Главная цель перераспределения доходов от платных услуг бюджетных и автономных учреждений – выполнение майских указов Владимира Путина от 2012 года, предусматривающие неуклонный рост доходов учителей, врачей, работников культуры Главная цель перераспределения доходов от платных услуг бюджетных и автономных учреждений — выполнение «майских указов» Путина от 2012 года, предусматривающих неуклонный рост доходов учителей, врачей и работников культуры Фото: kremlin.ru

СПАСИБО «МАЙСКИМ УКАЗАМ»

Татарстанские бюджетные учреждения бьют тревогу. Всему виной новые правила распределения доходов от платных услуг. В прошлом году выручка от внебюджетных доходов распределялась напополам: 50% — на зарплату, столько же — на хозяйственные нужды. Однако с этого года соотношение изменилось с сильным креном в сторону зарплаты. Теперь 75% дохода идет в фонд оплаты труда (ФОТ), и лишь четверть учреждения могут истратить «на хозяйство».

Основанием для передела доходов стало письмо минфина РТ №21-53-25/3730 от 30 декабря 2016 года, направленное накануне Нового года во все муниципалитеты. «С 1 января 2017 года на выплату заработной платы будет направляться не менее 75% доходов, поступающих от оказания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями платных услуг», — говорится в «новогоднем подарке» бюджетным организациям. При этом ведомство ссылается на протокол совместной коллегии минфина, налоговой службы и республиканского управления федерального казначейства, утвержденный президентом РТ Рустамом Миннихановым.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, знакомый с ситуацией, главная цель перенастройки — выполнение «майских указов» Владимира Путина от 2012 года, предусматривающие неуклонный рост доходов учителей, врачей, работников культуры и т. д. Выполнение указов и раньше было одним из главных требований федерального центра к регионам, а в предвыборный год особенно.

На школах, детских садах и молодежных центрах нововведение сказалось не так сильно, поскольку они имеют серьезную бюджетную поддержку и, чего греха таить, всегда могут прибегнуть к родительским взносам. А вот организации, где львиная доля доходов поступает именно от платных услуг, стонут в полный голос.  По словам нашего собеседника, большинство муниципальных учреждений и раньше-то не жили на широкую ногу — бюджет, как правило, по умолчанию финансировал по смете лишь обязательные расходы — те же зарплаты и коммуналку. А на все «хотелки» был ответ — зарабатывайте. И вот теперь на алтарь показателей приходится класть и эти крохи.

На челнинский театр «Мастеровые» подало в суд Российское авторское общество, требуя 1 млн рублей На челнинский театр «Мастеровые» подало в суд российское авторское общество, требуя 1 млн рублей Фото: Олег Спиридонов

«МЫ ОБРАЩАЛИСЬ В МИНФИН С ПРОСЬБОЙ НЕ УБИВАТЬ ТЕАТР»

Яркий пример — челнинский театр «Мастеровые». На него подало в суд российское авторское общество, требуя 1 млн рублей. Процесс в арбитраже РТ уже стартовал. Суть претензий РАО прозаична: челнинцы задолжали по выплатам авторских гонораров, плюс пени набежали. Директор «Мастеровых» Армандо Диамантэ долг признает.

«По закону мы должны отчислять определенный процент денег при показе спектакля авторам произведения, — комментирует он. — С некоторыми мы работаем по прямым договорам, с другими — через российское авторское общество, это уж как договоришься. В среднем мы перечисляли за авторство около 14 процентов от выручки. Но последнее время мы платили очень плохо, и там накопилось примерно 700 тысяч рублей. Я звонил им, общался. Я сказал, что от платежей мы не отказываемся. Но сейчас у нас не очень хорошая финансовая ситуация. Отсюда и долг».

Тяжелое положение он напрямую связывает с «новым бравым способом повышения сбора налогов».

«Теперь у театра, который зарабатывает 100 рублей, 75 отправляется на заработную плату, что, естественно, увеличивает налоговые поступления, а 25 остается учреждению. На эти 25 процентов мы должны ставить спектакли, платить налоги, нести транспортные расходы и все прочее, — перечисляет Диамантэ. — А в отличие от государственных театров, у нас никаких субсидий нет, никто нам никаких денег на постановки не дает, мы должны их зарабатывать на билетах».

Армандо Диаманте: «В последнее время мы платили очень плохо, и там накопилась примерно 700 тысяч рублей. Я сказал, что от платежей мы не отказываемся. Но сейчас у нас не очень хорошая финансовая ситуация. Отсюда и долг» Армандо Диаманте: «В последнее время мы платили очень плохо, и там накопилось примерно 700 тысяч рублей. Я сказал, что от платежей мы не отказываемся. Но сейчас у нас не очень хорошая финансовая ситуация. Отсюда и долг» Фото: Олег Спиридонов

Поражение в тяжбе, а оно неминуемо, если бюджет не поможет, грозит учреждению банкротством. При этом — вот абсурд — деньги у театра в принципе есть, но они мертвым грузом лежат на зарплатном счете в казначействе. «Единственное, на что оттуда разрешают брать, это на зарплату и налоги, — рассказывает наш собеседник. — Мы обращались в минфин с просьбой не убивать театр, просили, чтобы разрешили на выплаты гонораров в РАО брать, но нам не пошли навстречу. Хотя это такой же обязательный для театра платеж, как и налоги. И сейчас у нас на зарплатном счете 800 тысяч рублей, хотя все зарплаты и даже отпускные выплачены. Теоретически я бы мог раздать эти деньги людям — в виде премии, например. Но я все же надеюсь, что нам разрешат тратить их на хозяйственные нужды. А если раздам, где я потом возьму средства для работы театра?»

При этом, как это часто бывает, строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения, но только для избранных. «Я знаю, что три театра — Камаловский, Качаловский и театр оперы и балета — отменили у себя это соотношение 75 к 25 процентам. Возможно, сделали это путем хороших лоббистских возможностей. Еще один из музеев так же сделал, не исключено, что благодаря хорошему выходу на президента. А все остальные театры страдают. Я у всех директоров спрашивал — все умирают», — говорит Диамантэ.

Директор драмтеатра надеется, что рано или поздно здравый смысл победит. Он предполагает, что, когда минфин с налоговой готовили новые правила, они вряд ли задумывались об особенностях существования театра. «Скорее всего, эта система могла бы подойти, например, для школ, у которых нет своих каких-то существенных трат и которые имеют какую-то бюджетную поддержку. А для нас это убийственный удар! Но ситуация такая, какая есть. Мы каким-то чудом выкручиваемся, спонсоры помогают, инвестиционные проекты придумываем. Но денег нет. Честно говоря, если правительство не пойдет нам навстречу, я не представляю, как нам оплатить задолженность перед РАО. Чтобы собрать 700 тысяч, нам с билетов нужно собрать почти 3 миллиона, если оставлять себе 25 процентов и при этом ни за что больше не платить. А зал у нас всего 150 мест. Это ж сколько времени нужно, чтобы 3 миллиона собрать?!» — задается риторическим вопросом Диамантэ.

Пресс-служба РАО: «Иск в суд стал для нас вынужденной мерой, вызванной нежеланием театра исполнять достигнутые договоренности» Пресс-служба РАО: «Иск в суд стал для нас вынужденной мерой, вызванной нежеланием театра исполнять достигнутые договоренности» Фото: ©Илья Горбунов, РИА Новости

«ЖИВОТНЫМ ЖЕ БЕЗ РАЗНИЦЫ, КАКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ, КАКИЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИЗДАЮТСЯ?!»

Подают судебный иск и «богатому» казанскому зоопарку. Сумма пока смехотворна — 6534 рубля за охранную сигнализацию. Но и ее организация оплатить не может. При этом и других неплатежей у учреждения хватает.

«Мы не можем рассчитаться по своим долгам, — рассказывает директор казанского зоопарка Фанис Нурмухаметов. — Просим соотношение оставить на уровне, который был в прошлом году, то есть на зарплату направлять не менее 50 процентов. В прошлые годы при такой схеме у нас получилось, что мы на оплату труда сотрудников направляли 60 процентов выручки от внебюджетной деятельности и 40 процентов оставляли на хозрасходы. Это был шикарный вариант — и людям хорошую зарплату платили, и на хозяйственную деятельность хватало. Но если будет действовать схема 75 и 25 процентов, то у меня дефицит около 5 - 6 миллионов рублей набирается».

По словам Нурмухаметова, к жестким мерам по взысканию долгов с зоопарка остальные партнеры пока не прибегают. Спасает хорошая репутация учреждения и давние связи. Но приятного в этом все же мало. «Мы постоянно пишем гарантийные письма, — продолжает Нурмухаметов. — Нам идут навстречу, так как нас знают, с нами давно работают. Но при этом мы дать рекламу, например, не можем. У нас же бизнес такой, что один день целый год кормит. Если погода хорошая, люди идут, мы радуемся, а если дождь или слишком жарко, уже мало посетителей. Но привлечь их рекламой мы не можем».

Фанис Нурмухаметов: «Если будет действовать схема 75% и 25%, то у меня дефицит около 5-6 миллионов рублей набирается» Фанис Нурмухаметов: «Если будет действовать схема 75% и 25%, то у меня дефицит около 5-6 миллионов рублей набирается» Фото: «БИЗНЕС Online»

Надо сказать, что и заработок сотрудников, несмотря на финансовые нововведения, вырос далеко не везде. Например, в том же казанском зоопарке он остался на прежнем уровне. «У нас и так неплохая зарплата, в среднем более 24 тысяч рублей, — говорит Нурмухаметов. — Насколько я знаю, это самая большая зарплата среди учреждений культуры республики, потому что у нас самая высокая выручка от билетов. Но не могу же я просто так поднять зарплату работнику до 40 тысяч или выписать ему премию в 300 процентов. Он выполняет те же функции, что и раньше, получает неплохо. Нет оснований для повышения. Поэтому средства — 75 процентов от «внебюджетки» — просто аккумулируются на зарплатном счете».

Практически та же картина и в «Мастеровых». При увеличении ФОТа практически в полтора раза зарплаты здесь если и увеличились, то незначительно — на величину инфляции или чуть больше. 

«Животным же без разницы, какая ситуация в стране, какие распоряжения издаются?! — сокрушается Нурмухаметов. — Им каждый день кушать надо. Ведь премиальные, командировочные, закупка животных, стройматериалов — это все ложится на нас, на те 25 процентов, которые нам оставляют. Я понимаю, что надо и зарплату повышать, но не таким же образом!»

«Премиальные, командировочные, закупка животных, стройматериалов — это все ложится на нас, на те 25%, которые нам оставляют» «Премиальные, командировочные, закупка животных, стройматериалов — это все ложится на нас, на те 25 процентов, которые нам оставляют» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НИЧЕГО СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ НЕ МОЖЕМ, НИЩИЕ МЫ»

Директор Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Гульзада Руденко тоже признается, что нововведение очень сильно сказалось на положении ее учреждения. «Даже комментировать это сложно, — призналась она. — Но это решение мы должны исполнять. Да, зарплата работников выросла, хотя она и так была неплохая. В этом году появилась возможность ее поднять, что и было сделано. Но при этом у нас появились долги по другим платежам. Мы с огромным удовольствием направляли бы на зарплату 75 процентов процентов и даже более, если бы финансирование хозяйственных нужд музея-заповедника оплачивал учредитель, как положено. Мы не сидим сложа руки, мы работаем с минфином, отрабатываем все наши сметы. Дело в том, что было время мы очень сильно развивались. За 15 лет у нас количество музейно-выставочных объектов выросло с 3 до 16, у нас 24 подразделения. А финансирование нашей уставной деятельности особо не изменилось. Поэтому я написала письмо на имя министра финансов. И ведомство сейчас занимается вопросом финансирования нашего музея-заповедника по нормативам. Я очень надеюсь, что будет принято положительное решение».

Не улучшила новая схема и ситуацию в челнинском Татарском драмтеатре. Правда, пока миллионных долгов здесь нет, но в будущее смотрят с опаской. «Раньше же вообще не было такого, чтобы делить выручку по конкретным направлениям, в том числе на заработную плату, — вспоминает счастливые времена замдиректора учреждения Руслан Исмагилов, — потом сделали 50 на 50 процентов. Но даже в тех условиях нам было сложно. Мы, конечно, вынуждены были ужать многие статьи расходов, ограничились даже на мелочах. Насколько я знаю, в других театрах тоже ситуация сложная. И если будет так продолжаться, все будет очень плачевно».

Директор Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Гульзада Руденко тоже признается, что нововведение очень сильно сказалось на положении ее учреждения Директор Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Гульзада Руденко тоже признается, что нововведение очень сильно сказалось на положении ее учрежденияФото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

Страдают и учебные заведения дополнительного образования. «Очень сильно на нас сказались новые правила, — говорит директор челнинской детской музыкальной школы №2 Александр Рыбин. — Мы ничего позволить себе не можем, абсолютно. Ни инструменты купить, ни ремонт сделать — ничего. Нищие мы. Насколько я знаю, было написано письмо в татарстанский профсоюз работников допобразования. Ждем, что будет дальше».

Ситуация в Альметьевском драмтеатре пока не самая плохая. По крайней мере, долгов у него нет. Но, как признается директор театра Фарида Исмагилова, лишь потому, что учреждение культуры по итогам прошлого года имело некоторый финансовый запас. Но теперь нагулянный «жирок» тает, что не дает оснований для оптимизма. «У нас еще были кое-какие запасы, оставшиеся с прошлого года, — рассказывает директор театра. — Мы люди очень бережливые, экономные. И за счет этого мы достаточно неплохо закрыли прошлый сезон. Поэтому у нас с платежами все нормально. По крайней мере, долгов у нас нет. Но теперь и у нас действует соотношение по распределению прибыли 75 процентов к 25. И я не уверена, что все будет хорошо в следующем сезоне. Все-таки когда остается театру только 25 процентов доходов, это очень мало. При таком соотношении просто невозможно будет выжить. Ждем какого-то решения по этому вопросу».

Ситуация в Альметьевском драмтеатре пока не самая плохая. По крайней мере, долгов у него нет. Но лишь потому, что учреждение культуры по итогам прошлого года имело некоторый финансовый запас Фото: «БИЗНЕС Online»

У КАМАЛОВЦЕВ ХВАТИЛО ВЕСА ПРОЛОББИРОВАТЬ СТАТУС-КВО

А вот упомянутый Диамантэ Камаловский театр, наряду с еще несколькими учреждениями культуры, действительно избежал нововведений, и принцип раздела доходов остался прежним. В учреждении «БИЗНЕС Online» рассказали, почему это произошло. «Директором ГБУ «Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала» Якуповым Ильфиром Ильшатовичем было направлено обращение в министерство финансов РТ с вопросом о разрешении направления 50 процентов поступлений от платных услуг на оплату труда в 2017 году. Министерством финансов был проведен анализ доходов и расходов театра за счет средств от предпринимательской деятельности. Театром также была предоставлена информация о средней заработной плате сотрудников, уровень которой не ниже, а даже выше средней зарплаты по отрасли и по РТ, так как суммы даже 50 процентов доходов театра позволяют поддерживать высокий уровень оплаты труда», — пояснили представители театра на наш запрос.

Исходя из этого, а также учитывая, что собственные доходы театра идут на развитие творческой деятельности, содержание здания и коммуникаций и, конечно, авторских отчислений (только в адрес РАО они составляют в среднем 8,5% от валового сбора за спектакли), минфин согласился с доводами театра. Потом положительное решение было согласовано с президентом РТ.

При этом в Камаловском театре признают, что 25% им на жизнь бы не хватило. «Театр накопил немалую задолженность по оплатам в РАО и ТАИС (Татарское агентство интеллектуальной собственности — прим. ред.), и это решение руководства республики безусловно способствовало погашению большей части кредиторской задолженности, не только по авторским отчислениям, но и прочим поставщикам работ и услуг», — пишут камаловцы. 

На прошедшем в Сабах Театральном сабантуе руководители театров в беседах с министром Айратом Сибагатуллиным говорили о том, что новые правила игры не позволят им выжить На прошедшем в Сабах Театральном Сабантуе руководители театров в беседах с министром Айратом Сибагатуллиным говорили о том, что новые правила игры не позволят им выжить Фото: «БИЗНЕС Online»

ПИСЬМО МИНФИНА РТ ВАЖНЕЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА?

А как требования минфина РТ соотносятся с законом? Согласно Гражданскому кодексу, порядок раздела выручки от платных услуг определяет сама организации, а не кто-то сверху. Ведь, согласно ст. 298 ГК РФ, бюджетное и автономное учреждения «вправе осуществлять приносящую доходы деятельность... при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах; доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения». Ни о какой «разблюдовке», на какие нужды, зарплаты или оборудование и в какой пропорции должны уходить деньги, ГК не говорит.

Однако руководитель практики юридического агентства «ЮНЭКС» Александр Кольцов пояснил «БИЗНЕС Online», что правовой коллизии в этом нет. «С одной стороны, по закону бюджетные и автономные учреждения самостоятельно распоряжаются доходами от платных услуг, говорит он. С другой  учредителями бюджетных и автономных учреждений являются или РТ, или муниципалитеты, именно они финансируют основную деятельность учреждения и назначают их руководителей. Поэтому, думаю, рекомендации этого письма будут выполняться на местах».

Тем более, добавим, что и лицевые счета находятся под контролем казначейства, так что любые перечисления под неусыпным контролем.

«БИЗНЕС Online» отправил запросы по сложившейся ситуации в минкульт и минфин РТ, в исполком Набережных Челнов, но они остались без ответов. Тем не менее мы готовы предоставить трибуну всем сторонам как бюджетным и автономным организациям, так и регуляторам их деятельности. Тем более что на прошедшем в Сабах Театральном Сабантуе руководители театров в беседах с министром Айратом Сибагатуллиным говорили о том, что новые правила игры не позволят им выжить. Также в минкульт РТ направлены и письма от театров с просьбами о поддержке.

По данным «БИЗНЕС Online», сейчас учреждения культуры готовят коллективное обращение напрямую к президенту РТ с просьбой повлиять на ситуацию и не дать бюджетным организациям рухнуть в финансовую яму.