Один из крупнейших за историю США ураган «Харви» полностью парализовал Хьюстон, уничтожив весь городской автопарк этого крупнейшего города штата Техас. По оценке компании Merrill Lynch, для того чтобы ликвидировать последствия «Харви», понадобится от $70–108 миллиардов. О том, как над Америкой «разверзлись хляби небесные», — в обзоре иноСМИ, подготовленном «БИЗНЕС Online».
«УНЕСЛО «ЛЕКСУС» МОЕЙ ДОЧЕРИ ВМЕСТЕ С «ХАРЛЕЕМ» МУЖА»
Хьюстон — город просторный: на каждого из более чем 2,3 млн его жителей приходится 705 кв. м общей территории (в Казани — 440, Вашингтоне — 259, Москве — 210, в Нью-Йорке — 92). Нетрудно догадаться, что население города является в полном смысле слова автомобилезависимым. По данным, приведенным в Washington Post, уровень владения моторными транспортными средствами в Хьюстоне один из самых высоких в США: 94,4%. Кроме того, Хьюстон расположен на пересечении нескольких широчайших федеральных автострад, заполняемых самыми долгими в стране поездками «работа — дом — работа». Вождение автомобиля рассматривается здешними жителями как неотъемлемое конституционное право — его не выбирают, оно является самой жизнью.
27 августа над городом «разверзлись хляби небесные», и миллионы кубических метров воды в один миг превратили гипотетическую зависимость в суровую, даже жестокую реальность для десятков тысяч семей Хьюстона.
«Все до одного средства передвижения в семье оператора крана Катрины Шадбурн были проглочены наводнением урагана „Харви“», — рассказывают корреспонденты WP в репортаже, озаглавленном «Штормовое наводнение разрушило сотни тысяч машин в городе, где без них не проживешь».
«Унесло грузовик моего мужа, — говорит им миссис Шадбурн, — унесло „Лексус“ моей дочери вместе с „Харлеем“ мужа». Ушли в пучину и два водных скутера, пропала лодка в попытке эти скутеры спасти. Ее «малыш» — красный «Форд Мустанг GT» 2015 года — был последней надеждой, так как находился в 20 милях от Хьюстона в автосервисе «МакРи» дилерского центра «Форда» в ожидании замены резины. Но и он оказался «унесенным»: дилерский центр вошел в число наиболее пострадавших от наводнения, потеряв 700 автомобилей в его мутных волнах.
Ураган «Харви», напомнивший, между прочим, об одиноком снайпере Ли Харви Освальде, оказался самым разрушительным событием для автомобильного парка США за всю его более чем столетнюю историю. Катастрофические последствия проявились немедленно: множество людей потеряли всякую возможность добраться к месту работы, а вместе с тем приступить к устранению разрушений, при том что автодилеры оказались перед необходимостью скорейшего пополнения «запасов» на фоне мультимиллионных убытков и беспрецедентно растущего спроса.
Митчел Дэйл, владелец дилерского центра «МакРи Форд», оценивает стоимость своего запаса автомобилей в $28 миллионов. «Почти все они пойдут под пресс,— говорит он и продолжает. — Мы ожидаем невосполнимые потери где-то около 1–1,5 миллионов долларов». Финансовая «дань» автомобилизма урагану «Харви» несравнима с потерями после ураганов «Катрина» и «Сэнди». Итогом последнего стали 250 тыс. безнадежно испорченных автомобилей, Катрины — около 200 тысяч. «Харви» «размыл» 300–500 тыс., но это предварительные подсчеты. По самым скромным оценкам, нанесенный хьюстонскому автомобилизму урон составляет никак не менее $4 миллиардов. Президент США Дональд Трамп уже поручил выделить $15,25 млрд для ликвидации стихийных последствий. А по оценке компании Merrill Lynch, ликвидация последствий урагана обойдется США в сумму от $70–108 миллиардов.
В ожидании страховых выплат люди мечутся в поисках автомобилей на ходу. «Кэролин и Глен Робертсы, „подарившие“ „Харви“ свой дом и три автомобиля, помчались в Порт-Артур, чтобы взять авто в аренду, но пункт проката оказался затопленным и закрытым, — пишут корреспонденты WP. — Направились в другой, и добыли „рабочую“ машину — красную „Хендай Соната“ — на следующую неделю. Этим счастливчикам крупно повезло. У прокатчика на столе лежало 2,5 тысячи активных запросов от одних только местных жителей. В обычные дни их бывает не более 30. Прокатные агентства с боем собирают автомобили в своих филиалах по всей стране».
«В НЬЮ-ЙОРКЕ И КАЛИФОРНИИ ПОПАДАЛИСЬ АВТОМОБИЛИ СО ЗМЕЯМИ И КРОКОДИЛАМИ В БАГАЖНИКАХ»
К пятнице, 1 сентября, вместе с уходом воды появились страховщики, глазам которых предстали машины внешне благополучные, но бесполезные внутри по причине полной непригодности электрической части. Даже после ремонта, утверждают страховщики, водить такие машины будет небезопасно. Представитель одной из страховых компаний заявил, что в течение недели после «Харви» ими было получено 9 тыс. требований. На вопрос о размерах выплат исчерпывающего ответа не последовало. «Каждый случай — уникален, — говорит страховщик. — Машина могла уйти под воду на шесть дюймов с минимальным впоследствии ущербом, или на шесть футов, после чего она становится полностью „убитой“».
Хьюстону нужны машины, и по мере того как его жители начинают подсчитывать сумму ущерба, нанесенного их домам и автомобилям, автопроизводители спешат пополнить свои склады. «Они ждут второго наводнения, — констатирует WP, — наводнения покупателей, разглядывающих их модели с зажатыми в руках страховыми выплатами. Большинство — это специалисты-рабочие, которые хотят вернуться к работе. Они покупают грузовички и так называемые SUV — спортивно-утилитарные авто. Они хотят восстанавливать Хьюстон».
Для крановщицы миссис Шадбурн все выглядит более мрачно. Ее 18-летняя дочь перенесла операцию на сердце, ее иммунная система ослаблена. Более часа понадобилось, чтобы скорая доставила ее в больницу. Девушка чуть было не умерла.
«Ничего, — подбадривает себя Шадбурн, — Мы живы».
«Всем нужны джипы или грузовики, — говорит владелец центра „Тексас Ауто“ по продаже подержанных автомобилей Фил Соммер. — Дилеры хотят продавать как можно больше, но отсутствие запасов толкает цены вверх на несколько тысяч долларов. Приходится покупать на аукционах, и потому, несмотря на небывалую конъюнктуру, мы зарабатываем меньше».
Высокие цены неизбежно ведут к различного рода махинациям, утверждает Соммер: чтобы выжить в этих условиях, некоторые дилеры не смогут устоять перед соблазном сбыть покупателям отмеченные штормом и наводнением машины, полные «скрытых изъянов». Так было после урагана «Катрина», когда национальное бюро преступлений в области страхования совместно с полицией штата Луизиана провело регистрацию десятков тысяч машин, заполнивших берег Мексиканского залива перед тем, как они вновь были допущены на авторынок. Несмотря на эту титаническую работу, машины, поврежденные ураганом «Катрина», продолжали появляться в 26 штатах за пределами прибрежных территорий спустя месяцы после шторма. В Нью-Йорке и Калифорнии попадались автомобили со змеями и крокодилами в салонах и багажниках.
Появятся ли на отечественном рынке дешевые американские автомобили? Поживем — увидим.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.