Какую роль сыграли в подписании договора Минтимер Шаймиев и Сергей Шахрай? Почему не получилось договориться Москве и Грозному? Что требовали горячие головы, которые хотели «утихомирить Казань»? О разных аспектах договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и Республики Татарстан рассуждают владелец группы компаний «ДАН» Исмагил Шангареев и политик, философ, журналист Нурали Латыпов.
«ДА ЭТО ЖЕ НОНСЕНС! КАК ЭТО МОЖНО БЫТЬ СУВЕРЕННЫМ И ОДНОВРЕМЕННО ВХОДИТЬ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!»
Исмагил Шангареев: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан — исторический документ, аналогов которому в истории современной России нет. Почему исторический? Да потому, что со дня на день он может уйти в историю, как и сама идея федерализации, реализованная, правда, только в отношении Республики Татарстан. В условиях, когда многие политологи — кто с радостью, а кто с сожалением и тревогой — ожидают конца договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, я бы хотел обратиться к его началу. Передо мной сидит один из участников создания этого исторического документа — Нурали Латыпов. Он на момент подписания договора был советником вице-премьер-министра РФ Сергея Михайловича Шахрая, который 20 июля 1994 был назначен председателем комиссии при президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Итак, Нурали Нурисласмович, как все это начиналось? Ведь все это было буквально на ваших глазах.
Нурали Латыпов: Это было не просто на моих глазах. Я был в самых недрах этого процесса. Большая команда квалифицированных специалистов готовила этот договор под руководством вице-премьера Сергея Михайловича Шахрая и вице-президента Татарстана Василия Николаевича Лихачева. На мою долю выпала миссия повернуть мозги юристов Белого дома, которые восклицали: «Да это же нонсенс! Как это можно быть суверенным и одновременно входить в состав Российской Федерации!»
Я им ответил двумя тезисами.
Первый тезис: вы все получали высшее образование и, соответственно, все философию изучали. И потому не можете не помнить, что слово «диалектика» в марксистко-ленинской философии приветствовалось, не говоря уже про труды Гегеля, откуда эта диалектика была привнесена.
Диалектика — это реальность нашей жизни, и если рассуждать диалектически, то с разграничением полномочий все нормально, поскольку, в сущности, это есть борьба единства и противоположностей.
Второй тезис: в отличие от вас, я прошел все горячие точки Советского Союза и не понаслышке знаю, как неосторожные слова или борьба за дефиниции приводили к пролитию рек крови. В общем, мне тогда удалось провести философско-методологическое обоснование, которое здорово помогло выстраиванию профессиональными юристами уникального на тот момент договора о разграничении полномочий.
Исмагил Шангареев: Известно, что один из главных вопросов, по которому шли споры, — определение собственности совместного ведения, в частности — переговоры о совместном финансировании ряда крупных программ, таких как поддержание уровня нефтедобычи, решение экологических проблем, доставшихся в наследство от Советского Союза, реконструкции нефтехимических производств, ГРЭС и других стратегических объектов.
Ключевой фигурой переговоров был, вне всякого сомнения, Минтимер Шаймиев, который ясно видел, что «надо договариваться». И делать это, невзирая ни на какие кажущиеся противоречия, но при этом помнить, что «никто не должен искать кажущиеся выгоды для себя — ни одна сторона». На тот момент истории Минтимер Шаймиев совершил, казалось, невозможное — в составе Российской Федерации появилось первая и единственная республика, чей статус был подтвержден договором о разграничении полномочий.
В КАЖДОМ ЭМИРАТЕ СВОИ ЗАКОНЫ И ПОРЯДКИ. И ЧТО? ОТ ЭТОГО ЭМИРАТСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ?
Нурали Латыпов: Вне всякого сомнения, это был смелый шаг к реальному федерализму, и он оправдался не на 100 процентов, а на 200. И это закономерно, потому как успешные государства, особенно в экономическом плане, имеют, как правило, реальную федеративную систему.
Соединенные Штаты Америки — по сути, объединенные государства. Каждый штат представляет собой реальное минигосударство в составе федерации. И с законодательной точки зрения признается совершенно нормальным, что в одном штате смертная казнь практикуется, а в другом осуждается и запрещается. И ничего, и не упали небеса на головы американцев.
Возьмите Федеративную Республику Германия. Это объединение земель. Земля там — «государство-член» федерации, которое имеет колоссальные полномочия. По сути, это союз государств, и как он эффективно работает, мы все хорошо знаем.
Возьмем, уважаемый Исмагил Калямович, близкий пример для вас. Объединенные Арабские Эмираты, где у вас успешный бизнес — по сути, федеративное государство, которое сегодня уважают все: и Восток, и Запад. Хочу подчеркнуть, что отец-основатель Объединенных Арабских Эмиратов Шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян изначально создавал эту самую прогрессивную и успешную страну Ближнего Востока как федерацию, в которой каждый эмират имеет статус государства. В каждом эмирате свои законы и порядки. И что? От этого эмиратская федерация трещит по швам, возникают какие-то проблемы?
Будь в Советском Союзе подобный подход к разграничению полномочий, он мог бы успешно трансформироваться в Евразийскую Федерацию. И в этом у меня нет сомнений.
После распада Советского Союза мы смотрим на все, что связано с федеративным устройством, с большим страхом. Как говорится, обжегшись на молоке, дуешь и на воду.
12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР, и с этого момента началась ползучая цветная революция. Да, уважаемый Исмагил Калямович, первый «майдан незалежности» был изобретен в Москве, когда обретшая суверенитет Российская Федерация инициировала социальную детонацию и развал Советского Союза.
Исмагил Шангареев: Сегодня уже ни для кого не секрет, что ползучая цветная революция в нашей стране продолжалась начиная с 12 июня 1990 и по август 1991 года. Ее последствия привели к глубокой деградации экономики, беспрецедентному по своим масштабам перекачиванию ресурсов из Российской Федерации в иностранные банки, кровавым локальным конфликтам и, прежде всего, тяжелейшей войне в Чечне.
Нурали Латыпов: И поэтому у нас фантомные боли. Страх развала. И надо все-таки отдать должное Сергею Михайловичу Шахраю, который смог даже такого недалекого политика, как Ельцин, убедить в необходимости создания договора о разграничении полномочий с Татарстаном.
8 ВЫГОД ДЛЯ ТАТАРСТАНА ОТ «ДОГОВОРА БЕЗ НАЧИНКИ»
Исмагил Шангареев: В свете сказанного очень странно звучит утверждение «источника, близкого к Кремлю» о том, что договор о разграничении полномочий — это «договор без начинки», и он, по сути, ничего не решает, поэтому федеральный центр не хочет идти навстречу Татарстану, для которого документ имеет символическое значение».
Давайте, однако, посмотрим в общих чертах на суть того, что давал Татарстану этот «договор без начинки»:
— во-первых, органы государственной власти Республики Татарстан могли самостоятельно осуществлять правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования;
— во-вторых, решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями, организациями, другим движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенными на территории Республики Татарстан, являющимися исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана, за исключением объектов федеральной собственности;
— в-третьих, устанавливать систему государственных органов Республики Татарстан, порядок их организаций и деятельности;
— в-четвертых, устанавливать и поддерживать отношения, заключать договоры и соглашения с республиками, краями, областями, автономной областью и автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом Российской Федерации;
— в-пятых, участвовать в международных отношениях, устанавливать отношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и договору, участвовать в деятельности соответствующих международных организаций, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
— в-шестых, предоставлять республике полномочия, которых не было ни у одного другого российского региона, — помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан;
— в-седьмых, регулировать вопросы республиканского гражданства;
— в-восьмых, определять порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы.
И это только малая часть «договора без начинки», который, несмотря на свою «символичность», волновал сторонников унитарного государства в 1994 году, и особенно беспокоит сейчас как прецедент реального федерализма.
Хорошо известно, что в 31 субъекте Федерации проект российской Конституции поддержки не получил. В интервью корреспонденту «Независимой газеты (от 6 февраля 1994 года) первый президент РТ Минтимер Шаймиев отмечал, что «мы опять пошли по пути легких решений, потому что построить империю и унитарное государство в меньших масштабах на месте бывшего Союза кажется намного проще, чем строить демократическую федерацию». Этот единственный в своем роде договор о разграничении полномочий с самого начала был для федерального центра как красная тряпка для быка, хотя Борис Ельцин и депутаты Верховного Совета преподносили его как огромное достижение ради сохранения Российской Федерации.
«БЕЗВЫХОДНОЙ БЫВАЕТ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ, КОГДА РАЗУМНЫЙ ВЫХОД НЕ УСТРАИВАЕТ ОБЕ СТОРОНЫ»
Нурали Латыпов: Отвлекаясь от деклараций Ельцина, хочу еще раз вернуться к самому процессу создания этого договора. Что было важно в моем общении с теми сотрудниками Белого дома, которые этот договор выстраивали? Я настаивал на том, что кроме философско-методологической линии признаком любой успешной политики является такая ситуация, при которой обе стороны сохраняют свое лицо. Есть такая американская поговорка: безвыходной бывает такая ситуация, когда разумный выход не устраивает обе стороны. Очень точно сказано. В нашем случае надо было найти такой выход, который бы устроил обе стороны. И мы его нашли: и Москва и Казань сохранили свое лицо.
И вот я в этой связи думаю: ведь точно также мы могли дать сохранить свое лицо и Грозному. Но здесь возобладали простые решения. Говорят: дьявол кроется в деталях. Но дьявол стоит и за простыми решениями. Простые решения имели место, когда министр обороны Павел Сергеевич Грачев сказал, что одним воздушно-десантным полком он решит все проблемы в Чечне. Посмотрите, мы до сих пор расхлебываем последствия этого решения. А, кстати, были горячие головы, которые и Казань хотели «утихомирить». Вы можете себе представить войну между двумя, по сути, государствообразующими нациями? Вот какая была альтернатива у договора о разграничении полномочий с Татарстаном…
Как я уже говорил, мне не понаслышке известно, что такое недооценка «национального вопроса». Как сейчас помню, так называемые «ошские события» с эпицентром в городе Узгене. Парадоксально, но это город моей мамы, тихий, улыбчивый, провинциальный, где в те роковые дни я увидел такой разгул бессмысленного в своей жестокости зверства, на которое способны только потерявшие человеческое обличие люди. Звери просто на такое неспособны. И, поверьте, остановить эту вакханалию насилия было непросто. А печально известные «ферганские события»? А Карабах? А Сухуми? Я был везде как военный корреспондент и видел, чего стоят ошибки неграмотных самонадеянных политиков. Отсюда мое особое отношение к договору о разграничении полномочий, давшему умеренному крылу политической элиты Татарстана прочную платформу для созидания, и обуздавшему бесов, которые всегда ждут момента, чтобы вырваться наружу лавиной «народного гнева».
Исмагил Шангареев: Сегодня явно ангажированные журналисты пытаются убедить общественное мнение, что главным противников федерализма по татарстанскому образцу в России является администрация президента РФ. Но факты — вещь упрямая. В 2007 году именно Путин поставил свою подпись под договором о разграничении полномочий с Татарстаном сроком на 10 лет, признав тем самым его целесообразность как непреходящего тренда стабильности. В сравнении с первым вариантом договора, в создании которого вы, Нурали Нурисламович, активно участвовали, в новой редакции полномочия Казани были значительно сокращены, но республике оставили право на совместное с Москвой решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана.
Работая последние годы в Объединенных Арабских Эмиратах, я мог воочию наблюдать, какие большие преференции в общении с мусульманским миром дал Российской Федерации этот договор, позволив президенту Татарстана Рустаму Минниханову создать прочный мост делового и культурного сотрудничества с государствами Ближнего Востока, используя преимущества федерализма во благо всех народов России. Совсем недавно в Дубае состоялся бизнес-форум «Татарстан – ОАЭ: торгово-инвестиционное сотрудничество». В рамках своего выступления на форуме президент Минниханов особо подчеркивал, что Татарстан — один из ведущих и промышленно развитых регионов России. При этом он отметил: «Мы — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая республика. У нас развита нефтехимия, производятся автомобили, самолеты, вертолеты, суда, машиностроительная продукция. Татарстан экспортирует более 50 процентов промышленных товаров и практически полностью обеспечивает себя продукцией сельского хозяйства. Особое внимание уделяется инновационному развитию. Сегодня республика — лидер российского национального рейтинга состояния инвестиционного климата».
Сегодня Татарстан — реальная точка роста во всех сферах экономики. И не здесь ли кроется причина того, что отдельные российские политики так торопятся отказаться от договора о разграничении как прецедента успешного федерализма?..
Нурали Латыпов: Вот хороший пример успешности этого договора. Помните стенания по поводу гигантских затрат на строительство стадиона «Зенит Арена», который кто-то очень точно в интернете назвал «питерским позором»? А между прочим, за пару лет до этого был прекрасно выстроен за гораздо меньшие деньги стадион «Казань Арена». Налицо разный подход к делу: разграничение полномочий, разное рыночное мышление. Получается, что свобода принятия решений на региональном уровне реально дорогого стоит.
И еще несколько слов о свободе. После революции 1917 года, когда была введена жесткая централизованная экономика, Ленин быстро понял, что страна оказалась на смертном одре, и была срочно проведена замена продразверстки продналогом. Пришло понимание, что как воздух нужна экономическая свобода, и Ленин инициировал введение новой экономической политики (НЭП), которая дала стране возможность выжить.
Так вот, этот договор о разграничении полномочий был своеобразным НЭПом. Экономике пилотного региона были даны расширенные полномочия, и этот регион их успешно реализовал. Почему мы не учимся на этом опыте? Надо подключать и другие регионы. Да, арестовывают губернаторов, пугают, что любая свобода закончится бесконтрольной коррупцией. Но на деле получается, что дана слишком большая свобода воровства и нет реальной свободы для легальной экономики.
Перефразируя известную поговорку: нам важно задуматься, как бы не выплеснуть с грязной водой и ребенка. Мы как-то очень хорошо приспособились «выплескивать ребенка и оставлять грязную воду». В очередной раз мы к этому идем.
Хочу привести еще один пример. Вот мы сегодня пытаемся изо всех сил догнать Израиль, Соединенные Штаты по беспилотникам. Это парадоксально. Страна, которая имела во всех городах, даже малюсеньких, авиамодельные кружки, где эти беспилотники мастерили юные техники, покупает их сегодня у Израиля. Мы свой потенциал с беспилотниками бездарно растранжирили, и теперь будем начинать с нуля или даже с отрицательной величины. Мы в этом плане вообще впереди планеты всей — убивать своих успешных детей.
Договор о разграничении полномочий — еще одно редкое, успешное дитя в новейшей истории нашей страны. Нам нужно сделать из этого договора точку роста, и Татарстан показал, что он может быть такой точкой роста. Значит, надо потихонечку подключать и другие регионы, в том числе и Крым, и пытаться успешных руководителей экономики Татарстана делегировать в другие регионы в качестве консультантов по внедрению накопленного опыта экономического строительства. То есть надо развивать, а не убивать это дело.
Блог Исмагила Шангареева.
Размещается на платной основе
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.