- Я люблю вкусно готовить, поэтому у меня всегда была мечта – открыть свое кафе – вспоминает Гузэль Зиганшина, ныне являющаяся директором кафе "Лебяжье". Помощь в осуществлении мечты предпринимательнице оказала собственная семья. 2002 год для супругов Зиганшиных стал переломным – не имея совершенно никакого опыта предпринимательской деятельности, они решили заняться бизнесом в сфере общепита.

Подав заявку на участие в городском конкурсе "Семейный бизнес", объявленный Банком Казани при поддержке мэрии Казани, предприниматели надеются получить кредит по сниженной ставке, обещанный в качестве приза победителю.

На что он будет потрачен в случае победы и о планах развития бизнеса Гузэль Ильдусовна, ее супруг Альфрид Гарипович и сын Тимур рассказали корреспонденту "Бизнес Онлайн".

Визитная карточка кафе "Лебяжье":
Сфера деятельности: общественное питание
Год основания: 2005
Штат: 10 человек
Средняя зарплата: около 10 тысяч рублей

Бизнес без угла

- Гузэль Ильдусовна, с чего и где начинался ваш бизнес?

Г.И.: Получилось, так, что на предприятии ЗАО "Втормет" в Приволжском районе, где на тот момент работал муж, пустовало помещение столовой. Альфрид предложил организовать там точку питания. Мы попробовали, и у нас получилось.

Мы подгадали, заняв свободную нишу, и начали работать. Основу нашей клиентуры составили рабочие, приходившие на обед. А первых покупателей удалось привлечь только благодаря вкусно приготовленной пище. Но затем "Втормет" распался, и нам пришлось закрыться.

В 2003 году мы арендовали помещение в речном техникуме. Его никто не хотел брать, оно считалось нерентабельным, поскольку основные посетители там – студенты, а особой платежеспособностью они не отличаются. Мы все же открыли кафе под названием "Бриз", сделали ремонт, привлекли покупателей. Но, видимо, кафе кому-то приглянулось, и нам не пролонгировали договор аренды.

Затем открывали на улице Чистопольской кафе "Кухня у мэтра", но из-за высокой арендной платы проработали там всего два месяца.

- А как оказались на Лебяжьем?

Г.И.: В 2005 году мы узнали, что здесь пустует помещение, и заехали сюда. Сделали капитальный ремонт. В одной части здания открыли кафе, а в другой организовали прокат лыж. Сейчас ситуация повторяется: продлевать договор приходится ежемесячно и каждый раз мы ожидаем, что нам не продлят аренду. И это после трех с половиной лет работы на этом месте! Когда мы только открылись, здесь было очень красиво. Посетители отдыхали с удовольствием. Сейчас все обветшало, крыша начала протекать. В таком состоянии кафе практически не приносит прибыли, а делать ремонт повторно, не зная, что нас ждет через месяц глупо.

- Альфрид Гарипович (А.Г.): Есть огромное желание все обновить, отремонтировать, но нет уверенности в завтрашнем дне. Мы начали делать душевые кабинки для лыжников, хотели сделать несколько комнат отдыха. Планировали к Универсиаде оборудовать тут гостиничный комплекс, хорошую лыжную базу, надстроить второй этаж. Сейчас ведь люди любят отдыхать красиво. Но все планы остановились. Мы даже лыжи пока не хотим докупать. Куда мы их денем, если нас отсюда попросят?

- Наверняка уже не раз задумывались над вопросом приобретения собственного помещения?

- А.Г.: Конечно, помещение   должно быть свое. А то так и будем делать ремонты, нарабатывать клиентскую базу, а потом уезжать. Аренда съедает много денег. Но возможности приобрести помещение самостоятельно пока нет. Да и в банке взять кредит сейчас очень сложно. Несмотря на многочисленные обещания со стороны правительства поддержать малый бизнес, приходится карабкаться самостоятельно. А тут в Банке Казани появилась возможность взять кредит по сниженной ставке. Для этого в конкурсе "Семейный бизнес" и участвуем. У нас даже есть вариант на примете. Мы бы очень хотели приобрести здание в Борисково.

- Г.И.: Планы большие, если бы еще была помощь со стороны государства, было бы вообще хорошо. А пока все больше говорят о малом бизнесе, чем помогают ему.

 

К чему "прилипают" покупатели

 

- Кафе далеко не единственное на Лебяжьем – конкурентов предостаточно. Как боретесь за своего покупателя?

- Г.И.: У конкурентов нет кухни, только шашлыки. А у нас помимо этого достаточно разнообразное меню: салаты, жюльен, первые, вторые блюда, выпечка. До нашего прихода на Лебяжьем ничего кроме шашлыков вообще не было. Глядя на нас, все стали подтягиваться, обустраиваться. Плюс ко всему у нас низкие цены. Постоянные клиенты знают, что у нас самые дешевые и вкусные шашлыки: 70 рублей за   100 грамм. Зимой работает прокат лыж: пластиковые лыжи 140 рублей в час, деревянные - 70.

- Цены действительно невысокие. Как скоро удалось добиться окупаемости вложенных средств?

- А.Г.: За лето все годовые затраты легко окупаются.   Специфика бизнеса такова, что основной доход бизнес приносит только в летний период, когда много посетителей. Но, не смотря на это, мы работаем круглый год. И если летом к нам приезжают на шашлыки, то зимой люди посещают наше кафе, катаются на лыжах, гуляют на праздниках, которые   в Кировском районе проводятся именно на Лебяжьем.

- Своего среднестатистического клиента представляете?

- А.Г.: Вообще посетитель для нас - загадка. Если человек однажды взял шашлык в одном кафе, то и дальше он будет покупать его исключительно там. Люди "прилипают" к одному месту. В то же самое время, если покупатель придет и привычное для него место будет закрыто, то он уйдет и больше не вернется. Поэтому я считаю, что в работе должен соблюдаться жесткий график.

А вообще к нам ходят разные посетители. Чаще, конечно, молодежь. Смотрят футбол, хоккей. Есть и постоянные посетители. Например, вот уже несколько лет к нам каждую субботу приходит дедушка. Каждый раз берет суп харчо и пиво.

 

Семейный бизнес на самоконтроле

 

- Ваш бизнес семейный. Какое участие в становлении бизнеса принимал каждый из членов семьи?

- Г.И.: На начальном этапе помог и материально поддержал муж. Дети на тот момент были еще маленькими. Но сейчас, когда дочке 22 года, а сыну 17, оба помогают нам.

Сын заканчивает лицей, планирует поступать в техникум, чтобы продолжить наше дело. Будет учится ресторанно-гостиничному бизнесу. Мы хотим, чтобы он начинал с нуля и постепенно двигался вверх. Уже сейчас он помогает не только на кухне, но во всех делах. Дочка учится на бухгалтера и ведет финансы кафе вместе с двоюродной сестрой. Сейчас еще и зять помогает снабженцем.

- В чем для Вас заключается основное преимущество ведения семейного бизнеса?

- Г.И.: Для меня семья является мощной поддержкой. Мы каждый день вместе, у нас все общее. Помощь близких людей - значительный плюс. За свое дело они чувствуют большую ответственность, поэтому и отдача от них выше. Они работают не за зарплату, и не от звонка до звонка. Чужие иначе относятся к работе, у них нет задачи что-то улучшить.

Но в тоже самое время существует такая опасность: если с наемного работника ты можешь спросить по всей строгости, то с членов собственной семьи так спрашивать не будешь.

- А.Г.: Самое главное преимущество семейного бизнеса в том, что его меньше контролируешь. В обычном бизнесе на контроль уходит много сил и средств, а семье полностью доверяешь. У нас работа занимает 24 часа в сутки, летом мы даже живем здесь.

Тимур: Работать под руководством родителей, конечно, легче. В нашей семье все обязанности распределены. Каждый приносит определенную пользу для общего дела. Мне это нравится. Я   буду продолжать родительский бизнес, может быть, это будет ресторан, может, что-то покрупнее, но работать будем все вместе.

- Можете назвать слагаемые успешного бизнеса?

- Г.И.: Просто надо вкладывать в дело свою душу.

- А.Г.: Наверное, быть уверенным в том, что все получится. Плюс иметь недвижимость, которая станет базой для развития дела.

 

Елена Шапиро