... Экспертная комиссия выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх

«Я ДУМАЮ, ЧТО В ИТОГЕ МЫ ПОЛУЧИМ КОНЦЕПЦИЮ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ»

Сегодня КНИТУ-КАИ созвал всех журналистов и неравнодушных жителей города на презентацию проекта-победителя конкурса по созданию концепции интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144. Сенсации не получилось: экспертная комиссия в составе 7 человек под председательством ректора КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх. 

Напомним, что в апреле этого года КНИТУ-КАИ перевез от шестого здания университета по улице Дементьева на территорию восьмого здания по улице Четаева сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В вузе заявили о намерениях привести машину в порядок и сделать на ее базе интерактивный музей техники. КНИТУ-КАИ объявил конкурс на лучший проект, было отобрано четыре варианта — воронежской компании Polymedia, московской компании «Зарница», петербургской фирмы «Викинг» и татарстанского творческого объединения «Самрух». 17 июля вуз объявил старт голосования за проекты четырех компаний, результаты которого должны были учитываться при заседании экспертной комиссии. Пользователи интернета отдали предпочтение проекту «Зарница» — он набрал 187,5 тыс. голосов, еще 100 тыс. голосов оказались в виртуальной копилке «Самруха». Именно они и стали финалистами конкурса авиационного университета.

«Нам оба проекта очень понравились. Конечно, это очень предварительные наброски. Я думаю, что в итоге мы получим концепцию гораздо более сильную. Они еще сами не знают, насколько масштабен этот проект», — заверил ректор КНИТУ-КАИ, открывая презентацию. Кто именно будет выбран окончательным победителем и по каким критериям он будет выбираться, в вузе не пояснили. Однако проректор по хозяйственной работе вуза Алексей Огонев, общаясь с журналистами, заметил, что есть два варианта развития событий. Первый — с учетом всех минусов компании заново презентуют проект, и один из них будет выбран победителем. Второй вариант может представлять собой союз двух компаний. «Мы увидели как плюсы, так и минусы в разных концепциях. Но эти плюсы были разными, и поэтому нельзя было увидеть, какая концепция будет лучше. Минусы тоже были изложены организациям, и было предложено доработать.  И тогда мы уже выберем ту, которая лучше», — объяснил проректор.


Например, по словам Огонева, участникам было предложено убрать статичные экспонаты из самолета — их можно поставить и на территории вуза за пределами летательного аппарата. Кроме того, необходимо было продумать для гостей так называемое место для ожидания, где группа туристов сможет не просто скучать до предоставления права зайти в музей, но и как-то развлекаться.

Максим Мажоров Максим Мажоров отметил, что в будущем авиационном комплексе должно быть несколько зон

АТТРАКЦИОН С АВИАЦИОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИНТЕРВЬЮ С ТУПОЛЕВЫМ И СТЮАРДЕССЫ ПРИ ВХОДЕ

Появившись на сцене, представитель ПО «Зарница» Максим Мажоров сразу заявил, что его компания неоднократно занималась подобными проектами. Например, производственное объединение создавало интерактивный музей в КГЭУ, интерактивный музей космонавтики, центр финансовой грамотности и детский центр «Зарница», который находится в «Казань Арене».


В будущем авиационном комплексе, по проекту «Зарницы», должно быть несколько зон. Помимо основной — музея в самолете — отдельно должен стоять пристрой с кинотеатром и исторической частью музея, где посетители смогут с легкостью собрать и разобрать мощный двигатель самолета, вооружившись очками виртуальной реальности. «Зарница» предлагает приковать внимание туристов и к ночному виду музея, создать картину, которая будет завораживать проходящих мимо людей, превращая объект в магнит для поклонников селфи. В самом самолете посетители смогут пройти ряд тестов, которые определят уровень их профпригодности к летному делу и ознакомятся с реальной голограммой Ту-144, а также увидят историю создания самолета от чертежа до превращения в музей. В аэродинамической трубе  с помощью специального пульта можно будет поуправлять движениями полета, а демонстрационный комплекс поможет увидеть и потрогать все части самолета и понять, как он летает.  Самое же интересное должно ждать посетителей в «ретро-зале», где с помощью веселых тестов на знание авиации будут определены два человека, которые смогут попасть в кабину пилота и даже поуправлять им. Оставшиеся пассажиры с помощью тех же очков виртуальной реальности ощутят на себе все прелести полета на сверхзвуковом летательном аппарате.

Альберт Шакиров Альберт Шакиров рассказал свое видение музея: при входе в самолет посетители попадают в кинозал, где смогут посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья

Альберт Шакиров из творческого объединения «Самрух» поведал залу свое видение будущего музея в Ту-144. По словам Шакирова, при входе в самолет посетители попадут сразу в темный кинозал, где смогут на вогнутом экране посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья. В пассажирских креслах инженерного зала сидят фигуры — величайшие ученые России и мира, которые расскажут о своих изобретениях. В самолете можно будет пообщаться и с главным конструктором Ту-144 Андреем Николаевичем Туполевым, который в виде проекции дает реальное интервью (из кинохроники) о том, как он стал авиаконструктором. 


Там же можно будет управлять самолетами, модели которых придумал Туполев. Не упустили создатели и современную тенденцию, столько полюбившуюся молодежи: в кабине планируется разместить квест-комнату, где посетители смогут подготовиться ко взлету. По концепции «Самруха», музеефикация должна затрагивать не только сам борт, но и пространство вокруг него. Так, на территории вокруг самолета расположатся скульптурные фигуры наземных служб гражданской авиации: два механика проверяют шасси самолета, стюардесса встречает пассажиров у трапа. 

Заметим, что стоимость двух проектов значительно отличается: на первый придется потратить порядка 60 млн рублей, второй же значительно дешевле — около 30 млн рублей. Тем не менее, как заявил Гильмутдинов, цена вопроса на принятие решения не влияет. 

Оксана Орачева Оксана Орачева объяснила, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет

«ИНТУИТИВНО ПОНЯТНО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОД ПРОЕКТ ТУ-144 ПРИВЛЕЧЬ ПОРЯДКА 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

Гильмутдинов рассказал журналистам, что планирует привлечь в проект Ту-144 порядка 100 млн рублей в течение пяти лет. «Порядка 100 миллионов рублей — пока стоит такая задача. Самые разные источники — это официальные источники и министерство образования, министерство промышленности, ОАК, «Роскосмос», может быть, поддержат. Это будет точно пул источников, а не один»,  — поделился намерениями вуза ректор. По его словам, КНИТУ-КАИ активно обращается в разные фонды, например в благотворительный фонд Владимира Потанина, руководитель которого прибыл сегодня в Казань. Именно им была брошена первая монетка в копилку КНИТУ-КАИ. Директор фонда Оксана Орачева рассказала, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет: они предназначены для фонда целевого капитала, откуда авиационный вуз сможет брать деньги в доверительное управление и полученную прибыль тратить на реализацию любого проекта.

По словам Гильмутдинова, несмотря на то, что денег нужно собрать еще предостаточно, часть музея в любом случае откроется до 31 декабря 2018 года. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей. И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, мы реализуем», — оставался при своем мнении ректор, глядя на недоверчивые взгляды журналистов.  По словам Гильмутдинова, на проект Ту-144 уже было потрачено порядка 25-30 млн рублей. В сумме учитываются не только живые деньги, но и участие Казанского авиационного завода, который занимался техническим сопровождением самолета: «Живых денег — перевозка, аренда кранов, техники и так далее — я думаю, что не менее десяти [миллионов]». Таким образом, согласно словам ректора, в общей сложности проект может потребовать около 130 млн рублей.

Есть ли шансы добиться хотя бы половины суммы? Сказать сложно, учитывая, что аналогичный проект простаивает и ожидает своего спонсора в Жуковском. Напомним, фонд «Легенды авиации» из Жуковского тоже намерен превратить сохранившийся Ту-144 в монумент. На данный проект требуется порядка 50 млн рублей. «Несмотря на решение правительства России, на соглашения с объединенной авиастроительной корпорацией, которая взяла на себя обязательства по покраске, сборке и разборке самолета, воз и поныне там, — рассказывал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель совета „Легенд авиации“ Валерий Ваньшин. — Фирма „Туполев“ не идет нам навстречу, денег на строительство музея не хочет выделить, затягивает этот вопрос. Хотя у нас готова площадка, проведены геодезические работы, сам самолет готов, но вопрос по финансам не решен». Смогут ли два похожих проекта раскопать золотое дно для развития интереса к русской авиации?