С 2017 года Банк России перестал играть роль кредитора экономики, полагает советник президента РФ Сергей Глазьев. Его рассуждения о том, что Эльвира Набиуллина попала в «спираль деградации», почему финансово-экономический блок работает в интересах мировых спекулянтов и как идет уничтожение «национального частного банковского сектора», — в репортаже «БИЗНЕС Online» с совещания в ТПП РФ.
«ИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО В ЭКОНОМИКЕ [ЕСТЬ] ИЗБЫТОЧНЫЕ ДЕНЬГИ НА 20 ТРИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
Минувший вторник должен был стать днем массированной критики деятельности Центрального банка (ЦБ): на утро был запланирован соответствующий круглый стол в Госдуме, а после обеда о тех же самых проблемах собирались поговорить на площадке в ТПП РФ устроители московского экономического форума. Но не все сложилось. По каким-то до сих пор неясным причинам словам критики в адрес регулятора и его главы Эльвиры Набиуллиной так и не суждено было прозвучать в стенах на Охотном ряду. Сначала мероприятие перенесли на два часа, а потом, когда эксперты и журналисты изрядно померзли у стен Госдумы, выяснилось, что круглый стол отменен. Организатор мероприятия — глава союза вкладчиков Николай Николаев — всю вину возложил на депутата Госдумы Евгения Федорова, который также значился в числе «зачинщиков»: «Буквально вчера все было оговорено. Сам же депутат активно звал на круглый стол своих коллег-парламентариев. Сейчас же, когда у дверей Думы собралась толпа журналистов, экономистов, обманутых Центробанком вкладчиков, он вдруг сделал вид, что ничего не понимает, видимо, считая нас за дураков». Как сообщили «БИЗНЕС Online» в союзе вкладчиков, в парламентских кулуарах ситуацию связывают с тем, что на Федорова надавили из самых высоких кабинетов: якобы ему звонила Набиуллина.
А вот в ТПП говорить о грехах Центробанка никто не препятствовал. Так что мероприятие, инициированное председателем совета Торгово-промышленной палаты по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, совладельцем «Ростсельмаша» Константином Бабкиным, как обычно, прошло по плану. Разного рода и мастей эксперты ругали на чем свет стоит Центробанк и финансово-экономический блок правительства. Их гнев и, возможно, желание выругаться сдерживали, пожалуй, только уровень площадки ТПП и присутствие дам.
Все выступавшие сошлись на том, что политику Центробанка, который, по их мнению, обескровливает экономику страны, высасывая из нее последние деньги, надо остановить. Наиболее негативным выглядел прогноз извечного оппонента Набиуллиной — советника президента РФ, академика РАН Сергея Глазьева, который предвидит, что ЦБ совместно с правительством будет «отсасывать деньги из экономики в объеме до 20 триллионов рублей». «Им кажется, что это лишние деньги, что в экономике [есть] избыточные деньги на 20 триллионов. Чистый эффект от этой политики мы оцениваем в 15 триллионов недопроизведенной продукции и порядка 10 триллионов несделанных инвестиций, которые могли быть сделаны при нормальных условиях отношений кредитного и реального сектора, — пренебрежительно ухмылялся Глазьев. — Таким образом, проводимая политика нам ничего хорошего не сулит, экономика будет и дальше жить без кредита. Это означает, что финансирование инвестиций будет только за счет иностранных источников. В условиях санкций иностранные кредиторы заняты спекуляциями».
Сергей Глазьев
«Я ЭТО НАЗЫВАЮ СПИРАЛЬЮ ДЕГРАДАЦИИ»
Советник президента РФ последовательно из раза в раз укоряет Банк России в том, что тот лишает экономику денег, создавая «феодальные условия», когда кредиты просто не существуют для финансирования инвестиций. «ЦБ — главный высасыватель денег из экономики», — решительно объявил он. Рубежом, по мнению экономиста, стал период 2016–2017 годов, когда Центробанк «перестал вовсе играть роль кредитора экономики», вливая деньги лишь в какие-то «привилегированные структуры»: «Это деньги, которые были отданы печально известным „Открытию“, Бинбанку, а также госбанкам, которые пользуются привилегированной возможностью получать длинные дешевые деньги. А вся остальная экономика работает только на своих средствах». Он полагает, что ЦБ «откачал» через депозитные аукционы из экономики уже триллион рублей и этого ему еще мало: «Уже сегодня по данному механизму из экономики высосан триллион рублей, планируется еще 2 триллиона в ближайшие два года. К этому надо добавить 2 триллиона, которые откачало правительство через облигации, и порядка 2 триллионов иностранные спекулянты связывают через механизмы carry trade, уводя половину из них за границу».
И если реальный сектор лишается финансов, то спекулятивный в них просто купается, там «резвятся главные бенефициары проводимой политики». «На фоне падения инвестиций и внешней торговли резко — пятикратно — выросли операции на Московской бирже, — отметил Глазьев. — Вследствие политики свободного плавающего курса рубля у нас единственный источник сверхприбыли — спекуляции манипуляторов, тех, кто может манипулировать курсом рубля: они получают сверхприбыли, благодаря чему объем денег, выкачиваемых в финансовый сектор, нарастает». Советник президента уверен в том, что в этом спекулятивном бассейне сегодня «крутятся 15 ВВП, то есть объем валютных спекуляций в 15 раз превышает объем экономической деятельности в стране».
А Центробанк тем временем живет в иллюзии, что экономика перекредитована. При этом коммерческие банки уже почти перестали кредитовать производственные инвестиции, доля которых в активах банковской системы не превышает 5%. В свою очередь, иллюзия закредитованности, по мнению ученого, складывается из-за того, что банки не просто выдают дорогие кредиты, но эти кредиты еще и короткие. «Если бы ЦБ работал как все ЦБ в мире, создавая кредитные ресурсы для долгосрочного развития, у нас бы не было такой иллюзии», — отметил Глазьев.
Так что никаких надежд на то, что подавление инфляции подобной политикой приведет страну к экономическому росту, советник президента не питает: «Я это называю спиралью деградации: ЦБ борется с инфляцией путем повышения процентных ставок, это ведет к усыханию кредита, падению инвестиций. Следствием этого является нарастающее технологическое отставание нашей экономики от других стран. Падает конкурентоспособность, происходит девальвация рубля, снова по кругу ходим уже 15 лет».
«КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ БОЛЬНА»
Бабкин в очередной раз удивился тому, зачем ЦБ в качестве ориентира кредитно-денежной политики избрал подавление инфляции. Методы, которыми регулятор борется с этими ветряными мельницами, также вызывают у него сомнения: «Главный инструмент подавления инфляции у ЦБ — супервысокая ключевая ставка. Если мы посмотрим на мировой опыт, то увидим, что другие регулирующие органы в аналогичных ситуациях стараются не повышать кредитные ставки, а снижают их и иногда уводят в отрицательную зону. В ЕС ключевая ставка ЦБ — 0 процентов, в США — 1,3 процента, в Японии — минус 0,1 процента. Во всех этих государствах ключевая ставка ЦБ заметно меньше, чем размер инфляции».
Бабкин уверен, что высокая ключевая ставка в совокупности с повышением НДПИ и других налогов способствует не развитию экономики, а повышению себестоимости производства в России, а значит, росту стоимости товаров, что опять раскручивает инфляцию. «Неудивительно, что сейчас инфляция снижается, но мы не видим достаточной скорости ЦБ по снижению ставки, которая по-прежнему носит запредельный характер и подрывает конкурентоспособность российской экономики», — отметил эксперт. Бабкин уверен, что если бы кредиты в России стоили дешевле, то страна могла бы развиваться более быстрыми темпами. Пока же промышленные предприятия, по его словам, вынуждены 4/5 прибыли тратить на обслуживание банковских кредитов и лишь 1/5 направлять на свое развитие. «Кровеносная система нашей экономики больна, малокровие в нашей экономике наблюдается, это все тормозит развитие, ведет к выкачиванию денег из экономики и снижению покупательной способности населения», — утверждал совладелец «Ростсельмаша».
Тем не менее власти едва ли не ежедневно рапортуют об успехах в определенных отраслях экономики, например в ВПК, сельском хозяйстве или выросшем с 2010 года в 2,4 раза производстве тротуарной плитки. Но и этому «экономическому чуду» заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений им. Примакова РАН Яков Миркин находит логичное объяснение: «Когда ты заходишь в эти сегменты экономики и спрашиваешь себя, какова причина такого сверхбыстрого роста, то везде видишь одну простую вещь — доступность кредита, низкий процент (как известно, в сельском хозяйстве это 5–6 процентов за счет процентов субсидий), довольно широкое участие бюджетных инвестиций, очень сильные налоговые стимулы, плюс очень помогла девальвация рубля. Таким образом, совершенно другая политика — искусственные нормализованные рыночные условия создают эффект сверхбыстрого роста», — пояснил экономист. Естественно, Миркин задается вопросом: почему не применяем такую стимулирующую политику для экономики в целом? Но этот вопрос так и остается без ответа — представители регулятора подобные совещания игнорируют.
«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА В ОБСЛУЖИВАНИИ ИНТЕРЕСОВ СПЕКУЛЯНТОВ»
Зато директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, подобно врачу, легко связал воедино причины и следствия политики Центробанка и даже нашел ее «внутренне строго логичной»: «Это не ошибки, а методы достижения цели. Как известно, Банк России, как и экономический блок правительства, управляется либералами, то есть людьми, которые считают, что смысл существования государства не в служении интересам населения и народа России, а в обслуживании интересов спекулянтов, лучше всего финансовых и глобальных». Так что та выкачка денег, о которой говорили другие участники круглого стола, нужна лишь для одного — «с одной стороны, чтобы больше досталось спекулянтам», с другой стороны, «чтобы они были хозяевами самого редкого ресурса, а значит, были хозяевами всего».
Михаил Делягин
Как бороться с этими хитроумными ходами Банка России, Делягин тоже придумал. Для начала стоит ограничить финансовые спекуляции. «На это либералы не пойдут никогда», — сразу предупредил экономист, и тут уже оставалось только домысливать, что пора бы от этих самых либералов скорее избавиться. Еще одно предложение — бороться с инсайдерской торговлей. «Хотя бы можно начать расследовать события 2014 года, когда были явные признаки инсайдерской торговли на валютном рынке, которые имели ужасающие последствия. Если преступление не наказывается и нет попыток наказать, то это означает, что это не преступление, а норма. Когда Банк России не проводит расследования, то это означает, что инсайдерство — это не преступление, а некоторая норма, что влияет как на состояние экономики в целом, так и на доверие этому учреждению», — отметил директор Института проблем глобализации.
«ПОЧЕМУ-ТО ЦБ САМ МИЛУЕТ, НАКАЗЫВАЕТ, ЧТО ХОЧЕТ, ТО И ДЕЛАЕТ»
Еще один важный аспект деятельности Центробанка, который рассмотрели эксперты, касался оздоровления банковской системы. «Мы прозевали момент, когда санация, пусть даже варварская, привела к уничтожению», — констатировал Делягин. Вообще, если бы на заседании присутствовал председатель правления Альфа-банка Андрей Соколов или кто-то еще от тех банков, которые устроили демарш против ассоциации российских банков (АРБ), то они запросто бы вновь обвинили главу АРБ Гарегина Тосуняна, а заодно и участников вчерашнего совещания в том, что те якобы покрывают банкиров-мошенников. «20 лет участники рынка строили свой бизнес, были уважаемыми людьми в обществе. Я не знаю, могут ли они быстро променять этот статус, чтобы быстро увести деньги. 20 лет были честными людьми, а вдруг стали мошенниками. Все ли мы готовы пожертвовать своим социальным статусом, своим добрым именем ради чего-то? Почему же эти люди пошли на такой риск? Данная политика стимулирует людей на неправильные поступки», — возразила бы им тогда вице-президент АРБ Лариса Санникова.
А председатель комитета ТПП по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза продемонстрировал показательную статистику существования в современной России банковского сектора. Так, только за первый год его жизни — 1992-й — было создано 2 тыс. банков, то есть тогда открывалось по пять новых кредитных организаций в день. Всего же за первые 6 лет появилось 2968 банков. Но к 1 июля 2013 года (тогда в Банк России пришла новая администрация во главе с Набиуллиной) из них оставался только 981 банк. «Остались те самые банки, которые прошли все кризисы, которые более-менее сохранили нормальную работоспособность после всех этих кризисов, имели устойчивую клиентуру. Казалось бы, ЦБ должен направить все свои усилия, чтобы помочь этим банкам, вышедшим из тяжелых битв с кризисами, восстановиться и оказывать клиентам помощь в развитии бизнеса», — заявил Гамза. Но вместо этого, по его словам, началась политика «очистки от якобы криминальных» банков. «А на самом деле ликвидация национального частного банковского сектора», — добавил эксперт. Так что четыре года плодотворной работы Набиуллиной на посту главы ЦБ лишили лицензии еще 399 банков, то есть 41% из тех, которые были к моменту ее прихода. «В результате всей этой политики с 1992 года мы создали огромное количество непонятных банков, из которых ликвидировано 82 процента. Зачем мы это делали?» — пожимал плечами Гамза.
По его мнению, в выигрыше остаются только госбанки, объем активов которых приближается к 80%, еще 15% приходится на иностранные кредитные учреждения. «Легко можете посчитать, какова доля национальных частных банков. Думаю, вскоре у нас останутся государственные и иностранные банки», — уверен эксперт. Гамза отметил, что отзыв лицензии у банков должен проходить исключительно через суд. «Почему-то ЦБ сам милует, наказывает, что хочет, то и делает. Наказать можно только через суд», — подчеркнул он.
С ним согласен и Делягин, уверенный в том, что государство спасает собственный сектор, а в итоге страна придет к советской модели, когда госсектор будет едва разбавлен иностранными участниками. «Инвестиции в этой системе координат могут осуществлять только иностранцы, потому что глобальный бизнес хороший и сильный, поэтому российское государство должно ему служить», — сказал директор Института проблем глобализации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.