ТАТАРСТАН НА ГЛАЗАХ  ИЗ ДОНОРА ПРЕВРАТИЛСЯ В РЕГИОН, КОТОРЫЙ ЛИШЬ НА 44% ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ ПЕНСИЯМИ 

Сегодня на коллегии республиканского отделения Пенсионного фонда был, можно сказать, найден колоссальный финансовый ресурс для экономики Татарстана. Как сообщил в своем докладе глава ПФ по РТ Марсель Имамов, к концу 2010 года накопительная часть пенсии татарстанцев составила к нынешнему моменту – ни много ни мало - 25 млрд. рублей! Большая часть этой суммы хранится во Внешэкономбанке в Москве. Глава правительства РТ Ильдар Халиков поручил в кратчайшие сроки разработать предложения, как эти деньги можно привлечь в экономику республики.  

ЛАКОМЫЙ КУСОК 

Как известно, масштабные проекты, реализуемые в Татарстане, требуют огромных  капиталовложений. Практически каждую неделю руководство республики встречается с различными иностранными компаниями, для которых чуть ли не в индивидуальном порядке рассматриваются различные льготы. А тут 25 млрд. – и у своих же жителей! 

"Где лежат деньги татарстанцев, мы не знаем, это дело личное, но это дополнительные серьезные возможности ", - осторожно заметил Имамов. 

"И это лишь то, что в Татарстане! – продолжил глава правительства РТ Ильдар Халиков. – Мы должны и эти средства использовать, и создать комфортные условия для привлечения аналогичных средств из других регионов России". 

Один из получателей лакомого куска "пенсионного" пирога, судя по всему, уже найден. Это госжилфонд при президенте РТ. Глава минэкономики РТ Мидхат Шагиахметов заявил, что вместе с ГЖФ и частными пенсионными фондами необходимо рассмотреть возможность сложения средств жилья по соципотеке. 

Халиков дал время до конца первого квартала разработать план действий, каким образом "нажать" на эту тему.  

Собственно, ответ на вопрос, где лежат эти деньги, понятен: подавляющее большинство жителей РТ (как и в целом в стране) никаких действий по отношению к своим накоплениям не предпринимают. Как известно, деньги «молчунов» идут в управление Внешэкономбанку (ВЭБу). Интересно, что эта структура только называется банком, но на самом деле это госкорпорация, подчиненная правительству РФ (неофициально считается, что это так называемый «карман Путина», из которого он финансирует приоритетные проекты). Если называть вещи своими именами, то план действий, о котором говорил премьер РТ, должен заключаться в том, чтобы «увести» эти деньги из ВЭБа в татарстанские управляющие структуры. Задача, прямо скажем, непростая и ее, справедливости ради, скажем, ставят перед собой многие негосударственные пенсионные фонды, страховые структуры, инвесткомпании. Кусок-то лакомый – длинные дешевые деньги… 

САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ НА 44% 

Согласно приведенным в докладе Имамова данным, республика в прошлом году выплатила из Пенсионного фонда 102 млрд. рублей. А собрала лишь 44,4 млрд. рублей. Таким образом, обеспеченность собственными средствами на выплату трудовой пенсии в республике составила в 2010 году 43,8%. Есть районы, где обеспеченность собственными средствами не превышает 15%. "Даже в самом богатом нефтяном альметьевском районе этот показатель меньше ста процентов", - сказал Имамов. 

Как оказалось, так было не всегда. Этот показатель просто рухнул в два раза за последние три года! До 2007 года Татарстан по сборам был донором в России. Однако в 2008 году обеспеченность собственными средствами на выплату пенсии в Татарстане составляла уже около 90%. В 2009 – 70%. В 2010 – уже 43%... "Темпы роста пенсии превышают темпы роста зарплаты, - объяснил Шагиахметов. – Но, конечно же, этот показатель зависит от того, несколько эффективно работает наша экономика, наши товаропроизводители…". 

Халиков призвал жестче работать с компаниями-должниками. Текущая задолженность на обязательное пенсионное страхование за 2010 год составляет 421 млн. рублей. Это в основном долги предприятий оборонного комплекса, строительства, некоторых сельскохозяйственных и бюджетообразующих предприятий республики. 

Владимир Казанцев
Фото и видео Ильи Лавриненко

Комментарии

Павел Сигал - председатель совета НПФ «Право»: 

- Если следовать строго букве закона, то почти нереально привлечь средства накопительной части трудовой пенсии в экономику республики. Дело в том, что существуют строгие правила размещения этих денег. Накопительная часть пенсии может быть размещена в не более 60 уполномоченных банках, можно вкладывать в недвижимость, не более 10% через управляющую компанию. Теоретически все можно сделать, но на самом деле нужно задействовать чуть ли не все банки республики и то, чтобы привлечь часть этих денег и используя банковские кредиты. Фактически, когда банк вкладывает эти деньги на депозит, то банк может кредитовать за этот счет предприятия, но в этом случае рискует банк. Сейчас ситуация такая, что у банков полно ликвидности и без этих денег. Вот так в лоб взять эти 25 миллиардов и привлечь - невозможно. Хотя через какие-то механизмы, через банки часть суммы можно. 

При этом надо понимать, что 85 процентов россиян свои деньги держат не в негосударственном пенсионном фонде, а в Пенсионном фонде России и Внешэкономбанке - вот эти средства никак нельзя привлечь. Поэтому единственное, что тут можно пожелать – активнее работать по переводу этой части в НПФ, так как они имеют хоть и ограниченные, но возможности по инвестированию в экономику. 

Государство должно максимально содействовать, развернуть рекламную кампанию, чтобы граждане захотели переводить свои деньги из государственного пенсионного фонда в негосударственные, которые размещены в регионах и могут вкладывать в регион. Кроме того, государству не вредно было бы подумать о том, что контроль нужен, диверсификация нужно, но тот механизм инвестиций для НПФ, что существует в России сейчас, делает возможности реального инвестирования в экономику ограниченными. 

Пенсионные средства - это сегодня единственный ресурс длинных денег. Кроме бюджетных средств, это единственный в России легальный источник длинных ресурсов. И вовлечение их в экономику – дело принципиально важное для государства. Если мы этот вопрос не решим, то длинных денег в экономике не получим. Весь мир работает на пенсионных деньгах. Хорошо, хоть мы запустили эту систему.

Максим Ложеницын - вице-президент НПФ "Первый промышленный альянс":

- Негосударственные пенсионные фонда имеют право инвестировать накопительную часть пенсии только через управляющие компании (одну или несколько), соответственно сами управляющие компании размещают накопительную часть трудовой пенсии в разрешенные законодательством активы (111 Федеральный закон и соответствующие постановления правительства). Поэтому, если эти разрешенные активы есть на территории республики Татарстан, то есть эмитированы субъектом – Республикой Татарстан (субфедеральные ценные бумаги), городом – например Казанью, Набережными Челнами (муниципальные ценные бумаги) или предприятиями и организациями республики (облигации, акции, входящие в высший котировальный список А1 фондовых бирж), то накопительная часть пенсии татарстанцев будет работать в республике.

При этом самый реальный путь инвестировать в экономику Татарстан – через банки. Разрешенным активом являются также депозиты в банках, в которых можно размещать средства пенсионных накоплений (список банков опубликован на сайте ФСФР России). Управляющие компании, получив средства от НПФ, размещают их банковские  депозиты, а банки кредитуют экономику республики. Но вместе с тем, необходимо системно заниматься выпуском и включением акций предприятий Татарстана в котировальный список А1, то есть в разрешенные активы для инвестирования средств пенсионных накоплений.. 

Раис Мустафин – директор Казанского филиала Национального негосударственного пенсионного фонда:

- Вполне реально использовать средства накопительной части трудовой пенсии для развития экономики республики. Мы можем инвестировать средства в экономику через управляющие компании, приобретая акции и облигации татарстанских предприятий на фондовом рынке. Деньги в таком случае остаются в республике.

Казань выпускает облигационные займы, евробонды, размещает их в Европе. Почему бы не выпускать их у нас под хорошие проценты? Инициатива должна идти от государства, оно должно искать пути и способы, как привлечь средства накопительной части в экономику. Сами негосударственные пенсионные фонды не против вкладывать в республику. У нашего фонда есть, например 15 млрд. рублей, мы ищем, куда бы их разместить под хорошие проценты. Если государство возьмется за это дело, и будет выпускать, например, ипотечные ценные бумаги, все фонды готовы их приобрести.

 

Фоторепортаж: Пенсионный фонд по Татарстану пересчитал выплаченные пенсии