Татьяна и Александр Голубевы решили осваивать новое для себя направление – предоставление услуг в сфере туризма – в 2003 году. Пять лет – достаточный срок, чтобы подвести первые итоги своей турфирмы "Мистраль". И наметить для себя новые рубежи. В случае победы в конкурсе "Семейный бизнес", где главный приз – кредит на 10 млн. рублей на льготных условиях - сделать это будет легче.

- Татьяна, расскажите, как вы начинали свой бизнес?

- Пять лет назад мы с мужем взяли в аренду помещение и открыли туристическую фирму. Решили открыть бизнес именно в сфере услуг, так как не хотели связываться с производством и со складами. Раньше мы занимались другим видом деятельности, но, так как оба любим путешествовать и проводить отдых активно, решили открыть именно туристическую фирму. В то время туристическая отрасль была не такая развитая, как сейчас. Я прошла обучение и получила лицензию. Так наше увлечение стало нашей работой.

- Сколько вы инвестировали в открытие своего бизнеса?

- Больших первоначальных инвестиций не было. Мы вкладывали собственные средства. Нужно было оборудовать офис: купить компьютеры, подключить Интернет, и, естественно, нужны были работники.

- Очевидно, что на первоначальном этапе было немало трудностей.

- Вы правы. Но мы привыкли много работать, и, в общем, нам было не очень сложно. Если ты делаешь качественно свою работу - трудностей не бывает. Существуют просто ежедневные задачи, которые надо своевременно решать. Трудности возникают, когда накапливаешь проблемы. Мы их не копим.

- Насколько сильно увеличилась ваша клиентская база на сегодняшний день?

- Стабильность работы компании во многом зависит от наличия постоянных клиентов, которые, по сути, и являются самой лучшей рекламой. Сейчас у нас уже много туристов, многие из них ездят отдыхать по несколько раз в год, и база постоянно увеличивается. Мы чувствуем себя уверенно на рынке. Это позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом. Секрет в том, что мы не стараемся привлекать новых клиентов скидками. Мы привлекаем клиентов профессионализмом и своим отношением. Мы гордимся своими клиентами и любим их.

- Какие трудности существуют в вашем бизнесе на данном этапе?

-  Пожалуй, это очень большая конкуренция. Сейчас открылось много различных туристических агентств, которые перетягивают клиентов скидками и заниженными ценами. Но таков закон развития бизнеса. Мы готовы к этому. У нас есть свои способы работать в мире жесткой конкуренции. Самое главное - правильно позиционировать себя.

- Какой вклад в развитие семейного бизнеса вносит каждый член вашей семьи?

- Муж отвечает за стратегическое развитие компании, за рекламу, за продвижение бренда, работает с сайтом. Я занимаюсь текущим руководством компании, кадрами и финансами. Наши дети и мой племянник тоже нам помогают - работают менеджерами. Сын занимается рекламой. Племянник работает с нашим сайтом.

- Возникают ли разногласия между членами семьи по поводу ведения бизнеса?

- Возникают. Но все спорные вопросы мы стараемся решать мирным путем - переговорами. Я считаю, что именно в эти моменты мы и вырабатываем верное решение.

- Расскажите какой-нибудь интересный случай из вашей практики.

- Однажды нам из заграницы звонит взволнованная женщина, наш клиент, и просит: "Срочно переправляйте меня обратно. Мои билеты и деньги украли!". Мы посоветовали ей поискать внимательнее в багаже. "Нет-нет, у меня ничего не осталось! Что я буду делать здесь оставшееся время?". Можно только представить, что чувствовала в тот момент женщина. Естественно, мы стали решать ее проблему, искать оптимальные пути, как вернуть клиента на родину. Через час – вновь звонок. Счастливая и довольная, она сообщила, что пропажа обнаружилась на дне чемодана. И такое бывает.

-  Каков ваш семейный девиз?

- Жизнь так быстро меняется, что на каждом этапе – свои девизы. На данный момент – "Постоянно самосовершенствоваться!".

- Назовите принципы, которые вы никогда не нарушите.

- Мы никогда не будем врать или давать клиенту недостоверную информацию. Стараемся всегда все делаем вовремя, никогда не опаздывать. И последний принцип - не заводи себе врагов.

- Как вы собираетесь развивать бизнес в дальнейшем?

- Мы планируем открыть второй офис и запустить новый туристический портал в Интернете.

- Какие нюансы существуют в вашем бизнесе?

- Главное – иметь полную и достоверную информацию о той стране, отеле, гостинице, куда ты отправляешь клиента. Ведь если на месте что-то окажется не так - доверие пропадет. Поэтому везде надо побывать самим, попробовать, а как там.

-  Какие туры сейчас наиболее популярны?

- Зависит от сезона. Вообще, российские туристы сегодня самые многочисленные, продвинутые и популярные за рубежом. В Турцию, например, сейчас из Казани на 10 дней вперед все рейсы забронированы, несмотря на то, что значительно выросли цены.

- Что посоветуете туристам, которые сейчас летят в теплые страны?

- Прежде чем ехать, желательно изучить страну. В офисе обычно не очень много времени, чтобы рассказать об особенностях той или иной культуры, хотя мы и даем туристам памятку и стараемся все объяснить. Нужно учитывать, что перелет из холодного времени года в теплые страны - стресс для организма. Нужно приготовиться к тому, что в дороге может быть не всегда все гладко. Мы не можем гарантировать на сто процентов, что самолет прилетит минута в минуту, что ничего не потеряется. Поэтому просим быть внимательными. Есть и такой нюанс - если турист едет в экзотическую страну, нужно сделать все необходимые прививки.

- Что вы собираетесь делать с кредитом на 10 миллионов рублей, если выиграете в конкурсе "Семейный бизнес"?

- Будем открывать еще один бизнес. У нас есть уже проект, не связанный с туризмом.


Лейсан Сеидова, "где Деньги", 22.09.2008