В Москве на презентации своей книги вдова первого президента России заявила: «1990-е годы надо называть не лихими, а святыми и поклониться тем людям, которые жили в то сложное время». Какими были 90-е лично для вас и ваших близких: лихими или святыми? И что будут писать через десятки лет о президентстве Бориса Ельцина в учебниках истории? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Антон Носик, Борис Кагарлицкий, Валентин Катасонов, Николай Сванидзе и другие.
Супруга первого президента России Наина Ельцина на презентации своих мемуаров «Личная жизнь»
«ТАНКИ, КОТОРЫЕ СТРЕЛЯЛИ ПО ЦЕНТРУ МОСКВЫ, — ЭТО СВЯТЫЕ ТАНКИ»
Александр Проханов — писатель:
— Абсолютно согласен с Наиной Ельциной. Сами посудите, расстрел парламента из танков — разве это не святое деяние? Танки, которые стреляли по центру Москвы, — это святые танки. Или, например, начало чеченской войны, страшной и зверской, где погибали чеченцы и русские. Разве это не святая жертва? Конечно, это святые мученики. А не родившиеся в эти годы люди, а старики, которые вешались, а военные, которые стрелялись? Это проявление нашей русской святости.
Борис Николаевич Ельцин... Все говорит в нем о святости — эти благородные черты лица, смирение, это худое изможденное лицо, дивное чудное отношение к своим ближним и дальним. Я считаю, что Борис Николаевич — это русский святой, может быть, тот, которого никогда и не было. Поскольку Наина Иосифовна была его близким человеком и утешала в период его откровений, она сама является святой. Поэтому я считаю, что 90-е годы — это годы, которые должны быть запечатлены на иконах, а в центре — два праведника, как Петр и Феврония, в длинных одеждах, над головами у них золотые нимбы, над ними ангелы. Я абсолютно согласен с Наиной Ельциной.
Николай Сванидзе — журналист, историк:
— Между «лихими» и «святыми» — очень большая дистанция. Они не были для меня святыми и лихими, но у меня особая ситуация. Я сменил профессию в начале 90-х годов, стал журналистом и делал карьеру. Для меня они в значительной степени были святыми, чем лихими. Дело в том, какими они были для страны. В оппозицию Наине Иосифовне нужно сказать две вещи. Конечно, она как вдова первого президента России не могла сказать ничего другого, потому что в последнее время 90-е годы подвергаются оплевыванию. Конечно, она выбрала спорное определение «святые», потому что это определение максимально далеко стоит от слова «лихие». Оно позволяет подчеркнуть, что эти годы были не лихими, а нужными и тяжелыми для страны. Даже полезными. А многие люди считали, что они граждане Советского Союза. Поскольку на рубеже 80–90-х рухнул Советский Союз, то ничего хорошего дальше и не происходило.
На самом деле мы живем в России, и она родилась тогда. Оплевывать это время, считая себя патриотом, очень странно. Кроме того, вырваться целыми из-под этих обломков удалось не всем. Нас не постигла судьба Югославии, где страшно и кроваво воевали все против всех. Можно оспаривать выражение Наины Иосифовны насчет святости, но то, что 90-е нельзя считать какой-то черной дырой нашей истории, — это несомненно. Мы страна с непредсказуемым прошлым. Не знаю, что будут писать в учебниках истории. Смотря когда будут писаться учебники, при каких правителе и режиме, но то, что Борис Николаевич — очень крупный политический деятель, на мой взгляд, с однозначным знаком плюс, это несомненно.
Валентин Катасонов: «Были люди, которые отдали жизнь за то, чтобы не допустить того кошмара, который мы наблюдали, а были люди, которые участвовали в создании кошмара»
«ГОРБАЧЕВ РАЗВАЛИЛ СТРАНУ, А ЕЛЬЦИН ПРОСТО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ. ПРОБУХАЛ — И ВСЕ!»
Валентин Катасонов — экономист, профессор МГИМО:
— Для кого-то они были святые, а для других — лихие. Мир с момента его сотворения всегда был разделен. Такова история человечества, и 90-е годы не являются исключением, потому что действительно были люди, которые отдали жизнь за то, чтобы не допустить того кошмара, который мы наблюдали, а были люди, которые участвовали в создании кошмара. Если говорить о тех, кто создавал этот кошмар, первым в списке окажется Борис Ельцин. Применительно к этой фигуре можно сказать, что это были не просто лихие, а криминальные и преступные годы. С другой стороны, были люди действительно святые, которые защищали Россию. Гибли люди в Чечне, защищая единство нашего государства. Что могут писать о Ельцине в учебниках истории? Я могу долго говорить, а если коротко, то — Иуда.
Борис Кагарлицкий — политолог, директор Института глобализации и социальных движений:
— Большинство людей, которые жили в то время, совершенно не согласятся с этой точкой зрения. Лихие 90-е не политики же придумали, это народное название, которое появилось в результате реального опыта в эту эпоху. Я думаю, что попытки Наины Ельциной и некоторых других наших либералов популяризировать 90-е скорее контрпродуктивные. Это вызывает нехорошие эмоции и воспоминания. Мой лично опыт того десятилетия был болезненным и трудным. Я думаю, что о Ельцине будут писать как об одном из самых неудачных или самых вредных правителей. Я не думаю, что о Ельцине через 20 лет будут писать что-то другое, чем люди думают сейчас. Общество и культура сформировали свой вывод. В истории страны были позорные страницы — и это одна из таких страниц.
Мансур Гилязов — драматург:
— Святыми 90-е нельзя называть, потому что это годы ужасные, это годы огромного количества убийств. Пойдите на Ново-Татарское кладбище — там начиная с 1988–1989 годов лежат молодые люди, которым было 25–30 лет. Кладбище заполнено этими людьми. У меня все мои ровесники, которые были более-менее активными, умерли в 90-е годы. Это страшные годы, это была война. Никакой статистики нет, я вам говорю статистику: зайдите на кладбище, посмотрите. Это было страшное время, когда женщины не хотели рожать детей.
Для меня лично 90-е были ужасными. Это были годы выживания. Просто выживали, это были годы полного беспредела, данные годы были временем «кидалова», это были годы заказных убийств. О Ельцине ничего не будут писать, потому что это был человек, который в историю не войдет. Были же забытые периоды в истории. Это будет такой период. О Борисе Ельцине ничего не будут писать — человек просто ничего не сделал. Горбачев развалил страну, а Ельцин просто ничего не сделал — и все!
Вахит Имамов — писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:
— Ой, не знаю. Она защищает своего мужа, который превратил страну в такой бардак. Вся власть стала полностью коррумпированной. Я преклоняться перед теми временами не имею права. 90-е годы были для нас годами надежд. Мы свято верили, что сможем возродить татарскую нацию, образование, культуру — все-все. Но, увы, это счастье продолжилось недолго. На нас одели узду, и мы остались уже 10 лет как без языка. Одним росчерком пера Путина. Да, каждый по-своему скучает по этим годам. О президентстве Ельцина и Путина будут писать так же, как написали в свое время про эпоху Екатерины II. То время историки назвали «золотым веком дворянства», а первые 20 лет XXI века, если все это продолжится, назовут «золотым веком российских воров».
«ЕЛЬЦИНУ ЕСТЬ ЧТО ПРЕДЪЯВИТЬ. ЕСЛИ НАЧАТЬ РУГАТЬ 90-Е, ТО ЗАКОНЧИШЬ ЗАВТРА»
Антон Носик — интернет-деятель:
— Я считаю, что абсолютно одинаковую ошибку совершают люди, пытающиеся восславить эпоху длиной в 10 лет. В 90-е годы 283 миллиона бывших советских людей совершили большое количество разных поступков: дурных, добрых, героических и постыдных. Нельзя всех записать в преступников, изменников родины или святых. Эта попытка не имеет отношения к реальности. Наине Иосифовне ее лукавство простительно, потому что она человек, близко стоявший к принятию решений, в том числе трагических. Ей было бы невыносимо жить в сознании, что 90-е запомнились многим людям могилами времен чеченской войны и ее фамилия у многих российских семей ассоциируется с гибелью их близких в войне и терактах. Позиционируя себя как демократа, Борис Ельцин ни разу не допустил демократической смены власти. Ни в 1996, ни в 1999 году. Оба раза судьба власти России решалась не демократическими процессами, а закулисными договоренностями группировок и лиц. Ельцину есть что предъявить. Если начать ругать 90-е, то закончишь завтра.
Если начать хвалить, то и здесь есть что вспомнить. Безусловно, никуда не уйдет тот негатив, который остался по отношению к Советскому Союзу. Те творческие возможности народов СССР, которые удушались идеологией, — это было демонтировано. Там, где это не демонтировано до сих пор, сейчас Северная Корея. В этом смысле заслуга Ельцина в монтаже советской власти войдет в учебники истории, но за чеченскую войну его никто не похвалит, за неуспех экономических реформ и их непопулярность — тоже. Есть еще много других упреков.
Виктор Ерофеев — писатель, телеведущий:
— Я согласен с двумя названиями. Они были и «лихие», и «святые». Их святость заключалась в том, что Россия выстояла в очень сложный период перехода от советского тоталитаризма к демократии. Надо сказать, что выстояла и превратилась в достойную страну. Что касается лихих, был бандитизм и черт знает что... Это тоже нельзя сбрасывать со счетов. Для меня они скорее были успешными — вышло много моих книг в разных странах. Я 90-м годам кланяюсь в ножки. По поводу учебников я думаю, что там будет и положительное, и отрицательное мнение, как и про всех русских правителей. Будут разделяться — ранний Ельцин: смелый, красавец, а потом колеблющийся, пьющий, не знающий, что ему делать. Но этот человек явно не герой нашего времени.
Павел Медведев — финансовый омбудсмен:
— Мне не хочется ей возражать. В 90-е годы случалось много ужасного и были усилия добросовестных людей, которые вдруг должны были идти на ужасные компромиссы. Страшно вспоминать, очень разношерстные были годы. Что касается фигуры Бориса Ельцина в учебниках истории, то это будет зависеть от того, что будет актуально через десятки лет. Я долго живу на этом свете — и про разные исторические фигуры в разные времена писали противоположные вещи. Какой-то человек, который ведет себя ровно так же, как другой, является героем, а другой является врагом. Уместно вспомнить, что Иван Грозный имел определенные отношения с Казанью. Значительная часть народа считает его злодеем, потому что убивал он лично. А Петр I, который так же лично убивал и среди прочих убил родного сына своими руками, — герой. Не поймешь...
Мансур Джалялетдин: «Тогда все стремительно менялось. Человек в один день мог разбогатеть и разориться. Что напишут в учебниках истории — это знает только Аллах»
«СЕЙЧАС ВСЕ ХОТЯТ ПОЛУЧАТЬ С БИЗНЕСА, ОСОБЕННО ГОССТРУКТУРЫ. И С НИМИ ТРУДНЕЕ БОРОТЬСЯ, ЧЕМ С ТОЙ ШПАНОЙ»
Михаил Скоблионок — президент еврейской национально-культурной автономии Татарстана, предприниматель:
— С ее словами я согласен, хотя 90-е годы были самыми тяжелыми. Но в отношении налоговой системы и вообще государственного контроля они были хорошими. Был фиксированный налог, была очень слабая система давления на бизнес. Это было время, когда давали развиваться бизнесу. Была шпана, которая пробовала что-то получать. Но эта шпана по сравнению то, что сейчас, — детский лепет. Сейчас все хотят получать с бизнеса, особенно госструктуры. И с ними труднее бороться, чем с той шпаной.
Для меня лично они были не святыми, а лихими. Во-первых, 90-е были 30 лет назад, а когда ты моложе, то все в более лихом виде смотрится, чем когда тебе 70. Что в учебниках напишут? Если придет к власти нормальный, умный человек, то он скажет: так, как Ельцин правил, с моей точки зрения, нельзя править. Они всю государственную собственность запулили в руки буквально сотни человек. Ельцина окружила куча прихлебателей, которые им вертели как хотели, и шло разбазаривание государственной собственности. С другой стороны, он отпустил все вожжи и сказал: что хотите, то и творите.
Индус Тагиров — академик АН РТ, доктор исторических наук:
— В полной мере согласиться с ней нельзя, потому что там разные проявления, разные подходы были. Были силы, направленные на сохранение союзного государства, были силы, фактически ведущие к разрушению Советского Союза, поэтому однозначно оценивать эти годы как святые никак невозможно, потому что не удалось сохранить Советский Союз, который долгие годы служил всем народам общей страной, общей родиной. И сегодня очень многие тяжело переживают потерю вот этой государственности. Мы боролись за свободу нашей республики, за то, чтобы она была равноправной в новом союзном государстве, со всеми элементами государственности, со всеми правами, возможностями для развития языка, традиций и обычаев нашего народа. К сожалению, этого не случилось, но мы сделали все возможное.
О Ельцине будут всякое писать, будут говорить о нем как о создателе Российской Федерации. Мы же сегодня, 12 июня, отмечаем как День России, а это же фактически начало разрушения союзного государства. Ельцин внес свой вклад в разрушение этого государства.
Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана:
— Поклоняться? С этим я не соглашусь, говорю это как человек верующий, — поклоняться людям вообще не стоит. Что касается 90-х годов, они для меня, наверное, святые. В начале тех лет я заканчивал учебное заведение, в 1992 году стал первым заместителем муфтия республики, для меня 90-е годы стали путевкой в жизнь. Тогда шла перестройка, все ломалось-рушилось. Еще в 80-е годы у нас были пионерия, комсомол, партия... И вдруг этого не стало: случился конец света. Начался новый этап развития, образовался вакуум, и вдруг этот вакуум начал заполняться верующими людьми, а ведь человек без веры ничто, поэтому, наверное, можно назвать эти годы святыми. Тогда все стремительно менялось. Человек в один день мог разбогатеть и разориться. Что напишут в учебниках истории — это знает только Аллах. Про будущее мы не можем говорить, это неправильно, мы не пророки, все в руках Всевышнего.
Фандас Сафиуллин — политик, общественный деятель:
— Не знаю, каковы они, критерии святости тех или иных годов, потому судить однозначно о 90-х в рамках столь высоких оценочных категорий не берусь. Понятие святости и понимание этого понятия — они ведь очень субъективны и относительны. И 90-е годы для кого-то, наверное, были и остались неприкосновенно святыми, а для других — проклятыми, для третьих — годами светлых надежд и горьких разочарований. Для многих это были годы потрясений от распада единой страны с ломкой всего привычного уклада жизни. Кому как.
Для страны в целом 90-е годы, точнее, конец 80-х и начало 90-х — это неповторимая потенциальная возможность коренных, глобально значимых демократических преобразований страны в примерный и привлекательный прочный союз равноправных республик и народов как альтернативную модель глобализации. Естественно, со сбрасыванием груза ошибок, тяжких государственных «грехов» и преступлений прошлого, с осуждением их и с покаянием. При реализации открывшихся перестройкой возможностей и страна наша была бы самой уважаемой и могущественной, и мир, соответственно, был бы неузнаваемо другим. Из-за упущения этих возможностей 90-е годы заслуживают называния их трагичными. Для Татарстана и для меня в частности 90-е были годами революционных устремлений к свободе и равноправию, уверенности в успехе и крушения надежд на обретение равноправного союзного статуса республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.