«Далеко не самый отрицательный персонаж в ректорате», — такую характеристику дают сослуживцы задержанному ГСУ МВД по РТ проректору по учебно-методической работе КНИТУ-КХТИ Александру Кочневу. По данным «БИЗНЕС Online», следователи вдохновились-таки многочисленными заявлениями экс-проректора вуза Ильдара Абдуллина, а значит, список задержанных может расшириться. Похоже, уход ректора Германа Дьяконова не дал индульгенции ни ему, ни его команде.
Уголовное дело о многомиллионных хищениях в КНИТУ-КХТИ на днях пополнилось новым подозреваемым
ОБВИНЕНИЯ АБДУЛЛИНА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПОДОЗРЕНИЙ АЛЕКСАНДРА КОЧНЕВА?
Уголовное дело о многомиллионных хищениях в КНИТУ-КХТИ на днях пополнилось новым подозреваемым — правоохранительные органы задержали в понедельник проректора по учебно-методической работе КНИТУ-КХТИ Александра Кочнева, сообщил накануне inkazan.ru со ссылкой на свои источники. Позже эту информацию подтвердили в пресс-службе вуза.
Оперативники также провели в квартире у Кочнева обыск, а на возглавляемой им кафедре — полную выемку документов. Как рассказали нашему изданию источники в правоохранительных органах, сегодня следователь главного следственного управления при МВД по РТ обратится в суд для избрания для подозреваемого меры пресечения. Вместе с тем, как подчеркнул источник «БИЗНЕС Online», детали заседания держатся в секрете, а сам процесс пройдет в закрытом режиме. По сведениям нашего издания, Кочнева подозревают в хищениях средств, выделяемых ПАО «Газпром» на поддержку КНИТУ-КХТИ. Эту информацию подтвердил другой источник «БИЗНЕС Online», который накануне обсуждал дело со следователем. Такая забота о задержанном часто говорит о его готовности сотрудничать со следствием.
Первым обвинение в причастности проректора к хищениям денег корпорации выдвинул его коллега, ныне осужденный экс-проректор КНИТУ-КХТИ Ильдар Абдуллин, причем почти целый год назад. В августе 2016 года он разразился целой серией обвинений в адрес бывших сослуживцев, направив их в следственный комитет РФ по РТ, МВД по РТ, республиканскую прокуратуру и ФСБ. Ряд заявлений касался отношений вуза с газовым гигантом. В 2012 году КНИТУ-КХТИ получил статус «опорного вуза» «Газпрома», в рамках заключенного соглашения монополия ежегодно выделяет финансирование. В хищении, присвоении и частичном возврате этих средств в виде откатов менеджменту «Газпрома» Абдуллин обвинил лично теперь уже экс-ректора КНИТУ Германа Дьяконова и ряд других сотрудников вуза.
Отметим, КНИТУ и корпорация сотрудничали в рамках программы инновационного развития со сроком действия до 2020 года, в соответствии с которой «Газпром» осуществлял поддержку 9 опорных российских вузов. По данным, которые озвучивал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Дьяконов, в 2013 году госкорпорация выделила вузу 17 млн рублей, а в 2014-м — 19 миллионов. «Эти средства идут на оснащение лабораторий, на профориентационную работу, поскольку „Газпром“ заинтересован в подготовке квалифицированных кадров», — рассказывал ректор. Сотрудничество было достаточно плотным — 29 мая 2014 года в Институте полимеров КНИТУ-КХТИ состоялось открытие лаборатории газохимии, оборудованной «Газпромом» для профильной подготовки магистров и бакалавров, а также проведения научных исследований. Ежегодно в вузе торжественно проходит День «Газпрома», который в 2015 году посетил зампред ПАО «Газпром» Сергей Хомяков.
Абдуллин же разглядел в этом сотрудничестве хищения и откаты. По его описаниям, после получения первой партии денег с Дьяконовым связался некий «человек казахской национальности», представившийся советником департамента по кадрам ПАО «Газпром». «Он встретился с ректором и потребовал от него 15 процентов в виде взяток от перечисленных сумм из ПАО „Газпром“, сказав, что на таких условиях КНИТУ будет получать деньги, и, если КНИТУ будет выполнять эти обязательства, перечисляемые из ПАО „Газпром“ денежные средства на следующие годы будут возрастать, — обращался к следователям осужденный проректор. — Подтверждением его таких полномочий стал звонок заместителя Миллера (Алексея Миллера — председателя правления ПАО „Газпром“ — прим. ред.)».
В этом заявлении проректор Кочнев упоминался как исполнитель поручения Дьяконова — якобы ему экс-ректор приказал подготовить 15-процентный откат. Вторым посредником по передаче взятки Абдуллин назвал декана факультета технологии и переработки каучуков и эластомеров Полимерного института КНИТУ-КХТИ Валентину Шкодич. В заявлении экс-проректор рассказал, как в 2013 году передача денег состоялась на Казанском вокзале в Москве в кафе на втором этаже. Туда пришел тот самый «человек казахской национальности», которому Шкодич якобы и передала пакет с деньгами.
Александр Кочнев
«ПОСЛЕ ДЕЛА АБДУЛЛИНА ПРИСТРАСТИЯ [У КОЧНЕВА] ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИЕ»
Адвоката экс-проректора КНИТУ-КХТИ Абдуллина Владимира Гусева удивило известие о задержании Кочнева. «Для меня это стало неожиданностью, после стольких месяцев дело сдвинулось, — признался он в беседе с корреспондентом издания. — Мой подзащитный неоднократно указывал в своих заявлениях на причастность этого человека [Кочнева], проводилась проверка, выносилось решение об отказе в возбуждении дела по решению следственной части ГСУ МВД по РТ, мой клиент это обжаловал, и все вновь шло по кругу». Гусев уточнил, что Абдуллин обвинял Кочнева сразу в нескольких эпизодах, а не только в хищении субсидий «Газпрома».
Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник, пожелавший остаться неназванным, по вузу о Кочневе якобы давно ходила дурная слава как о любителе поживиться за счет нецелевого использования средств. «Сам Абдуллин, еще работая в вузе, рассказывал, что он [Кочнев] баловался откатами и распилом грантов, выделяемых вузу на обучение, повышение квалификации, организацию различных конференций, — заметил источник. — Возможностей [для хищений] у него было огромное количество. Причем, когда появилось дело Абдуллина и того посадили, он и не подумал останавливаться. Пристрастия у него остались прежние».
Полномочия у профессора, доктора педагогических наук, проректора по учебно-методической работе Кочнева действительно внушительные. Он отвечал в вузе за формирование политики и стратегии образовательной деятельности университета, оперативное управление учебным процессом и его учебно-методическое сопровождение, за организацию инклюзивного образования. В его компетенцию входила также координация работ в области организации университетом научно-методических конференций, прием в университет по всем формам обучения, контроль качества образования, организация работы по подготовке и выпуску монографий и в целом издательская деятельность. Под руководством Кочнева разработана и реализуется система подготовки специалистов двойной компетенции в КГТУ.
В справочной информации на сайте вуза Кочнев также обозначен как и. о. директора института полимеров. Выпускник КХТИ от 1977 года со специальностью «технология переработки пластических масс», через 6 лет он защитил кандидатскую, а в 1998 году — докторскую. Общий трудовой стаж задержанного — почти 40 лет. Еще один штрих — он курирует представительство КНИТУ во Вьетнаме.
Задержанный написал свыше 200 научных работ, одну из которых — в соавторстве с самим Сергеем Дьяконовым, с 1988 по 2007 годы возглавлявшим вуз. Он также отец учебника по физико-химии полимеров и член докторского диссертационного совета при КГТУ.
«КОЧНЕВ ДАЛЕКО НЕ САМЫЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЖ В РЕКТОРАТЕ»
В вузе со дня задержания Кочнева все сотрудники только об этом и говорят. Вместе с ним якобы был также задержан директор центра эластомеров Игорь Дубовик, которого называют человеком во всех смыслах крайне близким к Кочневу. В справочной информации на сайте вуза указано, что в 2006 году Дубовик получил диплом о высшем образовании в Московской финансово-юридической академии по специальности «финансы и кредит», а в 2014 году прошел 72-часовые курсы по повышению квалификации в КНИТУ-КХТИ по программе «Технология проектирования обучающих программ с применением инструментальной системы DOCENS». Общий трудовой стаж Дубовика составляет 13,5 лет.
Между тем мнения сотрудников вуза о личности проректора разделились. «Я бы не сказал, что Кочнев — коррупционер и комбинатор», — говорит Александр Курдюков, начальник отдела центра новых информационных технологий КНИТУ-КХТИ и автор недавнего блога в «БИЗНЕС Online». — Он проректор по учебной работе. Это очень важный блок, всю его учебную работу можно рассматривать как индульгенцию. В принципе, она была организована неплохо. Затыки в основном были связаны с тем, что министерство сокращало лекционные часы даже для очной формы обучения на основные виды фундаментальных дисциплин: математики, физики, а также органической химии, которая в силу специфики нашего университета является практически основополагающей. Так, объем лекционных часов курса органической химии для студентов-дневников был снижен до 54 часов вместо 72, у студентов заочников вообще до 12 часов!»
Кафедру технологии синтетического каучука (ТСХ), которую возглавлял Кочнев, Курдюков называет одной из лучших в вузе. «Как директор института полимеров он руководил и другими профильными кафедрами, это активно работающий человек, — заметил собеседник издания. — Сама профессура на этих кафедрах очень и очень солидная. В общем, произошедшее вызывает удивление и жалость. Может быть, все еще обойдется? Я все-таки надеюсь на то, что правоохранительные органы разберутся. И что все не настолько серьезно, чтобы перечеркнуть все положительное, что Кочнев сделал. Допускаю, что он не без греха, но это не тот случай, когда можно упекать на веки вечные. Кочнев — далеко не самый отрицательный персонаж в ректорате. И человек, он, в принципе, неплохой. Конечно, они все заевшиеся. Общая тенденция — зазнайство — характерна для всего руководства дьяконовского пула. Но это же не преступление».
У другого источника «БИЗНЕС Online» в вузе иное мнение: «Ощущение, что Кочнев работает в одной команде с Дьяконовым, было четкое, поэтому случившееся, в общем-то, не вызывает удивления. Как говорится, рыба гниет с головы». Он также говорит: «Общий недостаток Дьяконова ли, Абдуллина или Кочнева заключался в том, что они других ни во что не ставили, считали себя умнее окружающих. Как только сели в кресло — все, ты дурачок, иди гуляй. А мы сами без тебя как-нибудь разберемся. А вот сами-то, получается, и не разобрались. С ними самими теперь прокуратура разбирается».
Источник издания настаивает на том, что упомянутые руководители вуза «работали всегда одной командой». «Это подразумевает, что все были в курсе всего и покрывали друг друга. Хотя я и не участвовал в их тесном кругу, но по ощущениям все сделки озвучивались», — заключил сотрудник КНИТУ-КХТИ.
По данным нашего издания, бывшего ректора КНИТУ-КХТИ Германа Дьяконова на днях также вызывали в прокуратуру на продолжительную беседу.
Первым подследственным сотрудником КХТИ был Ильдар Абдуллин, которого за хищения 20 и 8 млн рублей по госконтрактам в 2013 году Московский райсуд приговорил к 6,5 годам колонии
НАВОДКИ ИЛЬДАРА АБДУЛЛИНА: КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Кочнев уже пятый по счету подследственный сотрудник КНИТУ-КХТИ. Первым был Абдуллин, которого за хищения 20 и 8 млн рублей по госконтрактам в 2013 году Московский райсуд приговорил к 6,5 годам колонии. Приговор был вынесен в декабре 2015 года, и уже в феврале 2016 года появились три новых подозреваемых. Следователь действовал по тому же алгоритму, что позднее был применен в отношении Кочнева: были проведены обыски на кафедре менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, после чего задержаны и помещены под домашний арест профессор вуза Екатерина Сергеева и доцент Аркадий Брысаев. В апреле стало известно о новой подозреваемой — заведующей лабораторией кафедры плазмохимических и нанотехнологий высокомолекулярных материалов профессор Лилии Джанбековой,
Новое уголовное дело в отношении троицы ГСУ МВД по РТ возбудил по ч. 4. ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). В его основу легли четыре эпизода. Первый касался подозрений в хищениях на сумму 30 млн рублей, обвинение было предъявлено всем троим, но главным подозреваемым вновь стал Абдуллин. Хищения стали возможны после того, как КНИТУ-КХТИ 20 сентября 2013 года заключил госконтракт на 166 млн рублей с министерством промышленности и торговли РФ на выполнение опытно-конструкторской работы по «разработке технологии и оборудования для производства броневых листов на основе полиэтиленпластиков», шифр — «Броня ПЭ».
Во втором эпизоде появляется уже вызывавшее подозрения ЗАО «Ферри Ватт» — в качестве исполнителя по фиктивным договорам на закупку расходных материалов на сумму 10,6 млн рублей, которых для исполнения контракта вовсе не требовалось. Для вывода полученных от вуза средств ЗАО «Ферри Ватт» заключило еще два фиктивных договора — с ООО «ПромСервис» на 5,8 млн рублей и с ООО «Комтрейдинг» на 3,9 млн рублей.
В третьем эпизоде фигурируют еще три ранее неизвестные фирмы — ООО «Вахтсервис», ООО «КриоСнаб» и ООО «Ольхон Техно Групп» — исполнители договоров на общую сумму 11 млн рублей. Завершает обвинение эпизод с хищением 3,1 млн рублей, в котором вновь упоминается ЗАО «Ферри Ватт».
Распаленный еще одним расследованием, которое грозило ему новым сроком, Абдуллин внезапно выступил с обвинением в адрес Германа Дьяконова с просьбой привлечь его к уголовной ответственности за организацию в вузе системы откатов. За ним последовала целая серия признательных показаний, в которых экс-проректор сдал как своих подчиненных (Джанбекову, Сергееву и Брысаева), так и ряд других сотрудников вуза, а также других учебных заведений и даже руководителей некоторых коммерческих фирм.
К примеру, помимо Кочнева и упомянутой Шкодич, Абдуллин указывал на необходимость возбуждения дела в отношении еще одного проректора КНИТУ-КХТИ — по экономике и инновациям Валерия Аляева. Деньги, если верить Абдуллину, Аляевым были похищены в 2014 - 2015 годах, когда был заключен договор между КНИТУ-КХТИ и «Газпромтрансгаз Казань» на 100 млн рублей для выполнения «определенного вида работ».
Абдуллин указывал на необходимость возбуждения дела в отношении еще одного проректора КНИТУ-КХТИ — по экономике и инновациям Валерия Аляева (справа)
По версии Абдуллина, в откатных схемах участвовал и декан факультета энергонасыщенных материалов и изделий Владимир Петров, который якобы передавал наверх откаты от закупок КНИТУ оборудования в 2012 - 2014 годах. Согласно показаниям осужденного проректора, профессор Евгений Антипов, заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза им. Топчиева РАН (ИНХС РАН), «систематически получал взятки от Дьяконова за лоббирование госконтрактов и грантов» для КНИТУ в минобрнауки РФ.
К слову, сами гранты, судя по заявлениям, не всегда доставались ученым. В обвинениях Абдуллина содержится описание совсем недавнего эпизода. По его словам, в декабре 2015 года Дьяконов потребовал включить в список исполнителей по гранту «Инженеринг» с бюджетом в 1 млн рублей заведующего кафедрой процессов и аппаратов химической технологии Александра Клинова и заведующего кафедрой промышленной безопасности Фидаиса Гимранова. Заработанные на гранте деньги Клинов и Гимранов якобы отдали Дьяконову.
Учитывая последние события, которые произошли с Кочневым, нельзя исключать того, что подобные меры следователи примут в отношении других коллег и партнеров, которым щедро раздал «черные метки» Абдуллин. Нет никаких гарантий безопасности и у их бывшего шефа Германа Дьяконова.
Возобновление «посадок» в КНИТУ-КХТИ показывает, что смена ректора никак не изменила планов главы высшего учебного заведения — напротив, теперь некому вставлять палки в колеса. Новое руководство вуза, по нашей информации, необходимость освобождения от запятнанных коррупцией кадров осознает и поддерживает. «Нефтяникам страшно работать с КНИТУ в нынешнем виде», — заметил и. о. ректора Сергей Юшко в интервью «БИЗНЕС Online». К сожалению, накануне он не был доступен для комментариев, находясь в командировке за рубежом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 159
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.