ПО СХЕМЕ ПРАВИЛЬНО ИГРАЕТ ТОЛЬКО ЛЕГИОНЕРСКОЕ ЗВЕНО

Выездная «сессия» «Ак Барса», учитывая поражение от «Автомобилиста», оказалась среднего качества, но по сезону все еще идет неплохо — 5 побед в 7 матчах. Главный позитив двух игр на выезде в том, что казанцы не стали перестраиваться и менять схему. Честно говоря, я ожидал, что «Ак Барс» снова включит откат 1-4, но нет, агрессивная схема 1-2-2 с высоким форчекингом сохранилась не только на домашнем льду. Правда, если с «Автомобилистом» она держалась весь матч, в Ханты-Мансийске при счете 2:0 казанцы перестали идти за шайбой в чужую зону. Форчекинг на какой-то момент закончился, и это было даже верным решением. Пересменки, команда ведет, соперник тоже никуда не торопится — зачем бежать вдвоем-втроем в зону, когда лучше дождаться ошибки противника в средней зоне или вынудить его бросить шайбу тебе за ворота. Счет 2:0, у нас выездной матч, подождем, пока они сами выйдут. Вряд ли тренеры говорили сбивать темп в такой момент, это просто было осознанное решение — небольшой отголосок отката прежнего «Ак Барса».

Осторожный
форчекинг

Отчетливее всего рисунок игры виден в исполнении первого звена казанцев. Суть в том, чтобы к шайбе бежал сначала один игрок, и это всегда должен быть ближний. Условно говоря, крайний левый форвард не имеет права бежать на правый фланг, даже если ему сильно хочется. Задача — сохранить формацию 1-2-2, поэтому вингер возвращается на свое место, а новый ближний игрок выступает вперед. Здесь четко видно, как игроки перестраиваются. Антон Ландер смотрит на партнера и понимает, что тот пошел в отбор, потому что является первым на острие, значит, центрфорвард должен отступить. Второй игрок может вступать в отбор уже после начала борьбы в углу. Суть схемы в том, чтобы отодвинуть соперников к бортам, не дать им вывести шайбу в центр. Она и атакующая, и оборонительная одновременно — если правильно вести борьбу, соперник не убежит в контратаку. Хотя бывает, что один из двух форвардов опаздывает на помощь своему, оказывается в полупозиции, из-за чего атака уходит в другую сторону. Это нужно исключать.

Секач отступает, 
Ландер идет вперед

С другой стороны, раньше «Ак Барс» играл в 1-4, и соперник мог легко пройти всю площадку, зайти в зону, а теперь в любом случае казанцы могут прервать атаку на красной линии. Проблема прошлой схемы в том, что и атаки толком не было, я никак не понимал этого. А новая тактика «Ак Барса» и болельщикам должна понравиться, хоккей с ней не такой пассивный.

Ландер дернулся вперед,
но отступил

В данный момент проблема в том, что по схеме правильно играет только одно звено — легионерское. Кое-что показывает тройка Федора Малыхина, но там Артем Лукоянов проделывает огромный объем работы на форчекинге — он носится по бортам, пытается обокрасть, повязать, создать голевой момент. Тройки Александра Свитова и Андрея Попова четким исполнением схемы пока не отличаются, и это настораживает. Пока «Ак Барс» играл с соперниками середины конференции и ниже, команд уровня СКА и ЦСКА не было. В этих играх будет очень важно, чтобы все звенья играли правильно, потому что по составу Казань уступает и Москве, и Санкт-Петербургу. «Ак Барсу» вообще нельзя терять игроков, и уровень хоккеистов разный — сравните первые звенья петербуржцев и казанцев. На бумаге они должны быть равнозначны, но по игре совсем не так. Очень интересно посмотреть, как «Ак Барс» сможет играть против сильных соперников, и хорошо, что ближайший — «Магнитка» — будет только в конце ноября, есть время подготовиться.

СТИЛЬ БИЛЯЛОВА МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ

Что еще показал выезд? Снова разницу игру вратарей. Эмиль и Тимур играют совсем по-разному, у них сильно отличаются стили игры. Посмотрите, как они закрывают левые штанги. Тимур Билялов чаще (не всегда) использует вертикально-горизонтальное (VH — от vertical horizontal) расположение ног, когда ближняя к штанге нога стоит прямо, а дальняя лежит на льду вместе с клюшкой. 

Эмиль Гарипов же чаще (тоже не всегда) использует обратный вертикально-горизонтальный стиль (RVH — от reverse vertical horizontal) — его ближняя нога лежит на льду и прижимается к штанге, а дальняя нога служит опорой для всего тела, клюшка поднята, «домик» закрывается крюком. 

При этом по ходу игры в зависимости от угла броска и расположения соперников стиль может меняться, но основное отличие прослеживается. И есть еще одна вещь: Гарипов конек держит в воротах, за штангой, при этом как бы обнимая каркас ворот, прижимаясь и выставляя руку за штангу. Билялов же упирается в штангу лезвием конька и плечом, это создает большую разницу в игре вратарей, и нет ответа, какой стиль правильный.

RVH Билялова на правой штанге — конек упирается в штангу

Лично я люблю стандартный вертикально-горизонтальный, так я играл всю жизнь, это олдскульный метод. Я долго пытался научиться играть по-другому, но у меня не вышло — может быть, я поэтому не люблю этот метод. Сейчас большинство вратарей переходят на обратный (reverse) стиль, он считается современным, в НХЛ много парней овладели им в совершенстве: Туукка Раск — один из лучших. Но там важен баланс и умение работать дальней ногой как рычагом, это сложный механизм. Но минусы есть у обоих — стиль Билялова открывает ближнюю штангу, как в тот раз, когда он пропустил свой первый гол в сезоне. А Гарипов, наоборот, пропустил в дальний угол в похожей ситуации. Гол и там, и там, но что важнее — дальняя штанга или ближняя? Учитывая, что Эмиль иногда тоже ставит левую ногу прямо, закрывая левую штангу, вполне возможно, что он ошибся в выборе стиля, потому и пропустил ту шайбу от Никиты Трямкина в Екатеринбурге.

Во-первых, этой ситуации с голом с пятака вообще не должно было быть. Защитник один въезжает в зону и просто обходит соперников без шагов — Василий Токранов ничего не успевает сделать, Рафаэль Батыршин видит, что его партнер проигрывает, вроде бы держит своего игрока, но в итоге и шайбу не остановил, и соперника отпустил. Но Гарипов здесь потерял баланс — он «свалился» влево, слишком сильно прижавшись к штанге и открыв дальний угол. Не надо думать, что вратарь вжался в штангу, потому что испугался столкновения с огромным защитником на скорости. Это не так уж и больно, игроки чаще избегают контакта, и вы все равно движетесь в одном направлении — удар сильным не получается. Здесь скорее сработал элемент неожиданности.

Второй гол похож — Гарипов обнял штангу так, что от нее сложно оттолкнуться.

Опять же, лично мне было удобнее играть как Тимур, и я не так уж много пропустил в ближние «девятки» из-за своего стиля, там всегда была ловушка, куда шайба попадала сама. И в такой позиции намного удобнее продолжать движение в сторону, если шайба вдруг отскочила — Гарипов в матче с «Автомобилистом» не смог быстро переложиться, потому что весь его вес был на левой ноге, а Билялов способен двигаться вправо, толкаясь левой ногой. 

Да, Тимур немножко ошибся, в момент отскока после первого сэйва он следил только за шайбой и первые два толчка сделал по ее направлению. Если бы он сразу стал двигаться вдоль линии ворот к штанге, у него было бы больше шансов остановить бросок. Да, иногда он наоборот увлекается тем, что предугадывает события, но вратарь обязан читать игру и знать, где находятся соперники, понимать, откуда может быть нанесен бросок, — важен баланс в этих качествах. В принципе, он смог сразу же после первого броска продолжить игру и перекрыть центр, и это был единственный такой его недочет во всем матче.

В общем, обоим вратарям «Ак Барса» еще много нужно работать над стилем, не существует какого-то одного правильного способа играть в воротах. Но, откровенно говоря, Гарипов провел слабый матч в Екатеринбурге, как и вся команда, а вот Билялов, наоборот, прибавил по сравнению с первой игрой. Хотя про уровень соперников тоже нельзя забывать.

ДЛЯ КЛИНКХАММЕРА СТОИТ ВЕРНУТЬ ГАЛИЕВА

С уходом Даниса Зарипова «Ак Барсу» был необходим крайний нападающий на большинство. Роб Клинкхаммер — это большой парень, который умеет работать перед воротами, чего сильно недостает Казани. Сейчас среди их нападающих только Малыхин умеет правильно бороться на пятаке за шайбу.

Вопрос в том, куда поставить новичка. Иржи Секач вроде бы и выпадал из первого звена в начале сезона, но на выезде провел неплохие матчи. Стоит ли разбивать звено и заново учить форварда, который не проходил предсезонку с командой? Клинкхаммер — скорее правый нападающий, и, видимо, его место в тройке с Владимиром Ткачевым и Станиславом Галиевым, но ведь такого сочетания уже нет, его разбили. Ставить канадца в звено к Александру Свитову и Антону Глинкину? Совсем не то, Малыхин неплохо выглядит с Лукояновым и Михаилом Глуховым, я бы восстановил их тройку. Вариант только один: учитывая, что новичок — форвард Топ-6, возвращать в состав Галиева и давать ему второй шанс. Может быть, Ткачеву будет удобнее отдавать передачи под броски, если его партнер будет открываться и хорошо бросать. Хотя канадец мощный, он может вести силовую борьбу и освобождать место для Ткачева, который любит свободный лед. И интересно, дадут ли Клинкхаммеру время в большинстве в этой домашней серии? Так проще всего увидеть атакующие качества хоккеиста.

Мика Норонен