Продажа автомобилей «КАМАЗ» в Иране оказалась под угрозой. Причина заключается в желании властей провинции Восточный Азербайджан заставить челнинцев выкупить по завышенной цене местное предприятие Taymaz Khodro Azarbaijan, имеющее долг на сумму в $ 15 миллионов. Также КАМАЗу навязывают дополнительных рабочих, сообщает «Лайф» со ссылкой на источник в минпромторге.

Taymaz Khodro Azerbaijan является партнером КАМАЗа по сборке автомобилей. На данный момент сотрудничество автогиганта и иранской компании расторгнуто. Между тем, у челнинцев есть договорные обязательства перед местными дилерами Brilliance Industrial Company of Aras Free Zone и KoumeshRun Diesel Motor Parsian, через сети которых КАМАЗ реализует свою продукцию в Иране.

Компания не планирует безосновательно расторгать отношения с этими фирмами и возобновлять отношения с Taymaz Khodro Azerbaijan, обремененной финансовыми и репутационными рисками. Поэтому КАМАЗ обратился к иранской стороне с компромиссным предложением — вовлечь производственные мощности Taymaz Khodro Azarbaijan в коммерческие отношения россиян с действующими дилерами в Иране. Однако местные власти это предложение не поддержали.

В ноябре 2016 года ситуация усугубилась, так как минюст провинции Восточный Азербайджан обратился в адрес министерства промышленности, рудников и торговли Ирана с просьбой о наложении запрета на производство, импорт и продажу автомобилей «КАМАЗ» действующими дилерами с предоставлением этого права только Taymaz Khodro Azarbaijan.

«Иран — сложный вопрос, — прокомментировал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин на экономическом форуме в Санкт-Петербурге проблему сотрудничества с Ираном. — Мы рассчитывали, что снимем все юридические проблемы и наконец-то вернемся на рынок Ирана, где мы всегда присутствовали. Рынок очень большой. Недофинансирование, старый парк. Мы рассчитываем, что у нас получится все, что касается возвращения на этот рынок. У завода, который был нашим партнером по производству на территории Ирана, появился новый владелец, который решил финансовые проблемы, и мы сможем приступить к сборке и поставке в Иран наших автомобилей».

В 2017 году КАМАЗ намерен поставить в Иран 300 единиц автотехники и сборочных комплектов деталей. Эта страна станет пятым по объему экспортным рынком предприятия. Такие данные были представлены на презентации КАМАЗа в рамках конференции «Автопром-2016», проводимой «АСМ-холдингом».

Как следует из годового отчета компании, по состоянию на 2015 год у КАМАЗа было три дилерских центра в Иране. Тогда на экспорт была отправлена 6591 единица автомобилей и сборочных комплектов деталей. При этом более 70% экспорта продукции КамАЗа обеспечили три главных рынка: Казахстан (37,8%), Туркмения (22%) и Вьетнам (11,3%).