Тимур Вальшин уже вышел из камеры и воссоединился с семьей Тимур Вальшин уже вышел из камеры и воссоединился с семьей. Он провел в СИЗО 7 месяцев и 18 суток

ГЕНДИРЕКТОР «ТФБ ФИНАНС» ОТПУЩЕН ИЗ-ПОД СТРАЖИ, НА ОЧЕРЕДИ ТИМЕРБАЕВ И АБДУЛЬМАНОВ? 

Сенсационная новость стала известна «БИЗНЕС Online» сегодня. Следственный комитет накануне отпустил под подписку о невыезде гендиректора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина. Информацию об этом нашему изданию подтвердил старший помощник руководителя следственного управления СКР по Татарстану Андрей Шептицкий. «С Вальшиным проведен основной объем следственных действий, и повлиять на ход расследования дела он уже не может, поэтому нет оснований для его содержания под стражей», — сказал Шептицкий. 

Вальшин провел в СИЗО 7 месяцев и 18 суток. Отметим, ожидалось, что послезавтра, 29 сентября, Приволжский районный суд рассмотрит ходатайства следствия об избрании меры пресечения для всех пятерых фигурантов дела. Кроме Вальшина это два зампреда правления Татфондабанка Вадим Мерзляков и Сергей Мещанов, начальник управления клиентских операций на рынке ценных бумаг «ТФБ Финанс» Рустам Тимербаев и Илнар Абдульманов, совмещающий две должности — начальника управления активных операций на рынке ценных бумаг в ПАО «Татфондбанк» и руководителя отдела клиентского сервиса «ТФБ Финанс». 

Адвокат Вальшина Борис Рыбак  в беседе с корреспондентом издания заявил, что «ничего не слышал об этом, пока это только догадки» и «я пока на свободе его не увижу, ни во что не буду верить». Однако защитник ожидал такого решения. «Вот только я ждал, что освобождение будет сразу по троим фигурантам дела — Вальшину, Тимербаеву и Абдульманову, — рассказал он. — Все трое в банке работали на 0,1 ставки, они к ТФБ имели мало отношения, их деятельность полностью была связана с „ТФБ Финанс“. Пора уже было их отделить от этого дела». 

Борис Рыбак: «Вот только я ждал, что освобождение будет сразу по троим фигурантам дела — Вальшину, Тимербаеву и Абдульманову» Борис Рыбак: «Вот только я ждал, что освобождение будет сразу по троим фигурантам дела — Вальшину, Тимербаеву и Абдульманову»

Адвокат Владимир Гусев подтвердил «БИЗНЕС Online», что следователь может по своему решению отпустить обвиняемого под подписку о невыезде, не дожидаясь решения суда. «Следователь — процессуально самостоятельное лицо, и если он посчитал, что отпала необходимость в мере пресечения для фигуранта дела, то он совершенно спокойно может своим постановлением его освободить под подписку, закон это позволяет», — заметил Гусев.  

По информации «БИЗНЕС Online», участь Вальшина могут разделить также Тимербаев и Абдульманов, однако оба сотрудника компании пока находятся в СИЗО. В беседе с нашим корреспондентом адвокат Абдульманова Гаянэ Емельянова рассказала, что не знает о намерении следствия отпустить из-под стражи ее подзащитного. По информации источника нашего издания, на завтра с Абдульмановым и Тимербаевым запланированы следственные действия. Тем временем в Приволжский суд на продление меры пресечения поступили документы от следствия только в отношении двух зампредов правления ТФБ — Мерзлякова и Мещанова. Заседание состоится в пятницу. Это позволяет сделать вывод, что к ним вопросы у следственного комитета еще остались и они, возможно, продолжат коротать досуг в стенах СИЗО. «Мерзляков и Мещанов — в большей степени работники банка, как я предполагаю, но о том, почему они остаются под стражей, я ничего не знаю», — заметил Рыбак. 

Илнар Абдульманов Илнар Абдульманов

Как бы то ни было, о том, что стало поводом для смягчения условий содержания троим фигурантам дела, остается только гадать. По одной версии, все трое дали нужные следствию показания. По другой — напротив, крайне сдержанно высказывались в адрес других фигурантов расследования. 

Пока освобождение из стен СИЗО Вальшина и ожидаемое — Тимербаева и Абдульманова — главный результат смены подследственности. Напомним, уголовное дело возбуждалось в ГСУ МВД по РТ, а в августе передано прокуратурой в СУ СК по Татарстану с формулировкой «в связи с возможной причастностью Роберта Мусина к внедрению программного обеспечения продукта „ТФБ Финанс“». Однако, как сообщала на прошлой неделе наша газета, следствие не намерено инкриминировать экс-председателю правления ТФБ данный эпизод — все фигуранты дела «ТФБ Финанс» и сам Роберт Мусин были допрошены по данному эпизоду, подозрений у следователей по отношению к Мусину в итоге не возникло. 

Рустам Тимербаев Рустам Тимербаев

«СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЗАПОМНЯТ ВСЕ, А КОГДА БУДУТ ОПРАВДЫВАТЬ, НЕ ВСПОМНИТ НИКТО»

Напомним, Вальшин стал первым фигурантом уголовного дела по признакам ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») в доверительном управлении «ТФБ Финанс». Данное уголовное дело было возбуждено главным следственным управлением МВД по Татарстану 2 февраля этого года, когда в ПАО «Татфондбанк» уже была введена временная администрация, однако банковская лицензия еще не была отозвана, а шанс на спасительную санацию оставался.

Вальшин был задержан 6 февраля, а 8 числа того месяца — доставлен оперативниками зал Советского райсуда. На тот момент потерпевшими были признаны около 100 вкладчиков доверительного управления, а сумма ущерба едва превышала 90 млн рублей. По версии следствия, сотрудники ДУ вводили клиентов в заблуждение: предлагали тем перевести свои средства (чаще всего — от миллиона рублей) на счет в «ТФБ Финанс», за что обещали повышенную процентную ставку по вкладам. На вопрос о том, застрахован ли вклад, операционисты якобы отвечали утвердительно, хотя на самом деле вклады доверительного управления не попадали под страховую программу АСВ. На средства вкладчиков «ТФБ Финанс», по словам самих топ-менеджеров, покупались облигации банка. Следствие выразило уверенность, что руководство управления и банка давало своим подчиненным указание вводить вкладчиков в заблуждение.

«Сегодняшний день запомнят все, а когда будут оправдывать, не вспомнит никто, — произнес в зале суда доставленный гендиректор ДУ Вальшин, который не признал своей вины. — Виновным себя не считаю. Клиенты не поняли. Хищений не было». Отметим, Вальшина собеседники издания называли одним из самых работоспособных и законопослушных менеджеров в команде Мусина. В суде он неоднократно подчеркивал, что, находясь на свободе, сможет принести гораздо большую пользу расследованию и вкладчикам ТФБ. Кроме того, состояние здоровья гендиректора «ТФБ Финанс» (в частности, проблемы со зрением) не позволяло ему находиться в местах лишения свободы. 

Однако федеральный судья Сергей Аптулин удовлетворил ходатайство следствия и отправил Вальшина под стражу. Участь гендиректора ДУ позже разделили еще четыре фигуранта дела — Абдульманов и Тимербаев. Позже «очередь» дошла и до их непосредственного руководства из самого банка: сначала следствие задержало и арестовало Мерзлякова, затем в розыск был объявлен другой зампред — Мещанов, которого сотрудники полиции задержали в Подмосковье в одном из медучреждений. Объявление в розыск, к слову, суд спустя некоторое время признал незаконным.

... Уголовное дело по ТФБ представляет из себя порядка 300 томов, почти 2 тыс. потерпевших вкладчиков и более 2 млрд рублей ущерба

ХРОНОЛОГИЯ ДЕЛА ПАО «ТАТФОНДБАНК»

Через месяц, после того как в республиканском МВД возбудили дело, а именно — после отзыва лицензии банка 3 марта, свое веское слово высказал следственный комитет. Был арестован глава банка Мусин, его первый зам Рамиль Насыров оказался под домашним арестом, за ними последовали задержания топ-менеджеров строительного холдинга «Сувар Девелопмент» Андрея Мочалова и Дениса Семенова, руководителя «Новой нефтехимии» Рамиля Сафина и гендиректора ООО «Роял Тайм Групп» Елены Леушиной. Эта четверка в итоге оказалась на свободе, но продолжает оставаться фигурантами дела.

А вот фигуранты дела «ТФБ Финанс» более полугода провели в следственном изоляторе: на каждом продлении срока содержания под стражей они утверждали, что вину не признают. Более того, не понимают, в чем их обвиняют, ведь хищений средств, по их словам, не было. Все эти аргументы упирались в некую стену — суд то и дело удовлетворял ходатайство руководителя специально созданной следственной группы ГСУ следователя Айгуль Гильфановой. Не помогали фразы о том, что вся документация уже изъята из банка, что менеджмент в доверительном управлении уже осуществляют другие, конкурсные, сотрудники, а также несколько месяцев с фигурантами не проводится следственных действий.

Надежда засияла в середине августа: 15 числа уголовное дело, как сообщала наша газета, предсказуемо перекочевало из неприступного для фигурантов ГСУ МВД во вполне гуманный (в рамках дела ТФБ) следственный комитет. На тот момент дело представляло из себя порядка 300 томов, почти 2 тыс. потерпевших вкладчиков и более 2 млрд рублей ущерба. Источники нашего издания, близкие к правоохранительным органам, утверждали тогда, что изменение подследственности дела должно вселить надежду в фигурантов длительного расследования. Однако пока стены следственного изолятора разрешили покинуть лишь Вальшину. Более того, все активнее распространяется информация о том, что фигурантам всех уголовных дел может быть предъявлено обвинение по веской 210-й статье Уголовного кодекса («Организация преступного сообщества»). Однако процессуальных подтверждений этому пока нет.