Строительство ЖК «Taloni» по соседству с «Казань Ареной» не обойдется без «жертв» — застройщик намерен снести аварийное здание университета Махариши, а заодно и энное количество деревьев, растущих на участке в 4,3 гектара. На месте бывшего пристанища «бомжей и наркоманов» планируют возвести жилье комфорт-класса со стартовым ценником от 85 тыс. рублей. Детали проекта, который тем не менее обещают сделать экологически проработанным и «максимально щадящим», — в материале «БИЗНЕС Online».
В компании «ЮИТ Казань» вчера раскрыли основные подробности своего нового проекта по улице Гаврилова в Ново-Савиновском районе Казани
«ПУСТУЮЩЕЕ ЗДАНИЕ ОЧЕНЬ ДОЛГО ВЫЗЫВАЛО ТРЕВОГУ»
В компании «ЮИТ Казань» вчера раскрыли основные подробности своего нового проекта по улице Гаврилова в Ново-Савиновском районе Казани. Жилой комплекс получит название ЖК «Taloni», к его строительству планируют приступить уже в конце 2017 года, а проектированием будет заниматься компания MLA+ из Нидерландов — именно она стала победителем конкурса на разработку лучшей концепции, в которой приняли участие представители трех стран — Швеции, Нидерландов и Израиля. Ветхое здание института Махариши будет снесено, под вырубку пойдет и часть деревьев, растущих на этом участке, сообщил гендиректор компании Владимир Сорокин.
О приобретении земельного участка площадью 4,3 га на улице Гаврилова ЮИТ официально объявил в начале июля. В освоение территории планируется инвестировать 2 млрд рублей, а сам комплекс будет включать в себя помимо квартир и паркинга комфортные общественные пространства на берегу Казанки, сообщалось в пресс-релизе компании. Другой информации практически не было — кадастровая карта помогала понять, что участок находится рядом с «Казань Ареной», а его вид разрешенного использования — «для размещения объектов среднего и высшего профессионального образования». А конкретно — под здание Российского ведического университета Махариши, землю под строительство которого исполком Казани в 1998 году выделил в постоянное пользование.
Строительство началось в 1999 году, но так и не завершилось — к 2006 году взору горожан предстал 4-этажный недостроенный особняк с золотой крышей общей площадью 4,7 тыс. кв. метров. Последним гвоздем в гроб ведического университета стало обращение в феврале 2008 года в то время прокурора республики Кафиля Амирова с иском о ликвидации негосударственного образовательного учреждения «Российский ведический университет Махариши».
Строительство Российского ведического университета Махариши началось в 1999 году, но так и не завершилось — к 2006 году взору горожан предстал 4-этажный недостроенный особняк
Тут сказались и отрицательное заключение АН РТ об открытии университета, и набирающая кампания по признанию деструктивной деятельности Махариши и его «трансцендентальной медитации». Что интересно, активность прокуратуры совпала с похоронами основателя учения — Махариши Махеш Йоги. «Очень долго пустующее здание вызывало определенную тревогу, — отметил, открывая вчерашнее мероприятие, глава Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимур Алибаев. — Его крышу, например, в свое время сожгли бомжи, и мы всегда переживали, как бы в этом месте чего нехорошего не случилось». С возвращением в Ново-Савиновский район компании «ЮИТ» (она, напомним, ранее занималась возведением зданий неподалеку ЖК «Современник») поводов для беспокойства у города станет меньше, что, впрочем, не исключает серьезных экологических требований при строительстве в этом месте, заявил Алибаев.
К строительству ЖК «Taloni» в компании надеются приступить к концу 2017 года, планируемый класс жилья — скорее комфорт-плюс, тяготеющий к бизнесу, рассказал директор по развитию бизнеса и инвестиций компании «ЮИТ» Артак Макарян. Он отметил, что окончательная маркетинговая оценка проекту пока не дана, но в фирме планируют «держаться в рынке». «На этом месте, наверное, 85–90 тысяч сейчас [стоимость квадратного метра]. Старт будет от данной суммы», — спрогнозировал представитель ЮИТа. Детский сад, который появится на территории комплекса, в компании планируют возводить за свой счет. Не исключено, что он будет частным. В целом в ЮИТе видят этот проект как «финский квартал, воплощающий высокий уровень проживания». К проектированию привлекли несколько сильнейших компаний, работающих по всей Европе, рассказал Макарян. «Мировоззрение западных архитекторов мы пока разделяем больше, — пояснил он в ответ на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online” о том, приглашались ли на участие в конкурсе российские компании. — Там, где мы уже прошли несколько кругов, наши пока только-только эти вещи изучают. Например, энергоэффективность, создание городской среды, организация машино-мест — у них очень много таких наработанных элементов». Да и скорости выполнения, по словам Макаряна, у западных коллег стоило бы поучиться — конкурс был объявлен всего несколько недель назад, и за такой короткий срок проектировщики смогли представить уже серьезно проработанные концепции.
«КАК ЭКОЛОГ Я НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ ЛЮБАЯ ЗАСТРОЙКА РАССМАТРИВАЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА»
Сам гендиректор «ЮИТ Казань», отвечая на вопросы журналистов, отметил, что здание сегодня находится в аварийном состоянии и однозначно пойдет под снос. Будет вырублена и часть леса — сегодня несостоявшийся университет, напомним, окружен большим зеленым массивом. Часть деревьев в компании обещают сохранить. «Лес не в очень хорошем состоянии. Там среда не особо хорошая, негативная для жителей. Кого там только нет. Мы во время Кубка конфедераций туда уже свою охрану сажали, кого она там только не ловила — начиная от наркоманов, алкоголиков и так далее», — рассказал Сорокин. По его словам, благоустраивать эту территорию своими силами город пока не планировал. Строительство подразумевает и компенсационные высадки, однако где и в каком объеме, на встрече не прозвучало. На вопрос о количестве деревьев, запланированных под снос, глава «ЮИТ Казань» ответить затруднился. «Нет, не несколько сотен, меньше», — заверил он особо настойчивого журналиста. При этом Сорокин дал понять, что не исключает дальнейшего участия компании в застройке Ново-Савиновского района в направлении Ямашева – Гаврилова. «Это уж как получится. Если будет хорошее предложение, почему нет. Но, например, та часть, которая выше (соседний участок — прим. ред.), сегодня находится в федеральной собственности», — пояснил он.
Тимур Алибаев: «Очень долго пустующее здание вызывало определенную тревогу. Мы всегда переживали, как бы в этом месте чего нехорошего не случилось»
Что же думают об этом защитники окружающей среды? И не приведут ли к конфликту будущие общественные слушания по данной территории? «Насколько мне известно, жители активно протестуют против вырубки зеленых насаждений в этой зоне, — рассказала «БИЗНЕС Online» известный эколог профессор КФУ Нафиса Мингазова. — Это социальная сторона вопроса, для людей это рекреационная зона, где многие отдыхают, это их право на достойную окружающую среду. Потому естественно, что, когда идут планы застройки очередного квартала или микрорайона в рекреационной зоне, это всегда вызывает чувство социального протеста». Наш собеседник не ждет чего-то экстраординарного от общественных слушаний. «Да, они должны быть, другое дело, что они всегда носят рекомендательный характер, поэтому часто на общественных слушаниях возмущения жителей потом не играют никакой роли при принятии решений. То есть часто такое бывает, хотя исключений тоже достаточно много в таких историях», — говорит Мингазова.
Но это все касается социального аспекта темы, а есть еще и собственно экологический. «Это часть экологического каркаса Казани. То есть зеленая зона вдоль реки — это как раз район северного клина или стержня реки Казанки. Как эколог я могу сказать, что такие элементы надо, наоборот, наращивать в зеленом насаждении, а не вырубать. Вырубка зеленых насаждений в экологически значимой зоне, которая имеет водоохранное значение, противоэрозионное, рекреационное, чревата социальными и экологическими последствиями. Много раз уже говорилось о том, что необходимо увеличивать степень озеленения города», — уверена профессор КФУ. По ее словам, Ново-Савиновский район — один из самых низкоозелененных районов Казани. «Единственное, что его спасает, — это кусочки зелени вдоль Казанки. Как эколог я не понимаю, почему любая застройка рассматривается с точки зрения уничтожения природного объекта. Город не должен развиваться за счет природных объектов», — считает Мингазова.
БАШНИ С ПЕРЕМЕННОЙ ЭТАЖНОСТЬЮ
Сама вчерашняя презентация продлилась больше двух часов — компании по очереди представляли свои проекты, причем некоторые из них подготовили аж по два варианта — вероятно, чтобы показать, что итоговая концепция может варьироваться и обсуждаться. Так и случилось — объявляя имена победителей, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева заметила, что первое место члены жюри единогласно отдали первому проекту компании MLA+, но и во втором их проекте были удачные наработки, так что вполне возможно, что какие-то идеи будут браться и оттуда. Проект шведов (а он, к слову, был очень щадящим и наверняка получил бы приз зрительских симпатий, потому что отличился бережным отношением к растущим на участке зеленым насаждениям) ЮИТ счел неподходящим по той причине, что получился похожим на уже реализуемый ими проект ЖК «Green».
Любопытно, что победила компания, представители которой не смогли присутствовать на встрече лично. Директор российского офиса заболела, поэтому презентацию придется представлять удаленно, пояснил архитектор проекта Арсений Бычков. По его словам, развитие идеи началось с задачи создания центрального ядра, которое могло бы стать центром притяжения к этому ЖК людей со всей округи. «Участок расположен рядом с зеленой территорией и с рекой, поэтому зеленое пространство, на наш взгляд, должно быть раскрыто в обе стороны», — рассказал архитектор. Поэтому парковочные места в компании решили разместить по периметру участка. На фасадную часть улицы проектировщики вынесли фасадную часть здания и супермаркет, а вдоль участка разместили 6 высотных башен. Они имеют разную этажность — чем темнее, тем выше. Центральная составляет 20 этажей, затем, ближе к набережной и лесу, этажность понижается до 10 этажей, рассказал Бычков. Восточная и южная части башен больше ориентированы на пойму Казанки, западная — в город, в сторону «Казань Арены». Паркинг в компании предложили сделать встроенными в нижние этажи башен — 4 этажа на севере и 2 на юге.
«Таким образом, центральная часть остается строго пешеходной, доступ осуществляется с улицы Гаврилова, дальше идет проход в зону леса и к реке. Парк расположен строго по центру, доступа у машин туда нет — он заканчивается по периметру», — рассказал представитель MLA+. В компании предусмотрели два варианта развития событий: первый предполагает меньше продаваемой площади и, соответственно, машино-мест (817 квартир и 831 парковочных мест), второй больше направлен на увеличение продаж и предполагает 1016 квартир и 954 парковочных места. Если в компании решатся использовать первый вариант, то этажность составит от 20 до 10 этажей (с постепенным понижением), если второй — то 20–15. Впрочем, понятно, что цифры пока весьма условны — может оказаться, что ЮИТ выберет для себя «золотую середину». Об этом мы наверняка узнаем ближе к концу года, когда уже начнется возведение жилого комплекса.
Затем настало время вопросов. Макарян, на лице которого читалось удовлетворение представленным проектом, тем не менее увидел в нем ряд недостатков. К примеру, неостекленные балконы. «Вы сделали открытые балконы. Но что с ними делать, если — мы уверены — через пару лет клиенты начнут их закрывать?» — поинтересовался он у представителей MLA+. Последние в ответ заметили, что при разработке проекта старались больше соответствовать архитектурной концепции финских домов, но при необходимости могут их застеклить — предусмотреть стеклянные блоки.
«ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАШ ДВОР ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОСТРАНСТВОМ?»
«Нам необходимо будет обеспечить выход людей к берегу, к набережной. В связи с этим вопрос: является ли ваш двор общественным пространством? И тогда где приватное пространство — детские площадки, как должно быть по нашему кодексу? Или, если это ваш внутренний дворик, как вы будете осуществлять выход жителей Казани к берегу?» — поинтересовалась у голландцев Прокофьева. «Мы предполагали, что пространство больше общественное», — пояснил в ответ Бычков. По его словам, территория могла бы быть открыта для всех желающих днем и закрываться ближе к вечеру, когда жителям комплекса необходимо больше приватного пространства. Впрочем, вопрос будет прорабатываться — все зависит от того, чего захочет клиент в лице ЮИТа и насколько важным ему будет сделать это пространство открытым для всех, отметили проектировщики. Проход к реке, по их словам, также может осуществляться по дорогам, расположенным по периметру здания. Более частные пространства для жителей комплекса возможно организовать на крышах парковок, озелененных кровлях.
Среди членов жюри был заслуженный архитектор РТ и РФ Герман Бакулин
Среди членов жюри был заслуженный архитектор РТ и РФ Герман Бакулин. Он признался, что тоже голосовал за проект победителей, поскольку вариант, предполагающий свободную композицию размещения высоток, показался ему наиболее приемлемым и лучше отвечающим требованиям природного окружения. «Они не повторяют регулярный город, который там совсем неподалеку, и это будет особенность места», — выразил надежду эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.