Ужасы раскопанного Лебяжьего, всколыхнувшие общественность в начале недели, — лишь этап гидробиологической реабилитации. Это вам не «просто добавь воды» — нужна еще биотехнологическая реабилитация, внушала известный эколог и хранительница Лебяжьего Нафиса Мингазова. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным знакомилась с деталями: где сажать осоку, куда класть бентонит и когда мы увидим ожившее озеро с лодками и пляжем.
Ильсур Метшин: «Права на ошибку мы просто не имеем»
«НУ КАК ВПЕЧАТЛЕНИЯ? УЖЕ НА ЛОДКЕ ПЛАВАТЬ ХОЧЕТСЯ?»
Наполнение чаши системы озер «Лебяжье» водоводом от озера Изумрудного планируется начать в середине сентября. Об этом стало известно сегодня во время инспекционного визита мэра Казани Ильсура Метшина на площадку ООПТ «Лебяжье», где полным ходом идут восстановительные работы.
Минуя цветущую растительность у Горьковского шоссе, микроавтобус сворачивает на раскопанную строительную площадку. Тут уже вырыт переполошивший общественность котлован, а рядом установлены таблички со схематичным изображением системы Сухого и Светлого, Большого и Малого озер. «Эх, знали бы мы, куда едем, сапоги бы надели», — сокрушались журналисты. Заслушавшись рассказами профессора, завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафисы Мингазовой, которую издавна именуют хранительницей Лебяжьего озера, журналисты и заметить не успели, как на площадке появился градоначальник. «Ну как, впечатлены? Уже на лодке плавать хочется?» — шутя поинтересовался он у собравшихся. «Хочется», — раздалось в ответ.
Детальной информацией об этапах работы поделился председатель внешнего комитета Казани по благоустройству Игорь Куляжев. Напомним, Лебяжье, представляющее собой каскад озер Сухого, Светлого, Большого и Малого, за последние десятилетия пытались спасти не раз. В 2016 году к спасению озер подключили ТАИФ — торжественный старт реновации лесопарка и озер объявил президент РТ Рустам Минниханов вместе с главой компании Альбертом Шигабутдиновым. В январе 2017 года была одобрена концепция «Татмелиорации» с углублением и экранированием дна, пересадкой деревьев и сохранением в нынешнем виде чаши озера Сухого, заросшего лесом.
Точкой отсчета для реабилитации стало озеро Светлое. Сейчас эта территория представляет собой расчищенную площадку с большим количеством строительной техники
Точкой отсчета для реабилитации стало озеро, в прошлом именовавшееся Светлым. Сейчас эта территория представляет собой расчищенную площадку с большим количеством строительной техники. Ведутся дноуглубительные работы, на что указывает обнесенный колышками котлован. Площадь Светлого — 9 гектаров (90 тыс. кв. метров). Выглядит это сейчас страшновато: все раскопано, кучи песка и глины складированы по краям, где-то на дне будущего (или бывшего?) озера торчит змея питающего озеро трубопровода от Изумрудного... Но по-другому никак: сейчас идут дноуглубительные работы, рассказал Куляжев.
На дне будущего (или бывшего?) озера торчит змея питающего озеро трубопровода от Изумрудного...
Изначально глубина этих озер по большей части составляла 1,5 метра, но если просто заполнить его на такую глубину, озеро будет мертвым, констатировал он. Дно озер Светлого и Большого необходимо углубить на 2 м с таким расчетом, чтобы средняя глубина акватории достигла 3,5 - 4 метра. Это важно: зимой озеро промерзает на 1,7 м — и, если глубина меньше, там перемрет вся рыба. Летом же вода прогревается на 2 метра. Так что сейчас же выжить в нем могут только микроорганизмы. Глубина в 4 м нужна также и для человека, чтобы можно было купаться, использовать катамараны и лодки. Поэтому в связи с решением экологического совета было принято решение провести дноуглубление до уровня 3 - 4 метров.
Игорь Куляжев: «Насосная станция построена, труба проложена, ее мы уже испытали. Рассчитываем где-то за два-три месяца это озеро заполнить»
«Дноуглубление здесь выполнено примерно на 40 процентов. Следующий этап — переход на озеро Большое. Там пока снимается растительно-плодородный слой, затем также начнутся работы по дноуглублению», — рассказал Куляжев. К гидроизоляции Большого озера планируется приступить 13 июня, Светлого — 17 июля. Работы на двух озерах будут вестись параллельно. Наполнение озер водой планируется начать с 15 сентября. «Насосная станция построена, труба проложена, ее мы уже испытали. Рассчитываем где-то за два-три месяца это озеро заполнить», — отчитался председатель комитета благоустройства. Объем работ очень большой. В озера планируется перекачать почти миллион кубометров воды.
«Подобных объектов в России нет, чтобы такую экореабилитацию на такой площади, в таких масштабах проводить»
— Изоляцию эту где-то используют на подобных объектах в России? — поинтересовался Метшин.
— Да, изоляция уже опробована на подобных объектах, причем она для агрессивных сред. Мы берем надежную, трехслойную, чтобы она не пропускала воду, — заверил Куляжев. — На дно уложат слой бентонитовых матов, поверх которых вернут вынутые ранее или песок. Все материалы естественные.
Тем не менее говорить о «подобных объектах» было бы неправильно, поправил градоначальник.
— Подобных объектов в России нет, чтобы такую экореабилитацию на такой площади, в таких масштабах проводить... Но сам материал использовался, — подтвердил он.
— Сухое мы оставляем, да? — уточнил мэр у Куляжева. Тот утвердительно кивнул. Как сообщала ранее газета «БИЗНЕС Online», Сухое озеро решено вообще не заливать водой, а отгородить дамбой. Оно успело зарасти на 82%, там появились деревья высотой по 10 - 12 м, краснокнижные растения.
«ЕСЛИ НЕ ДЕЛАТЬ РЕАБИЛИТАЦИЮ, ПОЙДЕТ РАЗВИТИЕ ВОДОРОСЛЕЙ»
Далее, усевшись в автобус, чиновники в сопровождении журналистов десантировались у озера Большого. Его площадь — 19 гектаров. В будущем здесь планируется зона отдыха. По словам Куляжева, протяженность озера по периметру будет составлять 5 км— здесь будет прогулочная зона. «Кроме того, здесь появится пляж протяженностью 200 метров, который будет соответствовать всем требованиям безопасности. То есть можно будет купаться с маленькими детьми, там будет чистый песок», — заверил он, мимоходом отметив, что, «конечно, и на других участках озера купаться не запретишь».
Впрочем, вполне возможно, что цифры еще будут корректироваться. Создание инфраструктуры и благоустройство территории — третий этап, к которому в будущем планируют привлечь и помощника президента РТ Наталию Фишман. Пока же ведутся работы по гидротехнической реабилитации, вслед за которыми, по словам Мингазовой, обязательно должна последовать реабилитация биотехническая.
Создание инфраструктуры и благоустройство территории — третий этап, к которому в будущем планируют привлечь и помощника президента РТ Наталию Фишман
— Этой работы еще нет, этот проект надо создавать. Именно об этом говорилось на НТС (научно-техническом совете — прим. ред.) министерства экологии. И НТС минэкологии принимало этот проект с учетом биотехнического этапа, — подчеркнула эколог.
— То есть нам предстоит обратиться к президенту за биотехническим этапом? — уточнил мэр.
— К президенту, или к спонсорам, надо обращаться дальше, — подтвердила Мингазова. Этот этап подразумевает под собой воссоздание все компонентов экосистемы: это илы, растительность, вода — не просто из Юдинского карьера, а с привносом из озер. — Если хотя бы сотую процента привнести из аналогичных озер, то с ней приходит фитопланктон, зоопланктон, бактериопланктон, который необходим для создания экосистемы, — рассказала эколог.
Если этого не делать, озеро как озерная экосистема будет восстанавливаться не менее 10 - 15 лет, предупредила Мингазова. Если сделать, то восстановление экосистемы начнется в течение двух-трех лет. Как пояснила она в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online», все эти мероприятия при желании можно провести за осень 2017-го и весну 2018 года, причем со сроками желательно не затягивать. «Все, что нужно, — привезти, посадить камыш, рогоз, тростники, осоки разных видов. Это не очень долго делается. В принципе, к лету 2018 года мы могли бы уже все эти компоненты воссоздать. Если все делать по графику, нормально», — резюмировала она. Стоимость этого второго этапа — в разы ниже первого и по цене может быть сопоставима, к примеру, со строительством небольшого сквера, привела пример эколог.
По словам Мингазовой, сегодня рядом с Казанью существует очень много зарастающих водоемов, для которых реабилитация заключается как раз в избавлении от излишков растений. «Много таких пойменных водоемов в поселке Торфяном. Они зарастают. Там напрашивается небольшая расчистка. В пойме Казанки таких водоемов очень много. А это озеро, конечно, не пойменная Казанка, но гидробионты, которые здесь были, те же самые, что и там», — поделилась с нами профессор. Сам же Юдинский карьер, по ее словам, сегодня крайне обеднен. «Там зачатков жизни очень немного, оттуда только водоросли придут. И если не делать реабилитацию — пойдет развитие водорослей», — предупредила Мингазова.
Стоимость инвестиций в проект так и не озвучили
МЕТШИН — МИНГАЗОВОЙ: «ЕСЛИ УВИДИТЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПРОЕКТА, ПОЖАЛУЙСТА, ИНФОРМИРУЙТЕ НАС»
— То есть по гидротехнической реабилитации вопросов пока нет? — уточнил мэр.
Пока нет, подтвердила эколог. Тем не менее она выразила опасения по поводу того, что в любой практике бывают отклонения от проекта.
— Я бы хотела, чтобы никаких отклонений не было. У нас территория особо охраняемая. Не должно быть заездов в лес, не должны быть повреждены краснокнижные виды. Не должно быть складирования грунта по краям. То есть мы работаем по границам водного объекта — и надо работать в этих границах, — заявила она.
— Не сомневайтесь, так и будет сделано, — заверил Метшин, попросив Мингазову на самых важных этапах присутствовать лично. — Если увидите какие-то отклонения, пожалуйста, нас информируйте. Но мы с вами будем встречаться до 15 сентября, пока не начнется заполнение водой, — пообещал он. — Права на ошибку мы просто не имеем, — в заключение заверил он присутствующих, отметив, что реализуемый проект стоит серьезных денег и имеет огромное значение для всей экосистемы города. — Мы восстанавливаем водоем, который сравним с Казанкой в акватории от Кировской до Ленинской дамбы. Это огромное водное зеркало. И здесь значимость наших коллег из университета, экологов, биологов, геологов важнее, чем строителей, — подытожил мэр столицы РТ.
Стоимость инвестиций в проект присутствующим тем не менее не раскрыли.
Озеро Лебяжье — уникальный для республики природный объект. Оно представляет собой каскад озер: Сухого, Светлого, Большого и Малого. В 60-х годах прошлого века площадь озер во время разлива составляла 53 га, а иногда доходила до 100 гектаров.
К 2014 году озера Сухое, Светлое и Большое практически полностью высохли. Осталось лишь Малое Лебяжье площадью 6 га, однако и его жизнь поддерживается искусственно. В начале прошлого века в озеро стекали ручьи с территории в 8 тыс. га, в 70-х годах со строительством железной дороги и Горьковского шоссе площадь водосбора уменьшилась до 3,7 тыс., а в 90-х — и вовсе до 1,2 тысячи. Сейчас озеро фактически питается теми осадками, что упали на его гладь. Начиная с 1985 года попытки спасти стремительно мелеющие озера предпринимались много раз, но всякий раз неудачно. В 1993 году было решено протянуть до Лебяжьего водовод длиной 1 км от озера Изумрудного, образовалось на месте Юдинского песчаного карьера. Изумрудное имеет глубину до 28 м и может безболезненно для себя делиться влагой, поскольку находится в связке с Куйбышевским водохранилищем. Однако из-за нарушенной естественной гидроизоляции вода все равно уходила, и поэтому теперь требуется реализация нового плана спасения Лебяжьего.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 67
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.