Рауфаль Мухаметзянов Рауфаль Мухаметзянов отказался от названия своего театра ради французских гастролей

БАЛЕТ В «МНОГОТЫСЯЧНЫХ ЗАЛАХ»

Казанский балет увидят во Франции! Такими громкими формулировками начиная с середины мая пестрели местные СМИ, торжествующе рассказывая о будущих европейских гастролях театра им. Джалиля. К самому их факту мы уже давно привыкли, но обычно речь шла о Нидерландах. Последние по времени случились в начале весны, когда оперная труппа в режиме нон-стоп, по сообщениям официального сайта театра, дала 24 представления «Мадам Баттерфляй» и 5 гала-концертов за 34 дня — с 28 февраля по 2 апреля. 

Конечно, серьезные театральные компании не позволяют себе таких сумасшедших гастрольных графиков в духе фанерных концертов отечественных поп-звезд конца 80-х — начала 90-х, но казанская опера так гордится своим статусом культурного постпреда республики на Западе, демонстрируя свои спектакли в диковинных для простых казанцев городках, таких как Эммен (население — 108 тыс. человек), Гауда (71 тыс.), Альмере (188 тыс.) и пр. Вряд ли в эти голландские городки часто заглядывают профессиональные оперно-балетные труппы, так что за местных жителей можно искренне порадоваться, хотя параллельно и задаться вопросом: а когда директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов последний раз привозил своих артистов хотя бы с концертными версиями опер или гала-представлениями в Набережные Челны или Нижнекамск?

Однако новости о французских гастролях по-настоящему впечатлили, одна коллега даже написала о том, что балет «Жизель» наш оперный театр будет показывать в «многотысячных залах». Но все же до футбольных стадионов наш доблестный оперный театр пока не добрался, хотя обещанные площадки в 3–5 тыс. зрителей все равно внушают доверие.

Уже завтра балетная труппа казанской оперы вылетает во Францию, где с 7 по 18 июня даст 11 представлений балета «Жизель» в Париже, Ницце, Марселе, Лионе

Но все-таки что-то в информации из недр театра им. Джалиля смущало. Прежде всего то, что импресарио Армен Карапетян и Михаил Аваков из компании Franceconcert буквально нагрянули в Казань с предложением срочно подписать контракт. Разве так планируются серьезные зарубежные гастроли?

Добавила сомнений и информация о том, что работать балетная труппа будет не со штатным оркестром своего театра, а с неким оркестром, состоящим из французских музыкантов. Причем первая оркестровая репетиция состоится 6 июня, а уже 7-го (!) «Жизель» покажут в Тулузе. В общем, от всей этой истории как-то очень явно повеяло очередной «шабашкой» вполне в духе театра им. Джалиля.

Правда, знающие люди объяснили, что, оказывается, со своим оркестром во Францию не попасть. В стране, которая знаменита своим трудовым законодательством, максимально защищающим работника, оперные и балетные труппы выступают только в сопровождении местных музыкантов. При этом серьезные театры, например Мариинка или Большой, стараются выбить возможность привезти хотя бы своих концертмейстеров.

"Жизель" театра им. Джалиля из Казани или Opera National de Russie? «Жизель» театра им. Джалиля из Казани или Opera National de Russie?

ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ OPERA NATIONAL DE RUSSIE

Главным событием гастролей в самой казанской опере называют выступление на сцене престижной концертной площадки Парижского дворца конгрессов. Неизвестно, насколько она подходит для балетных артистов, но Шарль Азнавур и Лайза Минелли здесь действительно выступали. Хотя собеседники «БИЗНЕС Online» в балетном мире, вспомнив, что в советские времена на эту площадку «запихивали» даже Большой театр, добавляли, что это уже давно в прошлом и что Дворец конгрессов — это аналог московского Дворца съездов, в народе прозванный «сараем». И вообще, во всей Франции есть только две престижные балетные сцены — это Парижская опера и королевский театр в Версале.

Но это еще полбеды. Дело в том, что официальный сайт Дворца конгрессов не знает ни о каких гастролях театра им. Джалиля из Казани — 17 и 18 июня здесь показывает «Жизель» некая Opera National de Russie, на спектакли которой и продаются билеты.

На сайте организаторов гастролей из Franceconcert можно обнаружить скромную приписку к афише: interpreted by the Kazan Opera. Но ее еще нужно заметить. Зато гораздо легче увидеть, что загадочная Opera National de Russie в 2017–2018 годах еще покажет во Франции балеты «Лебединое озеро», «Кармина Бурана», «Щелкунчик»...

Так что же скрывается за названием Opera National de Russie? Как оказалось, ушлые импресарио под этим брендом уже не первый год возят во Францию российские балетные труппы второго ряда. Челябинский театр оперы и балета через Franceconcert выезжает и вовсе на полугодичные гастроли (!). Практиковал подобное и Башкирский театр оперы и балета, однако его новый директор Ильмар Альмухаметов в середине прошлого года в интервью «Вечерней Уфе» возмущался таким порядком вещей. Речь шла о том, что прежнее руководство подписало с импресарио Карапетяном контракт на двухмесячные гастроли во Франции. Альмухаметов сообщил, что если бы к нему обратились с подобным предложением, то он бы ответил отказом, в том числе и из-за важности развития бренда своего театра: «Я бы искал компромиссное решение, связанное с изменением сроков, количеством артистов, занятых в поездке. Понимаю, что мои слова кому-то могут не понравиться, но существуют нужды самого театра, под брендом которого выcтупает наш балет». Очевидно, что в Казани это ровным счетом никого не волнует.

«НАСТОЯЩИЕ БАЛЕТОМАНЫ, НО НЕ ШИРОКАЯ ПУБЛИКА, РАЗДРАЖАЮТСЯ, ЧТО ИХ ДУРЯТ ЭТИМИ ЛЖЕНАЗВАНИЯМИ»

Интересно, что тему уровня балетных трупп из России, которые успешно гастролируют по Франции, несколько лет назад поднимала газета «Фигаро». «Русский балет до сих пор остается вершиной», — цитирует автор статьи все того же Карапетяна и приводит примеры бешеной популярности подобных выступлений, которые действительно стали очень серьезным бизнесом.

«Но многие ли из этих афиш правдивы? — задается вопросом „Фигаро“. — Невозможно наспех поставить шедевры классического балета. Кроме пермского балета (третий театр страны после Большого и Мариинского), балета Моисеева и лучших народных ансамблей, другие театры являются частными или отличаются по своему уровню, интригуя зрителя чарующими словами: Москва или Санкт-Петербург, „Лебединое озеро“, „Спящая красавица“, „Жизель“ или „Щелкунчик“, Чайковский...»

Челябинский "Щелкунчик" во Франции также показывали как спектакль Opera National de Russie Челябинский «Щелкунчик» во Франции тоже показывали как спектакль Opera National de Russie

Известный балетный критик Анна Галайда в разговоре с «БИЗНЕС Online» также отметила, что вопрос качества российских постановок, которые привозят в Европу, часто стоит довольно остро. «Французские балетоманы много лет возмущаются, да и не только французские, этими „королевскими русскими балетами“, «русскими государственными балетами“ и так далее, но ничего не меняется, — говорит Галайда. — Настоящие балетоманы, но не широкая публика, раздражаются, что их дурят этими лженазваниями, они рыщут по интернету, пытаясь выяснить, какая именно труппа к ним едет. В эпоху интернета они сами хотят и составляют свое мнение, стоит ли платить за очередной русский „королевский — имперский — государственный“...»

Но, видимо, широкая публика довольна вполне. И Opera National de Russie с «Жизелью» готова к ее покорению вслед за уфимским «Лебединым озером» и челябинским «Щелкунчиком». Вот только какое это имеет отношение к Казани и Татарстану?