Резкое понижение температуры и всевозможные осадки ежегодно сопровождают едва ли не все мероприятия КФМК, проводимые под открытым небом (на фото — Виктор Мережко)

ДВЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ – ПОГОДА И КАЧЕСТВО ПУБЛИКИ

По пути на церемонию закрытия казанского фестиваля мусульманского кино корреспондента «БИЗНЕС Online» вдруг осенило, что у главного татарстанского кинофорума, по старой российской традиции, есть две главные проблемы. Первая – это погода: удивительным образом, но резкое понижение температуры и всевозможные осадки ежегодно сопровождают едва ли не все мероприятия КФМК, проводимые под открытым небом. Вот и на этот раз церемония открытия проходила в едва ли не первый по-настоящему холодный сентябрьский день в Казани, ну а накануне практически с утра не переставал моросить дождь.

Но,если с небесной канцелярией команда Миляуши Айтугановой вряд ли может договориться, то какие-то шаги по решению проблемы №2 делать необходимо. Речь о поведении многочисленной публики фестиваля, вернее отдельных ее представителей. Об этом даже говорили в кулуарах некоторые представители столичной кинопрессы. К примеру, в это воскресенье зрители устроили настоящую давку, стремясь попасть на презентацию – даже не сам фильм – «Байгала» Ильдара Ягафарова. Так что хрупким барышням из пресс-службы КФМК пришлось на время переквалифицироваться в шкафообразных охранников, чтобы отбиваться от благообразных бабушек, как оказалось, владеющих навыками толчков, пиханий и толканий на уровне йокодзуна (главный титул для борца японского сумо, что-то вроде нашего заслуженного мастера спорта), и обеспечить проход в зал членов съемочной группы и журналистов. 

Единственным положительным моментом происходящего стало то, что интервью главной звезды «Байгала» Владимира Вдовиченкова «БИЗНЕС Online» продлилось вместо 20 минут все 50, поскольку презентацию вынужденно отложили на полчаса. Между тем общение с известным актером, оказавшимся очень умным и интеллигентным собеседником, стало одним из самых приятных событий последней недели. Особенно то, с каким искренним практически благоговением Фил из «Бригады» и Кот из «Бумера» рассказывал о своей работе в Вахтанговском театре, где Вдовиченков играет у выдающегося литовского режиссера Римаса Туминаса, нынешнего худрука театра, Астрова в «Дяде Ване».

Кирилл Сафонов Зрители быстро идентифицировали известного артиста Кирилла Сафонова

Ну и еще одна зарисовка из жизни зрителей феста. Пока в одном из залов кинотеатра «Родина» с ними встречались авторы «Байгала», в другом, совсем камерном, шел показ в рамках ретроспективы председателя жюри Николая Досталя. В какой-то момент одна из зрительниц достала телефон и начала громко и четко объяснять собеседнику, как пройти в зал, попутно также громко и четко объясняя ему, что «все вокруг возмущаются» их разговором. Минут через 10 беседа повторилась, представителю пресс-службы КФМК даже пришлось подойти к даме и пригрозить ей выводом из зала.

В общем, какие-то шаги по совершенствованию культуры и дисциплины зрителя необходимо совершать. Халява, а, как известно, абсолютное большинство мероприятий фестиваля являются бесплатными, расхолаживает и вызывает совершенно потребительское поведение. К примеру, в Екатеринбурге на уральском открытом фестивале российского кино, который шел почти одновременно с казанским, также все показы были бесплатными, но зритель должен был либо в интернете, либо в кинотеатрах, либо в пресс-центре получить эти самые бесплатные билеты, причем только на один день вперед. Модель тоже не идеальная, но все-таки, во-первых, количество публики будет гарантированно соответствовать количеству мест в зале, во-вторых, потенциальные зрители должны будут делать определенные усилия по выбору конкретных сеансов и фильмов, а не просто врываться в кинозал с вопросом: «А что здесь показывают?» Такую картину корреспондент «БИЗНЕС Online» тоже наблюдал.

Дина Гарипова Самых бурных аплодисментов от спрятавшейся под зонтами публики удостоилась Дина Гарипова

КОВРОВАЯ ДОРОЖКА: БЫСТРО И ПО-ДЕЛОВОМУ

Тем временем дождь накануне в центре Казани не унимался, что, конечно, отразилось на антураже прохода гостей по ковровой дорожке: все продефилировали максимально быстро и по-деловому. Правда, зрители быстро идентифицировали известного артиста Кирилла Сафонова, который скромно курил около входа в оперный театр. После нескольких селфи герой сериала Валерии Гай-Германики «Краткий курс счастливой жизни» и партнер Чулпан Хаматовой по спектаклю «Двое на качелях», который «Современник» летом привозил в Казань, тоже отправился на красную дорожку в качестве почетного гостя.

Пожалуй, самых бурных аплодисментов от спрятавшейся под зонтами публики удостоились Дина Гарипова и Валерий Гаркалин, а в субъективном рейтинге корреспондента «БИЗНЕС Online» в тройку самых очаровательных дам на ковровой дорожке у театра им. Джалиля вошли член жюри Диана Сафарова, супруга турецкого консула в Казани Анна Дилмач и директор известного сценариста Виктора Мережко по имени Ольга.

Диана Сафарова В тройку самых очаровательных дам на ковровой дорожке у театра им. Джалиля уверенно вошла Диана Сафарова

В фойе, там, где в оперном театре обычно пьют шампанское по демократичной цене (100 рублей за бокал) и слушают «Очи черные», вчера была выставка мусульманской моды. «Такие платья шьются от одного месяца до трех», – рассказывала ведущая, подчеркивая наличие на некоторых из них кристаллов Swarovski. Кстати, платья и правда были очень красивыми, а с самими моделями с удовольствием фотографировались гости фестиваля. VIP-гости же уединились здесь за дверью – руководство казанской оперы знает толк в этом деле. Причем, судя по тому, как энергично зазывал на фуршет для избранных кого-то из знакомых драматург Мансур Гилязов, автор сценария «Байгала», наливали там не только минеральную воду... Впрочем, это только предположение. Кстати, консул Турции Турхан Дилмач почему-то к VIP'ам не присоединился, а предпочел с красавицей-женой досмотреть модный показ.

Консул Турции Турхан Дилмач с супругой Анной

Что же до самой церемонии, то вряд ли организаторы станут обижаться, если мы не назовем ее лучшей в истории фестиваля. Все как-то сразу не заладилось, когда иностранные гости 10 - 15 минут не могли рассесться на двух рядах партера, из-за чего пришлось задержать начало. Власти республики представлял спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Последний явно завел еще перед началом приятное знакомство с председателем жюри Досталем. Увидев его в зале, Мухаметшин настойчиво приглашал режиссера занять место рядом, после чего они, почти ровесники, очень энергично общались почти все время, что председатель татарстанского парламента присутствовал на церемонии. Причем Досталь периодически поднимал большие пальцы рук вверх, то ли характеризуя качество фильмов фестиваля, то ли свою поездку в Свияжск, то ли татарскую кухню. А может быть, и все вместе.


«БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, ТАКОЙ ВКУС, ДОСТОИНСТВО, ТАКАЯ КРАСИВАЯ ЦЕРЕМОНИЯ»

Если же возвращаться к действу на сцене, то оно получилось очень длинным – почти три часа, так что к моменту объявления главных номинаций зал опустел на четверть, а, например, почетный гость Гаркалин просто уехал в аэропорт, рискуя иначе опоздать на самолет. Почему так произошло? С одной стороны, увеличилось число наград благодаря появлению секции национального кино, с другой, многие выступающие, за редким и приятным исключением, говорили ну очень долго, словно позабыв о правилах проведения таких мероприятий.

Не угадали и с кастингом ведущих. Сериальная актриса Анна Снаткина на правах московской гостьи пыталась всячески заполнить пустоты и паузы своими импровизированными репликами, но получалось, честно говоря, не очень. Молодая Лия Шайдарова, дочь известного бизнесмена Камиля Шайдарова, которая пытается делать артистическую карьеру за океаном, держалась подчеркнуто скромно. А главная звезда театра им. Камала Искандер Хайруллин так тянул одеяло на себя, что один из его коллег даже прислал корреспонденту «БИЗНЕС Online» шутливое СМС: «Фарида Бикчантаева на него не хватает».

«Время подтвердило правильность выбранного нами курса на создание передового субъекта Российской Федерации с высокой духовной культурой, инновационной экономикой и устойчивой социальной средой. Мне было сегодня очень приятно, что наши гости из-за рубежа отметили толерантность, понимание, царящее в многонациональной, многоконфессиональной республике. Мусульманский кинофорум уже в тринадцатый раз собрал актеров, режиссеров, киноведов под не теряющим актуальности лозунгом „Через диалог культур – к культуре диалога“», — таковыми были приветственные слова Мухаметшина.

Далее начались многочисленные награждения. Многие из победителей благодарили исполнительного директора фестиваля Айтуганову и программного директора Альбину Нафигову. Кстати, один из авторитетных членов жюри так и сказал в личной беседе корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Я приехал только из уважения к Альбине». Судя по всему, организаторам действительно удалось создать на кинофесте очень теплую, почти домашнюю атмосферу, при этом сопровождаемую профессиональным отношением к делу. К примеру, Досталь характеризовал уровень организации КФМК как «нормального европейского кинофестиваля».

 Фарид Мухаметшин и Ильшат Рахимбай Фарид Мухаметшин и Ильшат Рахимбай

В первой части церемонии было много лауреатов из числа татарстанских кинематографистов, в том числе и в рамках секции национального кино. Главное открытие – в республике делают кино не только молодые представители сильного пола, скажем, уже известные широкой публике Ильшат Рахимбай или Рустам Рашитов, но и красивые девушки. Свои награды получили Оксана Синчугова, Валерия Гиренко, Юлия Захарова. Лучшим национальным фильмом признали мультфильм Сергея Киатрова «Стрела наследия». Кто-то из соседей зло пошутил, дескать, уровень картин, видимо, был таким низким, что главный приз отдали мультику. Впрочем, на одной из встреч с журналистами тот же Досталь говорил, что одна из тенденций российского кинематографа – это превосходство по качеству документального кино и анимации над игровыми фильмами.

Дальше пели Гарипова и актер Андрей Соколов, аплодисменты сорвала режиссер из Нигера, которая сказала, что никогда и не мечтала получить приз на родине Тукая и Джалиля. «Я впервые в Казани и ошеломлен городом, народом, гостеприимством. Блистательный фестиваль, такой вкус, достоинство, такая красивая церемония», — восхищался сценарист Мережко и буквально потребовал от руководства Татарстана не экономить на кино.

Рахмату Кейта Аплодисменты сорвала режиссер из Нигера Рахмату Кейта, которая сказала, что никогда и не мечтала получить приз на родине Тукая и Джалиля

Ближе к концу церемонии концертные номера стали все интереснее, но как бы прекрасно ни пела Илюса Хузина арию из оперы Эльмира Низамова «Кара пулат», два с половиной часа, прошедших с начала церемонии, давали о себе знать – публика устала. А еще подумалось, что КФМК все же не хватает громких картин, которые бы привлекали на фестивальные показы киноманов. Например, на уже упомянутом фестивале в Екатеринбурге показывали «Кроткую» Сергея Лозницы, вызвавшую немало дискуссий недавно в Каннах и до сих пор не получившую прокатное удостоверение в России. На казанском фестивале в разные годы тоже были такие показы, скажем, «Дикого поля» Михаила Калатозишвили, а три года назад здесь демонстрировали фильм, получивший несколькими месяцами раньше «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Зимнюю спячку» от «турецкого Тарковского» Нури Бильге Джейлана.

Вот и главный приз 13-го КФМК уехал в Турцию – к режиссеру Мустафе Кара за картину «Холод Каландара». Один из татарстанских кинематографистов даже сказал, что это лучший турецкий фильм десятилетия.