Казанский молочный комбинат на ул. Арбузова,7 - бывший завод «Вамина», который в последние годы арендовала компания «Просто молоко», нашла нового владельца Казанский молочный комбинат на улице Арбузова, 7 — бывший завод «Вамина», который в последние годы арендовала компания «Просто молоко», — нашел нового владельца Фото: president.tatarstan.ru

«НАШЕЛСЯ ПОКУПАТЕЛЬ, ВСЕ В РАБОТЕ»

Казанский молочный комбинат (КМК) на улице Арбузова, 7 — бывший завод «Вамина», который в последние годы арендовала компания «Просто молоко», — нашел нового владельца. Это крупный удмуртский агрохолдинг — ООО «КОМОС Групп». Об этом «БИЗНЕС Online» еще на прошлой неделе рассказали два источника на молочном рынке Татарстана: переговоры с КОМОСом тогда вступили в завершающую стадию. Информацию о том, что инвестор определен, нам подтвердил и замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов. «Нашелся покупатель, все в работе. Вопрос решается», — сказал он, отметив, что не знает деталей. Единственное, что смог твердо сказать замминистра, — Казанский молкомбинат должен снова запустить простаивающее ныне производство. «Заработает», — твердо пообещал нам Титов.

В «КОМОС Групп», впрочем, информацию пока не подтверждают и не опровергают: наш официальный запрос агрохолдингу пока остается без ответа. Замгендиректора по финансам «Татагролизинга» Линар Сафин в беседе с «БИЗНЕС Online» от комментариев по сделке отказался, а владелец «Просто молоко» Марат Муратов не брал трубку сотового телефона.

ООО «КОМОС Групп» зарегистрировано в Москве с тремя удмуртскими филиалами, конечными бенефициарами компании выступают предприниматели Андрей Осколков (через ООО «Аграрий Прикамья») и Андрей Шутов (через ООО «Село Зеленое»). В «зонтик» КОМОСа входит полтора десятка компаний, которые занимаются разными видами сельского хозяйства и сельхозпереработкой, а также дистрибьюцией товара. Так, группа КОМОСа занимается свиноводством, птицеводством, производством куриного яйца, производством и переработкой молока, переработкой рыбы и производством комбикормов. В Татарстане у ижевцев тоже есть актив — свиноводческий комплекс «Татмит-агро» (Сабинский район, село Шемордан), который КОМОС купил у пермского холдинга «Юмико» год назад. Он производит более 8,5 тыс. т свинины в живом весе в год. 

Одним из конечных бенефициаров «КОМОС Групп» выступает Андрей Шутов (через ООО «Село Зеленое»)Фото: tatarstan.ru

Молочное направление ижевского холдинга представлено пятью заводами в Удмуртии и Пермском крае: «Ижмолоко», «Сарапул-молоко», «Глазов-молоко», Кезский сырзавод и Пермский хладокомбинат «Созвездие». КОМОС перерабатывает 365 тыс. т молока в год и производит более 350 наименований молочной продукции под брендами «Варвара краса», «Ижмолоко», «Молочная речка», «Село Зеленое», «Топтыжка» и др.

Таким образом, с покупкой Казанского молзавода КОМОС увеличит объем молокопереработки примерно на 18%, то есть на 66–68 тыс. т ежегодно. Именно столько в последние годы перерабатывала в Казани УК «Просто молоко». Завод, напомним, кормил Казань всеми видами молочных продуктов: молоком, кефиром, ряженкой, сырами, йогуртами и сливочным маслом.

«МОЛОКОЗАВОД СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТОБЫ КИНУТЬ СВОИХ РАБОЧИХ»

КМК между тем простаивает уже две недели — с 30 июня, когда закончился срок его аренды между фактическим владельцем — АО «Татагролизинг» — и арендатором — ООО УК «Просто молоко». Последнее, кстати, и зарегистрировано по адресу завода — на Арбузова, 7. Как писала «Вечерняя Казань» со ссылкой на Муратова, 29 июня сотрудники молкомбината получили полный расчет, включая двухмесячную компенсацию. Но беда не только в том, что коллектив в 600 человек внезапно оказался без работы. Помимо всего прочего, котельная молкомбината обеспечивала горячей водой пять близлежащих домов — по улицам Олонецкой, Ново-Азинской и Арбузова. После закрытия завода их жители попросту остались без горячей воды и рискуют остаться осенью и без тепла. Так что вопрос поиска нового инвестора грозил еще и социальным скандалом. Кстати, еще в июне прошлого года «Просто молоко» просило власти Казани переключить 8 многоквартирных домов от собственной котельной по улице Академика Арбузова. В этом году в исполкоме города сообщили, что переключение жилфонда потребует 38 млн рублей.

Примерно в той же ситуации находится и нижнекамский молзавод — он также закрылся 30 июня, коллектив в 100 человек распущен.

Ранее со ссылкой на Муратова сообщалось, что 29 июня сотрудники молкомбината получили полный расчет, включая двухмесячную компенсацию Ранее со ссылкой на Муратова сообщалось, что 29 июня сотрудники молкомбината получили полный расчет, включая двухмесячную компенсацию Фото: «БИЗНЕС Online»

В простое завода убедился и корреспондент «БИЗНЕС Online». Попытки дозвониться в приемную директора КМК не увенчались успехом, молчат телефон отдела сбыта и телефон для подачи заявок. В понедельник в середине рабочего дня на проходной комбината запустение, тишина, машины на территорию завода не въезжают и оттуда не выезжают, нет и какого-либо движения людей через «вертушки». Охранники же наотрез отказались общаться с нашим корреспондентом, порекомендовав по всем вопросам обращаться в УК «Просто молоко» на ул. Лебедева, 4. «Все мои ответы будут нелегитимны», — с достоинством заметил мужчина на проходной.

Впрочем, там же нам удалось пообщаться с уволенной сотрудницей завода. По словам нашей собеседницы, на заводе никого нет, кроме охраны, комбинат не работает, все 600 рабочих уволены, а появившаяся ранее информация о двойных выплаченных окладах не соответствует действительности. «Это все вранье, 80 процентов уволенных сейчас судятся, — говорит сотрудница, отказавшись представиться. Предоставить нам телефоны работников, которые подали в суд, она отказалась. — Завод в последнее время работал с убытком. А о покупателе — да, говорят, но все это пока на уровне слухов. Конечно, если появится новый хозяин, то я бы вернулась. Где сейчас найдешь работу?»

Информацию о том, что коллектив завода недоволен увольнениями, нам подтвердил и председатель объединения профсоюзов Татарстана (ОПТ) Николай Мильченко. Он рассказал, что 12 июля сотрудники КМК, наконец, создали первичную профсоюзную организацию и в нее уже вступили 48 человек. «Когда уже жареный петух клюнул», — заметил Мильченко.

Он объяснил, что работники на заводе были оформлены не на постоянную, а на временную занятость на основе срочных договоров. Соответственно, после их истечения работодатель не обязан выплачивать никаких пособий. «Никто из людей по сокращению не уволен, никто им два выходных пособия не заплатил — их просто выкинули на улицу, ничего не дав. И даже документы не дают. Молокозавод сделал все, чтобы кинуть своих рабочих», — возмущается председатель ОПТ.

По его словам, профсоюз займется оспариванием массовых увольнений в суде. «Пока обхожусь штатом, но при необходимости дополнительно привлечем еще несколько юристов и все вместе до 30 июля подадим в суд, — говорит он. — Не только подадим, но и выиграем. У каждого из работников — от четырех до шести оснований для восстановления. Мы занимаемся и профсоюзниками, и непрофсоюзниками».

А шансы выиграть суд действительно есть — такие прецеденты уже начались в 2015 году, причем именно на КМК. Тогда несколько сотрудников комбината, среди них — кладовщик-грузчик и мастер участка реализации, через объединение профсоюзов Татарстана пытались в судебном порядке перевести свой трудовой договор из категории временных в категорию бессрочных и преуспели: суд встал на сторону работников, постановив восстановить их трудовые договоры и оплатить их вынужденный простой. Объединение профсоюзов РТ призвало всех сотрудников КМК не бояться и отстаивать свои права в суде, но, по-видимому, практика осталась точечной: Муратов, сам арендовавший завод год за годом, не стал обещать сотрудникам бессрочную занятость. «Четыре суда мной уже выиграно», — отметил Мильченко.

Работники Казанского молкомбината действительно были уволены с истечением срока действия трудовых договоров, подтвердили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минтруда РТ. «Уволившиеся сотрудники могут обращаться в центры занятости, где им будут оказаны необходимые государственные услуги, в том числе по подбору работы», — дежурно отметили в министерстве, добавив, что на 11 июля свободных вакансий по Казани — 17 438.

Марат Муратов, сам арендовавший завод год за годом, не стал обещать сотрудникам бессрочную занятость Марат Муратов, сам арендовавший завод год за годом, не стал обещать сотрудникам бессрочную занятость Фото: «БИЗНЕС Online»

 «НЕ ХВАТАЕТ ТВОРОГА, ПО ТВОРОГУ БЕДА!»

Но вернемся к сделке, которая выглядит поистине спасительной. Ранее глава минсельхозпрода РТ Марат Ахметов заявлял «БИЗНЕС Online», что на Казанский молкомбинат претендовали два покупателя — «Башкирское молоко» и итальянский Parmalat (входит во французскую группу Lactalis). По нашим сведениям, приценивались и татарстанские компании — группа «Нэфис» Ирека Богуславского, холдинг «Агросила», близкий Ильшату Фардиеву, и компания «Эссен Продакшн» Леонида Барышева. Однако, по сведениям нашего источника, проблема оказалась в цене — «Татагролизинг» заломил за актив 1,1 млрд рублей, чем отпугнул, в частности, «Нэфис». Для «Агросилы» же КМК, как отмечали наши эксперты, расположен не очень удобно — холдинг развивается в основном в Закамье и выкупил другой ваминовский завод — набережночелнинский.

В итоге из международной корпорации, трех местных (а между тем минсельхоз с самого начала «раздачи» активов «Вамина» заявлял о приоритете именно татарстанских инвесторов — «все своим») и двух поволжских производителей победу одержала именно ижевская компания. Можно лишь предполагать, что решающую роль сыграл торг — «Татагролизингу», скупившему долги молочной империи в банкротстве, нужно вернуть деньги кредитору как можно скорее. Видимо, удмурты предложили самую «вкусную» цену.

Какая это могла быть цена? Эксперты «БИЗНЕС Online» затруднились оценить завод, не побывав предварительно на площадке. Можно привести лишь приблизительные выкладки. Так, например, зимой 2017 года в Поволжье продавался молокозавод без указания местоположения мощностью свыше 400 т молока в сутки (у КМК, напомним, мощности — 600 т в сутки, в 90-е годы принимал до 700 т в сутки). Этот завод со схожим ассортиментом товара (молочка, кисломолочные продукты, йогурты, сыры, масло), с 200 работниками и среднемесячным оборотом в 60 млн рублей был выставлен на продажу за 500 млн рублей. Таким образом, исходя только из мощности, КМК может стоить не менее 750 млн рублей.

Впрочем, по мнению экспертов, несмотря на то что Муратов успел заняться частичным переоборудованием казанского завода и купил для него новую сербскую линию по розливу ПЭТ за 60 млн рублей, актив требует серьезных вложений. «На самом деле КМК находится не в очень хорошем состоянии. Во-первых, требуются инвестиции для того, чтобы дополнить линейку продукции теми позициями, которые в составе холдинга „Просто молоко“ производили другие площадки. Например, сыры. Во-вторых, несмотря на то что предприятие в рабочем состоянии, ему тем не менее необходимы деньги на плановую модернизацию. И в-третьих, в последнее время комбинат работает не в полную силу. Требуются вложения в восстановление оборотов предприятия. Идеально, если новый игрок будет располагать мощной сетью дистрибьюции хотя бы в радиусе 500–600 километров от Казани», — рассказывала «БИЗНЕС Online» Мария Яшенкова, гендиректор и владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг».

Не так давно в интервью «БИЗНЕС Online» директор казанского молочного завода Danone Владимир Шатунов подтверждал плачевное состояние комбината. «По информации компетентных источников, не вкладывалось даже в поддержание внутреннего состояния, не говоря уж о внешнем», — отмечал он. По мнению Шатунова, приводить завод к европейскому уровню гораздо тяжелее, чем построить новый, либо это нужно делать серьезно и поэтапно. «По-хорошему, если есть средства, экспертиза и знания, как это можно сделать, года достаточно. Это если просто остановить завод и заняться его восстановлением. В этом случае лет через 10 можно выйти на гарантированную прибыль. Если реконструкцию делать поэтапно, по отдельным корпусам, то лет за пять завод можно полностью „вытащить“ по качеству продукта. Тогда можно будет получать прибыль в течение одного-двух лет. Но завод будет очень медленно двигаться вперед», — рассказал Шатунов.

А может, выгоднее было продавать КМК не как молкомбинат, а как производственную площадку или вообще землю под жилье? Эксперт по бизнес-консалтингу, владелец казанской компании «Верное решение» Сергей Маслехин дает отрицательный ответ. «Там, во-первых, специфические коммуникации, специфические цеха. Молочное производство подразумевает гигиенические цеха для пищевого производства, специальные очистные сооружения. Под размещение непищевой промышленности они не подойдут. Довольно большой водооборот. Логичнее было бы использовать площадку под производство, которое использует много воды, — например, розлив безалкогольных напитков. Потом те же чаны, нагревальни — их иногда проблематично демонтировать из помещения. Тот же самый «Юнимилк», покупая «Эдельвейс-М», как раз и брал его потому, что он уже специфично подготовлен. Поэтому продажа актива как непрофильного, скорее всего, сбросит цену», — рассуждает Маслехин.

По его мнению, выгоднее всего продавать подобные площадки не единому инвестору, а как агропарк для некрупного бизнеса. «Например, кто-то будет заниматься в нем твердыми сырами, кто-то — мягкими сырами, кто-то — «кисломолочкой». Кто-то будет принимать молоко», — рассуждает он. И даже крупному инвестору, по мнению эксперта, нужно создавать вокруг себя кластер из малого бизнеса, с которым можно кооперироваться.

А кроме того, у инвестора, по его мнению, есть реальный шанс занять хорошую рыночную нишу с помощью удачного выбора продукции. «Почему бы не делать какие-нибудь творожки? Не даноновскую номенклатуру, а какой-нибудь сыр «Омичка»… Или творог обезжиренный. Почему у нас на рынке присутствуют пятикилограммовые ведра творога, привезенные из Саратовской области? Не хватает творога, по творогу беда! — рассуждает владелец компании «Верное решение». — И сыворотки производства у нас практически нет. «Вамин» принимал сывороточные продукты, а теперь у нас сыворотки нет».

Несмотря на то, что на заводе была установлена новая сербская линия по розливу ПЭТ за 60 млн рублей, актив требует серьезных вложений Несмотря на то что на заводе была установлена новая сербская линия по розливу ПЭТ за 60 млн рублей, актив требует серьезных вложений Фото: president.tatarstan.ru

«ЛУЧШЕГО ПУТИ ВЫЙТИ НА КАЗАНСКИЙ РЫНОК, ЧЕМ ПОКУПКА ЗАВОДА, И БЫТЬ НЕ МОГЛО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» порассуждали о грядущей сделке и о перспективах КОМОСа на казанском рынке. 

Мария Яшенкова — генеральный директор и владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг» (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла):

— По молоку КОМОС начал активную экспансию на рынок Татарстана два-три года назад, как и в другие регионы ПФО. Была поставлена задача активно развиваться, наняты менеджеры федерального уровня. У компании есть собственная дистрибьюторская компания, в родном регионе они располагают собственной торговой розницей — более 300 точек. Их тесты оказались положительными, продажи в Казани пошли. Это город-миллионник — многие компании сюда стремятся. Поэтому неудивительно, что фирма заинтересовалась Казанским молокозаводом. Лучшего пути выйти на казанский рынок, чем покупка завода, и быть не могло, и я думаю, что с большой вероятностью данная задача будет выполнена. КМК занимал существенную долю на полках Казани. По отдельным видам продукции, например кефиру или творогу, — до 50 процентов. По всему Поволжью он занимает около 3 процентов рынка молочной продукции. Так что сейчас если они запустятся в Казани, то сразу займут приличную долю рынка. Единственная проблема — их бренды не очень известны в Татарстане.

Я думаю, что, вероятнее всего, КОМОС купил актив за первоначальную цену — 1,1 миллиарда рублей: «Татагролизинг» таким образом покрыл тот дисконт, который предоставил покупателям остальных заводов «Вамина». Например, сырный завод в Мамадыше, который ушел Марату Муратову, вряд ли был продан за 3 миллиарда, хотя это абсолютно новая площадка, с нуля стройка обошлась бы в 2,5–3 миллиарда рублей.

Конечно, для татарстанских производителей это стресс, это приход конкурента. И немного странно, что от актива отказалась «Агросила», ведь, купив одновременно и челнинский, и казанский молокозаводы, она могла бы покрыть большую часть Татарстана. Но компания решила сосредоточиться в Закамье. Но в наиболее сложную ситуацию попадет сейчас ЗМК — они приобретают на своей основной территории сильнейшего конкурента

Мария Жебит — директор по связям с общественностью «Союзмолока»:

— Молочные заводы в Татарстане остаются привлекательными объектами для инвестирования благодаря стабильной сырьевой базе, которая есть в республике. Татарстан, как и Удмуртия, производят большой объем молока-сырья, что позволит инвесторам уверенно развивать переработку. Это также регион с высоким потреблением молочных продуктов. В связи с этим активом интересовались, как нам известно, и другие крупные компании.

Вероятнее всего, в первое время завод может сосредоточиться на выпуске традиционной цельномолочной и кисломолочной продукции. Цены в данном случае диктует рынок — снижение покупательной способности населения не дает переработчикам увеличивать свою маржу.

Цена будет зависеть от объема накопленных долгов и необходимости вложения в модернизацию завода, в том числе в преддверии введения электронной ветеринарной сертификации, которая потребует от каждого завода многомиллионных инвестиций.