нас самый главный рейтинг. А тут сравнили Чукотку и Татарстан! Но это же вещи несовместимые! Они же просто берут число наложенных штрафов, делят на число населения, не разделяя на автовладельцев и тех, кто пользуется общественным транспортом. Но это же в высшей степени необъективно!»

При этом он подтвердил, что все реже нарушения фиксируют «живые» сотрудники ГИБДД и все чаще — «электронные». Всего, по данным ГИБДД РТ, в 2016 году видеокамеры «разглядели» 1 209 668 дорожных грехов. «Инспекторский состав в этом году нарушений выявил меньше, чем в прошлом году, а число нарушений от приборов фотовидеофиксации, наоборот, выросло», — подчеркнул начальник республиканской Госавтоинспекции. Причина этого явления лежит на поверхности — сокращение личного состава и укомплектование перекрестков и аварийных участков дорог безмолвными электронными стражами. «Если человек движется с той скоростью, которая положена, ему никогда штраф не придет, хоть на каждый метр камеру ставь, но когда вы движетесь в рамках ПДД, а какой-то „летчик“ выезжает на встречку и бьет вас, то надо задуматься: а много мы платим штрафов или нет?» — защищает видеокамеры Габдурахманов.

Технический уровень автоинспекции год от года растет. В частности, на «вооружение» ГИБДД РТ поставляется многоцелевой фоторадарный комплекс «Кордон», который может фиксировать нарушения не на одной полосе движения, а сразу на нескольких, заменяя собой целую серию одноглазых свидетелей административных преступлений. Вдобавок помимо превышения скорости он фиксирует выезд на полосу для движения общественного транспорта.

Правда, ведомство не заинтересовали модные квадрокоптеры — заряда батареи хватает всего на 25 минут, поэтому на дежурство выходят дирижабли. «Буквально позавчера мы использовали в своей работе дирижабль на трассе Казань – Малмыж в аварийном месте, где часто выезжают на встречку, — рассказал начальник ГИБДД РТ. — Так как там вчера был очень сильный ветер, качество видео не позволило привлечь водителя к ответственности — номера на записи не было видно. Как только погода позволит, мы запустим дирижабль еще раз. Если он себя проявит нормально, будем и дальше развивать это направление».

Однако превышение скоростного режима остается лидирующей строкой в нарушениях татарстанских водителей. Тем не менее от традиционных дежурств инспекторов ДПС не уйти. «Камера не выявит пьяного водителя, случаев перевозки ребенка без детского кресла или управления без прав», — поясняет главный автоинспектор.

...
Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ТАТАРСТАНЕ, КАМЕР НЕТ НИ В ОДНОМ РЕГИОНЕ»

Дмитрий Золотов, представитель федерации автомобилистов России (ФАР), согласен с результатами исследования — нарваться на штраф в Татарстане действительно проще, чем в остальных частях страны. Он отметил, что в свое время РТ стала передовым регионом в РФ по внедрению камер фиксации. «Больше, чем в Татарстане, камер нет ни в одном регионе, даже в Москве их меньше. Соответственно, и штрафов больше, — говорит представитель ФАР. — Камер наставлено повсеместно уже столько, что у живых гибэдэдэшников, по сути, освободились руки, они перешли на другие виды работы. Например, теперь они контролируют соблюдение правил ПДД при проезде пешеходных переходов, отслеживают развороты через двойную сплошную и т. п.

Однако борца за права автомобилистов заботит другая тенденция. «В Татарстане не ведут борьбы за предотвращение нарушений, а занимаются просто их выявлением. В Москве, если на каком-то участке много нарушений, ставят физическое ограждение, светофоры, переходы и т. п. В Татарстане на таких участках просто выходит сотрудник ГИБДД и начинает штрафовать всех подряд», — сожалеет Золотов. Он говорит, что в республике есть известные «места-ловушки», которые работники Госавтоинспекции используют в качестве своей «кормовой базы».

Есть и другие секреты повышенной собираемости штрафов. «В Казани ввели ограничение скоростного режима до 40 километров в час, это тоже сыграло свою роль, потому что в городе-миллионнике снижение максимально разрешенной скорости ведет к повышению числа нарушений», — говорит он. Но и это еще не все. В Казани также много нарушений по наездам на автобусную полосу, а все потому, что, в отличие от Москвы и Питера (там сплошь и рядом 5–6 полосные магистрали), у нас движение двух- или трехполосное, хочешь не хочешь — наедешь на сплошную полосу. Также в столице РТ добавляют число штрафов усиленный контроль за парковкой на зеленых зонах, неоплата муниципальных платных парковок. Кроме того, в Казани большое число иногородних автомобилистов, которые не знают, где стоят камеры.

Нередко работники ГИБДД неожиданно ставят «кирпичи» (знак «проезд запрещен»), не предупреждая об этом заранее. «Водители утром выезжают — за день сколько там будет нарушений?» — разводит руками Золотов. Он видит в этом неудовлетворительную работу исполкома города и ГИБДД. «Повышенный уровень штрафособираемости Госавтоинспекции говорит о низком уровне ее работы в плане профилактики», — отмечает автоэксперт. Он считает, что по суммам собранных штрафов Татарстан также безусловный лидер в стране: даже несмотря на то, что штрафы в Москве или в Питере за те же нарушения выше, количество штрафов в РТ все это перекрывает.

Еще один момент: в случае если камера работает с нарушением, в других регионах штрафы отменяются, в Татарстане же установлен свой порядок: каждый водитель должен лично оспаривать этот момент в суде. «А никто не будет тратить время ради 1,5–2 тысяч», — уверены в татарстанском отделении ФАРа.

Чтобы у Татарстана больше не было такого позорного лидерства, должен быть общественный контроль работы ГИБДД и исполкома. «Если будут работать по разбитым дорогам, по нарушениям разметки, „ловушкам“ на дорогах, где нельзя проехать, не нарушая ПДД, соответственно, и статистика будет уменьшаться», — считает Золотов.

«АВТОДОРИЯ»: О СВЯЗИ ЛИДЕРСТВА ТАТАРСТАНА С «КОНЦЕНТРАЦИЕЙ КАМЕР» ГОВОРИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», изложили свою аргументацию, объясняя лидерство Татарстана в «штрафном» рейтинге. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что дело не в том, что в РТ больше нарушений, чем в любом другом регионе России. «У вас, говоря иносказательно, не рыбы больше, а сеть более мелкая. У вас система контроля (а я ее сам видел и наблюдал, смотрел на все это хозяйство) сделана на порядок более жесткой и плотной, чем в любом другом месте нашей страны. Даст ли это результаты? Я думаю, да», — уверен собеседник издания.

По мнению Блинкина, через какое-то время штрафов в Татарстане будет накладываться гораздо меньше. «Автомобилист — существо умное, и если он понимает, что никакие нарушения (даже самые мелкие) не проходят без внимания контролирующей системы, то просто станет меньше нарушать. А большего нам и не надо. Это именно то, чего нам надо добиться», — подчеркивает эксперт.

В компании «Автодория», которая разрабатывает и внедряет интеллектуальную транспортную систему для обеспечения безопасности дорожного движения, связывают лидерство Татарстана в рейтинге с высоким числом автомобилей и небольшим количеством жителей, но не с обилием камер. «В Москве живут в 3,2 раза больше людей, чем в Татарстане, а уровень автомобилизации, по данным Росстата, примерно одинаковый — 308 и 307 автомобилей на 1000 человек соответственно, — отметили в компании в ответ на запрос „БИЗНЕС Online“. — Поэтому Татарстан оказался на первом месте — здесь много машин и сравнительно немного жителей. О связи этой статистики с „концентрацией камер“ или иных причинах говорить преждевременно. Можно сослаться на международный опыт. Согласно данным National Safety Automation Administration, каждый год в Соединенных Штатах Америки примерно 41 миллион американцев получают штрафное постановление через системы фотофиксации — это примерно один из пяти водителей. Сумма таких штрафов составляет около 6,2 миллиарда долларов США, то есть приблизительно 31,80 доллара США за один автомобиль в год».

При этом в «Автодории» ставят под сомнение возможность сбоев в работе видеокамер. «Камера устанавливается единожды, проходит необходимую поверку и только после согласования с ГИБДД начинает работу. Вычисление средней скорости происходит на основе математической формулы: ГЛОНАСС исправно передает информацию о времени проезда транспортных средств, а расстояние между камерами на прямолинейном или криволинейном участке неизменно и зафиксировано в документации. Такой способ контроля скорости исключает ошибки настройки камер», — подчеркивают в компании.

Отметим, в самой Госавтоинспекции рекомендуют в случае подозрений на необоснованные штрафы сразу жаловаться в ведомство. «Надо обращаться напрямую к вышестоящему начальству подразделения, которое вынесло постановление, с которым не согласен автовладелец, и опротестовывать такие факты не в суде, а в нашем управлении, — рекомендует Габдурахманов. — Давайте разбираться по конкретным фактам, и если подозрения автовладельцев на незаконные постановления о штрафах подтвердятся, то мы будем разбираться, почему они были вынесены».