Церемонию перезахоронения останков казанских ханов решили провести в святой для каждого мусульманина день — после пятничного намаза в мечети Кул Шариф Церемонию перезахоронения останков казанских ханов решили провести в святой для каждого мусульманина день — после пятничного намаза в мечети «Кул Шариф»

«ОБРЯД ЗДЕСЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ»

Церемонию перезахоронения останков казанских ханов решили провести в святой для каждого мусульманина день — после пятничного намаза в мечети «Кул Шариф». Мощи Махмуда и Мухаммед-Амина, а также двух неизвестных женщин (их тоже нашли во время раскопок 1977 года) заранее перенесли из подвалов Академии наук в мусульманский храм. Пришедшие на молитву ждали, что во время проповеди мулла расскажет о бывших руководителях древнего государства. Но муфтий республики Камиль Самигуллин, которого попросили возглавить богослужение, говорил об особенностях традиционного для татар ханафитского мазхаба.

И все же ощущение, что попал в Средневековье, присутствовало. Фронтальная часть молельного зала была отгорожена красной лентой для VIP-гостей, словно в добрые ханские времена, когда правитель Махмуд приходил на пятничный намаз. Сегодня в мечети был аншлаг — пришли гости форума татарских религиозных деятелей. Одному из них, а именно имаму-мухтасибу Рязанской области Рашиду Бултачееву, было, наверное, наиболее интересно узнать, как хоронят венценосных особ. Ведь в его родном городе Касимове тоже есть мавзолеи: «И у Шах-Али есть сохранившиеся надгробные плиты, и у Афган-Мухаммед султана — тоже. Конечно же, все это находится под государственной охраной, но и мы своими силами пытаемся это сохранить. Что касается Шах-Али хана, его надгробие находится в черте города и сохранилось лучше. И даже когда в 2002 году была реконструкция, то дверь специально не закрывали на замок, чтобы ее просто не выломали. Все-таки надеемся, что в ближайшее время (а документы уже поданы) пройдет полная реконструкция, в том числе реконструкция ханской мечети».

По преданиям последняя царица Казанского ханства Сююмбике также похоронена в Касимове. Впрочем, это лишь легенда, а вот в том, что кости тех лиц, которые нашли возле башни Сююмбике 40 лет назад, именно ханские, нет сомнений, говорит директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков. Кости тщательно исследовали, опираясь в том числе на ДНК, биографию покойных. Что касается способа захоронения, а именно в гробу, то это была норма для тех лет.

«Они все были похоронены в земле. Это же более сложный ляхет, он мог быть земляной, каменный, деревянный, но обеспечивал те же религиозные функции. Обряд здесь не является чем-то исключительным, он есть и в других захоронениях, не только в ханских, но и у известных людей, у которых был достаток, богатство. Так хоронили не только чингизидов. Это форма, имеющая распространение в мусульманском мире в целом», — отмечает Ситдиков.

Что касается того, на каком языке разговаривали ханы, то это очень легко установить, ведь Мухаммед-Амин был поэтом и его стихи сохранились. По словам директор Института археологии, читая вирши, все абсолютно понятно: он говорил на старо-татарском языке. Кстати, на церемонии присутствовал и один из потомков ханов — исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразаев. Он из древнего рода мурз.


«ДЛЯ НАС БЫЛА ВАЖНА ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ»

Напомним, что это эпопея с 40-летней историей. В 1977 году группа археологов под руководством Альфреда Халикова в Казанском кремле, под башней Сююмбике обнаружила две усыпальницы ханов и их семей. В мавзолее находились деревянные табуты (гробы), обитые кожей и инкрустированные серебряными гвоздями. Сама по себе эта находка уникальна тем, что она хорошо сохранилась, что большая редкость, ведь после взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году подобные артефакты беспощадно уничтожались. Находку археологов тогда сопроводили на хранение в подвалы ИЯЛИ, лишь спустя почти два десятилетия было выяснено, что мощи принадлежат хану Махмуду, по некоторым данным, скончавшемуся в 1465 году, и его внуку хан Мухаммед-Амину (1469–1518).

Было принято решение об их захоронении, но никак не удавалось прийти к единому мнению, как это должно произойти. Дело в том, что у ученых с духовенством возникли противоречия по данному вопросу. Несколько раз стороны бурно обсуждали, как надо хоронить столь знатных венценосных особ. Представители ДУМ РТ хотели, чтобы кости правителей были преданы земле согласно нормам шариата. Между тем представители Академии наук Татарстана утверждали, что, согласно традиции, в татарских мавзолеях Касимова и Крыма члены ханских семей покоятся в гробу прямо на поверхности пола. Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», при посредничестве руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова удалось склонить чашу весов в сторону мнения ученых. Тогда директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов и рассказал об особенности компромиссного решения: «Для нас была важна историческая достоверность... Решили, что останки будут находиться в специальных мраморных саркофагах, ничего не будет видно. Саркофаги будут стоять на земле, внутри тоже будет земля и там будут кости. Хотя исторически было, что внутри саркофага гроб и там кости. Нас волнует, чтобы был доступный генетический материал, хотим анализ провести».

В 1977 году группа археологов в Казанском кремле, под башней Сююмбике обнаружила две усыпальницы ханов и их семей. В мавзолее находились деревянные табуты (гробы), обитые кожей и инкрустированные серебряными гвоздями

«ПЕРВОМУ КАЗАНСКОМУ ХАНУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСТАВЛЕН ПАМЯТНИК»

Между тем найденные 40 лет назад останки интересны как с археологической, так и духовно-исторической точки зрения. По мнению ведущего научного сотрудника АН РТ доктора исторических наук Дамира Исхакова, негоже было в течение четырех десятилетий, чтобы мощи венценосных особ пылились в подвалах. Вообще, правители Казанского ханства для современных татар имеют сакральное значение, считает наш собеседник: «Во-первых, они чингизиды. Потомки тех людей, которые создали государство, где татары сформировались как народ. Это само по себе важно. Во-вторых, это ведь не просто ханы, Улу-Мухаммед сам правил еще Золотой Ордой, существовала мировая империя Золотая Орда, и его сын Махмуд стал создавать независимое государство. Казанское ханство является непосредственным предшественником Татарстана — государственности татар, из которых вырос современный Татарстан. В этом плане мы тоже должны уважать наших бывших правителей. Их нужно захоронить, причем с почестями, как подобает потомкам золотого рода».

По мнению Исхакова, не только Махмуд, но и его внук Мухаммед-Амин являлся выдающимся деятелем татарского мира: «Мухаммед-Амин тоже сыграл важную роль. Он правил в очень сложный период. Династия Улу-Мухаммеда уже заканчивалась, начинались правления других чингизидов. Во времена Мухаммед-Амина Казанское ханство себя неплохо чувствовало, было экономическое развитие, поэтому он тоже заслуживает внимания».

Со смертью Мухаммед-Амина оборвалась династия Улу-Мухаммеда на казанском престоле, между правлением его основателя и последнего представителя было всякое: взлеты и падения, предательство и интриги недоброжелателей. По мнению Исхакова, это не есть показатель ментальности татар. Везде так было.

«Это наша история, это наши ханы, поэтому мы должны их знать и помнить, — считает историк Индус Тагиров. — Если только сейчас возникла необходимость захоронения, это говорит о нашей зрелости. Мы подошли к тому, чтобы безбоязненно говорить о нашей истории. До сих пор стеснялись говорить об этом, о наших государствах, теперь этот страх прошел. К народу вернулась национальная гордость. Ханы, конечно, были разные, были всякие, тем не менее они были, их, конечно, нужно знать». Тагиров считает, что хану Махмуду нужно поставить памятник: «Первому казанскому хану должен быть поставлен памятник, потому что он основатель Казанского ханства, нашего государства, последнего государства...»

«Каждый раз, когда иду на работу, прохожу мимо памятника князю Владимиру. Ну кто он для Москвы? Всего лишь киевский князь. В 998 году принял православие. Зачем ему здесь ставить памятник? Почему татарским ханам их не ставить? — уверен депутат Госдумы, автор исторических книг Фатих Сибагатуллин. — Я считаю, у Казанского кремля — на месте захоронения — памятник нашим ханам просто необходим. Нужно написать там биографию наших правителей. А перезахоронение останков как с человеческой стороны, так и со стороны уважения к татарской истории — хорошее дело».

Рустам Минниханов: Мы помещаем наших ханов в объятия земли: «Это наше давнее желание, и оно сегодня осуществится» Рустам Минниханов: «Мы помещаем наших ханов в объятия земли. Это наше давнее желание, и оно сегодня осуществится»

ШАЙМИЕВ: «ВСЕМ ВАМ СПАСИБО, ГОВОРЮ ЭТО, СКЛОНИВ ГОЛОВУ»

Сама сегодняшняя церемония началась с часовым опозданием. Из мечети «Кул Шариф» вынесли четверо носилок. Первые, где находились останки хана Махмуда, несли верховный муфтий России Талгат Таджуддин и лидер мусульман Татарстана Камиль хазрат. Мощи поставили во дворе и совершили заупокойную молитву (джаназа), которую провел Таджуддин. Потом церемония направилась к усыпальнице, расположенной возле башни Сююмбике, то есть практически туда, где и была обнаружена находка. Траурный кортеж встречали президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник республики Минтимер Шаймиев, нынешний и бывший мэры Казани Ильсур Метшин и Камиль Исхаков. После того как носилки поставили возле входа в усыпальницу, прошел траурный митинг.

«Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Мир вам, милость Аллаха и его благословение. В последние годы мы придаем огромное значение нашей истории. Сегодня еще одно большое событие: мы помещаем наших ханов в объятия земли. Это наше давнее желание, и оно сегодня осуществится. Я бы выразил большую благодарность тем архитекторам, археологам, религиозным деятелям, кто принимал участие в этой работе. Это очень святое, нужное дело», — сказал президент РТ.

Его предшественник Шаймиев назвал сегодняшнее мероприятие историческим событием: «Мы на марше возрождения и обретения нами духовности, а это необходимо всем народам Российской Федерации, потому что судьбу нашего многонационального народа легкой не назовешь. Нет ничего более святого, чем изучение собственной истории и сохранение ее для потомков. Всем вам спасибо, говорю это, склонив голову».

Таджуддин проводил параллели между древними и современными правителями земли Казанской. Говорил, что и те и другие прилагали и прилагают усилия для счастья своих подданных: «Раньше, например, если не было дождя, наши деды говорили: посмотрите, нет ли открытых могил, не валяются ли человеческие кости на земле. Давайте быстрее закопаем, а то даже дождя нет, идет засуха. Все дети Адама достойны быть захороненными — такова традиция у всех народов».

Самигуллин же не стал произносить речей, а прочитал аят из Корана, помолился за покойных, после чего останки понесли туда, где они теперь должны храниться вечно, — в мавзолей казанских ханов. Неизвестно, как прошло захоронение, т. к. внутрь усыпальницы посторонних не пустили. Лишь заместитель муфтия Татарстана Мансур Джалялетдин поведал, что останки засыпали землей. Выйдя из последнего пристанища древних руководителей Казани, имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдельхабир Зиннатуллин прочитал 67-ю суру «Аль-Мульк» («Власть»). Ее у татар принято произносить сразу после погребения покойного, тем самым желая для покойника прощения совершенных им грехов. Молитву возвел главный казый (шариатский судья) республики Джалиль Фазлыев. Люди разошлись, чтобы вновь встретится уже завтра в Спасском районе на «Изге Болгар җыены».