Ринат Абдуллин заметил: «Давненько не собирались. Видимо, готовых проектов не было» Ринат Абдуллин заметил: «Вы сейчас можете долго спорить, кто должен делать»

ВМЕСТО ЕЛКИ — ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР

Последний градостроительный совет в Набережных Челнах прошел в июле, и лишь спустя два с половиной месяца заседания архитектурного сообщества возобновились. Накануне вечером городские архитекторы и чиновники рассмотрели три проекта. И хотя изначально все они являлись знаковыми, бурных споров не вызвали. Предваряя заседание, руководитель исполкома автограда Ринат Абдуллин заметил: «Давненько не собирались. Видимо, готовых проектов не было».

Первым на суд высокого жюри был представлен проект с несколько странным названием — спортивно-торговый центр. Рассказал о нем архитектор Глеб Петрушин. Этот проект уже рассматривался на градсовете ранее, только его месторасположение было другим — в поселке ЗЯБ, между «Макдоналдсом» и храмом Серафима Саровского. Тогда архитекторы заметили, что здание закрывает вид с проспекта Набережночелнинского на культовый объект, так что разработчикам предложили изменить дислокацию своего центра. И вариант был найден: там же, в поселке ЗЯБ, на пересечении Набережночелниского проспекта и Сармановского тракта. Здание предполагается 5-этажное, с витражным остеклением. «Это место замкнуто среди проспектов, — пояснил Петрушин. — Возможно, здесь уже не будут строиться новые здания вдоль Набережночелнинского проспекта, поэтому нецелесообразно возводить малоэтажное здание небольшой площади, иначе оно потеряется, и территория так и останется пустырем. Поэтому мы предлагаем построить такое здание, у которого нет главного и второстепенных фасадов — они все главные». Архитектор добавил, что в подвальном этаже предусмотрено 62 парковочных места, а всего их на территории 206 сооружений, что на 20 больше, чем предусмотрено нормативами.

Спортивно-торговый центр Спортивно-торговый центр в поселке ЗЯБ на пересечении Набережночелниского проспекта и Сармановского тракта. Здание предполагается 5-этажное, с витражным остеклением

Главная же сложность заключается в том, что на этой самой территории много лет устанавливали елку и ледяные городки на Новый год для жителей поселка ЗЯБ. Чтобы разрешить ситуацию, Петрушин предложил место праздничных гуляний перенести на другую часть Набережночелнинского проспекта — в комплекс 17А, который в основном населяют семьи работников картонно-бумажного комбината. «Там территория, где много инженерных коммуникаций, там строить ничего нельзя, — аргументировал он свое предложение. — Поэтому логично там построить парк или сквер. К тому же он станет продолжением сквера имени Титова и свяжет его с набережной. Работать он будет и зимой, и летом, тогда как нынешняя территория елки задействована лишь в новогодние праздники. Все остальное время она пустует».


Собственно само здание спортивно-торгового центра не вызвало у градсовета никаких вопросов, поэтому основное внимание он уделил как раз концепции новогодней территории в поселке ЗЯБ. «Как вам идея? — обратился к собравшимся Абдуллин. — Идея в том, чтобы обустроить пустырь, где невозможно ничего строить, где бурьян постоянно разрастается». Айрат Насыбуллин, руководитель административно-технической инспекции, выступил оппонентом: «А кто будет делать? Он [застройщик] или мы должны будем?»

«Мы пока обсуждаем концепцию, — направил дискуссию в нужное русло руководитель исполкома. — Ты что, с лопатой, что ли, ходишь? Может, и он возьмется». Тем временем из числа членов градсовета послышалось неоднократное: «Идея хорошая, красиво!» Скепсиса добавил Ринат Сафиуллин, руководитель местного отделения союза архитекторов: «А как на месте нового здания решен вопрос размещения автотранспорта? До сих пор там и ярмарки проводили...» Ему ответил непредставившийся представитель ГИБДД, сказав, что во время ярмарок и новогодних праздников весь транспорт парковался на проезжей части.

Основное внимание уделили концепции «новогодней территории» в поселке ЗЯБ Основное внимание уделили концепции новогодней территории в поселке ЗЯБ

Пресек спор Абдуллин: «Там и для ярмарки неудачное место, поэтому мы рассматриваем вариант перенесения мест торговли на улицу Низаметдинова. А так у нас на Новый год елка будет стоять уже на новом месте, так?» — обратился он к представителю компании-застройщика. Тот ответил в духе, что елка-то стоять будет, но полностью обустройство территории возможно лишь при участии бюджета города. «Мы же парковые зоны делаем, — сказал он. — Если заложить в бюджет, сделаем». Этот посыл подхватил Насыбуллин: «Ну вот, он уже отказался, сказал, что бюджет должен финансировать». «Вы сейчас можете долго спорить, кто должен делать, — вмешался Абдуллин. — Мы пока только концепцию обсуждаем. И не отказался он. Нам надо решить юридические вопросы с меной участка».

Ринат Сафиуллин Ринат Сафиуллин: «А как на месте нового здания решен вопрос размещения автотранспорта? До сих пор там и ярмарки проводили...»

ХРАМ РАЗРУШАЛИ, ЖГЛИ, ПЕРЕНОСИЛИ, НО ПОСТРОИЛИ

Следующий вопрос касался концепции развития территории прихода храма Рождества Христова. Этот комплекс располагается на проспекте Автозаводском. Представил проект архитектор Васил Хафизов. Суть в том, что на территории уже существуют здания, в том числе и основное — храм, который находится в стадии завершения строительства. Концепция развития же предполагает возведение церковной лавки с аркадной входной группой и церковно-приходской школы площадью 380 кв. метров. Плюс к этому — зоны озеленения и аллеи митрополитов. Весь комплекс будет огорожен кирпичным забором с тремя кирпичными же воротами. Все здания планируется возвести в едином стиле. Территория оборудована парковкой на 50 машино-мест.

Храм Рождества Христова Храм Рождества Христова на проспекте Автозаводском. Все здания планируется возвести в едином стиле

Абдуллин сразу признался, что не понял цели выступления. «Проект есть, когда-то успели утвердить — купола стоят... Дополнительное разрешение на строительство, что ли, надо?» — уточнил он у выступающего. «Да, надо, — ответил Хафизов. — Раньше над имеющимся цокольным этажом планировалось построить деревянную церковь. Теперь же принято решение возвести церковно-приходскую школу».

Васил Хафизов Васил Хафизов: «Раньше над имеющимся цокольным этажом планировалось построить деревянную церковь. Теперь же принято решение возвести церковно-приходскую школу»

Напомним, что судьба храма Рождества Христова в Челнах — одна из самых сложных. Изначально его планировали построить в парке Победы под названием храм Святой Татианы, но это вызвало лютое недовольство активного в 1990-х татарского общественного центра. Его члены не раз пытались помешать строительству, даже поджигали. В итоге нашли альтернативу — под храм выделили участок на Автозаводском проспекте возле бассейна «Олимпийский». Но и тут все сложилось не слава Богу. Уже построенная деревянная церковь в 2010 году сгорела — во время грозы в нее ударила молния. Остался только тот самый цокольный этаж, который был бетонным. Деньги на новую стройку собирали, что называется, всем миром. И ныне храм почти возведен, ведутся отделочные работы.

«С какого времени ведется строительство?» — полюбопытствовал Абдуллин. Получив же ответ, что с 2005 - 2006 года, заключил: «Затянули». Гендиректор ООО «Инжиниринговый центр „Синергия“» Ильдус Камалов не оставил историю с пожаром без внимания: «Если Богу будет неугодно, то...» Прервал его председательствующий: «Один мусульманин выступает с докладом о христианском храме, другой накликивает... Не об этом говорите». Вопрос был поставлен на голосование, в итоге концепцию развития территории храма градсовет Челнов принял.

Ильдус Камалов Ильдус Камалов не оставил историю с пожаром без внимания: «Если Богу будет неугодно, то...»

«БУДЕТ СОБОР ТАКОЙ, А ТУТ — ЭТА ИЗБУШКА»

Последний вопрос повестки дня также касался культового сооружения, на этот раз — Крестовоздвиженского храма на улице 40 лет Победы. Землю под него в 1,5 га выделили только нынешней зимой. Но что интересно, на процедуре освящения места застройки в январе был установлен крест — тот самый, который до этого христианские священники воздвигли вблизи родника в Боровецком лесу. Тогда сообщалось, что он установлен на месте разрушенной церкви. Место это, по словам благочинного по Закамскому региону отца Андрея Дубровина, обладает чудом исцеления физических и духовных болезней. Но инициатива церковников взволновала мусульман города. Мухтасибат даже планировал обратиться к муфтию Татарстана Камилю Самигуллину с просьбой дать юридическую оценку действию православных. Но те не стали дожидаться разбирательств и сами убрали крест. Какое-то время он хранился в Боровецкой церкви, а затем был установлен на месте будущего Крестовоздвиженского храма.

Крестовоздвиженский храм Крестовоздвиженский храм на улице 40 лет Победы. Землю под него в 1,5 га выделили только нынешней зимой

На нынешнем градсовете о храмовом комплексе речь не шла. Архитектор Хафизов представил эскиз лишь временной церкви — деревянного сооружения размером 7 на 16 метров, рассчитанного на 50 молящихся единовременно, выполненного в традиционном христианско-церковном стиле. «А общий проект еще не разрабатывали?» — задал вопрос Абдуллин. «Нет, — был ему ответ. — Там еще только задание формируется. Но любой приход начинается с малого строения. После строительства кафедрального собора планируется, что здесь будет церковная лавка».

«Временное-то строение что обсуждать? В будущем надо увязать его с собором. А то будет собор такой, а тут — эта избушка», — высказал руководитель исполкома свое мнение. «Так собора пока нет», — ответил Хафизов. «Ну так и не говори, что церковная лавка. Просто временное строение», — напутствовал архитектора Абдуллин. Но Камалов и тут не смог смолчать: «А есть необходимость через каждые 300 метров церкви строить? Вот тут в зале если двое-трое верующих наберется...» «Это не к нему [архитектору] вопрос», — завершил дискуссию Абдуллин. При этом он не стал выставлять проект молельни на обсуждение — временное же.