«По 46 маршрутов на улице Карла Маркса... это было недавно», — вспоминал сегодня мэр Казани по ходу доклада о новой маршрутной сети общественного транспорта. Новую схему хотят показать уже к концу этого года, а также обещают выслушать каждого, кто хотел бы поменять, скажем, место своей автобусной остановки. Помимо этого, на деловом понедельнике замерили пульс демографии — Казань впервые осталась без рекордов рождаемости. И рассказали о «культурной движухе» ближайших дней.
«ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ 90-Х МЫ ЖДАЛИ ЧУТЬ РАНЬШЕ»
Сегодня на деловом понедельнике подвели предварительные итоги демографической ситуации в Казани. Впервые за последние несколько лет столица РТ не побила собственных рекордов рождаемости — началось «сползание» в демографическую яму. Снизилось число новорожденных, заметила начальник управления загса города Римма Миннуллина. В результате общее число актов гражданского состояния сократилось на 5,8%.
«Прежде всего это обусловлено снижением числа регистрации рождений на 11,9 процента», — уточнила Миннуллина. По ее словам, остальные показатели либо стабильные, либо имеют небольшую положительную динамику роста. А снижение рождаемости объясняется тем, что о детях начали задумываться представители поколения девяностых, а оно само по себе малочисленное. На этом фоне в Казани остается стабильной доля вторых, третьих, четвертых детей в семьях: 45% новорожденных — первенцы, а 55% — вторые и последующие дети. Для сравнения: в «бородатом» 2007 году число первенцев составляло почти 62% от всех новорожденных, а количество третьих детей за последние 10 лет возросло с 5 до 9,9% — то есть почти в два раза. «Хочется отметить, что только за первое полугодие 2017 года управлением загса зарегистрировано 6 случаев рождения тройни», — рассказала Миннуллина. Как и прежде, в городе наблюдается небольшое (52%) превышение числа мальчиков над девочками. Ну и, так сказать, на сладкое — за истекшие полгода молодые родители порадовали органы загса новыми редкими именами своих чад: Аким, Аскольд, Джамиль, Лука, Марко Антонио, Тихон, Харис, Эраст; женских — Адриана, Глафира, Данелия, Николь, Рада, Тереза, Зара, Ялина.
«Напомню, впервые рождаемость превысила смертность в Казани в 2009 году, и с тех пор ситуация не меняется. За последние 15 лет рождаемость выросла почти в три раза. По итогам первого полугодия 2017 года количество зарегистрированных рождений превысило регистрацию смерти на 3084 акта. Однако в первом полугодии прошлого года это показатель был выше в 1,4 раза. За первое полугодие 2017 года в загсах города более 4 тысяч пар закрепили брачный союз своими подписями, что на 50 пар больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом за прошедшие 15 лет количество зарегистрированных браков увеличилось более чем в два раза. 2287 пар расторгли свой брак в первые 6 месяцев 2017 года. Причем основная доля разводов приходится на молодые семьи, проживающие совместно не более 5 лет», — докладывала начальник казанского загса, параллельно рассказывая о многочисленных мероприятиях по повышению престижа института семьи.
Ситуация со снижением рождаемости была прогнозируемой, согласился мэр Казани Ильсур Метшин. Это последствия демографической ямы 90-х годов, заметил он.
«Мы ждали этих последствий чуть раньше, — заявил Метшин. — Но даже при таких цифрах рождаемость выше, чем в 2013 году. Радует количество семейных пар, которые пошли на третьего, четвертого ребенка. Та диаграмма в сравнении с нашими соседями, к которым мы привыкли себя всегда равнять, — Нижний Новгород, Уфа, Самара, Пермь — говорит о том, что рождаемость выше в Казани. А это один из самых главных „лакмусовых“ показателей того, как чувствуют себя люди».
Градоначальник не преминул подчеркнуть эффект федеральных программ, а также тех проектов, которые были инициированы лично президентом РТ Рустамом Миннихановым. «Люди видят уверенность в завтрашнем дне, поэтому идут и на второго, третьего, четвертого ребенка. Радует положительная динамика снижения разводов — мы за крепкие семьи! Дай бог, чтобы эта динамика продолжалась», — напутствовал глава города.
Миннуллина остановилась также на нововведениях. Так, в соответствии с ФЗ №219, который был принят год назад, все акты гражданского состояния до конца 2019 года должны будут переведены в электронный вид. Она напомнила, что Татарстан вместе с 9 другими регионами является пилотным регионом, где вводится такая практика. «Создание единого государственного реестра загса позволит повысить эффективность межведомственного взаимодействия и, как следствие, сократить сроки оказания услуг гражданам по регистрации актов гражданского состояния, минимизировать объем запрашиваемых у них документов», — объясняла необходимость чиновник. По ее словам, с 1 января 1926 года по март 2015 года в архивах управления находятся более 4 млн актов гражданского состояния на бумажных носителях. Именно их к концу 2019 году и надо перевести в цифру. Первый миллион документов хотят оцифровать уже до конца этого года. В помощь — 90 специально обученных новых сотрудников, которые займутся этим.
«Оцифровка данных — большая кропотливая работа. И тут, Денис Геннадьевич [Калинкин] и руководитель аппарата Евгений Анатольевич [Варакин], прошу уделить внимание. Привлеченные силы в 90 человек — их надо научить и обучить. Внести своевременно все данные. Каждая не та запятая, буква оборачиваются проблемами для тех, кто потом обращается за этими справками. Поэтому, несмотря на то, что работа эта в основном бумажная, она важна и нужно ее хорошо организовать», — дал поручение мэр.
«ХОРОШО ПОМНЮ, КОГДА ЭТОТ ДИКИЙ РЫНОК ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПЕРЕВОДИЛИ НА НОРМАЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ»
Растет в Казани не только демография, но и число автомобилей на улицах. На сегодняшний день в городе наблюдается постоянный рост уровня автомобилизации, который, видимо, напрямую связан с ростом благосостояния казанцев, позволяющим людям рожать третьих и четвертых детей. Уровень автомобилизации достиг 316 автомобилей на тысячу жителей, а доля общественного транспорта в перевозках — 58%.
Так что назрела насущная необходимость менять маршрутную сеть пассажирского транспорта, сообщил глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. Сейчас ведется активная работа по ее созданию, о чем ранее уже писал «БИЗНЕС Online».
«Необходимость в новой машрутной системе назрела. Город активно развивается: строятся новые крупные жилые районы, имеется высокая плотность населения в старых районах за счет новой застройки, отчего мы уже сегодня имеем большое число обращений от жителей по общественному транспорту. Выполнение этих пожеланий возможно только в рамках корректировки действующей маршрутной сети», — сообщил Абдулхаков. Кардинальные изменения маршрутная сеть претерпела в 2007 году, напомнил он. Далее на протяжении следующих 10 лет она корректировалась, но не существенно. В основном это было в связи с изменением инфраструктуры города в рамках подготовки к Универсиаде в 2013 году. Да и обследование пассажиропотока, которое должно производиться один раз в пять лет, в Казани в последний раз было в 2009 году, то есть 8 лет назад. А весной следующего года завершается пятилетний срок контрактов с перевозчиками, которые возят горожан по городу. Все это только подстегивает городские власти к изменениям. Одним словом, ситуация вот-вот перегреется, и пора принимать меры.
Разработчик новой маршрутной сети был выбран по конкурсу. Начальная цена контракта составляла 25,4 млн рублей, из которых 13,4 млн — средства программы развития ООН, 12 млн — из бюджета РТ. Победило ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» из Москвы. Они в ходе конкурса обошли своих питерских коллег и Университет Иннополис.
Разработчик новой маршрутной сети был выбран по конкурсу. Начальная цена контракта составляла 25,4 млн рублей, из которых 13,4 млн — средства программы развития ООН, 12 млн — из бюджета РТ
«НИИАТ — это институт, имеющий богатый опыт разработки таких крупных проектов в сфере транспорта, как транспортная стратегия РФ, ФЦП „Модернизация транспортной системы РФ“, концепция транспорта обеспечения ЧМ по футболу 2018 года в РФ, многие отраслевые проекты, а также маршрутные сети городов Воронежа, Иванова, Севастополя, Южно-Сахалинска и других», — ни на секунду не сомневался в выборе разработчика Айдар Камилевич.
НИИАТ должен будет закончить разработку новой маршрутной сети к концу года, то есть за пять месяцев. Техзаданием предусматривается разработка не менее двух вариантов маршрутной сети, один из которых приближен к существующему, а второй предусматривает создание нескольких вариантов эффективной сети в зависимости от уровня показателей качества тарифов и объемом бюджетного субсидирования. К слову, глава комитета по транспорту пообещал, что новая схема маршрутов не окажет влияния на рост тарифов и стоимость билетов, в отличие от инфляции.
Но самое главное — власти намерены учесть глас казанцев.
«Уже сейчас мы планируем начать обсуждение транспортной сети с жителями города», — заявил Абдулхаков. Он пояснил, что разработка сети не подразумевает даже близко проведение публичных слушаний — этого не предусмотрено законодательством. Но все же власти намерены прислушаться к людям по всем вопросам. «На этой неделе мы планируем разместить на транспортном сайте анкету-опросник для изучения мнения, предпочтений жителей города к работе городского общественного транспорта», — пояснил докладчик, взывая руководителей других ведомств также подключиться к этой работе.
«Правильно абсолютно, что будет диалог с горожанами, как и 10 лет назад, когда создавали новую маршрутную сеть. Много мне в интернет-приемную поступает предложений, обращений по продлению маршрута, по частоте работы того или иного маршрута. Как организована будет работа с населением?» — подключился Метшин. Абдулхаков пояснил, что подать свои обращения и мольбы о новых автобусных остановках можно на транспортном сайте kazantransport.ru, по горячей линии 275-30-50 и через общественные приемные.
«Время у нас есть, но в то же время у нас его нет. Мы знаем, как оно быстро летит. Общественный транспорт выполняет важную функцию и развивается вместе с городом. Никого не должно пугать само словосочетания „новая транспортная сеть“. Это не абсолютно что-то новое, просто город растет, развивается. Вырос „Салават купере“, появился микрорайон М14. И на встречах с населением, и на приемах граждан, и в общественной приемной есть постоянно обращения на мое имя и к главам с просьбами продлить тот или иной маршрут, остановку перенести и так далее... Но ключевая фраза здесь — „основываясь и опираясь на те пожелания, которые были“», — заявил Метшин. При этом он признал, что учесть все мнения просто нереально. Но следует максимально приблизиться к населению в этом плане. «Вопросы безопасности — прежде всего. Но максимальное количество пожеланий жителей, ради которых мы работаем, ради которых эти изменения в транспортную сеть будут внесены, я прошу учитывать», — призвал еще раз мэр Казани. И поручил главам каждого района провести круглые столы на эту тему и потом отчитаться перед ним лично. Попросили и депутатский корпус также принять участие, дабы замерить температуру на местах.
«Я хорошо помню, когда мы этот дикий рынок частных перевозок переводили на нормальные рельсы. Это было с нами, когда эти „Газели“ бегали по Казани, соревновались. По 46 маршрутов на улице Карла Маркса...Это было недавно, это было давно. Нужно делать хороший проект. Все для этого есть», — ударился под конец обсуждения вопроса в воспоминания градоначальник.
«ПОСТОЯННО ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ, ВСЕГДА КАКАЯ-ТО ДВИЖУХА В ГОРОДЕ»
Напоследок утреннего совещания слово было передано директору МБУ «Комитет содействия развитию туризма» Дарье Санниковой. Та рассказала об итогах проведения в городе в минувшие выходные в Лядском саду фестиваля моды, дизайна и уличного перформанса «Окно в Европу» — своего рода трансформации известного «Культурного сдвига». Подробно об этом проекте «БИЗНЕС Online» уже неоднократно рассказывал на своих страницах. Стоит лишь отметить, что, по оценке организаторов, его посетителями стали порядка 10 тыс. человек.
Куда интереснее было узнать о предстоящем фестивале, который пройдет в городе с 4 по 6 августа. 3-й гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» на этот раз переместится из Старо-Татарской слободы на территорию центра семьи «Казан», где разместят фуд-траки здорового питания и экопродукции и развернут рынок фермерских продуктов. Небольшим кулинарным лавочкам города дадут возможность показать и свои блюда. Особенный акцент всего фестиваля сделают на 90-летии известного татарского кулинара Юнуса Ахметзянова. В день его рождения на площадке проведут масштабный мастер-класс по изготовлению чак-чака. К слову, фестиваль сам по себе предполагает широкую образовательную программу — лекции по питанию, круглые столы рестораторов, мастер-классы от шеф-поваров Максима Агуреева, Дмитрия Дьякова и Николая Кицко. А вся территория у центра семьи «Казан» будет поделена на несколько зон, посвященных татарской, грузинской, греческой, мексиканской, молекулярной и экзотической кухне. Фестивальная площадка будет работать для всех желающих с 12:00 до 22:00 в течение нескольких дней. Отметим, что ранее «Вкусную Казань» планировалось провести в июле, но организаторы из-за погоды перенесли мероприятие на август.
Еще одно массовое мероприятие, которое ожидает гостей и жителей Казани, — путешествие по городу «Ночной велофест», который пришел на смену традиционной «Велоночи». Маршрут пройдет по местам, где жили казанские благотворители. «БИЗНЕС Online» уже рассказывал обо всех изменениях, которые коснутся полюбившегося казанцам мероприятия. «Прежние наши партнеры решили не участвовать в аукционе, — с ноткой досады рассказала Санникова. — В итоге массовая велопрогулка изменит свое название на „Ночной велофест“. Велопрогулка начнется в 20:00 на площади Первого Мая в ночь с 5 на 6 августа».
«Формат уличных фестивалей в Казани сравнительно новый, но уже прижился в городе. Трудно представить летнюю насыщенную программу нахождения туристов без таких фестивалей. Постоянно что-то происходит, выражаясь на молодежном сленге, „какая-то движуха в городе“. Это хорошо», — заявил Метшин, призвав насыщать общественное пространство подобными мероприятиями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 254
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.