ВИДЕОПРОИЗВОДСТВО В МОСКВЕ В СТО РАЗ ДОРОЖЕ, ЧЕМ В КАЗАНИ

С тех пор как Казань стала позиционировать себя в качестве третьей столицы, возникло не мало вопросов в отношении конъюнктуры регионального рекламного рынка. Рынок рекламы должен стремиться к тому, чтобы соответствовать заявленному брэнду столицы Татарстана, уверен творческий директор рекламной студии «Магазин» Тимур Садыков. Однако, по его мнению, вся реклама вертится возле денег агентств, а не на непосредственных производителях рекламы, (в частности речь идет о видеопродакшене), и не на заказчике. Об особенностях видеорекламы в Татарстане Тимур Садыков рассказал в интервью БИЗНЕС Online.

МЫ ДОЛЖНЫ СНИМАТЬ, А НЕ СЦЕНАРИИ СОЧИНЯТЬ!

– Тимур, ваша студия недавно отметила свое семилетие. Опыт работы на рынке – приличный, соответственно, вы можете дать оценку рекламного рынка видеопродакшн в Татарстане в сравнении, скажем, с московским?

– Особенность в том, что на Западе и в Москве рекламные агентства выступают, прежде всего, творческой единицей. То есть именно они разрабатывают рекламную концепцию «от» и «до», занимаются  созданием брэндов, торговых марок, продвижением на рынок. Продакшен уже получает готовый сценарий, который и воплощает.  Если сказать образно: агентство в данном случае выступает в качестве конструкторского бюро, а продакшн – заводом, где выпускается продукция, которую данное конструкторское бюро разработало. В Казани этого нет. Это специфика регионального рынка. Московские агентства работают как? Приходят к клиенту, выясняют задачу, потом у них начинается творческий этап, над которым работает целая команда: креативный директор, арт-директор, копирайтеры…Они не просто придумывают что-то, берут с потолка, как это делается у нас, а четко следуют маркетинговой цели. Тут уже начинается  математика, переложенная на творчество.

– А в наших агентствах кто решает подобные творческо-математические задачи?

– Да никто! В лучшем случае клиент этим озаботиться сам, наймет консалтинговое агентство, которое в принципе не для того предназначено. Маркетологов в казанских агентствах нет, соответственно и нет такого этапа разработки продукта. В результате все это перекладывается на плечи продакшн компании. Для нормального видеопроизводства это нонсенс! У нас совершено разные задачи.

Мы  должны снимать гениально, а не писать гениальные сценарии.

– Вы хотите сказать, что казанские рекламные агентства зря едят свой хлеб?

– Я могу сказать о том, что происходит в сегменте видеопродакшена. Каким образом выглядит совместная работа продакшена и агентства сейчас? Приходит агентство и говорит: вот продукт пиво, целевая аудитория такая-то, ценовая категория такая-то, хотелось бы, чтобы было с юмором. И все! Никто в мире так не работает! В Москве агентства зарабатывают на том, что продают креативные идеи, полностью разложенные по полочкам. Пример: ребрэндинг МТС, помните – яйцо? Креатив? Креатив! Кто будет уже производством заниматься – дело десятое, полно грамотных, талантливых, владеющих инструментариями продакшенов. Речь идет о том, что каждый должен заниматься своим делом: агентство – разрабатывать стратегию и концепцию рекламного продукта, продакшн – ее воплощать. Пока этого нет, мы вынуждены обрастать функциями рекламного агентства, для чего усилили креативную группу.

ПОТРАТИТЬ 10 ТЫС. $ - КАТАСТРОФА!

– Но заказчику-то все равно, кто и каким образом будет воплощать его пожелания!

– В том-то и дело, что в результате клиент может не получить желаемого, да еще и потратится дополнительно. По сути, агентство сегодня выполняет некую прослойку между продакшеном и клиентом, зарабатывая свою маржу в качестве посредника. Скажем, у нас производство стандартного рекламного ролика, положим, стоит 10 у.е.. За эти деньги мы готовы снять ролик и выдать клиенту адекватный продукт. К нам приходит агентство и начинает нас жать по цене. Дожимает нас, скажем до 7 у.е., а клиенту выставляет счет не 10, а на все 15 у.е. В результате ролик теряет в качестве, потому что за счет этих 3 у.е., которые мы скинули, мы уже не сможем привлечь высококлассных специалистов, либо технику определенного уровня. Если бы клиент вышел напрямую к нам, то, во-первых, сэкономил, во-вторых, получил бы намного лучший продукт, отвечающий поставленным задачам.

– Если уж мы заговорили о бюджетах видеорекламы, какие деньги готов сегодня выкладывать среднестатистический клиент?

–  Средний производственный бюджет – 5-6 тысяч долларов один съемочный день. Даже для крупных компаний потратить 10 тыс. долларов – нереально. Это катастрофа для них! На самом деле специфика местного рынка такова, что здесь уровень конкуренции небольшой. Понятно, если клиент хочет очень круто о себе заявить, но по каким-то причинам  не хочет обращаться к москвичам, он может потратить деньги здесь, получить ошарашивающий материал. Но таких очень мало. В основном бюджеты небольшие. Хотя отмечу, многие уже поняли, что Москва – это уже не так круто. Можно поднапрячься, отдать деньги столичному продакшену. Но можно гораздо меньше потратиться, работая с местными, которые сделают примерно также, но дешевле. Тем более у нас есть возможность использовать любые технологии.

– Вы говорите, что в Казани продакшн дешевле, чем в Москве, насколько?

– В сотни раз. Среднее производство в Москве стоит 5 миллионов рублей. То, что мы видим на телевидении, – от 500 тысяч долларов. Мы не то, что в разных сегментах работаем, в разных галактиках.

- В Казани нет рекламных агентств в чистом виде, мало творческих, креативных людей. А где их взять?

– Самое  главное, что в рекламных агентствах, может быть, есть креативные люди, а вот  менеджеров, способных продвигать неожиданные идеи и доносить их до заказчика, нет. Чем грамотнее будут менеджеры, тем интереснее и мощнее станет развиваться местный рынок. Если мы ставим такую задачу: стать третьей столицей, давайте в чем-то соответствовать, поднимать рекламный рынок, в вузах обучать специалистов, способных это сделать. Что мы имеем сейчас? Отсутствует цепочка: нет образованных людей – нет нормальных агентств – нет нормального продукта. В таких условиях рынок могут забрать не только федералы, но и западные агентства, которые не знают специфики региона.

Сегодня статус города повышается. В регион стремятся бизнес-структуры со всего СНГ, усиливается конкуренция, рынок начал расти, это уже давно заметил местный рекламодатель. На этом фоне кадровый голод усилился. Стало быть, надо обучать свои кадры, постоянно расти и развиваться.

На правах рекламы

Елена Фадеева