КАМАЗ, ICL-КПО ВС, X5 RETAIL GROUP, HeadHunter, Вильдан, Хронос
Сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых представители делового сообщества вместе с газетой «БИЗНЕС Online» подводят итоги 2010 года. О том, как компаниям удалось пережить этот сложный период, какие планы они строят в году наступившем, нашему изданию рассказали топ-менеджеры компаний в специальном опросе по итогам ушедшего года.
В конце декабря газета «БИЗНЕС Online» задала топ-менеджерам нескольких десятков компаний Татарстана три одинаковых вопроса:
1. Какое событие для Вашей компании было главным в 2010 году? Чем запомнился год в целом?
2. Каковы планы Вашей компании на 2010 год? Чего опасаетесь и на что надеетесь?
3. Что ждет, на Ваш взгляд, в 2011 году вашу отрасль, республику, страну?
Большинство с интересом откликнулись на наше предложение и в результате мы получили ряд очень интересных ответов, позволяющих понять самочувствие татарстанского бизнеса. Сегодня мы публикуем первую часть ответов, остальные будут появляться на нашем сайте вплоть до окончания новогодних каникул.
Виктор Дьячков - генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС»:
1. Подводить итоги еще рано, но, тем не менее, 2010 год мы оцениваем позитивно.
Бизнес стал постепенно возвращать урезанные в 2009 году IТ-бюджеты на докризисный уровень и начал приступать к реализации отложенных проектов. Предприятия-лидеры сейчас действительно разворачиваются в сторону модернизации и инноваций, начинают все больше внимания уделять повышению эффективности работы, оптимизации затрат, повышению своей конкурентоспособности.
2. Отметить 20-летие компании трудовыми подвигами. Ко дню рождения компании мы планируем провести масштабную международную конференцию. Думаем, что она не будет носить сугубо технологический характер. Мы хотели бы показать обществу, как объединение людей разных стран и культур помогает решать технические и технологические проблемы. Потому что если люди не понимают друг друга, культурное взаимодействие не работает, - не происходит и технологического взаимодействия.
20 лет назад превалирующим способом передачи технологий было создание совместных предприятий, что мы и сделали, образовав ICL-КПО ВС. Но сейчас практически все совместные предприятия, которые создавались в конце 80-х - начале 90-х годов, рассыпались или превратились в моноструктуры с уклоном либо в одну, либо в другую сторону.
ICL-КПО ВС – едва ли не единственная компания, которой на протяжении двух десятилетий такую форму взаимодействия успешно реализует. В этом плане наше предприятие является уникальным.
В 2011 году мы по-прежнему планируем развиваться и расти в два раза быстрее рынка, а по экспортному направлению – удвоить объем выполняемых работ.
Также особое внимание будет уделяться строительству поселка программистов под Казанью. В этом году мы построили два первых таунхауса (16 квартир), а в течение ближайших трех лет планируется завершить строительство первой очереди поселка (около 100 квартир и индивидуальных домов).
Чего опасаюсь и на что надеюсь? Опасаюсь повторения лета 2010 года, 40-градусной жары. А если серьезно, то надеюсь на большее внимание рынка к прикладному программному обеспечению и IТ-услугам.
3. Новые технологии: это и облачные вычисления, и активное использование мобильных устройств, и многое другое. Кроме того, республику и страну ждет новый закон о государственных закупках (94-ФЗ). Надеюсь, что его новая редакция будет способствовать прозрачности проводимых тендеров.
Олег Афанасьев - директор департамента по информационной политикt ОАО «КАМАЗ»:
1. Российский рынок грузовых автомобилей активно восстанавливается – это главное событие уходящего года. В целом прирост по всем сегментам рынка коммерческих грузовых автомобилей по итогам 11 месяцев 2010 года составил около 80%. При этом рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн, основного для «КАМАЗа», составил 50,2 тысячи единиц (в целом за 2010 год – 56 тысяч) и вырос лишь на 49%.
Быстрыми темпами восстанавливаются, прежде всего, спрос со стороны отрасли коммерческих перевозок. При этом, несмотря на общий рост рынка, на протяжении всего года низким оставался спрос на строительную автотехнику, а это основной ресурс для роста продаж «КАМАЗа» (в отдельные годы доля компании в этом сегменте доходит до 80%, сейчас 79%). Так в сегменте самосвалов прирост рынка за прошедший период с начала года составил лишь 4%. В то время как прирост по седельным тягачам составил 73%, спецтехнике и шасси – 66%, бортовым автомобилям – 45%. «Пробуждение» строительной отрасли приведёт к новому росту объёмов и доли продаж КАМАЗа.
Объём выпуска и продаж грузовых автомобилей КАМАЗ в 2010 году – более 32 тысяч единиц, с учётом автомобилей полной массой 8-14 тонн, то есть среднетоннажных. За 11 месяцев 2010 года на внутреннем рынке нашей страны реализовано около 25 тысяч автомобилей «КАМАЗ», что на 28,5% превышает показатели 2009 года. На экспорт отгружено 3,6 тысяч грузовых автомобилей, что в точности соответствует уровню 2009 года.
КАМАЗ сохранил за собой лидирующие позиции на российском рынке в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. По итогам 11 месяцев доля КАМАЗа в этом классе техники составила 48%, что значительно выше аналогичного показателя докризисного 2008 года в целом (28%). Эта доля сохранится по итогам 2010 года. В сегменте рынка грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 тонн компания увеличила свою долю до 13,7%.
Уже в апреле КАМАЗ отменил режим четырёхдневной рабочей недели, введённый в сентябре 2009 года, и восстановил привычную пятидневку. С начала сентября заводы, производственные подразделения и службы КАМАЗа возобновили приём по отдельным рабочим и инженерно-техническим специальностям. Сегодня главный сборочный конвейер стабильно выдерживает темп сборки в 180 машкомплектов в сутки.
В сентябре на автомобильном заводе КАМАЗа состоялся торжественный запуск проекта «Маяк», внедряемого совместно с германским концерном «Даймлер», стратегическим партнёром КАМАЗа, и фирмой «Лин Каучинг». Организация финишного производства по аналогу существующей на предприятиях Германии системы позволит существенно увеличить производительность труда.
В этом году КАМАЗ начал серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами. Ими оснащаются автомобили модельного ряда 2010 года, который рассчитан выпуск до 2013 года. Качество окраски кабин "КАМАЗов" и элементов оперения теперь соответствует самым строгим международным требованиям – на прессово-рамном заводе КАМАЗа запущена новая окрасочная линия кабин фирмы «Дюрр».
В октябре в НТЦ КАМАЗа запущен новый суперкомпьютер, применение которого коренным образом изменит процесс проектирования новой техники марки "КАМАЗ". Это разработка российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики
В ноябре состоялось заседание совета генеральных и главных конструкторов России под председательством заместителя председателя правительства РФ Сергея Иванова. На нём был обобщён опыт и изучена практика работы лучших предприятий, НИИ и НПЦ страны в области разработки и внедрения технологий современного проектирования при конструировании автомобильной техники. Подход КАМАЗа к решению проблем в этом направлении был признан правильным.
2. Ожидается, что в 2011 году продажи на российском рынке грузовых автомобилей полной массы свыше 14 тонн вырастет на 30% – до 72 тысяч единиц. Бизнес-план ОАО «КАМАЗ» на будущий год по так называемому «пессимистическому» сценарию предусматривает выпуск и продажи 35 тысяч автомобилей. Это «нижний потолок» производства и реализации основной продукции КАМАЗа, который, скорее всего, будет превышен.
В декабре совет директоров ОАО «КАМАЗ» принял программу стратегического развития ОАО «КАМАЗ» на период до 2020 года. Она подтверждает стратегическое видение будущего КАМАЗа как национального отраслевого лидера России и крупного международного игрока в партнёрстве с крупнейшим мировым производителем – концерном Daimler. Стратегические приоритеты программы предусматривают, что рынок России будет, как и в настоящее время, ключевым для КАМАЗа и сохранится доминирующая роль компании на рынках стран СНГ. КАМАЗ по-прежнему будет присутствовать на привлекательных рынках стран Евразии, Африки и Южной Америки, позиционируя в среднем ценовом сегменте. КАМАЗ станет адаптивной, эффективной, глобальной компанией. Основной задачей компании в течение предстоящих 10 лет является сохранение доминирующего положения на российском рынке в сегменте грузовиков полной массой более 14 тонн. Начиная с 2014 года, планируется поэтапный вывод на рынок новых модельных рядов неполноприводной техники, в том числе и автомобилей транспортного и магистрального семейств.
3. Надеюсь, что всех нас ждет поступательное развитие по всем направлениям. Перед автомобильной промышленностью, в случае вступления России в ВТО, стоят задачи выхода на качественно новые показатели, чтобы на равных конкурировать с иномарками.
Радик Ибрагимов - директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V. (магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»):
1. Для нашей компании важнейшим стратегическим направлением в 2010 году стало увеличение темпов роста открытий новых магазинов. В Казани начал работу третий по счету гипермаркет «Карусель» (он стал седьмым в приволжском филиале X5). «Пятерочки+» распахнули свои двери для покупателей Альметьевска, Лениногорска, Новошешминска, Азнакаево, Карабаша и Бугульмы. Были успешно ребрэндированы магазины сети «Патэрсон». Таким образом, количество торговых объектов под управлением приволжского филиала за год увеличилось более чем в 2 раза и составило 77 магазинов.
15 декабря наша компания закрыла сделку по приобретению сети «Копейка», включающей более 650 мягких дискаунтеров торговой площадью 290 000 квадратных метров. Ребрэндинг новых магазинов будет проведен в течение двух лет. Согласно некоторым расчетам, эта сделка увеличит долю X5 на российском рынке продуктовой розницы с 4.4% до 5,6%.
2. В следующем году X5 рассчитывает на значительное ускорение органического расширения сетей по сравнению с уходящим годом. Уже сегодня мы рассматриваем предложения о покупке земли, строящихся объектов и существующих помещений. Мы готовы также арендовать помещения от 1300 квадратных метров в один этаж под супермаркеты «Перекресток» и от 4500 квадратных метров под гипермаркеты «Карусель». Но в первую очередь нас интересует аренда помещений на первом и цокольном этажах площадью от 350 квадратных метров, в которых мы будем размещать магазины «Пятерочка+». Проекты с минимальным сроком окупаемости по-прежнему остаются в приоритете. Что касается объема и структуры инвестпрограммы, они будут объявлены компанией до конца декабря.
3. Для отрасли в целом значимым событием года стало вступление в силу ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Правоприменительная практика в настоящее время только формируется, но уже сейчас очевидно, что некоторые из прописанных в законе норм и положений требуют доработки. Думаю, что в следующем году все необходимые поправки в законе появятся.
Наиболее заметной к концу года стала другая значимая для отрасли тенденция - постепенное восстановления покупательской способности населения. И есть основания думать, что для 2011 года она станет ключевой.
Надежда Борисова - директор казанского филиала HeadHunter:
1. В мае 2010 группа компаний HeadHunter отметила свое десятилетие. Это событие, пожалуй, стало не только самым значимым, но и самым запоминающимся событием для нас в уходящем году. Для людей 10 лет – это самое начало, а для компании вполне солидно. В этом возрасте дети только пишут первые диктанты, а мы вплотную подбираемся уже к 5 миллионам резюме и перевалили за 100 тысяч вакансий в базе.
В жизни казанского филиала тоже произошли изменения. В марте к нашей команде присоединилась Уфа, а в июне мы возобновили приостановленную на время кризиса работу в Самаре. Теперь география казанского филиала включает в себя пятьобластей (Самарская, Саратовская, Ульяновская, Оренбургская, Пензенская) и пять республик (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, Мордовия).
В целом год запомнился оптимизмом, насыщенной работой и новыми проектами. Если в 2009 году мало кто осмеливался делать серьезные прогнозы на будущее, то 2010 год подарил нам утраченную уверенность в себе и своих силах. Кадровый рынок в этом году восстановил утраченные силы, задышал полной грудью. Это видно и по активности нашей компании: идет подбор сотрудников во всех профобластях и на все позиции – от линейных специалистов до топ-менеджеров. Клиенты интересуются дополнительными услугами по подбору персонала, тренингами и обучением для сотрудников.
2. 10 лет – немалый срок, наша компания достигла за этот период высоких показателей. Но на достигнутом мы не останавливаемся: оптимизируем платформу группы сайтов HeadHunter, разрабатываем новые сервисы для работодателей и соискателей, проводим рекламные кампании (делая упор на интеллектуальное обращение к аудитории). Это, в свою очередь, приводит к росту числа зарегистрированных компаний, увеличению базы вакансий и резюме. Таким образом, у кандидатов появляется больше шансов найти работу своей мечты, а у работодателей – быстро найти подходящих сотрудников. Уверена, 2011 год будет не менее успешным и насыщенным различными свершениями.
3. Российский онлайн-рекрутинг развивается динамичными темпами. И даже кризис сказался на развитии нашей отрасли не так серьезно, как на многих других. По моему мнению, у этого сегмента бизнеса достаточно высокий потенциал, причем, именно в регионах. У HeadHunter на 2011 год серьезные планы по развитию Приволжского региона: мы, по-прежнему, будем работать с крупными и «продвинутыми» городами, такими как Казань, Самара, Уфа, Саратов, но также серьезное внимание планируем уделить Набережным Челнам, Ижевску, Чебоксарам, Оренбургу, Пензе, Ульяновску. Нас ждет год упорного и напряженного труда, придется приложить немало усилий, чтобы достичь поставленных целей. Но чем больше мы будем работать, тем радостнее будет подводить итоги 2011 года, думая, что все запланированное удалось реализовать!
Рашид Вильданов - директор стоматологической клиники "Вильдан":
1. Главное событие для компании – это, несмотря на кризис, сохранение коллектива и специалистов, что в итоге отразилось на стабильности фирмы. Год запомнился изнуряющей жарой и тревожностью за следующий год в связи с новым порядком начисления налогов. А главное событие лично для меня - это поездка в Мекку для совершения хаджа и благополучное возвращение!
2. Были несколько идей и планов относительно расширения бизнеса в других отраслях, но неопределённость в будущем году сдерживает процесс. Опасаюсь за терпение людей, ведь не могут расти тарифы бесконечно (ЖКХ, газ, электричество...), обоснование какое-то должно быть.
3. В будущем году хочу, чтобы люди больше улыбались друг другу, помнили своих родителей, помогали близким и нуждающимся.
Константин Беляков – директор ООО «Хронос»:
1. Главное событие 2010 года для компании - участие в международной конференции «Космические горизонты астрономии и геодезии».
2. Планы на 2011 год - открыть полноценный магазин по астрономической тематике, разнообразить ассортимент предлагаемых товаров и услуг в области просвещения.
Об опасениях я умолчу, а надеемся на стабильность экономики страны и развитие наукоемких производств.
3. Надеемся на развитие интереса к астрономии. В стране в целом вряд ли произойдут какие-то принципиальные изменения. Система уже достаточно устойчива.
БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.