Лучшая песня про войну и лучший клип за последние годы в Татарстане, учитывая, что это не госзаказ и не коммерческая история, — таких эпитетов удостоилась композиция Эльмира Низамова, в основу видеоклипа на которую легли реальные события, произошедшие в горах Кавказа в 1942 году. О том, как все пути сошлись в Казани, — в материале «БИЗНЕС Online».
«В НАШЕЙ КОМАНДЕ СОБРАЛИСЬ БЫВШИЕ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ — ЛЮДИ, КОТОРЫМ ЗАХОТЕЛОСЬ УЙТИ ОТ БЫТОВУХИ»
В Татарстане ко Дню Победы выпустили клип на песню «Ты помни». В его основу легла реальная история боев военнослужащих, в буквальном смысле закрывших грудью перевалы и не допустивших фашистов к Черноморскому побережью Кавказа.
«Композитор Эльмир Низамов написал очень красивую песню про войну, на мой взгляд, в последнее время в России таких песен не писали. Он записал ее со своими музыкантами, а Алина Шарипжанова ее очень круто спела. Поскольку это не госзаказ и не коммерческая история, что с нею делать дальше, они не придумали. Эльмир показал песню мне. Денег для того, чтобы снять клип на эту песню, у ребят не было, но я вспомнил, что несколько лет назад бывший оператор ТНВ Ришат Нафиков реализовал краудфандинговый кинопроект „Каменный хлеб“, в рамках которого смог снять документально-художественную короткометражку „Наши“ про подвиг одного разведвзвода, практически полностью погибшего на одной из высот Кавказских гор», — рассказал «БИЗНЕС Online» историю создания кипа продюсер проекта Роман Королев.
«Силами добровольцев они реконструировали тот бой с фашистами, сняли его и установили надгробную плиту на той высоте. По смыслу все это очень коррелируется с песней Низамова, и я предложил Ришату смонтировать из его фильма клип на песню „Ты помни“. Получилось хорошо, хоть и не блокбастерно. Думаю, лучше в последние годы в Татарстане никто подобного не делал. Тем более без госзаказа и вложения средств», — уверен Королев.
«Песня была написана достаточно давно — в 2009 году. Ко мне случайно попали стихи Ирины Никитиной, мне их передали через общих знакомых со словами „Есть очень хорошие слова о войне, посвященные 9 Мая“. Слова мне очень понравились, и я в этом же году написал музыку. Но песня очень долго лежала в столе — не было повода и того, с кем бы я хотел ее записать. В последние годы мы очень много работаем с Алиной Шарипжановой — и я подумал, что именно она сможет донести эту песню так, как нужно. В прошлом году мы эту песню записали. И собственно как песня она жила, пока не пришла идея сделать такой клип, смонтировать документальный фильм под нее», — рассказал «БИЗНЕС Online» композитор Эльмир Низамов.
«Идея наложить нашу песню на фильм „Наши“ принадлежит продюсеру проекта Роману Королеву. Я с очень большой радостью и воодушевлением воспринял эту идею. Режиссер фильма смонтировал клип под песню. Такое ощущение, что мы параллельно работали над одним и тем же, что мы независимо друг от друга эту работу делали. 9 Мая — один из самых главных праздников в нашей стране, и мы со своей творческой стороны отдаем такую дань Великой Победе», — добавил номинант национальной театральной премии «Золотая маска» Низамов.
Эльмир Низамов: «9 Мая — один из самых главных праздников в нашей стране, и мы со своей творческой стороны отдаем такую дань Великой Победе»
«Основная фишка клипа в том, что это не постановочные кадры, а история о реальных людях и реальных событиях», — считает режиссер фильма Ришат Нафиков. По его словам, эта история началась несколько лет назад: «Я тогда жил в Краснодаре, мне предложили пойти в горы с детьми. По итогам похода мы сняли короткометражный документально-игровой фильм под названием „Наши“. Маршрут похода был выстроен по тому же пути, по которому в 1942 году прошли наши войска. Все события реальные». Сейчас идет работа над полнометражным художественным фильмом под рабочим названием «Палач». «Средства на фильм собирали при помощи краундфандинга, — рассказывает Нафиков. — Очень помогли родители детей, которые ходили в поход, продюсер находил спонсоров. На производство всего фильма, включая постпродакшен, ушло около миллиона рублей. Мы жесткого подсчета не вели, потому что нам это не казалось важным, мы делали данную работу больше для души. В нашей команде собрались бывшие телевизионщики — люди, которые работали в обычной жизни и которым захотелось немножко отойти от бытовухи».
«ЭТА ТЕМА, МНЕ КАЖЕТСЯ, БЛИЗКА КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В РОССИИ. Я СРАЗУ СОГЛАСИЛАСЬ»
Что касается фильма «Наши», его история началась четыре года назад в Национальном музее Адыгеи. «В июне 2013 года мы встретились в музее с удивительным человеком — писателем Иваном Бормотовым. Не знаю, жив ли он сейчас. После знакомства с материалами, собранными им, родилась идея не просто подготовить и осуществить поход по местам боевой славы, а снять фильм, героями которого будут дети, их родители, учителя и герои Великой Отечественной войны. В партнерстве с федерацией туризма Республики Адыгея был организован поход по местам боевой славы бойцов горнострелковой дивизии. Тогда в боях за Белореченский перевал погибли и были захоронены сержант Мельников и боец Николай Суязов», — рассказывает Нафиков.
Алина Шарипжанова: «Я согласилась на этот ни кем не финансируемый, бесплатный проект, потому что есть такие понятия,как любовь к Родине, патриотизм»
В поход Нафиков отправился в сопровождении камеры и детей-школьников. «Мы хотели провести параллель между августом 1942-го и августом 2013-го, показать, что чувствовали дети, не имеющие никакого опыта горного туризма, отправившись в поход. Им было очень сложно. Рюкзаки день ото дня становились не легче, как все ожидали, а тяжелее. Ныли плечи, спина, болели ноги. И держаться их заставляла только одна мысль: „Если тогда, в августе 1942-го, под минометным и пулеметным огнем, впроголодь и без сна Суязов, Мельников, Тюрин, Спиридонюк смогли дойти, выстоять, не пропустить врага к городу Сочи, то и мы сможем, тем более что над нами голубое небо, ласковое солнце и в горах встречаются только дружелюбные люди“, — делится своими воспоминаниями режиссер. — Мы знали, что там есть могила, мы ее нашли — по воспоминаниям командующего взводом Тюрина».
По результатам похода и родился документально-художественный фильм «Наши», легший в основу клипа на песню Низамова «Ты помни». «Фильм, который мы начали возить по фестивалям, завоевали несколько наград, в том числе награду фестиваля „Болгарская роза“, после чего получили прокатное удостоверение и показывали его как могли, своими силами. Потом этот фильм попал на один из кинофестивалей, где нас спросили, почему мы не хотим снимать продолжение. Таким образом, появился целый кинопроект „Каменный хлеб“», — резюмирует режиссер.
На сегодняшний день современных композиторов, которые пишут не только татарскую музыку для татароязычной публики, но и для всех остальных, не так много в Казани, уверена Алина Шарипжанова. Говоря же непосредственно о песне, талантливая певица отмечает: «Я согласилась на этот ни кем не финансируемый, бесплатный проект, потому что есть такие понятия, как любовь к Родине, патриотизм и так далее». «Мы с Эльмиром довольно плотно сотрудничаем, потому что я люблю его музыку, она подходит мне по технике, по своей эмоциональной составляющей. Когда записывала песню, я все это очень эмоционально прочувствовала, потому что и в моей семье есть люди, которые погибли на фронте. Эта тема, мне кажется, близка каждому человеку в России. Я сразу согласилась. А когда увидела клип, то вообще очень сильно плакала», — рассказала «БИЗНЕС Online» участница фестиваля «Үзгәреш җиле».
С 20 августа по 3 сентября 1942 года 97-я баварская егерская дивизия под командованием генерал-лейтенанта Руппа, егеря 207-го егерского полка под командованием полковника Отте, несколько эскадронов кавалерии и казаки немецкого казачьего полка им. Платова, сформированного из казаков Дона, Терека и Кубани, рвалась через горы Адыгеи на Черноморское побережье в район Дагомыса и Сочи.
В городе-госпитале в это время находились на лечении около 20 тыс. раненых солдат и офицеров Красной армии и порядка 60 тыс. мирного населения. Эвакуировать людей было некуда. Одессу, Крым, Новороссийск фашисты уже захватили. Дивизия СС «Эдельвейс» наступает по направлению на Баку. Великолепно обученным и экипированным немецким войскам противостояли не имеющие никакого опыта ведения боев в горах, голодные и неподготовленные, но получившие приказ стоять насмерть бойцы 379-го полка 20-й горно-стрелковой дивизии.
Первый бой с немцами произошел 20 августа 1942 года на Гузерипольском перевале. Передовой отряд фашистов, спустившись с плато Лаго-Наки на южные отроги горы Оштен, неожиданно открыл огонь по колонне беженцев. Наши воины пошли в контратаку и заставили немцев отступить к отрогам Оштена.
В это же время полным ходом велись оборонительные работы по укреплению Белореченского перевала. Там, где позволял грунт, были вырыты окопы, в скалах оборудовались пулеметные ячейки и ДОТы. К обороне перевала готовились 1-я, 2-я, 5-я стрелковые роты 379-го полка 20-й горнострелковой дивизии.
22 августа фашисты, подтянув силы под Белореченский перевал, начали его штурм. Сначала подвергли минометному обстрелу позиции горных стрелков, а затем пошли в атаку. Четыре дня на перевале шел ожесточенный бой. Несколько раз горные стрелки и фашисты сталкивались в рукопашной схватке. Силы горных стрелков были на исходе. Хотя они занимали стратегически выгодные и хорошо укрепленные позиции, все же запросили у командования помощь.
25 августа того же года на Белореченский перевал с побережья Черного моря прибыло подкрепление в составе 23-го и 33-го погранполков НКВД, перед которыми была поставлена задача освободить от захватчиков Фишт-Оштеновский горный массив и выйти в район поселков Мезмай, Гузерипль и на плато Лаго-Наки.
Командир взвода разведки 379-го ГСП 20-й ГСД Георгий Алексеевич Тюрин написал комсомольцам клуба «Искатель», что на Белореченском перевале были похоронены бойцы его разведроты. На запрос поисковиков из архива министерства обороны СССР пришла следующая справка: «Два коммуниста 379-го горнострелкового полка сержант Мельников и боец Николай Суязов в течение часа бились с ротой врага. Они погибли, но не оставили позиций. Когда подошло подкрепление, гитлеровцы в беспорядке отступили».
Тюрин просил разыскать могилы разведчиков и поставить обелиск.
В 1,5–2 км восточнее широкой седловины перевала туристам, побывавшим на перевале, хорошо известна узкая тропинка, петляющая между скал и выходящая к пещере Асланбека. Сразу за пещерой — высокий отрог хребта. С левой стороны он упирается в отвесную стену, а с правой очень крутой склон с обрывами уходит в долину реки Белой.
Вот на этом очень удобном месте для обороны перевала горные стрелки соорудили оборонительные укрепления и вели бой. А окопы на седловине Белореченского перевала — это был уже второй пояс обороны на случай прорыва фашистов. Здесь же в 200 м от седловины перевала, если идти в сторону Черкесского перевала, то справа в 50 м находится братская могила погибших солдат. На ней нет обелиска. Каменный саркофаг наполнен останками погибших воинов 379-го горнострелкового полка.
28 августа 1942 года на рассвете пограничники начали штурм перевала по всему фронту от гор Фишт, Оштен и хребта Армянского. Этот был день самого ожесточенного боя за Фишт-Оштеновский перевал. Сильный туман, мелкий дождь. Погода помогла пограничникам с малыми потерями подойти вплотную к седловине перевала. Он хорошо укреплен. По всей седловине установлены стрелковые огневые точки и пулеметные доты. Скальный гребень горы Пшехо-Су заминирован. 2-й батальон потерял в бою за Фишт-Оштеновский перевал 11 человек убитыми. Бойцы похоронены на южном склоне перевала. Обелиска на братской могиле нет.
Здесь, на гребне перевала, совершил подвиг лейтенант Кирилл Лукьянович Спридонюк, уроженец села Берково Винницкой области. Он с пограничниками ворвался на гребень перевала, в центр укрепленных позиций, вступил в рукопашную схватку с фашистами. Когда фашисты на него навалились, он взорвал себя и пятерых врагов гранатой.
29 августа 1942 года — бой с фашистским заградительным отрядом, укрепившимся на Абадзешском перевале. Немцы поставили укрепление для задержки пограничников, чтобы их главные силы успели отступить на Азишский перевал и по долине реки Курджипс в поселок Курджипский (Мезмай). Комиссар пограничного полка Н.М. Палкин поднял в атаку бойцов, но продвинуться по хорошо простреливаемой альпийской местности мешал фашистский пулемет, установленный на скальной возвышенности перевала. Для уничтожения пулемета был направлен сержант Ф. Шишков. Используя скальные выходы на альпийском луге, он незаметно подполз к огневой точке противника и забросал ее гранатами. Фашисты, оставив укрепленную позицию, отступили с перевала Абадзешский к перевалу Азишский.
В ночь со 2 на 3 сентября 1942 года две группы пограничников под командованием Кривошеина и Чудакова А.Ф. прошли незамеченными в зоне леса в тыл немецких позиций и атаковали их. В результате ночного боя к рассвету 3 сентября фашистов удалось выбить с Азишского перевала.
5 сентября 1942 года командир 23-го погранполка полковник Казак П.К. доложил командующему 46-й армии генерал-лейтенанту К.Н. Леселидзе, что в результате семидневных ожесточенных боев первый и второй батальоны 23-го погранполка очистили от фашистов плато Лаго-Наки. Угроза прорыва врага через Белореченский перевал к Черному морю была ликвидирована.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.