...

«СЕРДЮКОВ НЕ ПОНАСЛЫШКЕ ЗНАЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ...»

Главная интрига прошедшего накануне собрания акционеров ПАО «КАМАЗ» — кто останется за бортом совета директоров автогиганта — так и осталась нераскрытой. Точнее говоря, официально об этом никто не заявил. Ясно было лишь одно — членство индустриального директора авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолия Сердюкова в совете фактически уже определено, осталось лишь подвести итоги формальной процедуры голосования. Как неоднократно по ходу мероприятия говорил руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, итоги будут подведены лишь через четыре дня, а до этого момента говорить об утвержденном списке рано. Это же потом подтвердил и глава «Ростеха» — председатель совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов.

Сердюков вместе с действующими членами совета — Чемезовым, гендиректором Сергеем Когогиным, президентом ООО «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубеном Варданяном — перед собранием приехал на КАМАЗ, где для VIP-гостей провели небольшую экскурсию. А уже позже во время пресс-конференции свое мнение о возможном новом лице в совете директоров компании высказал и Чемезов. Когда корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался о будущей роли Сердюкова на КАМАЗе, глава «Ростеха» ответил вопросом на вопрос: «А что вас смущает в Анатолии Эдуардовиче? Он, по-моему, прекрасный специалист, финансист, много лет возглавлял налоговую инспекцию. Наверное, такой специалист нам нужен».

Продолжая нахваливать Сердюкова, Чемезов невольно нарушил «конспирацию» автогиганта, всячески дистанцирующегося от военной тематики: «Он [Сердюков] не понаслышке знает министерство обороны, знает его потребности — это тоже немаловажно для КАМАЗа. Я думаю, находясь в совете директоров, он принесет большую пользу для акционерного общества».

Отметим, что бывший министр обороны одновременно является председателем совета директоров АО «Технодинамика» и членом совета директоров АО «ОАК», АО «КРЭТ», АО «Вертолеты России». В этом качестве он не чужой для целого ряда татарстанских предприятий — от империи Николая Колесова до КВЗ и КАЗа. Наконец, с Татарстаном его связывает и давняя дружба с депутатом Госдумы РФ Ринатом Хайровым.

Напомним, на КАМАЗ Сердюкова выдвинули в марте решением совета директоров. Как предполагали некоторые эксперты нашего издания, связано это может быть с тем, что Чемезов сам решил выйти из совета в рамках процесса «очищения рядов» от людей, раздражающих Запад и иностранных партнеров. Фигура Сердюкова вполне годится в качестве местоблюстителя — санкций в отношении него нет. Однако пресс-служба «Ростеха» заверила корреспондента «БИЗНЕС Online», что Чемезов однозначно не собирается покидать камазовский олимп.

...

В апреле прошел слух о том, что кандидатом на вылет может стать бывший премьер-министр РТ Ильдар Халиков. По крайней мере, после ухода его из премьеров в гендиректоры УК «Татэнерго» такой оборот дел вполне был возможен. Афанасьев, предоставляя тогда комментарий «БИЗНЕС Online», не подтвердил и не опроверг эту информацию. К слову, Халиков вместе с действующим премьер-министром Алексеем Песошиным сидели в президиуме вчерашнего собрания. Оба заняли места по левую руку президента республики Рустама Минниханова.

Еще одна радостная (после включения Сердюкова в совет директоров) для акционеров новость, которая, впрочем, была обнародована еще месяц назад, — выплата дивидендов из расчета 42 копейки на одну акцию. Напомним, что совет директоров автогиганта принял решение направить на эти цели 297 млн рублей из прошлогодней прибыли. По итогам 2016 года КАМАЗ заработал 1,2 млрд рублей против 3,3 млрд рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Кстати, члены совета директоров от положенного им вознаграждения отказались.

Напомним, что предприятие практически никогда в своей истории не платило дивиденды начиная с момента акционирования. Исключением стали выплаты по итогам 2012 года в объеме около 500 млн рублей и по итогам 2013-го — 206 млн рублей.

...

«РОСТЕХ» ПООБЕЩАЛ РАЗВИВАТЬ ДЕТСКИЙ КАРТИНГ

Впрочем, начался день камазовского акционера совсем не с дивидендов. Ключевые фигуры совета директоров побывали на заводе двигателей, где им продемонстрировали новую линию сборки шестицилиндровых рядных двигателей «КАМАЗ P6». К этой линии гости подъехали на трех электрокарах и с большим интересом стали рассматривать конвейер. Отметим, что семейство двигателей «КАМАЗ P6» создается в рамках программы реинжиниринга. Новый движок — чисто камазовская разработка, осваивать которую помогает Liebherr, — он обладает рабочим объемом 12 литров и мощностью до 750 лошадиных сил. Опытную партию в количестве 200 штук выпустят на заводе до конца года — первые 10 получат уже в июле, к 2019 году планируется перейти на серийное производство — 12 тыс. штук в год. Ресурс у нового двигателя — 1,5 млн км против 800 тыс. у старого камазовского мотора. А ставить новый движок планируют на автомобили, которые будут произведены на строящемся заводе каркаса кабин.

...

Чемезов, делясь позже с журналистами своими впечатлениями от новой линии сборки, воскликнул: «Это суперсовременная линия! Таких на автомобильных предприятиях не так много. Я был во многих компаниях и могу с уверенностью сказать, что это одна из самых передовых в мире линий по сборке двигателей. И каждый раз, когда я приезжаю на завод, здесь появляется что-то новое: новые станки, новая линия, цех, новые автомобили, модели. Завод развивается — это очень хорошо. Сама атмосфера на заводе притягивает людей для работы. Посмотрите, как все чисто, аккуратно, новые цеха. Я знаю, какими они были лет 10 - 15 назад. Нужно было приходить в резиновых сапогах, спецовке. А мы сегодня ходим в обычной одежде». Правда, насчет притяжения работников к автогиганту Чемезов несколько поторопился, так как, согласно камазовской отчетности, среднесписочная численность за прошлый год на 2,5% ниже. Причем падение произошло среди рабочих, которых стало на одну тысячу меньше. Но и это, конечно, можно повернуть в плюс: модернизация, повышение эффективности...

...

После заводских цехов гостей повезли на картодром, который был передан в 2015 году под патронаж команды «КАМАЗ-Мастер». Год назад здесь создали детскую команду картинг-клуба KAMAZ Master Junior Team, где сейчас занимаются 12 сильнейших ребят клуба — от 6 до 15 лет. Спонсируют клуб КАМАЗ, ВТБ, ВЭБ и другие компании, финансирующие и профессиональную команду гонщиков. Была отремонтирована трасса, приобретены карты — по две машины в 6 классах и спортивная экипировка. Руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин провел делегацию акционеров по ангарам, где юные гонщики ремонтируют свои машины. В одном из них Чемезов увидел портреты некогда совсем молодых пилотов «КАМАЗ-Мастера» — челнинцев Андрея Каргинова, Айрата Мардеева и Эдуарда Николаева, которые когда-то тоже начинали с картинга. Глава «Ростеха» поинтересовался, нет ли среди пилотов «легионеров», вроде Криштиану Роналду (вопрос навеял, видимо, Кубок конфедераций). «А у „легионеров“ нет такого чувства патриотизма. Они не будут стараться выиграть, как наши», — парировал Чагин.

На площадке перед трассой Чемезова уже ждали воспитанники клуба, выстроившиеся в два ряда. Глава «Ростеха» живо интересовался, нравится ли ребятам гонять, потом вручил подарки. Расчувствовавшись, Чагин достал синий костюм картингиста и предложил гостю проехаться,но тот вежливо отказался: «В другой раз».

... Фото: president.tatarstan.ru

А ПО БЕСПИЛОТНИКАМ КАМАЗ ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ

Но вернемся в зал, где вчера собрались акционеры. Когогин обрисовал общее положение, которое занимает КАМАЗ в отрасли. По словам камазовского гендиректора, в 2016 году авторынок России впервые за последние годы продемонстрировал умеренный рост, и прогнозы по динамике спроса и продаж автомобилей «КАМАЗ» тоже оправдались. «Даже при падающем рынке мы уверенно лидировали в российском автопроме и держали позиции на экспортных рынках. В 2016 году доля ПАО „КАМАЗ“ на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн увеличилась на 5 процентов и достигла 56 процентов. Это максимальное значение за всю историю компании в 2000-х годах», — заявил он.

Кстати, доля по итогам пяти месяцев нынешнего года несколько снизилась до 52%. Однако на КАМАЗе не считают это катастрофичным. «Доля КАМАЗа растет только в премиум-сегменте, — уточнил позже журналистам Когогин. — Что касается старых моделей автомобилей, как и ожидалось, роста нет. Наш план в этом году выпустить 6200 автомобилей нового семейства — это после трех тысяч удвоение. С учетом того, что мы достаточно серьезно связаны кооперацией с „Даймлером“, срок размещения заказов на поставку комплектующих из Штутгарта — 6 месяцев. И мы не можем позволить себе очень быстро увеличить объемы в премиум-сегменте и не считаем это необходимым. Поэтому мы начали терять какую-то долю. Но мы идем с хорошим плюсом относительно прошлого года».

...

По итогам 2016 года компания перевыполнила бизнес-план, реализовав 34 тыс. автомобилей, что на 16% больше по сравнению с 2015 годом. При этом 28 тыс. автомобилей реализовано на внутреннем рынке, 6,2 тыс. автомобилей поставлено на экспорт. Существенная динамика отмечена в сфере продаж автомобилей нового модельного ряда. В разрезе моделей особенно впечатляющий рост продемонстрировали продажи магистрального тягача «КАМАЗ-5490». Экспорт автомобилей, сборочных комплектов деталей и запчастей идет в более чем 50 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки. По итогам года основным экспортным рынком стал Вьетнам с показателем реализации 1 885 автомобилей. Еще одним важным направлением экспорта продукции была Куба, куда в рамках крупного госконтракта было поставлено свыше 1 тыс. автомобилей.

Идет вперед семимильными шагами и программа реинжиниринга производства и развития нового модельного ряда. По словам Когогина, только за прошлый год разработано более 80 новых комплектаций автомобилей и шасси. В результате на модернизацию и освоение новых технологий было затрачено 8,2 млрд рублей, а в 2017 году планируется направить свыше 20 миллиардов. В приоритете строительство нового завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 совместно с компанией Daimler AG. Выпуск новых кабин намечен на 2019 год. «Новый каркас станет основой для семейства новых кабин, которые позволят создать новый внешний облик, интерьер, уровень комфорта и функциональности. В частности, в состав семейства войдет широкая кабина с ровным полом, предназначенная для магистральных автомобилей нового поколения. Инженеры стремились сохранить свободное пространство, предоставив возможность водителю свободно перемещаться по кабине», — нахваливал «товар» Когогин.

Есть и еще направления, где КАМАЗ впереди России всей. Еще в 2015 году компания представила прототип беспилотника, и Когогин напомнил акционерам о беспилотном шаттле, который представляет собой 12-местный городской мини-автобус, и электробусе «КАМАЗ», проходящем испытания в Липецке, Красноярске и Казани.

Завершая свое выступление, глава автогиганта отметил, что объем российского рынка грузовиков превысит ожидания и составит более 50 тыс., а значит, и выпуск «КАМАЗов» вырастет с 36 тыс. до 39 тыс. единиц. А это, напомним, уже близко к сакральной цифре в 40 тыс. грузовиков, которые Когогин считает минимумом, необходимым КАМАЗу для устойчивости.

... Фото: president.tatarstan.ru

«ЭТО НЕ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО КАМАЗ ПЛОХО РАБОТАЕТ. НУ ВОТ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ»

Когогина поддержал и Минниханов, поставив в зачет компании наращение доли КАМАЗа на рынке грузовиков и положительный финансовый результат, а также определил дальнейшие задачи — наращение экспорта в бывшие союзные республики. «Доля поставок в страны дальнего зарубежья увеличилась с 25 до 60 процентов, — констатировал президент. — Статус крупнейшего партнера КАМАЗа сохранял за собой Казахстан. (12,4% в общем объеме экспорта в 2016 году, 37,8 % — в 2015 году — прим. ред.) На прошлой неделе я поблагодарил Нурсултана Назарбаева за поддержку нашего предприятия. Вопросы о сотрудничестве планируется рассмотреть и на встрече с президентом Киргизии. Необходимо сохранить стратегические позиции на рынке постсоветского пространства».

Уже после собрания, отвечая на вопрос журналистов о том, какой отдачи от КАМАЗа Минниханов ждет в бюджет, президент философски заметил, что автомобильный бизнес очень непростой и во многом положение на КАМАЗе обусловлено экономикой страны. «Это не из-за того, что КАМАЗ плохо работает. Ну вот так получилось. Финансовые рынки закрылись, экономика замедлилась. КАМАЗ готов и на 20 - 30 тысяч машин больше сделать. Поэтому мы во всем должны помогать. Мы ищем новые рынки, вместе ездим. Ищем, что мы можем в какой стране продать. Идет разработка модельного ряда. И мы понимаем, если не будет новых моделей, кабины, двигателя... «КАМАЗ», который был, и сегодняшний «КАМАЗ» — это совсем разные автомобили. А если посмотреть основные компоненты, он не уступает любой мировой автомобильной компании», — сказал Минниханов.

Чемезов же выступил кратко, сказав, что для корпорации КАМАЗ является основным предприятием, и в «Ростехе» каждый раз не перестают радоваться достижениям автогиганта. «Наше предприятие процветает. «Ростех» будет всегда помогать и поддерживать КАМАЗ», — заключил глава корпорации.