Министр информатизации и связи России Николай Никифоров (на фото) объявил об уходе скандально известного гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова

ЗАПРАВИТЬ 42 ТЫСЯЧИ ОТДЕЛЕНИЙ

Сегодня «Почта России» удивила страну дважды. Во-первых, выходец из Казани министр информатизации и связи России Николай Никифоров в «Твиттере» объявил об окончательном уходе скандально известного гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова. Его контракт истек 1 июля, на его место назначена и.о. — первый зам Страшнова Ольга Осина. Кто же станет полноценным рулевым главного почтового сервиса страны, пока неизвестно — на эту роль могут претендовать замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, член правления «Ростеха» Сергей Куликов или бывший зампред правления Сбербанка Светлана Сагайдак. Во-вторых, в этот же понедельник стало известно, что малоизвестный в России (но не в Татарстане) нефтетрейдер АО «Ядран-Ойл» стал счастливым победителем госзакупки «Почты России» на поставку топлива аж на 11,9 млрд рублей. Информацию об этом распространил гарант сделки — «АК БАРС» Банк. В рамках заключенного госконтракта банк открыл «Ядран-Ойл» гарантийный лимит на поставку моторного топлива на 1 млрд рублей, говорится в сообщении.

По данным сайта госзакупок, контракт между «Почтой России» и «Ядран-Ойл» был заключен еще 14 марта 2017 года и, как выяснил «БИЗНЕС Online», фиксирует весьма интересные взаимоотношения. Дело в том, что «Почта России» впервые ввела централизованную закупку топлива для всех своих отделений страны на столь значительную сумму. Ранее для каждого отдельного региона либо отделения почты ГСМ заказывали отдельным лотом. Нынешняя закупка была разбита на два лота — на поставку автомобильного бензина на 7,5 млрд рублей и на поставку дизельного топлива на 4,4 млрд рублей. Для размещения закупки был объявлен открытый конкурс на электронной площадке 20 декабря 2016 года.

Как сказано в открытой документации закупок, «Ядран-Ойл» стал единственным участником конкурса и получил право на заключение контракта. Сам контракт был подписан в марте, а поставки должны идти три года подряд. Всего казанский нефтетрейдер в рамках госконтракта обязан будет поставить «Почте России» 190 млн литров бензина и 110 млн литров дизтоплива. В своем пресс-релизе «АК БАРС» Банк уточняет, что «Ядран» должен будет «заправить» порядка 17 тыс. транспортных средств, а это весь автопарк «Почты России».

Поставки моторного топлива должны идти на точках обслуживания с использованием карт и талонов. Судя по тексту договора, речь не идет о развозе топлива по столь масштабному маршруту, а только об организации заправок, в том числе и в качестве посредника, на основе агентских договоров с поставщиками топлива. Предполагается, что большой объем закупок позволит «Ядран-Ойл» получить скидку от розничной цены, которой он поделится с почтовиками (размер скидки прописывается договоре, но суммы не проставлены). Агентское же вознаграждение фиксированное — 118 рублей в месяц за одно почтовое отделение в сумме по двум договорам. Всего у почты почти 42 тыс. отделений во всех 89 субъектах России. Так что речь может идти об очень скромной сумме — порядка 5 млн рублей.

Судя по информации базы данных «Контур.Фокус», это вообще первый госконтракт для «Ядран-Ойла» — и сразу серьезного масштаба, объемом, приближающимся к 70% ее годовой выручки. Напомним, что эту компанию в первую очередь связывают с именем 38-летнего депутата Госсовета РТ Ирека Салихова. Он лицо компании, председатель совета директоров и один из соучредителей (по данным «СПАРК-Интерфакс», на 2015 год владел 55% компании через «С-Актив»). Компания многопрофильная: по информации последней свежей презентации «Ядран-Ойл» на официальном сайте, она занимается нефтедобычей и нефтепереработкой, экспортом нефти и нефтепродуктов, строительством объектов для нефтегазовой отрасли. «Ядран-Ойл» работает в 6 регионах страны. В основном компания вывозит татарскую нефть и нефтепродукты за рубеж, а в прошлом году купила франшизу международной корпорации Shell и начала развивать в Поволжье сеть одноименных автозаправок. Сейчас у «Ядран-Ойл» 9 заправок по Татарстану. Кроме того, есть обрывочная информация о том, что сам Салихов инвестирует в самые разнообразные проекты — развивает сеть быстрого питания «Тубетей», финансирует строительство мечети на Кремлевской набережной и, вероятно, имеет бизнес-активы в Турции. По данным «Контур.Фокуса», в 2015 году выручка АО «Ядран-Ойл» составила 17,6 млрд рублей, чистая прибыль — 117,3 млн рублей.

«БИЗНЕС Online» отправил запрос в пресс-службу «Почты России» с вопросами о прошедшем конкурсе, однако на момент выхода материала ответ еще не пришел. Помощник Салихова в Госсовете Айнур Камалиев, попросив официальный запрос, отметил, что получить ответ сегодня не получится, так как депутат находится на выезде.

Ирек Салихов «Ядран-Ойл» в первую очередь связывают с именем 38-летнего депутата Госсовета РТ Ирека Салихова

«ЯДРАН» VS «МАСТЕРС»

Столь серьезный куш, сорванный татарстанской компанией, сходу вызывает множество вопросов. И действительно, как выяснил «БИЗНЕС Online», история госзакупки была непростой и даже привлекала внимание ФАС. Забегая вперед, сразу укажем, что в конечном счете ведомство обнаружило в действиях «Почты России», заключившей договор с «Ядраном», некоторые нарушения закона о конкуренции, но сочла их недостаточно серьезными, чтобы сделку отменить. Так что после проверки антимонопольщиков госконтракт остается в силе.

«Почта России» давно пыталась организовать масштабную топливную закупку и успела провести несколько неудачных аукционов, в которых татарстанский нефтетрейдер не участвовал. Крупнейший во всей истории топливных закупок (по данным «Контур.Фокуса») лот на 9,7 млрд рублей от «Почты России» был выставлен на всеобщее обозрение ровно три года назад, 3 июля 2014 года. В нем участвовали три фирмы — московское ООО «Петрол плюс регион» (эмитент топливных карт, работающий с крупнейшими сетями АЗС России), московский нефтетрейдер ООО «ЕКА процессинг» и ООО «Мастерс» — компания, которая также обслуживает топливные карты на крупнейших сетях АЗС страны и с 2005 года внедряла проект «Единая топливная карта» совместно с «Почтой России», а кроме того, выигрывала контракты и для ФСИН. «Компания была создана в 2005 году, когда ФГУП „Почта России“ приняло решение о внедрении проекта „Единая топливная карта“ во всех подразделениях для централизованного снабжения топливом всех автотранспортных средств, находящихся на балансе ФГУП „Почта России“. С целью реализации данного проекта был заключен государственный контракт между ФГУП „Почта России“ и ООО „Мастерс“. В результате сотрудничества с ООО „Мастерс“ в течение 8 лет проект „Единая топливная карта“ был полностью внедрен в 65 регионах России и продолжает успешно развиваться», — утверждает на своем сайте компания. Согласно данным «Контур.Фокуса», «Мастерс» принадлежит трем частным лицам, в том числе гендиректору Марине Баклановой.

Аукцион завершился весьма любопытно: победило «ЕКА процессинг», однако вмешался недовольный его результатами «Мастерс» и подал жалобу в ФАС. По мнению заявителя, заказчик при проведении закупки руководствовался недействующим положением о закупках. В результате ФАС в сентябре 2014 года признала жалобу московской компании обоснованной, а «Почту России» — нарушившей ч. 12 ст. 4 федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и предписала ей аннулировать открытую тендерную закупку в электронной форме, так что госзаказ в итоге никто не получил.

1 апреля 2016 года «Почта России» вновь попыталась выставить два лота — уже на сформированные и упомянутые 7,5 и 4,4 млрд рублей. На первый лот претендовала одна компания — ООО «Торговый дом оптнефтепродукт», на второй лот желающих не нашлось. Закупки были признаны несостоявшимися.

Наконец, в конце 2016-го закупка нашла своего партнера — «Ядран-Ойл». «Мастерс», который, по всей видимости, живо заинтересовался конкурсом, вначале подал «Почте России» запрос о разъяснении нескольких параметров закупки, но в итоге участвовать не стал, а затем в очередной раз подал жалобу в антимонопольную службу. По мнению «Мастерса», «Почта России» неправомерно выбрала способ закупки, внесла изменения, которые были подписаны неуполномоченным лицом, а также опубликовала документацию, в которой содержатся противоречия. Речь идет о том, что вместо аукциона с особого разрешения минсвязи был выбран конкурс, на котором одного участника вполне достаточно. При этом условия отбора довольно специфические и больше подходят как раз к торгам с молотка — 99% веса при определении победителя должна была играть цена и лишь 1% — нестоимостные критерии. В том числе количество у претендента собственных АЗС и количество регионов, где он сходу, на момент подачи заявки, готов оказывать услугу. Для сравнения, в прежней версии тендера критерия было три: квалификация претендента (30%), техническое предложение (30%) и коммерческое предложение (40%).

Вдобавок ко всему уже после объявления тендера из документации было исключено квалификационное требование о наличии у претендента опыта исполнения хотя бы двух договоров на поставку топлива или оказания процессинговых услуг, стоимость каждого из которых составляла бы 20% цены договора. По мнению «Мастерса», сделав это, «Почта России» построила закупку под конкретного поставщика.

Тем не менее лишь один довод «Мастерса» нашел свое подтверждение у антимонопольщиков: «Почта России» указала в публичном ответе на запрос компании ее личную информацию, хотя это запрещено законом. Здесь ФАС согласилась с «Мастерсом» и постановила признать ФГУП «Почта России» нарушившим ч. 1 ст. 2 федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако исполнительный федеральный орган лишь предписал устранить выявленные нарушения, но не отменять конкурс, так как, по его мнению, «они не повлияли на результаты проведения закупки».

Замгендиректора ООО «Мастерс» Алексей Смирнов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» от комментариев отказался. В компании «ЕКА-Процессинг» связаться с ответственным по вопросу госзакупок лицом связаться не удалось.

Таким образом, «Ядран-Ойл» победил на госзакупках всех федеральных конкурентов. По крайней мере, на три года вперед.