Парадокс, но, несмотря на снижение реальных доходов населения в Татарстане на 6,5%, покупатели возвращаются в торговые центры — об этом говорят эксперты, указывая на улучшение условий потребкредитов. Газета «БИЗНЕС Online» в рамках спецпроекта обошла крупнейшие ТЦ Казани. Из новостей: «Тандем» готовится к открытию Starbucks, Аdidas&Reebok обновит магазины, а в «Меге» откроется «Чайхона Easy» от братьев Васильчуков.
Несмотря на снижение реальных доходов населения в Татарстане на 6,5%, покупатели возвращаются в торговые центры
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ ВЫШЛИ В ПЛЮС: ЛЮДИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ХОТЯ ТОВАРООБОРОТ В РТ ПОДРОС ЛИШЬ НА 1,1%
К концу второго полугодия на рынке торговой недвижимости заметно некоторое оживление — активнее открываются магазины, выходят новые марки. «На рынке торговой недвижимости примерно начиная с февраля-марта 2017 года наблюдается очень положительная динамика. Если в прошлом году из крупных игроков развивался только H&M и другие крупнейшие игроки, то сейчас большинство марок, которые в 2015 году ушли, активно возвращаются. Особенно привлекательны для них новые торговые центры, — рассказала газете „БИЗНЕС Online“ генеральный директор и владелец консалтинговой компании „Брайт Консалтинг“ (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла) Мария Яшенкова. — Многие магазины, которые продолжали работать в кризис, в последние месяцы наконец-то увидели оборот, близкий к плановому докризисному».
По словам эксперта, единственный аспект — предлагаются более жесткие контракты, чем раньше. Арендаторы все еще ожидают увидеть достаточно небольшие ставки, многие привязаны к индексации потребительских цен. «Хотя и по этому параметру 2017 год выглядит оптимистично. В среднем если в 2015 году такая индексация составляла 15 процентов, то в 2016 — в среднем всего 5 процентов. Цены на непродовольственные товары перестали резко расти, — рассказывает Яшенкова. — Одновременно с этим в торговые центры возвращаются покупатели. Упрощается потребительское кредитование. Люди начали больше покупать, но немного изменилась структура покупок. Если раньше довольно большой процент чека составляли спонтанные покупки и непродовольственные товары, сейчас, по нашим данным, расходов на такое покупки стало процентов на 20 - 25 меньше».
Однако есть и другой тренд. По мнению аналитика ГК «Финам» Богдана Зварича, реальные доходы населения продолжают снижаться. А значит, снижается и покупательная способность. «В результате домохозяйства сокращают потребление непродовольственных товаров, а также расходы на развлечения. При этом улучшение экономической ситуации, наблюдаемое в последнее время, может уже в третьем-четвертом кварталах 2017 года положительно сказаться на реальных доходах. Однако модель сбережения, которая сейчас преобладает, на мой взгляд, не претерпит существенных изменений до начала 2018 года», — оценил ситуацию эксперт по просьбе «БИЗНЕС Online».
Как чувствуют себя потребители в Татарстане, можно сказать, только изучая данные за январь-май этого года. Вот самый свежий доклад Татарстанстата. Так, объем розничной торговли в республике к аналогичному периоду прошлого года вырос, но всего лишь на символические 1,1%. Реальные денежные доходы уменьшились на внушительные 6,5%.
В середине июня мир ретейла всполошила новость о закрытии сетью Podium Market универмага в Казани и других городах присутствия в России
PODIUM СТАНЕТ STOCKMANN?
«БИЗНЕС Online» изучил, что происходит на рынке Казани. Начнем обзор с того, что в середине июня мир ретейла всполошила новость о закрытии сетью Podium Market универмага в Казани и других городах присутствия в России. Сеть разослала своим поставщикам сообщение о завершении ООО «Подиум Маркет» розничной деятельности. Сообщалось также, что Podium Market может отказаться от прав на развитие бренда Monsoon Accessorize. В Казани, к примеру, магазин находился в ТЦ «Мега» и закрылся уже несколько месяцев назад.
Основной же Podium Market в Казани находится на улице Пушкина, 2. Универмаг открылся весной 2014 года в пустовавшем целых 8 лет здании «Детского мира». Брендовая одежда, обувь и сумки занимали со второго по пятый этажи. А в этом году Podium сократился до второго и третьего этажей. Да и там, как убедилась корреспондент газеты, выбор по каждой представленной марке скудноват.
Сеть универмагов Podium Market существует с 2012 года, в магазинах ретейлера представлены товары российских и зарубежных модных брендов. Согласно информации на официальном сайте, сейчас у Podium Market 8 универмагов: пять в Москве, а также по одному универмагу в Казани, Сургуте и Краснодаре. Podium Market принадлежит компании Podium, основанной бизнесменом Эдуардом Киценко в 1994 году. В Казани универмаг открылся — как сообщалось официально, — арендовав площади у собственника здания — компании Landor Investments. Однако игроки рынка сообщили нашей газете, что на самом деле собственником через ряд компаний является сам Киценко. Об этом же пишут и федеральные СМИ, что ретейлеру принадлежат площади в Москве, Казани, Сургуте и Краснодаре. Запрос, отправленный в Podium Market, остался без ответа. Связаться с представителем Landor не удалось — телефон оказался недоступен. В самом универмаге нам сообщили, что о грядущем закрытии ничего не слышали.
Основной Podium Market в Казани находится на улице Пушкина, 2. Универмаг открылся весной 2014 года в пустовавшем целых 8 лет здании «Детского мира»
Отметим, что на первом этаже здания расположен гипермаркет екатеринбургской сети «Золотое яблоко». Менять локацию он не планирует. «Парфюмерный супермаркет „Золотое Яблоко“ будет работать в прежнем режиме. Работа магазина на данной площадке не зависит от планов наших коллег из Podium Market, переезд существующего магазина на новое место не планируется. Мы также будем рады видеть наших клиентов на прежнем месте, паркинг будет работать в том же режиме», — ответили на наш запрос в PR-отделе компании.
Лишь к концу июня стало ясно, что магазины сети продолжат работу, но перейдут под управление холдинга Reviva Holdings, владельца компании Stockmann в России. Переговоры о продаже Podium Market еще не завершены, но уже известно, что магазины не будут закрыты, а большая часть сотрудников продолжит работу в сети. Под каким брендом будет вестись дальнейшая розничная деятельность магазинов — Podium Market или Stockmann, — пока неизвестно.
Из значимых событий для шопоголиков можно отметить обновление сети «Корд Оптика»
МИННАХМЕТОВЫ ОБНОВЛЯЮТ ПОКУПКУ
По традиции мы обошли Топ-5 самых популярных и крупных объектов города по версии экспертов по коммерческой недвижимости. Это торговые центры «Мега», «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов отслеживается нами каждые три месяца.
Из значимых событий для шопоголиков можно отметить обновление сети «Корд Оптика», уход из Казани сети Imaginarium, выход игрока Ralf Ringer, расширение Mario Mikke и сокращение сети «Адамас», а также ожидание открытия первой точки Starbucks — об этом ниже. Также не так давно появилась информация о том, что российский офис Adidas сократит 10% сотрудников и уменьшит розничную сеть к концу 2017 года. Но в компании нам сообщили, что в Казани закрывать ничего не планируется. «Информируем, что в настоящее время в городе Казани ряд магазинов находится на реконструкции, а именно дисконт-центр Аdidas&Reebok в торговом центре XL (с 27.06.2017, открытие 08.08.2017) и дисконт-центр Аdidas&Reebok в торговом центре ЦУМ (запланированная дата реконструкции с 09.09.2017, открытие 21.10.2017)», — говорится в ответе на запрос редакции.
Больше всего пустующих площадей — примерно 11 площадок — было обнаружено в торговых центрах «Кольцо» и «Парк Хаус». Несмотря на то, что первый ждет реконструкции, в нем периодически появляются и уходят новые игроки. Так, за последний квартал в «Кольце» закрылся цветочный магазин Botanique, оптика Cronos, Bella Collection, ювелирный «Ювелэнд», обувной Paolo Conte (единственный магазин сети теперь остался только в ТРК «Тандем»). Из ранее анонсированных магазинов в торговом центре открылся обувной Mario Mikke — вместо закрывшегося в прошлом году Centro. Это обувной салон, широко представленный в Москве. Судя по информации в интернете, данная сеть пользуется популярностью за счет частых скидок.
Одним из самых ожидаемых стало открытие магазина домашнего декора Zara Home
Ожидается, что скоро в «Кольце» откроются магазины дизайнерской одежды «МарЭль» и обувного бренда Ralf Ringer. Компания Андрея Бережного появилась на российском рынке в 1996 году, и за историю развития объем ее производства вырос в 48 раз с 30 тыс. пар в сезон 1996 года до 1,45 млн пар в 2014 году. Сейчас марка ищет сотрудников в Казани через сайты по подбору персонала.
Отдельного упоминания стоит грядущее обновление в «Кольце» салона «Корд Оптика». Сеть рестайлит свои салоны не только в этом ТЦ, а также в «Парк Хаусе» и «Тандеме». В самом конце прошлого года стало известно, что компания «Казанские Аптеки», принадлежащая известной в республике семье Миннахметовых, приобрела 40 салонов регионального лидера на рынке оптики — сумма сделки оценивалась в 300 млн рублей. Очевидно, новые владельцы решили вложиться еще и во внешний облик салонов, чтобы те выглядели модно и современно.
Столько же — примерно 11 — пустующих площадок в «Парк Хаусе». Здесь больше нет ювелирных Navell и «Адамас», оптики Cronos (зато также обновится «Корд Оптика»), «Других подарков», Mascotte, Lusio. Из ранее анонсированных начали работу Tom Tailor (в этот и еще один магазин в Казани компания вложила 16 млн рублей), Toy.ru и обновленный Gloria Jeans. Кроме того, скоро в «Парк Хаусе» откроется обновленный магазин «Рив Гош» с косметикой и парфюмерией — большая площадь на первом этаже сейчас скрыта за растяжкой с названием сети.
В торговом центре «Южный» наша газета насчитала всего четыре пустующие под магазины площадки. Из свежих анонсов здесь — скорое открытие салонов женской и мужской обуви Mario Mikke.
Самое ожидаемое открытие ближайших месяцев — первая кофейня американской сети Starbucks
В «Тандеме» все три вакантных места — под магазины. Здесь также будет обновленный «Корд Оптика», из анонсированных запущен часовой салон «Империя», принадлежащий, к слову, супруге Ирека Миннахметова. А самое ожидаемое открытие ближайших месяцев — первая кофейня американской сети Starbucks. В справочной торгового центра даты открытия не знают, а покупатели сейчас могут лишь наблюдать растянутый тент с названием сети. При этом непонятно, ведется ли за ним сбор конструкций. Источники на рынке говорят, что открытие ожидается до конца лета.
Кстати, в «Тандеме» немногочисленные закрытые площади буквально бросаются в глаза — возможно, из-за растянутой рядом с ними предупреждающей ленты. Кроме того, в некоторых местах на первом этаже снята напольная плитка. Означает ли это, что «Тандем» вслед за «Мегой», «Корстоном» и XL решил провести обновление, — неизвестно: в торговом центре не ответили на письменный запрос нашей газеты.
В Казань вернулся Calvin Klein, прекращавший свою работу в 2015 году
ВОЗВРАЩЕНИЕ CALVIN KLEIN И УСИЛЕНИЕ ТАТАРСТАНСКОЙ VIP GROUP
Изменения в составе игроков продолжаются в торговом центре «Мега». Как сообщили нашей газете в пресс-службе компании, в настоящее время ведутся работы по обновлению фуд-корта, для чего в начале года был уничтожен так полюбившийся посетителям каток. Обновленный фуд-корт откроется в 2018 году. «Он станет двухуровневым и будет предлагать самый большой выбор кафе и ресторанов в городе. Количество кафе и ресторанов увеличится с 18 до 25, это будут как локальные, так и федеральные операторы. Первая часть фуд-корта откроется уже осенью», — говорят в компании. По неподтвержденной информации, Starbucks, которая выходит в города открытием сразу нескольких точек, появится и в «Меге».
«По завершении проекта в «Меге» будут созданы отдельные зоны для семейного досуга и детских игр, встреч с друзьями и общения. Также в центре появятся новые возможности для проведения самых различных активностей — кулинарных школ, школ искусств, выступлений артистов, модных показов и многого другого, — говорят в „Меге“. — Остальные работы по обновлению«Меги» завершены. Работы перед входом в OBI — это часть работ по техническим коммуникациям центра». Инвестиции в обновление зоны кафе и ресторанов составят 1 млрд рублей, а происходит оно в рамках реконцепции Ice Crystal. Напомним, одним из арендаторов станет знаменитая «Чайхона №1», уже открывшая свое топовое заведение на крыше салона Mercedes. В «Меге» будет восточная «Чайхона Easy» и фастфудный концепт, о чем «БИЗНЕС Online» говорил совладелец холдинга RESTart Алексей Васильчук.
Скоро откроется обувной бутик Rich Shoes, входящий в модный холдинг VIP Group Лины и Рамиля Курбановых
В торговом центре больше нет игроков Carnaby (теперь магазин обувной сети остался только в «Тандеме»), Steilmann, Monsoon, Accessorize, Moa Paris и Imaginarium. Из ранее анонсированных открылись обновленный обувной магазин Ecco, Lacoste, Gant, Organic Shop, «Л'Этуаль», Tezenis, Stradivarius и Isabel Garcia. Одними из самых ожидаемых стали открытие магазина домашнего декора Zara Home и возвращение Calvin Klein (он прекращал работу в 2015-м).
Из ближайших открытий в торговом центре можно отметить скорое появление обувного бутика Rich Shoes — входит в модный холдинг VIP Group Лины и Рамиля Курбановых. На сайте группы указано, что сегодня в составе холдинга работает 12 бутиков. Ранее магазины VIP Group открывались в формате стрит-ретейла, некоторые марки представлены в корнерах, и выход в самый посещаемый (по мнению экспертов рынка коммерческой недвижимости) торговый центр республики — очередной серьезный шаг группы по привлечению аудитории. Рассказать детали и причины открытия в «Меге» нашей газете Курбанов отказался, сказав лишь, что магазин откроется примерно через полтора месяца.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 93
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.