ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ ПАССАЖИРСКОЙ СИСТЕМЫ

Швейцария обладает множеством достоинств. Одно из них — отлаженная до совершенства транспортная система, являющаяся предметом зависти даже самых развитых стран Европы. Это государство занимает территорию немногим более 41 тыс. кв. км, то есть примерно две трети территории Татарстана. Однако на большей ее части расположены горы, которые во многом предопределили характер развития транспортной системы.

Панорамный поезд на станции Арт-Гольдау

Вплоть до XIX века горная часть Швейцарии имела ограниченное количество дорог, многие из которых были опасными. В этих условиях сформировался национальный характер, в котором отразилось стремление к опоре на собственные силы и сильно выраженная локальная ментальность. До сих пор в сознании многих швейцарцев преобладает местный (кантональный) патриотизм над общенациональным.

В настоящее время Швейцария покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог. Однако в рамках всей страны ключевая роль отводится именно железнодорожному транспорту, основной контроль над которым находится в руках госкомпании «Швейцарские федеральные железные дороги» (более известна под немецкоязычной аббревиатурой SBB). Компания выступает в качестве своеобразного куратора в отношении всех остальных транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. 

В настоящее время Швейцария покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог

В чем же проявляется это кураторство? Контролируемая SBB сеть железных дорог выступает в роли станового хребта всей национальной транспортной пассажирской системы, к которой привязаны локальные транспортные системы, причем не только железнодорожные. В роли локальных систем выступает городской транспорт, контролируемый различными местными компаниями. Все виды транспорта, независимо от того, к какой компании они принадлежат, увязаны между собой расписанием движения, составленным таким образом, чтобы максимально снизить время ожидания при пересадке. Вы можете быть уверенным, что, выйдя на какой-либо железнодорожной станции, вам не придется долго ждать автобус для продолжения движения, поскольку гарантом является единое расписание движения, поддерживаемое высокой культурой обслуживания. Расписание – это закон, нарушить который могут только чрезвычайные обстоятельства.      

Кстати, об автобусах. В Швейцарии они играют вспомогательную роль по отношению к железнодорожному транспорту. Дальних междугородных автобусных маршрутов практически нет, в основном пригородные и городские. Основная функция пригородных автобусов (в Швейцарии их называют «почтовыми») – это подвоз пассажиров из отдаленных мест к железнодорожным станциям. По этой причине в тех городах, где имеются железнодорожные вокзалы, автостанции (автобусные терминалы) всегда располагаются в пешей доступности от них. Такой подход создает для транзитного пассажира максимальное удобство.

Автобусный терминал у железнодорожного вокзала в Берне

SWISS SAVER, SWISS YOUTH, SWISS FLEXI

Есть и другие особенности в системе организации транспорта. Если вам, к примеру, нужно добраться из Монтре в Цюрих на скоростных поездах, вы сначала воспользуетесь тем, который направляется в аэропорт Женевы, затем последует пересадка в Лозанне на другой скоростной поезд, следующий из Женевы в Цюрих. При этом пересадка будет осуществляться на одном и том же перроне, так как оба поезда приходят на соседние пути, а разница по времени между приездом одного и отправлением другого не превысит нескольких минут.

Некоторые эксперты утверждают, что в Швейцарии благодаря высокому уровню развития общественного транспорта наблюдается тенденция снижения использования личного автотранспорта. При этом даже туристы, привыкшие арендовать автомобиль, в Швейцарии предпочитают пользоваться общественным транспортом.  

Кстати, с расписанием движения общественного транспорта можно ознакомиться на портале компании SBB. Там представлена информация о движении не только автобусов, поездов, водных судов, но также использующих зубчатую железную дорогу горных поездов, фуникулеров и крупных канатных дорог.

Троллейбус в Монтре у Шильонского замка

Преимущество швейцарской транспортной системы также проявляется и в наличии многоуровневой системы билетов. Вы можете купить разовые билеты на одну поездку, однако большинство швейцарцев и туристов предпочитают использовать многократные билеты, многие из которых комбинированного типа, позволяют ездить на всех основных видах транспорта в течение определенного времени и при этом сэкономить.

Иностранные туристы, путешествующие по Швейцарии, предпочитают использовать билеты Swiss Travel System (швейцарской системы путешествий), которые запрещены для продажи самим гражданам этой страны. Эти билеты дают возможность в течение определенного времени (4, 8, 15, 22 дня и 1 месяц) путешествовать на всех основных видах транспорта по всей стране, на общественном транспорте в 37 городах Швейцарии, а также предоставляют 50-процентную скидку при использовании горных зубчатых поездов, фуникулеров и канатных дорог. Кроме того, билеты Swiss Travel System позволяют туристу проехать через некоторые итальянские территории, а также посетить французский курорт Шамони у подножия горы Монблан. Есть различные варианты этой билетной системы: стандартный Swiss Pass, Swiss Saver Pass (для совместных путешествий), Swiss Youth Pass (детский и молодежный), Swiss Flexi Pass (позволяет использовать лишь определенные дни на усмотрение владельца в том количестве, на которое куплен), Swiss Family Card (позволяет бесплатно провозить детей до 16 лет) и др. Каждый из этих билетов имеет свой тариф не только по количеству охваченных дней, но и в зависимости от класса – более популярен 2-й класс, но люди обеспеченные предпочитают пользоваться более комфортным 1-м классом. Разница между классами невелика, в основном заключается в том, что, к примеру, железнодорожные вагоны 1-го класса несколько более комфортны и чаще всего малолюдны. А в некоторых видах транспорта разделение на классы в принципе отсутствует (городской общественный транспорт, пригородные автобусы, водный транспорт).

На озерах Швейцарии широко развит водный транспорт (ретропароход на Женевском озере)

ОТ ВЫСОКИХ СТАНДАРТОВ ТОПЛИВА — ДО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

Туристы формируют значительную часть пассажиропотока на железных дорогах SBB, а также львиную долю пассажиропотока на популярных направлениях – панорамных поездах (Glacier Express, Wilhelm Tell Express, Golden Pass Line и др.), горных зубчатых железных дорогах (Юнгфрау, Горнерграт и др.), водных маршрутах, фуникулерах и канатных дорогах. Природные красоты Швейцарии, ее горные и озерные пейзажи, водопады стали мощным магнитом для иностранцев еще полтора-два века назад. Так что инфраструктура для туристов, в том числе транспортная, здесь развивается достаточно давно.

Горный поезд Юнгфрау в тоннеле

Отличительной чертой Швейцарии является то, что интересные для туристов места расположены по всей территории страны, хотя приоритет, конечно же, принадлежит альпийской зоне. По этой причине здесь не наблюдается сверхдопустимой концентрации туристов в одном месте, способной вызвать негативную реакцию у местных жителей, как в Барселоне или Риме. Конечно, возникновение негативного отношения к иностранцам у некоторых жителей этих двух городов было обусловлено в первую очередь экономическими причинами (ростом цен на аренду жилья), а также фактами чрезмерного загрязнения общественных пространств. Однако в Швейцарии эти факторы не проявляются, по крайней мере, пока. Во-первых, в этой стране очень высокий уровень дохода и незначительная бедность. Во-вторых, Швейцария – чистая страна с идеальной системой очистки территории и утилизации отходов, так что наплыв иностранных туристов пока не создает здесь серьезных экологических проблем.

Электротакси в Церматте

К экологии в Швейцарии относятся серьезно. Это касается и транспорта. Здесь очень высокие требования к качеству топлива и двигателей. А в некоторых населенных пунктах допускается использование только электротранспорта. Самым известным в этом смысле является городок Церматт в кантоне Вале, знаменитый тем, что рядом с ним расположен главный символ страны – гора Маттерхорн, увенчанная остроконечной вершиной. Причем запрет на использование традиционного автотранспорта введен по инициативе самих жителей Церматта, стремящихся сохранить высокие стандарты экологической безопасности.

Въезд в Готардский тоннель у деревни Гешенен

Горы долгое время считались главным препятствием для развития транспорта. Немногочисленные высокогорные перевалы, связывавшие Швейцарию с Италией, обладали низкой пропускной способностью. Однако в начале XX века стали проявляться изменения, когда был открыт Симплонский железнодорожный тоннель, положивший начало массовым транзитным перевозкам через Альпы и долгое время являвшийся крупнейшим в мире. С того времени в стране было построено несколько крупных и множество небольших авто- и железнодорожных тоннелей, усиливших внутреннюю связность Швейцарии и расширивших ее коммуникационные возможности с Италией. А в последнее десятилетие введены в строй такие крупные тоннели, как Летчбергский и Готардский, ставшие важнейшими элементами европейской транспортной системы.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции