Оживление на рынке грузовиков в эти дни можно невооруженным глазом наблюдать на московской выставке COMTRANS-2017. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на ней, увидев мировую премьеру туристического автобуса MAN, презентацию новых пассажирских «Газелей» и долгожданного пикапа от Mercedes-Benz. Но главным событием сегодня здесь стала новая модель КАМАЗа, которую запустят в серию после достройки завода кабин стоимостью свыше 15 млрд рублей.
«ЦЕНА АВТОМОБИЛЯ БУДЕТ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ MERCEDES, НО НЕНАМНОГО»
Второй день мировые и отечественные производители грузовых автомобилей меряются достижениями на выставке COMTRANS-2017 в Москве. Сегодня очередь дошла до КАМАЗа, который представил свою главную новинку года — грузовик 54901 с кабиной К5. По сути, это воплощенное в металле желание концерна попасть в элиту производителей, выпускающих авто премиум-класса. «Мы сделали своей стратегией переход в премиум-сегмент, — заявил глава КАМАЗа Сергей Когогин, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Это очень болезненно, непросто для компании, но тем не менее другого пути нет». Значимость события подчеркивало и участие в презентации президента РТ Рустама Миниханова, который порадовал своих подписчиков в «Инстаграме» целым фоторепортажем.
Каркас новой кабины будет собираться в Набережных Челнах на строящемся сейчас заводе. Когогин утверждает, что мощности в 55 тыс. единиц в год хватит, чтобы покрыть потребности не только КАМАЗа, но и Daimler. И стоимость камазовского грузовика будет не сильно отличаться от прайсов немецких партнеров. «Цена автомобиля точно будет дешевле, чем Mercedes, но ненамного», — пояснил Когогин. По его словам, объем инвестиций в проект пока декларируется как 15 млрд рублей. «Но с учетом наших затрат и затрат Daimler это будет, конечно, выше», — добавил глава КАМАЗа.
Серийное производство модели 54901 начнется с 2019 года. При этом опытно-промышленную партию челнинцы рассчитывают выпустить уже в следующем году. «Полностью переход на серию будет активно идти с 2022 года», — объявил Когогин. Амбиции челнинцев растут: с новым грузовиком КАМАЗ не прочь заняться покорением мира. «За пределами России мы с большим удовольствием будем искать партнеров для его продаж по всей территории земного шара. Наши намерения — прежде всего выйти на рынки стран СНГ. Мы рассчитываем прийти с ним в Европу тоже», — рассказал Когогин.
Что представляет собой новинка? «Это наше видение следующего поколения. Автомобиль абсолютно новый: новая кабина, новый двигатель, новая рама и новые составные части с новым уровнем электроники. Кабина у нас с большим объемом — это абсолютно другой уровень удобства. Присутствуют все интеллектуальные элементы, то есть телематическая система, бортовая информационная система», — пиарил машину директор по развитию КАМАЗа Ирек Гумеров. Помимо этого, новый «КАМАЗ-54901» оснащен АКПП ZF Traxon и двигателем нового типа — рядным Р6. Увеличена и емкость топливных баков: на выбор предлагается один бак на 700 л или же два суммарно на 1200 литров. «Мы планируем обеспечить улучшение топливной экономичности до 10 процентов, радикально увеличить расстояние технического обслуживания до 150 тысяч километров и иметь ресурс не менее 1,2 миллиона километров», — заверил Гумеров.
«НАШИ НАМЕРЕНИЯ — 39 ТЫСЯЧ ПРОДАННЫХ ГРУЗОВИКОВ В ЭТОМ ГОДУ»
Одной премьерой челнинцы не ограничились. На камазовском стенде также представлены новейшие перспективные грузовики «КАМАЗ-5490 NEO» и его газодизельная модификация, «КАМАЗ-54909» с подключаемым передним гидроприводом колес, гибридный автомобиль «КАМАЗ-65208» с мусоровозной надстройкой и др.
Особого внимания заслуживает, как выразился Когогин, «взгляд в будущее». Таковым на стенде челнинцев стал совместный с ФГУП «НАМИ» беспилотный проект «Шатл». «Не могу сказать, когда водитель уйдет из кабины, но это точно произойдет при нашей жизни», — заявил глава автогиганта и добавил, что беспилотное будущее наступит сразу, как только будут решены правовые и этические вопросы.
Еще одна новинка КАМАЗа — электробус второго поколения с новым интерьером и экстерьером, а также станция его ультрабыстрой зарядки. Как уверяют челнинцы, разработчикам удалось решить вопрос с работой электробуса при низких температурах — образец от автогиганта способен ездить и при минус 45 градусах. «Экономика такова, что даже при сегодняшней себестоимости потребитель получает преимущество в течение 8–10 лет эксплуатации», — заявил Когогин. Особо он отметил, что КАМАЗ радует намерение мэра Москвы Сергея Собянина массово закупать электробусы. Почему именно челнинцы — главные фавориты в гонке за столичные миллиарды, «БИЗНЕС Online» рассказывал ранее.
Как убедился наш корреспондент, Когогин вообще преисполнен позитивных ожиданий. По его словам, во втором полугодии завод будет работать без простоев. «Начиная с сегодняшнего дня темп сборки превышает 190 автомобилей в сутки. В октябре будем более 200 собирать, стоит задача продолжать такой темп до конца года. Как я говорил, наши намерения — превысить бизнес-план в 36 тысяч (грузовиков) и выйти на уровень в 39 тысяч по продажам в этом году», — объявил гендиректор КАМАЗа. Единственное, что, кажется, его смущает, так это ситуация с курсом рубля, которая может сказаться на финансовом результате компании.
КАЛУЖСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ VOLVO
Приподнятое настроение царит и в целом на COMTRANS. Нынешняя выставка получилась весьма разнообразной и, в отличие от прошлогоднего московского международного автосалона, не оставляет удручающего впечатления. Напротив, все крупные производители привезли свои не только пользующиеся спросом автомобили, но и любопытные новинки. Это и понятно — продажи растут, рынок наконец-то оживился.
При этом практически каждый участник «большой семерки» европейских производителей на пресс-конференциях пытался застолбить за собой место лидера. Так что не будем верить им на слово и обратимся к цифрам. Все без исключения члены «семерки» зафиксировали скачок продаж в России по итогам первых 7 месяцев 2017 года. По данным «Автостата», спрос на грузовики с января по июль увеличился на 43,7% в годовом сравнении — с 26 011 до 37 371 единицы. По фактическим продажам у иностранцев лидирует Volvo, шведы реализовали в России 2 593 автомобиля. Далее идут с минимальным отрывом друг от друга Scania и Mersedes-Benz (2 354 и 2 352 грузовика соответственно). На четвертой строке разместился MAN, продавший 1 926 автомобилей, на пятой — DAF с результатом в 1 649 грузовиков. Наконец, замыкают «большую семерку» Iveco и Renault, продавшие 356 и 171 автомобиль за 7 месяцев.
Кто и чем из них хвастался? Бренд Volvo Trucks (который в следующем году отметит 45-летие с момента первой поставки грузовика в Россию), по словам гендиректора Volvo Trucks в России Сергея Яворского, за 8 месяцев этого года уже поставил 3 030 машин — на 280% больше, чем за тот же период прошлого года. По итогам года компания планирует продать порядка 6 тыс. грузовиков, на следующий 2018-й план примерно такой же.
При этом фирма продолжает активно наращивать локализацию, которая, как известно, является одним из залогов коммерческого успеха. «Мы рассчитываем, что по итогам 2017 года около 80 процентов проданных автомобилей Volvo будет иметь марку „Сделано в Калуге“», — рассказал Яворский. В тех же краях в ближайшее время планируют наладить выпуск АКПП I-Shift. Как утверждают в компании, грузовики, оснащенные этой коробкой передач, могут буксировать груз полной массой до 325 тонн. Также АКПП с двумя понижающими передачами обеспечивает маневренность сверхдлинных негабаритных автопоездов на минимальной скорости всего 2 км/ч. «Работа по локализации коробки передач идет уже давно. В прошлом году был подписан соответствующий меморандум. Мы, не дожидаясь подписания официальных документов, начали двигаться вперед, на сегодняшний день работа идет плотная. В принципе, если все будет идти теми темпами, которые мы планируем, то, наверное, до конца года этот процесс будет налажен», — заявил Яворский. По его словам, в будущем около 90% производимой в Калуге техники будет оснащаться автоматической коробкой передач. Правда, потенциальный объем инвестиций топ-менеджер не раскрывает.
Пока же компания представила на стенде популярные в народе флагманские модели типа Volvo FH. А «жемчужина» бренда, по словам Яворского, — самый быстрый грузовик в мире Volvo Iron Knight, обладатель рекорда скорости в заездах 500 и 1000 метров. У этого «железного рыцаря» двигатель мощностью 2400 л. с. и АКПП I-Shift Dual Clutch с двойным сцеплением.
ТЯГАЧИ SCANIA ДОБИРАЛИСЬ ИЗ ПАРИЖА ГОД
Шведская Scania, которая считает себя лидером среди европейских производителей большегрузных автомобилей на российском рынке, привезла на COMTRANS грузовики нового поколения. Скандинавы представили три седельных тягача — S730 A4X2NA, R500 A4X2NA, G410 A6x2/4NB. Грузовики выполнены в трех типах кабин: базовая G, кабина R повышенной комфортности и флагманская кабина S с ровным полом. «Разве не красавец? Это сочетание мощи и надежности», — похвалил машины гендиректор Scania Rus Войцех Ровински. На разработку новинок Scania потратила 10 лет и 20 млрд шведских крон. В итоге шеф-дизайнеру Scania Кристоферу Хансену удалось, с одной стороны, сохранить преемственность и «лицо» бренда, а с другой — создать совершенно новую машину с современным дизайном, ориентированным на будущее.
Нельзя сказать, что эти автомобили прибыли в Москву с пылу с жару — дебют техники состоялся еще в прошлом августе в Париже. Европейским клиентам за это время уже было отгружено более 11 тыс. автомобилей нового поколения. Довольны машиной остались не только потребители, достоинства грузовика оценили многие независимые эксперты. Например, техника отлично справилась с тестом «1000 Point Test», набрав 943 из 1000 баллов. Также на выставке IAA в Ганновере грузовики серии S получили награду «Truck of the year 2017».
Впрочем, для российских потребителей грузовики Scania и вправду в новинку — первые образцы были отгружены клиентам в РФ в прошлом месяце. «Начиная с августа этого года наши грузовики, оснащенные двигателем „Евро-6“ и кабинами серии S, появились на дорогах России», — сообщил Ровински. По предварительным данным мониторинга самой Scania, первый месяц эксплуатации грузовиков нового поколения показал, что они как минимум на 10% экономичнее существующего модельного ряда.
В целом же компания планирует внедрять новинки во всех сегментах грузового рынка. Так, в начале 2018 года на российском рынке появятся шведские грузовики с двигателями «Евро-5». «В планах, что уже в следующем году доля продаж новой техники Scania будет составлять от 20 до 25 процентов от общего объема продаж Scania в России», — добавил Ровински.
СП DAIMLER С КАМАЗОМ ХОЧЕТ СТАТЬ ИНОСТРАНЦЕМ №1
Совместное предприятие КАМАЗа и Daimler — «Даймлер Камаз Рус», собирающий в Набережных Челнах грузовики Mercedes-Benz и автомобили Fuso, — также горит желанием покорить грузовой Эверест. «Наша цель — стать брендом №1 в России на рынке „большой семерки“ европейских производителей грузовой техники», — уверенно объявляет гендиректор ООО «ДК Рус» Хайко Шульце. В свою очередь, директор марки Mercedes-Benz Герман Гильфанов заметил, что компания движется к этой цели: еще недавно ее рыночная доля составляла 14%, а сейчас — 20%. «Мы хотим не только продавать больше всех, но и иметь максимальные показатели по клиентской удовлетворенности, за которой мы тщательно следим», — объявил он. Гильфанов уверен, что по итогам года продажи удастся увеличить вдвое.
На COMTRANS-2017 совместное предприятие представило новый модельный ряд Mercedes-Benz с двигателем «Евро-5», а также многофункциональный грузовик Unimog U529, которому под силу заменить целый парк специальной техники. Из новинок компания привезла в Москву седельные тягачи Actros 1848LS и Actros 1840LS, самосвалы Arocs 4142К и Arocs 3345К, Atego 1218L с изотермическим фургоном и грузоподъемным бортом и самосвал Actros 4144AK. В компании надеются, что смена поколений закончится к 2020 году, когда продаваться будут только новые модели Actros.
Впервые в России был представлен и среднетоннажник Fuso Canter TF. «Прежде всего это не обновленная машина, это абсолютно новая машина. Это новый 3-литровый двигатель 150 и 175 л. с., новая механическая коробка передач, новый дизайн, новый интерьер, новая конструкция рамы», — презентовал модель директор марки Fuso Илья Бочкарев. Ожидается, что во втором квартале 2018 года будут запущены массовое производство и продажа этих грузовиков.
Интерес посетителей вызвал и такой «экспонат», как Canter eCELL. Это полностью электрическая машина. «Модель, которая успешно работает по всему миру, особенно в мировых столицах. Данная машина практически без шума. Представленный образец прошел 50 тысяч километров. Можно сказать, что это будущий флагман модельного ряда. Это машина, которая будет работать в основном в условиях городов, где повышены требования к шуму, экологическим стандартам», — пояснил Бочкарев.
ДОЛГОЖДАННЫЙ ПИКАП ОТ MERCEDES
Также выделим «личную» премьеру Mercedes-Benz — пикап X-Class. Впрочем, и его можно назвать новинкой лишь условно, поскольку мировая презентация концепта состоялась в октябре прошлого года в Стокгольме. «Многие сомневаются, что коммерческий автомобиль может быть привлекательным. Это роскошный автомобиль. Несколько лет назад мы обнаружили, что людям хочется иметь мощный автомобиль, классический пикап, но чтобы в то же время он был стильным, комфортабельным, красивым, чтобы воплощал ценности Mercedes-Benz, — охарактеризовал концепт-кар гендиректор по направлению производства, оптовых продаж, маркетинга и послепродажного обслуживания Mercedes-Benz Зорен Хезе. — Я считаю, что он подойдет как для бизнесменов, так и для индивидуального использования, то есть для людей, которые любят активный спорт. Нам удалось объединить классический вид Mercedes с надежностью и безопасностью, которые дает автомобиль этого класса».
В Германии X-класс будет предлагаться по цене от 37 294 евро. В ноябре этого года автомобиль выйдет на европейский рынок. В начале 2018-го продажи стартуют в ЮАР и Австралии. В России автомобиль должен появиться во второй половине 2018 года. Затем, в начале 2019 года, пикап можно буде приобрести в Аргентине и Бразилии.
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА ДЛЯ ТУРИСТОВ
Мировой премьерой от компании MAN стал туристический автобус MAN Lion’s Coach. Это именно тот случай, когда посетители российской выставки увидели модель раньше европейцев. В Старом Свете ее презентация состоится только в конце октября на выставке BusWorld в Бельгии.
В новом Lion’s Coach производитель решил сделать акцент на безопасности пассажиров. В каркас автобуса интегрированы элементы высокопрочной стали, так что по сравнению с предыдущей версией автобус способен принять на себя на 50% больше энергии удара, чем раньше. Машина оснащена дизельным двигателем MAN D26 стандарта «Евро-6», мощность которого на 20 л. с. больше предыдущего. Для российского рынка автобус может поставляться и с двигателем D26 «Евро-5+», а навигационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» будет устанавливаться сразу на производстве. Особое внимание MAN уделила современным потребностям пассажиров: у каждого кресла есть USB-разъем для зарядки смартфонов, а в откидывающемся столике предусмотрена специальная выемка, где можно закрепить планшет.
Из грузовиков компании на стенде наше привлек внимание MAN TGS PerfomanceLine Edition — представитель «коллекционной» серии магистральных тягачей с особой внешней отделкой и двигателем 640 л. с. Таких экземпляров была выпущена всего сотня.
НОВЫЕ МИКРОАВТОБУСЫ-«ГАЗЕЛИ»: УДЛИНЕННЫЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
DAF привезла модельный ряд LF, CF и XF105. Грузовик XF105, предназначенный для перевозок на дальние расстояния, оснащен экономичным двигателем PACCAR MX объемом 12,9 литра. Универсальный автомобиль модели CF доступен и как тягач, и как шасси под надстройку, при этом идет в комплектациях с двумя, тремя и четырьмя осями. Дорожный просвет грузовика можно также увеличить до 43 см в зависимости от размера шин. Кроме того, можно установить специальные топливные баки с уменьшенной высотой. А для доставки грузов на короткие расстояния предназначен новый DAF LF, в котором используется специальная линейка двигателей (207, 250 и 286 л. с.) и коробок передач (шестиступенчатая МКПП в «стандарте», 9-ступенчатая или 6-ступенчатая АКПП).
Как утверждает гендиректор DAF Trucks Rus Ари Хэндрикс, у представленных моделей потребление топлива снижено на 7% и уменьшены эксплуатационные затраты.
Белорусский МАЗ на довольно скромном стенде представил три грузовика (трехосный седельный тягач, автопоезд в составе двухосного седельного тягача и изотермического полуприцепа, среднетоннажный бортовой автомобиль) и автобус большого класса со специальным лифтом для инвалидов-колясочников. Причем главный упор представители компании сделали на автобус. Как считают в МАЗе, он может применяться на пригородных маршрутах стран СНГ и в некоторых государствах Европы. Автобус оснащен немецким двигателем Daimler и АКПП от Allison, предельная скорость ограничена отметкой в 100 км/ч. «Новый автобус повысит позиции Минского автозавода в сегменте автотехники для пригородных и междугородних сообщений. Он особенно эффективен на длинных маршрутах с интенсивным пассажиропотоком. По сути, мы создали один из лучших автобусов, который практически не имеет конкурентов в соотношении цены и качества на постсоветском пространстве», — отмечают на предприятии.
А вот ГАЗ, который в основном работает в разных весовых категориях с КАМАЗом, сделал упор на линейку коммерческих автомобилей «ГАЗель NEXT 4,6» с повышенной грузоподъемностью и увеличенным объемом кузова. Сегодня посетители COMTRANS могли увидеть бортовой автомобиль, микроавтобус и электробус. Впрочем, бортовой автомобиль — это пока что предсерийный образец, его продажи начнутся только в первом квартале 2018 года.
Микроавтобус «ГАЗель NEXT 4,6» обладает удлиненной колесной базой, что позволило увеличить вместимость машины до 20 человек. Также здесь установлена АКПП от французской компании Punch Powerglide.
Наконец, модный ныне электрический микроавтобус от ГАЗа вмещает 22 пассажира. Разгоняется машина до 90 км/ч, а запас ее хода составляет не менее 120 километров. Заряжать такой автомобиль можно как от промышленной, так и от бытовой сети. Как отметил президент компании «ГАЗ» Вадим Сорокин, главная проблема в электротранспорте на сегодня — дороговизна электрических компонентов, в большинстве своем импортных.
Адиль Ширинов / Фото: president.tatarstan.ru
ТЕЛЕМАТИКА ДЛЯ FORD TRANSIT
Завершим свой репортаж на стенде, который также имеет определенное отношение к Татарстану. Главной новинкой Ford-Sollers на COMTRANS стало отнюдь не «железо», а мобильное решение для коммерческого транспорта. «Впервые в истории автопроизводитель предлагает телеметрическое решение», — заявил президент Ford-Sollers Адиль Ширинов.
Новинка представляет собой «подключенный» Ford Transit с интегрированной системой Ford Telematics, разработанной в России. «Получив такой сервис, вы приобретаете не только автомобиль, но и мобильный инструмент бизнеса, которым можете дистанционно управлять и который можете контролировать. 30 функций, начиная от банального геопозиционирования, отслеживания состояния груза и заканчивая удаленной диагностикой и каршерингом. Теперь не выходя из кабинета вы знаете точно, где находится груз, в каком он состоянии, как быстро он будет доставлен заказчику, состояние автомобиля, стиль вождения и так далее», — пояснил директор по корпоративным продажам компании Вячеслав Фомин. Система разработана специально для подключения к Ford Transit, который производится в том числе на заводе в Елабуге.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.