Римма Федяева: «За десять лет в нашей республике добровольно ушли из жизни 228 детей» Римма Федяева: «За 10 лет в нашей республике добровольно ушли из жизни 228 детей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО ЭТОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ РОССИЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ В МИРЕ, И ОН В ТРИ РАЗА ВЫШЕ СРЕДНЕМИРОВЫХ»

У молодых самоубийство — мольба о помощи.

Антоний Кэмпиньский

В 1974 году американский социолог Дэвид Филипс исследовал волну самоубийств в Европе в конце XVIII века, спровоцированную романом Гете «Страдания юного Вертера». Ученый доказал, что на окружающих, и особенно подростков, оказывает влияние не столько сам факт самоубийства, сколько сообщение о нем. Если огласка слишком широкая, появляется волна «подражателей». Так вот, сегодня доминирующую роль в распространении «эпидемий» смерти играют социальные сети.

Поисковое окошечко «ВКонтакте» или в другой сети на запрос «подростковый суицид», «подростковая депрессия» выстреливает десятками «профильных» страничек с большим количеством участников, которые дискутируют о жизни и смерти. Поэтому сегодня психиатры, психологи, политики, педагоги и журналисты считают, что проблему нельзя замалчивать. Она становится слишком глобальной. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова на селекторном совещании в МЧС также констатировала рост числа детских суицидов. С 2011-го по 2015-й количество самоубийств стабильно снижалось на 10% в год — с 728 в 2011 году до 460 в 2015-м. Однако в 2016 году наблюдается резкий рост — 720 самоубийств. «Получается, мы резко откатили назад на пять лет», — заявила Кузнецова, отметив также, что одна из причин заключается в лавинообразном росте «групп смерти» в социальных сетях.

Президент Владимир Путин назвал «как минимум преступниками» тех, кто продвигает в интернете сайты, пропагандирующие самоубийство, а также поддержал предложение ужесточить наказание за склонение детей к суициду через интернет-носители: «Поддерживаю инициативу депутатов Госдумы о дополнении законодательства нормой, расширяющей перечень действий, при которых наступает уголовная ответственность за доведение до самоубийства, — сказал глава государства. — Это позволит привлекать к ответственности хозяев, создателей и администраторов подобных сайтов, пресекать их деструктивную, преступную деятельность». Мишенью таких преступлений, по его словам, становятся подростки с неокрепшей психикой, либо находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Еще одно происшествие заставило обратиться к теме о подростковых суицидах: во многих регионах России выявлены в продаже жвачки с вкладышами, призывающими к выполнению неоднозначных, а зачастую и опасных для жизни заданий. Поступили подобные жвачки под брендом известного производителя с призывом начать игру «Правда или действие». Данные товары были обнаружены в нескольких магазинах, расположенных в Кировском районе областного центра Астраханской области, Ростовской и др. Как выяснилось, жвачки были приобретены предпринимателями в оптовом магазине. Продукцию немедленно сняли с продажи, а между тем в стране в 2016 году совершено 461 подростковое самоубийство. И что еще ужаснее, по этому показателю Россия на первом месте в мире, и он в три раза выше среднемировых.

В Татарстане за последние 10 лет ситуация менялась. Например, с 2008-го по 2013 год была относительно лучшая картина, чем в 2007-м — 37 юных самоубийц, в 2008 — 27, но с 2014 года ситуация по суицидам вновь заставляет призадуматься и решительно действовать. Статистика за прошедший год печальна: 13 подростков повесились, 7 бросились с высоты, самому маленькому из них — 12 лет, 30 подростков попали в больницы в связи с незавершенным суицидом. За 10 лет в нашей республике добровольно ушли из жизни 228 детей. Такой печальной статистикой поделились в прокуратуре Татарстана, хотя в республике много делается для предотвращения и профилактики спасения детей и подростков от страшного шага желания покончить собой: круглые столы, диспуты, профилактические мероприятия, проверки опасных сайтов, школьные анкетирования и т.д ., а положительной тенденции к снижению в последнее время нет.

«ПОЧТИ ВСЕ ПОДРОСТКИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ РЕШИТЬСЯ НА КРАЙНИЙ ШАГ, ОТЧАЯННО СИГНАЛИЗИРУЮТ: «ОСТАНОВИТЕ МЕНЯ»

Специалисты в области психологии и психиатрии делят суициды на три основные группы: скрытые (когда подросток желает риска, жаждет самоповреждения), истинные и демонстративные. Истинный суицид редко бывает спонтанным. Таких случаев — менее 6%. Почти все подростки, прежде чем решиться на крайний шаг, отчаянно сигнализируют: «Остановите меня». Но часто окружающие симптомов не замечают. Даже демонстративная попытка, когда человек действительно намерен лишь попугать, может быть опасной. Одна из заповедей суицидологии гласит: к любым высказываниям о желании покончить с собой нужно относиться предельно внимательно. Лучше 100 раз ошибиться в сторону того, что это серьезно, чем недооценить и дать ребенку погибнуть.

Определить первые признаки истинного суицидального настроения бывает сложно, но часто у подростков проявляется потеря способности переживать положительные эмоции. Занимался раньше в кружке — он стал неинтересен. Ходил на дискотеки — надоело. Начинает избегать любых воодушевляющих, веселых мероприятий. Некоторые перестают за собой следить. Сужается круг контактов. Жалуется на всех одноклассников, что его не так понимают. Кстати, специалисты отмечают и, напротив, другие прямо противоположные настроения, когда подросток начинает куражиться, быть не к месту веселым, демонстративно неуравновешенным. При демонстративном, как правило, дети шантажируют родителей и склоняют к покупке (например, «не купите мне IPhone — не буду жить» и т. д.). Родители обычно такие угрозы воспринимают как банальный шантаж, но это ненормально для обычного поведения, поэтому, если это повторяется часто, то лучше обратиться к профессиональному и грамотному специалисту.

Вечный вопрос: почему такое возможно и что делать?

Первая причина, конечно, подростковый возраст, когда происходит самокопание, самоанализ, много вопросов: кто я, что значу, почему не такой, как другие, почему одни живут лучше, а другие — хуже, почему у Маши есть все, а у меня на все покупки запрет, почему Лешу любят учителя и он общается со всеми сверстниками легко и непринужденно, а у меня не получается просто нравиться?

«СТРАШНО ТО, ЧТО ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БУДНИЧНО, СЛОВНО ПОКУПКУ КОЛГОТОК, ОБСУЖДАЮТ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ «УХОДА»

Вторая — социальные сети. На страничке «Мир суицида» до сих пор хранится запись Ирины с ником «Осколки души», в которой она просит совета у «одногруппников», как быстро и безболезненно уйти из жизни и «чтобы труп после всего этого выглядел более-менее прилично». Страшно то, что пользователи буднично, словно покупку колготок, обсуждают преимущества и недостатки различных методов «ухода». Через год в личном журнале девушки появилась запись, оставленная ее другом: «Иры больше нет».

Третий фактор  географическо-климатический — вечно плохая погода сказывается на психологическом состоянии и взрослых, и подростков. К примеру, социологические исследования последних лет по географическому фактору следующие: в республиках Северного Кавказа приходится три-четыре случая суицида на 100 тысяч населения, а в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока — до 70 - 80 суицидов на 100 тысяч.

Четвертым фактором, одним из значимых, является социальная и экономическая причина — различие обеспеченных слоев от бедных, разрыв в условиях жизни, расходах, возможностях, непонимание истинных ценностей, отсутствие в семье духовной культуры, непонимание процесса смерти.

Далее, на мой взгляд, конечно наследственность, генетика, свойства характера, психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, асоциальные личностные характеристики, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами. Если в роду были случаи самоубийств, психиатрические заболевания — риск повышается. Различного рода стрессы, ссоры, любовные переживания часто не главная причина, а лишь спусковой крючок, повод. Но эти факторы начинают включаться только в определенных условиях. Например, при отсутствии взаимопонимания в семье, социальной изолированности.

Ну и последним фактором способствующих суицидальным состояниям, являются фоновые явления — употребление наркотиков, алкоголя, доступность и использование огнестрельного оружия и другие факторы.

«ВМЕСТО ОДНОГО ЗАКРЫТОГО РЕСУРСА, ГДЕ ОПИСЫВАЛИСЬ СПОСОБЫ САМОУБИЙСТВА, ТУТ ЖЕ РОЖДАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ»

Что делать?

Нужна государственная поддержка, которая создала бы единую систему суицидологической помощи подросткам. В мире, казалось бы, такие сытые страны, как Норвегия, Финляндия, Швеция, Германия, традиционно отличались высоким процентом суицида среди населения в целом, но они разработали свои национальные программы, которые включают в себя обучение и просвещение населения, педагогов, армии, специалистов, работающих с детьми, специальных врачей. Результаты впечатляют. Сейчас эти страны даже не входят в первую десятку по частоте самоубийств. Еще совсем недавно все было печальнее.

Нельзя сказать, что в России ничего не делается, но как-то очень медленно и не очень активно. Выше уже было написано, что, выступая на заседании коллегии МВД России, президент России Путин поддержал инициативу депутатов Госдумы об ужесточении наказания за склонение детей к суициду через интернет-сайты и социальные сети. Роспотребнадзор, согласно закону, вступившему в силу в 2012 году «О защите детей от негативной информации», добросовестно блокирует вредный контент, и в отчете сказано, что за 5 лет обезврежено 4872 виртуальных ресурса, где описывались способы самоубийства, правда, вместо одного закрытого тут же рождаются несколько новых ресурсов.

Еще одна новость — в школьную программу хотят ввести в обязательном порядке предмет психологии со 2-го по 11-й класс. Это научит детей психогигиене: умению правильно преодолевать трудности, различать важное, замечать хорошее, общаться со взрослыми и ровесниками (сейчас этого многие не умеют), терпимо относиться к своим и чужим недостаткам, видеть истинные ценности, научить вести здоровый образ жизни, развиваться духовно, уважительно относиться к религии. Звучит банально, но работает. Правда, когда этот план воплотится в жизнь, неизвестно.

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ — БЛАГОДАТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ «ЭМИГРАЦИИ» НА ТОТ СВЕТ»

Что еще делается? Проводятся исследования, хотя последнее серьезные изыскания по подростковым суицидам в России проводились в 2012 году. С того времени многое что изменилось. И чтобы кривая суицидов падала вниз, все вышеперечисленное нужно воплощать срочно, так как эксперты осторожно прогнозируют, что в ближайшие годы печальная статистика может пойти вверх: экономический кризис, социальная нестабильность и другие вышеперечисленные причины — благодатная почва для «эмиграции» на тот свет.

Почему именно подростки являются наиболее вероятной группой риска? По целому ряду вышеназванных причин; но и в том числе потому, что им кажется: они сразу станут героями. Подумать только, про них заговорят по телевизору! Или же им хочется испытать то, что уже испытали другие: смерть представляется им чем-то загадочным, манящим. Чаще всего они просто не понимают, что факт смерти необратим и вернуться к жизни после этого не удастся.

Я лично советую педагогам, родителям или старшим родственникам привести такой пример: нарисовать на доске линию, обозначить на ней несколько точек. Начало линии — это рождение, а дальше разные события: вот мы пошли в школу, вот поступили в институт, с кем-то встретились. И, в принципе, любую точку на прямой можно передвинуть, изменить или даже убрать. Не понравился этот институт — поступай в другой, не хочешь вообще учиться — иди работай... Все подвижно, все можно менять. И только две точки на этой прямой никуда не денутся. Это наше рождение и наша смерть. И мы никогда и ничего с этим не сможем поделать. Это два неизменных события нашей жизни. Выслушав такой пример, возможно, дети поймут, что смерть — это факт окончательный, необратимый, это не понарошку, это навсегда. Ответить однозначно, виноваты ли родители, нельзя. Конечно, виноваты, но далеко не во всем. Потому что дети в этом возрасте уже гораздо больше реагируют на ситуацию в своей подростковой микросреде, чем на родителей, а в этой ней смерть зачастую воспринимается романтически.

С одной стороны, она пугает, с другой — привлекает. Хочется ее исследовать, прочувствовать, хочется понять: а что там, за ней? И, в отличие от взрослых, у них еще нет ощущения реальности смерти и ее необратимости. Зато есть ощущение «реальности» компьютерной игры, где у героя 10 жизней. Подумаешь, один раз убили, другой раз убили — всегда можно начать играть заново. А в реальном мире все не так, но выясняется это слишком поздно.

Психологи, беседуя с выжившими подростками, отмечают, что 70% из них в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но если искать причину, то, как правило, обнаруживается первопричина — проблемы в семье. Причем часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А роль последней капли играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

«В НАШЕМ СОЗНАНИИ С СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ЖИВЕТ СТЕРЕОТИП, ЧТО, ЕСЛИ ОБРАЩАЕШЬСЯ К ПСИХОЛОГУ ИЛИ ПСИХИАТРУ, ЗНАЧИТ, ВСЕ — ПОРА В СУМАСШЕДШИЙ ДОМ»

Что делать родителям в качестве профилактики и предупреждения этой страшной беды?

Первое — интересуйтесь жизнью ребенка: какое у него сегодня настроение, что у него получается и не получается, что он любит, с кем в ссоре, его оценка произошедшей ситуации и т. д. Часто родители в этом возрасте уже не авторитет, не все будут делиться с вами своими переживаниями. Но это не значит, что у вас вообще не может быть доверительного общения. Вы все равно должны проявлять интерес к ребенку, и если вы эту привычку заложите с детства, то в подростковом периоде не возникнет трудностей в отношениях. Если родитель только спрашивает и критикует, унижает и вселяет комплексы, он нарвется на раздражение, обиду, и ребенок просто закроется от вас. Если же вы поделитесь своими планами, ошибками, сомнениями, спросите у детей их мнение, то может возникнуть доверительное общение.

Второе — нужно предельно серьезно отнестись к тем детям, в которых вы заметили интерес к теме суицида. Человек, который планирует покончить с собой, скорее всего, какое-то время будет обдумывать детали этого поступка. И это не может остаться незаметным для окружающих. Записи в блогах, разговоры, книги, которые он читает, фильмы, которые смотрит, сайты, которые посещает. При правильном отношении все это можно вовремя заметить и предотвратить суицид. Просто часто близкие не придают этому значения. А вместе с тем подросток, который хочет свести счеты с жизнью, вполне возможно пытается сказать: обратите на меня внимание! И ведь такое внимание с нашей стороны действительно может предотвратить беду. Не стоит бояться психолога, врача-психиатра. В нашем сознании с советского времени живет такой стереотип, что, если обращаешься к психологу или психиатру, значит, все — пора в сумасшедший дом. Но это не так. Клинический психолог — такой же врач, как хирург или терапевт. Большинство ребят в возрасте 12 - 17 лет, в силу бурного роста, физиологических изменений, гормональных скачков находятся в пограничном психическом состоянии. И родитель не всегда может определить, когда ребенок перешел границы. Если вы замечаете, что у вашего подростка постоянно плохое настроение, недовольство собой, нарушение аппетита — вы же не можете наверняка сказать, что это — просто плохая погода. Возникли какие-то подозрения — ведите к специалистам. Очень важно принять эту мысль.

Третье — не избегайте разговоров о смерти с вашим ребенком, начиная с самого раннего возраста, когда у него появляются первые «а что?» и «почему?» — о жизни, о смерти, о ценностях... Не нужно пугать, а нужно объяснять, что смерть — это навсегда, что это не игра, что это порог, из-за которого уже не вернешься, после которого нельзя нажать на кнопку «отмена действия». Кроме того, такие разговоры помогают развеять ту самую таинственность, которой смерть может быть окружена для подростков.

«ДАЖЕ ЕСЛИ УМИРАЕТ НЕ ЧЕЛОВЕК, А ВАШЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ, НЕ НАДО ХОРОНИТЬ ЕГО, ПОКА РЕБЕНОК СПИТ, ЧТОБЫ ПОТОМ СКАЗАТЬ, ЧТО ЗВЕРЕК УБЕЖАЛ»

Мне кажется, что дети, которые сталкивались со смертью в реальной жизни, кого родители не изолировали от похорон, отпевания, воспринимают это безо всякого ненужного романтизма. У большинства из нас есть пожилые родственники, которые раньше нас уходят из жизни, нам бывает от этого тяжело, и мы хотим отгородить детей от этой боли. Но не надо этого делать. Не скрывайте от детей факта смерти! Даже если умирает не человек, а ваше домашнее животное — не надо хоронить его, пока ребенок спит, чтобы потом сказать, что зверек убежал. Смерть естественным, хоть субъективно трагическим образом присутствует в жизни, и не стоит создавать для ребенка искусственный мир.

Покажите своим детям, например, где-то с 12-летнего возраста, как тяжелобольные люди, в том числе и дети, их сверстники борются за жизнь и как благодарят Бога за еще один отпущенный им день. Думаю, сложно представить себе что-то более жизнеутверждающее.

Возможно, родителям и педагогам надо больше говорить с детьми и об ответственности, которую мы несем за свою жизнь, донести мысль о том, что сведение счетов с жизнью — это грех. Можно объяснить это не только на языке религии, но и на бытовом уровне — это малодушие, трусость, это то, чего уже не исправить, что круто и сильно бороться с трудностями и уметь их преодолевать.

Четвертый — не создавайте своим рвением к обучению своих чад насильственное и требовательное отношение.

Сегодня, как никогда, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насилие часто поддерживается жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги, расстраиваться, думать постоянно не о душевном и внутреннем состоянии ребенка, а о внешнем якобы благополучии.

Подобный груз непрошеных благодеяний и надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юных людей. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать ожиданий дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Да и просто помните, что вы хотите своих детей видеть счастливыми, а успех и счастье — это не одно и то же.

И, наконец, одна самая важная мысль, которую родители должны донести до своего ребенка с самого его рождения и, возможно, не раз еще повторять в течение жизни: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу и всегда помогу». Так или иначе, ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким и что бы он ни сделал — родителям гораздо лучше с ним, чем без него. Тогда у подростков не будет страха, что лучше пойти повеситься, чем поговорить с папой и мамой. А когда ругаете детей, не делайте это вдвоем одновременно, у ребенка всегда должно оставаться чувство, что кто-то один на его стороне, или хотя бы сохраняет нейтралитет, а значит, оставляет возможность для дальнейшего понимания и его поддержки. Если родители общаются с детьми с готовностью помочь, выслушать, успокоить, отслеживают его времяпрепровождение на сайтах, внимательны к его окружению, случаи суицида сводятся к минимуму.

Р. S. Исследования подтверждают эту мысль, потому что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90% случаев — это крик о помощи.