На своем июньском заседании парламентарии Татарстана послушали отчет Счетной палаты, помянули недобрым словом Татфондбанк, запретили использовать в именах новорожденных цифры, символы и числительные... Корреспонденты «БИЗНЕС Online» также с интересом наблюдали, какое возмущение неожиданно вызвали у председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина слишком длинные «бесплатные» очереди к офтальмологам и зубопротезистам.
Парламентарии начали с минуты молчания в память о павших в те трагические 40-е годы
«ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ — НЕ РАЗ УЖЕ ДЕПУТАТ ЭТОТ ВОПРОС ПОДНИМАЕТ»
Вчерашнее заседание Госсовета РТ проходило в особый день — 22 июня, когда в 1941-м на страну обрушилась война, поэтому работу парламентарии начали с минуты молчания в память о павших в те трагические 40-е годы. Кроме того, на всех мониторах в здании ГС в перерывах можно было увидеть, как татарстанские депутаты зачитывают письма фронтовиков...
Первыми на повестке дня стояли вопросы об избрании мировых судей, а также сразу двоих — начальника государственно-правового управления президента РТ Фариды Волковой и замначальника правового управления аппарата Госсовета РТ Эльмиры Мустафиной — судей Конституционного суда РТ. Голосование прошло доброжелательно, но было видно, что обе женщины очень волновались, тем более когда зачитывали присягу.
О главном вопросе повестки дня — об исполнении бюджета РТ за 2016 год — наша газета уже рассказала.
Обсуждение других пунктов шло более-менее ровно, пока не дошли до изменений в закон РТ о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования РТ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. После выступления исполнительного директора этого фонда Алсу Мифтаховой вопрос ей задал один из самых активных депутатов, руководитель фракции КПРФ в ГС РТ Хафиз Миргалимов: «Я, наверное, задам тот же вопрос, который задавал вам год назад... Нельзя ли перераспределить ваши оставшиеся средства между [двумя важными] статьями?.. Три года люди стоят в очереди. А у вас освоение в 2016 году было 98 процентов. Оставшиеся деньги, говорят, переходят на следующий год. Можно и нужно, наверное, перераспределить в пользу тех пенсионеров, которые годами стоят в очереди...»
Мифтахова сразу поняла, о чем ведет речь депутат: «Если мы говорим о зубопротезировании, то это обязательство субъекта. Если вы говорите про офтальмологию, что очередность три года, то, наверное, я отвечу следующим образом. На сегодняшний день мы совершенно не располагаем достоверной информацией о существующей очередности на офтальмологию».
Неосторожный ответ! Он неожиданно вызвал возмущение председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, которому вряд ли самому приходится стоять в очередях в медучреждениях: «Обратите внимание — не раз уже депутат этот вопрос поднимает. У вас нет информации о том, что есть очереди? Плохо работаете, если вы не знаете о том, что очередь есть! Это первое. Второе: на самом деле у вас есть ли такое право — остатки средств не возвращать, не переводить на следующий год, а решать текущие проблемы? Четко, раз-два...»
Алсу Мифтахова: «На сегодняшний день мы совершенно не располагаем достоверной информацией о существующей очередности на офтальмологию»
Успевшая отойти от трибуны Мифтахова пыталась что-то объяснить, но спикер заметил: «Это не мне, это им (депутатам — прим. ред.) надо говорить». Он обратился к Миргалимову: «Хафиз Гаязович, у вас фракция есть, проверьте, пожалуйста, состояние, проинформируйте Госсовет на следующем заседании или профильный комитет Захаровой (Светлана Захарова — председатель комитета ГС по социальной политике — прим. ред.). Проинформируйте! Вообще, вы правильно поднимаете этот вопрос — есть неосвоенные деньги, выделенные страховые деньги, а очередность растет. Между тем эти деньги переходят на следующий год как неосвоенные. Часть денег. Ненормальное это явление, Алсу, неправильное. Давайте поизучаем данный вопрос...»
Кажется, Хафиз Гаязович и сам не ожидал такой мощной поддержки: коммунисты в татарстанском парламенте больше привыкли к иному обращению.
Марат Ахметов: «Нужно будет добиваться внесения реальных изменений, которые могли бы защитить паритетные интересы товаропроизводителей, поставщиков сырья»
«МАРАТ ГОТОВИЧ, ПОЯСНИТЕ НАМ ПОЗИЦИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ»
Столь же эмоциональным оказалось и обсуждение во втором чтении нерядового (в зале не случайно присутствовал министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов) проекта закона «О продовольственной безопасности Республики Татарстан». Депутат Рафаэль Юнусов, гендиректор АО «Челны-Хлеб», член комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике ГС, еще при обсуждении повестки дня резко выступил против него: «Я считаю, что фактически он не отражает реальной картины... не раскрывает сути проблем, которые у нас есть сегодня в республике в этой части...»
Когда дело дошло до рассмотрения законопроекта, Юнусов снова рвался выступить. Мухаметшин уже готов был дать ему слово. Но представлявший с трибуны проект председатель комитета ГС по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев воспротивился, видимо, неплохо представляя, о чем будет говорить депутат. Тут спикер вовремя вспомнил: «Идет второе чтение, Рафаэль Сулейманович, по регламенту мы для обсуждения слово не представляем. Вы в начале заседания сомнения свои высказали, но на эти замечания есть ответ. И я бы, может, просто для комментариев попросил Марата Готовича несколько слов сказать по этому вопросу».
Напомним, законопроект в первом чтении достаточно бурно обсуждался в феврале. Он содержит одну конкретную протекционисткую меру, а именно — создание республиканского продовольственного резерва на случай ЧП в объеме 1 млрд. рублей. Однако в основном дискуссия вокруг инициативы свелась к больной проблеме — как заставить федеральные сети положить глаз на товар местных производителей, который выдавливается с полок?
Посчитав, очевидно, что высказался недостаточно ясно, Мухаметшин добавил: «Чтобы понимание у депутатов было, вопрос продовольственной безопасности делится на первое — продовольственная безопасность по производству продуктов питания, второе — по реализации через торговую сеть этой продукции, которая производится и завозится на ту или иную территорию. Речь сегодня идет о продовольственной безопасности по производству, использованию. А этот вопрос, который вы (обращаясь к Юнусову — прим. ред.) поднимаете, он больше, наверное, имеет отношение к проекту закона о торговой деятельности. Марат Готович, поясните нам позицию правительства республики».
Министр тут же откликнулся. Правда, на трибуну подниматься не стал, выступил с места: «Мы изначально полагали, что этот закон будет рамочным. По реализации же закона потом должны будут появляться по необходимости подзаконные акты по отдельным направлениям. И пожелания отдельных депутатов (понятно, в чей огород камушек, — прим. ред.) расписывать каждое направление по тоннам, килограммам и суммарно по рублям... Закон мы расписывать не можем, это очень сложно было бы. Тем более на развитие сельского хозяйства, в том числе продовольственного рынка Татарстана, у нас уже работают десятка два разных программ. Они уже работают. А вот те сложные проблемы, которые вы обозначили, в том числе эта боль, которая была высказана Рафаэлем Сулеймановичем (и вчера на встрече у президента он озвучил эту проблему), связана с поведением торговых сетей. К сожалению, какие бы изменения ни вносились в закон о торговле, они пока в незначительной степени учитывают интересы поставщиков продукции, я имею в виду товаропроизводителей. Нам совместно в последующем нужно будет именно добиваться внесения реальных изменений, которые могли бы защитить паритетные интересы товаропроизводителей, поставщиков сырья», — пообещал парламенту Ахметов.
«Глава здесь уже полдня сидит, в компьютер играет. Мы его отучим работать...»
А Мухаметшин продолжил обсуждение законопроекта, несмотря ни на какое там второе чтение: «Коллеги, позиция нашего комитета — я не раз встречался с Тахиром Галимзяновичем по этому вопросу, он тоже озабочен, и Рафаэль Сулейманович и записку писал, и с президентом встречался. В правительство я писал. Где у нас премьер-министр? Убежал с заседания? Это не есть хорошо... Надо бы нам так — этот законопроект, который предусматривает первую часть решения проблемы продовольственной безопасности, основную, надо сегодня принимать. А в последующем по закону о торговой деятельности нужно будет эти пропорции, условия оговаривать, равно как в рыночных условиях мы законом ограничивать торговую сеть, представленную в Татарстане, не имеем права, — не без сожаления добавил спикер. — Мы внутри должны как-то отрегулировать это взаимодействие. Может быть, даже не законом, а постановлением правительства... Будем искать пути решения данной проблемы».
После такой масштабной защиты законопроекта он был благополучно принят во втором чтении и сразу в целом: 77 — за, 1 — против, воздержавшихся нет.
Когда парламентарии уходили на обед, безжалостно сокращенный с часа до 30 минут, Мухаметшин мимоходом заметил в адрес Александра Тыгина: «Я предлагаю после перерыва 19-й вопрос рассмотреть, связанный с законопроектами по Зеленодольску (о границах и статусе Зеленодольского района — прим. ред.). Глава здесь уже полдня сидит, в компьютер играет. Мы его отучим работать...»
Артем Прокофьев
«НЕТВОРЧЕСТВО» ДЕПУТАТА ПРОКОФЬЕВА И ОШИБКИ НА ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЧИНОВНИКОВ
Вторая часть заседания проходила уже гораздо быстрее. Республиканские законодатели вслед за федеральными приняли закон, запрещающий использовать в имени ребенка цифры, символы и числительные. Немного задержал всех лишь депутат Госсовета РТ от фракции КПРФ Артем Прокофьев. Обсуждение предложенного им законопроекта об адресной социальной поддержке длилось полчаса. Сначала депутат объяснил, что он предлагает ввести льготы на капитальный ремонт в многоквартирных домах отдельным категориям граждан: одиноко проживающим пенсионерам-собственникам старше 70 лет — в размере 50%, старше 80 лет — 100%. К слову, сегодня предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан законодательно закреплено в 76 субъектах России. «Это не творчество депутата Прокофьева! — заявил коммунист. — В нашем родном федеральном округе наш регион остался единственным, который эти меры поддержки не принял». Он доказывал, что под действие данного законопроекта попадут 57 тыс. татарстанцев, а для обеспечения их этими льготами потребуется выделение примерно 72 млн рублей из бюджета РТ.
Тем не менее, как и на заседании комитета по социальной политике Госсовета РТ, депутаты были непреклонны. Глава комитета Светлана Захарова заметила, что размер компенсации по данному законопроекту пенсионеру старше 80 лет составит 234 рубля, тогда как льгота за проезд в РТ — свыше 400 рублей. «Такие размеры компенсации неконкурентны с теми денежными эквивалентами, которые сегодня уже дает республика нашим гражданам, — не уступала Захарова. — Согласно законодательству об адресной социальной поддержке, меры социальной поддержки могут быть предоставлены только по одному основанию. То есть если мы сегодня принимаем этот законопроект, то автоматически граждане, которые получают льготы за проезд, уже получать их не будут, потому что попадут под другую категорию, и потеряют определенную сумму». В итоге комитет предложил отказать в принятии законопроекта, и большинство депутатов (76 человек) проголосовали против него.
Следующим и завершающим вопросом повестки дня стал отчет председателя Счетной палаты РТ Алексея Демидова за 2016 год. За прошлый год Счетная палата РТ обнаружила нарушения на сумму свыше 1,5 млрд рублей в 13 министерствах, 19 муниципальных образованиях и в различных организациях республики. Среди нарушений — распределения муниципальной собственности (1 млрд рублей), формирование и исполнение бюджета (350 млн), закупка товаров и услуги для муниципальных нужд (118,6 млн), непредставление отчетности получателями субсидий (53,7 млн).
Всего было проверено 494 объекта, по результатам составлено 115 административных протоколов. По ним 44 должностных и юридических лица были привлечены к ответственности, шестеро было уволены, заведено пять уголовных дел. 87% выявленных нарушений были устранены, то есть деньги возвращены в бюджет, еще 13%, по словам Демидова, уже не могли быть исправлены.
У депутатов были вопросы к председателю Счетной палаты РТ. Миргалимов поинтересовался, почему доходы бюджета республики, несмотря на запланированные показатели, изменились и можно ли говорить в данном случае о нарушении. «Главная причина здесь — позитивное развитие республики», — весело ответил Демидов, но замял вопрос о некорректности составленного бюджета. Да и вопрос, честно говоря, был больше не к нему, а к самим депутатам, которые одобряли смету доходов и расходов государства.
Прокофьев вспомнил, что в обязанности палаты входит контроль над эффективностью управления имуществом и расходами государственных средств госкомпаниями. «Когда говорим о Татфондбанке, мы всегда имеем в виду те потери, которые понесли люди, но в то же время знаем, что и напрямую, и через акционерные общества, 100-процентным собственником которых является Татарстан, — „Татспиртпром“, „Татэнерго“ — там была значимой доля республиканских средств... Можно ли признать такие вложения эффективным использованием средств? И вы можете проверить это?» — задал вопрос коммунист. На это Демидов заметил, что создана рабочая группа для контроля по данному направлению дел и вся эта информация будет представлена Счетной палатой в отчете следующего года.
На этом силы депутатов явно иссякли. Народные избранники под слова Мухаметшина не торопиться с принятием инициатив из других регионов быстро разделались с предложениями коллег и поспешили удалиться из зала заседания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.